19. Прямые иностранные инвестиции и роль тнк.
Одной из черт современной МЭ явл-ся усиление значения ино инвестиций, в особенности прямых ИИ (ПИИ). В роли прямого инвестора чаще выступают ТНК. Перенос значительной части пр-ва за рубеж, создания там множ-ва филиалов, интегриров-х в единую сеть пр-ва тов-ов и услуг, позволяет ТНК исп-ть рес-сы и конкурентные преимущ-ва многих стран. Стремление крупных компаний вкладывать капитал за границу, создавая филиалы и дочерние предприятия, может быть объяснено целым рядом причин. Важной особен-ью прямого инвестир-ия, в отличие от портфел-го, явл-ся то, что наряду с доходами на вложенный капитал, прямые инвесторы могут получать дополнит-ые эк-ие выгоды, вытекающие из факта владения решающим голосом в управл-ии предпр-ем. Например, прямой инвестор может в рез-те такого вложения капитала получить доступ к рес-ам или рынкам, кот-ые в противном случае были бы ему недоступны. В этом случае зарубежное инвестир-ие становится важным инструм-ом конкурентной борьбы, когда ТНК, являясь монополистами на внутр-ем рынке страны базирования, стремятся усилить свое монопольное положение путем захвата новых рынков и приобретения контроля над предпр-ми в заруб-ых странах. Кроме того, вложив капитал в недостаточно прибыльное предпр-ие, прямой инвестор может повысить его рентаб-ть и стоим-ть благодаря своим администр-ым способностям, управленч-му опыту или компетентности в других областях. Наконец нестабильность рынка побуждает ТНК в целях минимизации риска диверсифицировать свои активы, в том числе географически. Главная черта ТНК, наличие заруб.филиалов. В рамках концепции ТНК разработано неск-ко моделей прямых инв-ий:
1) Модель монополист-их преимущ-в, базир-ся на идее, что ино инвестор наход-ся в менее благопр. Ситуации по сравнению с местным: он хуже знает рынок, правила игы, несет доп-ые трансп-ые издержки и больше страдает от рисков, поэтому ему нужны доп-ые монополист-ие преимущ-ва перед мест.конкур-ми, за счет кот-х он мог бы получить прибыль.
2) Модель жизненного цикла прод-ии, в соотв с этой моделью, новый продукт проходит 4 стадии жизненного цикла (внедрение, рост, зрелость и спад). М/н цикл впервые начавшей пр-во фирмы, выглядит след. образом: - моноп-ое пр-во и экспорт нового прод-та, -появл-ие аналогич-го прод-та у ино конкур-ов; - выход конкур-ов на рынки третьих стран и сокращ-е эксп-та прод-ии из страны пионера. При усиление угрозы эксп-ту фирма налажив пр-во за рубежом.
3) Модель интернацион-ии опир-ся на идею о том, что внутри большой корпорации м/у ее подразделениями сущ-ет особый внутр. рынок регулируемый руководит-ми корпорации и его филиалом. Счит-ся, что значит часть м/н корпораций осущ-ет свои операции фактически внутри фирмы м/у подраздел-ми больших хоз-х компл-ов называемых ТНК.
4) Марксистская модель базир-ся на постулате избыточного капитала. Монополии ставшие м/н через вывоз прямых инв-ий могут обладать преимущ-ми перед местными произв-ми из-за своей произв-ой, финн-ой и технолог-ой мощи.
5) Эклектическая- вобрала в себя из др. моделей то, что прошло проверку действительностью (особенно из модели монополистич-х преимущ). По этой моделе фирма начинает пр-во тов-ов и услуг за рубежом, потомучто одновременно имеются 3 предпосылки: - фирма обладает преимущ-ми по сравнению с др.фирмами в этой стране; - фирма исп-ет за рубежом некот-ые факторы пр-ва более эффективно чем у себя дома; -ей выгодней исп-ть все эти преимущ-ва самой за рубежом, а не реализ-ть их там через экспорт тов-ов или своих знаний местным филиалам.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Современное мх: структура, субъекты и тенденции развития
- 2. Место рф в мировом хозяйстве. Перспективы России на мировых рынках.
- 3. Интернационализация и глобализация мирохозяйственных связей. Экономические аспекты глобальных проблем
- 6. Открытость эк-ки и проблемы эк-ой безоп-и России. Задачи по обеспечению эк-ой безоп-ти.
- 7. Классические теории м/н торговли. Модели абсол. И сравнит.Го преимущества.
- 9. Гос. Регулирование внешней торговли: тарифные и нетарифные методы.
- 10. Внешняя торговля России: динамика, структура и формы государственного регулирования.
- 11. Типы каналов сбыта продукции фирмы на внешнем рынке и ее характеристика
- 12. Межгосударственное регулирование внешней торговли. Гатт/вто и его воздействие на современные торговые процессы.
