58 Теория Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева.
Теория соотношения факторов производства. Данная теория разработана шведскими экономистами Эли Хекшер и Бертиль Олен. Основные положения: страна экспортирует те товары, на производство которых в избытке имеются факторы производста и импортируют те, на производство которых факторов не хватает. Экспорт товаров может быть заменен перемещением факторов производства. При определенных условиях в международной торговле прослеживается тенденция к выравниванию факторных цен.
Амер. экономист (русского происхождения) Василий Леонтьев исследуя в 1956 году стр-ру экспорта и импорта США обнаружил что вопреки теории Хекшера – Олина в экспорте США преобладали относит-но более трудоемкие товары, а в импорте – капиталоемкие, этот результат стал известен как парадокс Леонтьева. Он предложил след-ее объяснение своему парадоксу: фактор труда, входящий в состав амер-го экспорта, был весьма специфическим, т.к. в то время США располагали более квалифиц-ой рабочей силой, чем большинство их партнеров. По его расчетам, в любой комбинации с данным кол-ом капитала 1 человека – год американского труда, эквивалентен 3 человекам – годом ино. труда, следоват-но, это означает, что США - трудоисбыточная страна: и никакого парадокса нет.
59 Неотехнологические теории международной торговли. Неотехнологическая школа связывает основные преимущества с монопольной позицией фирмы (и страны) - новатора. Отсюда и новая оптимальная стратегия для отдельных фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим, но что больше пока никто выпускать не может. Изменилось и отношение к государству: экономисты неотехнологического направления считают, что государство может и должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свертыванию производства других, устаревших. В теории технологического разрыва, выдвинутой американским экономистом Майклом Познером в 1961г., структура внешней торговли страны определяется ее технологическим уровнем, и чем он выше, тем больше прибыли может извлечь страна от экспорта товаров и услуг на основе новых технологий, на которые у нее возникает как бы временная монополия. Эта теория международной торговли на основе эффекта масштаба, развитая целым рядом экономистов она исходит из того, что по мере нарастания масштабов производства, которое обычно идет в рамках монополистической конкуренции (т.е. конкуренции между одинаковыми товарами, которые отличаются от друг друга лишь разными характеристиками), издержки производства каждой единицы продукции снижаются. Отсюда странам с одинаковой наделенностью факторами становится выгодным специализироваться и обмениваться технологически однородной, но дифференцированной продукцией (так называемая внутриотраслевая торговля), примером которой может служить торговля легковыми автомобилями между странами - их производителями. К теории международной торговли на основе эффекта масштаба близки теория международной торговли в условиях монополистической конкуренции американского экономиста Пола Кругмана, теория внутриотраслевой международной торговли другого американcкoгo экономиста венгерского происхождения - Бэлы Балассы и теория «пересекающегося» спроса шведского экономиста Стефана Линдера с ее акцентом на схожести структуры спроса в странах одинаковогo уровня развития. Существуют теории международной торговли, объясняющие внешнюю торговлю не только разной наделенностью стран факторами производства, но и другими причинами. В теории жизненного цикла продукта, предложенной другим американским экономистом, Раймондом Верноном, в 1966г., новый и пользующийся спросом товар в своем жизненном цикле проходит три стадии - нового продукта, его зрелости и его стандартизации, в ходе которых товар будет вначале пользоваться монополистическими преимуществами во внешней торговле, затем он будет имитироваться конкурентами из других стран и, наконец, его налаженное производство будет концентрироваться в странах с наименьшими издержками. Сторонники этой теории добавляют еще две стадии - стадию роста продаж (между стадией нового продукта и стадией его зрелости) и стадию выхода конкурентов на рынок страны-пионера.
60 Теория конкурентных преимуществ. (Майкл Портер) Наиболее значительными в 90-е годы были исследования М. Портера, которому удалось в своей теории конкурентных преимуществ нации примирить взгляды классических и неоклассических экономистов со взглядами представителей неотехнологической школы. На основе изучения практики компаний 10 ведущих индустриальных стран, на которые приходится почти половина мирового экспорта, он выдвинул концепцию «международной конкурентоспособности наций». Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется взаимодействием и взаимосвязью четырех основных компонентов (детерминант конкурентного преимущества): факторные условия, т. е. те конкретные факторы производства, которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли; условия спроса на товары и услуги, т. е. каков спрос на внутреннем рынке на продукцию и услуги, предлагаемые отраслью; стратегия фирм данной страны, их структура и соперничество, т. е. каковы условия в стране, определяющие то, как создаются и управляются фирмы, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке; характер родственных и поддерживающих отраслей, имеющихся в стране, т. е. наличие или отсутствие в стране родственных или поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на мировом рынке. Перечисленные детерминанты образуют национальный «ромб», представляющий собой систему, компоненты которой взаимно усиливают друг друга.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Современное мх: структура, субъекты и тенденции развития
- 2. Место рф в мировом хозяйстве. Перспективы России на мировых рынках.
- 3. Интернационализация и глобализация мирохозяйственных связей. Экономические аспекты глобальных проблем
- 6. Открытость эк-ки и проблемы эк-ой безоп-и России. Задачи по обеспечению эк-ой безоп-ти.
- 7. Классические теории м/н торговли. Модели абсол. И сравнит.Го преимущества.