- 13. Современная роль вто в современной экономике. Вступление России в вто: перспективы развития отечественной экономики.
- 15. Платежный баланс страны: содержание и принципы расчета
- 16. Международный рынок рабочей силы, направления и тенденции его развития
- 17. Регулирование международной трудовой миграции. Проблема «утечки умов» и возможные пути ее решения
- 18. Международная миграция капитала: сущность, формы и основные направлении.
- 19. Прямые иностранные инвестиции и роль тнк.
- 20. Россия в международном движении капитала. Иностранные инвестиции в России и их регулирование.
- 21. Международный рынок услуг: состояние и перспективы развития
- 22. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве. Формы интеграционных объединений
- 23. Место России в современных интеграционных процессах. Взаимодействие со странами снг
- 24. Иностранные инвестиции и их роль в структурной перестройке экономики России
- 26. Международные источники финансирования фирм
- 27. Международное долгосрочное финансирование промышленных фирм (компаний)
- 28. Международный кредит: понятие и виды. Принципы международного кредитования: структурирование кредита, типы финансирования, менеджмент кредита
- 29. Способы финансирования международной торговли: банковские акцепты, дисконтирование, факторинг, форфейтинг
- 30. Мировой рынок ссудных капиталов: структура и особенности
- 31. Финансовые инструменты мирового фондового рынка.
- 32. Сущность и содержание снабженческой логистики из-за рубежа
- 33. Основные цели международной фирмы при размещении текущих валютных средств
- 34. Основные инструменты м/н краткосрочного инвестирования фирмы. Их сравнительные доходы, риски, ликвидность.
- 35. Валютная система. Понятие и виды валютных систем. Эволюция мировой валютной системы
- 36. Европейская валютная система. Национальные валюты и международные денежные единицы
- 37. Валютные операции: общая характеристика. Спот-рынок: спот-котировки, операционные издержки, кросс-курсы, валютный арбитраж, валютный риск
- 38. Срочные валютные рынки: общая часть, участники, котировки, риск, кросс-курсы, сроки погашения контрактов
- 39. Стратегии и формы международного перемещения прибыли тнк.
- 40. Трансфертное ценообразование как инструмент управления финансами тнк.
- 41. Понятие евровалюты и эволюция евровалютного рынка: общий обзор, факторы появления и роста.
- 42.Взаимосвязь м/н торговли, маркетинга и бизнеса; предмет м/н. Маркетинга; интернационализация концепции маркетинг-микса.
- 43.Особенности и основные направления развития международного маркетинга в России.
- 44. Коммуникативный подход к международному маркетингу; помехи и шумы; роль иностранного языка, как средства бизнес-коммуникации; проблемы кросс-культурного делового общения и протокола.
- 45. Международная компания: определение; базисные модели и основные участники международного бизнеса.
- 46. Тенденция к глобализации в совр. Междун. Компании и роль Internet. Модели и теории интернационализации бизнеса; объект. Причины и субъект. Роль менеджмента; рос. Особенности.
- 47. Теории жизненного цикла товара и интернационализация бизнеса
- 48. Стратегическое маркетинговое планирование и классификация стратегий
- 49 Международный маркетинг-план: назначение и структура; подготовка, организация, внедрение и контроль.
- 51. Структура и содержание политико-правового сечения окружающей среды международного бизнеса. Маркетинговая значимость его измерений
- 52. Структура и содержание экономического сечения окружающей среды международного бизнеса. Маркетинговая значимость его измерений
- 53 Мировые финансовые кризисы: признаки, причины, последствия для экономики
- 54 Современный мировой финансовый кризис: признаки, причины, последствия для российской экономики.
- 55 Продовольственная безопасность. Проблемы и пути решения.
- 56 Факторы, определяющие международные экономические позиции страны
- 57 Региональные интеграционные объединения: цели создания и тенденции развития
- 58 Теория Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева.
- 61 Роль внешнеэкономических факторов в социально-экономическом развитии России
- 62 Основные показатели международной торговли
- 63 Географическая структура международной торговли
- 64 Роль и значение государственного регулирования вэд в рф
- 65 Товарная структура международной торговли
- 66. Теории жизненного цикла товара и интернационализация бизнеса
- 67 Международные аукционы, их особенности.
- 69 Международные товарные биржи и их современная роль
- 70 Сущность вэд: основные виды и формы
- 71 Международные торги (тендеры)
- 72 Демпинг на внешнем рынке и борьба с ним
- 73 Проблемы повышения конкурентоспособности и эффективности внешней торговли отечественных производителей
- 74 Протекционизм: его причины и методы
- 75 Либерализация внешней торговли. Основные направления
- 76. Стратегическое маркетинговое планирование и классификация стратегий
- 77 Мировой рынок технологий: понятие и тенденции развития
- 78 Международный технологический обмен
- 79 Роль внешнеэкономических факторов в социально-экономическом развитии России
- 80 Роль и значение государственного регулирования вэд в рф