- 9. Гос. Регулирование внешней торговли: тарифные и нетарифные методы.
- 10. Внешняя торговля России: динамика, структура и формы государственного регулирования.
- 11. Типы каналов сбыта продукции фирмы на внешнем рынке и ее характеристика
- 12. Межгосударственное регулирование внешней торговли. Гатт/вто и его воздействие на современные торговые процессы.
- 13. Современная роль вто в современной экономике. Вступление России в вто: перспективы развития отечественной экономики.
- 15. Платежный баланс страны: содержание и принципы расчета
- 16. Международный рынок рабочей силы, направления и тенденции его развития
- 17. Регулирование международной трудовой миграции. Проблема «утечки умов» и возможные пути ее решения
- 18. Международная миграция капитала: сущность, формы и основные направлении.
- 19. Прямые иностранные инвестиции и роль тнк.
- 20. Россия в международном движении капитала. Иностранные инвестиции в России и их регулирование.
- 21. Международный рынок услуг: состояние и перспективы развития
- 22. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве. Формы интеграционных объединений
- 23. Место России в современных интеграционных процессах. Взаимодействие со странами снг
- 24. Иностранные инвестиции и их роль в структурной перестройке экономики России
- 26. Международные источники финансирования фирм
- 27. Международное долгосрочное финансирование промышленных фирм (компаний)
- 28. Международный кредит: понятие и виды. Принципы международного кредитования: структурирование кредита, типы финансирования, менеджмент кредита
- 29. Способы финансирования международной торговли: банковские акцепты, дисконтирование, факторинг, форфейтинг
- 30. Мировой рынок ссудных капиталов: структура и особенности
- 31. Финансовые инструменты мирового фондового рынка.
- 32. Сущность и содержание снабженческой логистики из-за рубежа
- 33. Основные цели международной фирмы при размещении текущих валютных средств
- 34. Основные инструменты м/н краткосрочного инвестирования фирмы. Их сравнительные доходы, риски, ликвидность.
- 35. Валютная система. Понятие и виды валютных систем. Эволюция мировой валютной системы
- 36. Европейская валютная система. Национальные валюты и международные денежные единицы
- 37. Валютные операции: общая характеристика. Спот-рынок: спот-котировки, операционные издержки, кросс-курсы, валютный арбитраж, валютный риск
- 38. Срочные валютные рынки: общая часть, участники, котировки, риск, кросс-курсы, сроки погашения контрактов
- 39. Стратегии и формы международного перемещения прибыли тнк.
- 40. Трансфертное ценообразование как инструмент управления финансами тнк.
- 41. Понятие евровалюты и эволюция евровалютного рынка: общий обзор, факторы появления и роста.
- 42.Взаимосвязь м/н торговли, маркетинга и бизнеса; предмет м/н. Маркетинга; интернационализация концепции маркетинг-микса.
- 43.Особенности и основные направления развития международного маркетинга в России.
- 44. Коммуникативный подход к международному маркетингу; помехи и шумы; роль иностранного языка, как средства бизнес-коммуникации; проблемы кросс-культурного делового общения и протокола.
- 45. Международная компания: определение; базисные модели и основные участники международного бизнеса.
- 46. Тенденция к глобализации в совр. Междун. Компании и роль Internet. Модели и теории интернационализации бизнеса; объект. Причины и субъект. Роль менеджмента; рос. Особенности.
- 47. Теории жизненного цикла товара и интернационализация бизнеса
- 48. Стратегическое маркетинговое планирование и классификация стратегий
- 49 Международный маркетинг-план: назначение и структура; подготовка, организация, внедрение и контроль.
- 51. Структура и содержание политико-правового сечения окружающей среды международного бизнеса. Маркетинговая значимость его измерений
- 52. Структура и содержание экономического сечения окружающей среды международного бизнеса. Маркетинговая значимость его измерений
- 53 Мировые финансовые кризисы: признаки, причины, последствия для экономики
- 54 Современный мировой финансовый кризис: признаки, причины, последствия для российской экономики.
- 55 Продовольственная безопасность. Проблемы и пути решения.
- 56 Факторы, определяющие международные экономические позиции страны
- 57 Региональные интеграционные объединения: цели создания и тенденции развития
- 58 Теория Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева.
- 61 Роль внешнеэкономических факторов в социально-экономическом развитии России
- 62 Основные показатели международной торговли
- 63 Географическая структура международной торговли
- 64 Роль и значение государственного регулирования вэд в рф
- 65 Товарная структура международной торговли
- 66. Теории жизненного цикла товара и интернационализация бизнеса
- 67 Международные аукционы, их особенности.
- 69 Международные товарные биржи и их современная роль
- 70 Сущность вэд: основные виды и формы
- 71 Международные торги (тендеры)
- 72 Демпинг на внешнем рынке и борьба с ним
- 73 Проблемы повышения конкурентоспособности и эффективности внешней торговли отечественных производителей
- 74 Протекционизм: его причины и методы
- 75 Либерализация внешней торговли. Основные направления
- 76. Стратегическое маркетинговое планирование и классификация стратегий
- 77 Мировой рынок технологий: понятие и тенденции развития
- 78 Международный технологический обмен
- 79 Роль внешнеэкономических факторов в социально-экономическом развитии России
- 80 Роль и значение государственного регулирования вэд в рф