23. Место России в современных интеграционных процессах. Взаимодействие со странами снг
Процесс интеграции России в МХ, ее утверждение как равноправного уч-ка в системе МЭО в международном разделении труда находится в самом начале. Стр-а росс-го ее экспорта носит преимущественно сырьевой хар-р. Только около одной четверти росс-ой эк-ки "завезено" на внешние рынки. Проблема интеграции России в мировое экономическое сообщество достаточно сложна и многообразна. Предпосылками к её решению могут стать: 1) прохождение Россией основных ступеней развития эк-ки рыночного типа, которые в свое время миновали эк-ки более развитые страны; 2) восстановление нарушенных связей, эк-ая интеграция в рамках СНГ (поначалу в рамках какой-либо его части) и, соответственно, совместное вступление единым блоком в МХ.
Одновременно с этими процессами должна осуществляться выработка механизма взаимод-ия с ПРС, развивающимися странами, м/н эк-ми орг-ми, регион-ми торгово-эк-ми блоками и группировками. Очевидно, что все это требует немало времени и усилий.
Для преодоления разрыва, отделяющего Россию от мировых лидеров и сокращения времени перехода к рыночной эк-ке, интеграции в МХ необходимо: устан-ие стабильного полит-го режима; развитие и совершенств-ие рыночного механизма хозяйств-ия, адекватного росс-им условиям; всемерное привлечение и эффективное исп-ие ино инвестиций путем создания благопр-го инвестиц-го климата, соответственно требованиям открытой эк-ки с российской спецификой; проведение активной внешнеторговой политики.
Россия обладает рядом преимуществ, позволяющих интегрироваться в МХ, занять должное место в МЭО
К этим чертам относят: а) Развитую научно-техническую базу; б) Высокую степень обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительную дешевизну.
Россия заинтересована в том, чтобы по периметру ее границ были дружественные, процветающие, демократические и стабильные гос-ва. Залогом лидерства России на пространстве СНГ могло бы быть создание привлекат-ой для партнеров реалистичной модели эволюц-го перехода к полноценным рынку и демократии.
Интеграция на постсоветском пространстве имеет ряд серьезных ограничений, обусловленных объективными характер-ми группировки. Первое - недостаточное развитие промыш-го потенциала. Интеграция м/у странами с относительно невысоким уровнем индустриального развития - дело исключительно трудное. Если страны явл-ся звеньями единой технологич-ой цепи, отношения м/у ними легко могут выдержать колебания эк-ой и полит-ой конъюнктуры. Рез-ом такой взаимозавис-ти становится интенсивное развитие не столько межотраслевой, сколько внутриотраслевой торговли.
Второй осложняющий фактор - различия в институциональной стр-ре экономик, отсутствие традиций рыночной эк-ки. В России нынешнее поколение учится ее правилам с нуля. В других странах СНГ, особенно неевропейских, ситуация еще сложнее. В азиатских республиках устои плановой экономики консервируются традициями семейственности, во многих регионах сохраняются докапиталистические, феодальные формы хозяйствования.. Вместе с тем интеграция неразрывно связана с типом производственных отношений.
Третье препятствие - явная разнокалиберность СНГ. На Россию приходится половина населения СНГ и больше 2/3 ВВП. По численности населения Россия превосходит находящуюся на втором месте Украину в 3 раза, по ВВП в 5 раз. Поэтому в СНГ объективно не существует основы для создания наднациональных институтов интеграции, подобно тем, кот-ые имеются в ЕС (Совет ЕС, Европейская комиссия, Суд, Европарламент).
Среди основных задач современного этапа интеграции стран СНГ и сотрудничества м/у ними субъекты Российской Федерации выделяют: создание механизма взаимовыгодных торгово-экономических отношений, формирование общего рыночного пространства, развитие взаимного товарообмена; конвертируемость нац-ых валют; сближение хоз-ых законод-в стран-партнеров, их бюджетно-налоговых и денежно-кредитных систем, вопросов внешнеэк-го рег-ия, тарифной, тамож. и миграц-ой политики; развитие страхования рисков внешнеторговой деят-ти; согласованное вступление в ВТО.
Форм-ие зоны свободной торговли и развитие взаимодействия государств-участников СНГ в эк-ой сфере должно осущ-ся постепенно через повышение уровня интеграции, синхронизацию осуществляемых госу-ми-уч-ми преобразований в эк-ке и совместных мер по проведению согласованной эк-ой политики, гармонизацию и унификацию законод-ва в сфере эк-ки и торговли и по другим направлениям, с учетом общепризнанных норм и принципов м/н права, а также опыта и законод-ва ЕС. Это подразумевает осуществление следующих основных мероприятий в рамках развития м/н и внешнеэк-их связей субъектов РФ с партнерами в рамках СНГ:
1. Создание благопр-ых условий для развития эк-го сотрудн-ва
2. Создание инфраструктуры эк-го взаимод-ия
3. Активизация сотрудничества регионов РФ с партнерами в рамках СНГ, включая приграничное сотрудничество
4. Формирование единого рынка труда и рег-ие вопросов миграции
5. Совершенствование нормативно-правовой базы.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Современное мх: структура, субъекты и тенденции развития
- 2. Место рф в мировом хозяйстве. Перспективы России на мировых рынках.
- 3. Интернационализация и глобализация мирохозяйственных связей. Экономические аспекты глобальных проблем
- 6. Открытость эк-ки и проблемы эк-ой безоп-и России. Задачи по обеспечению эк-ой безоп-ти.
- 7. Классические теории м/н торговли. Модели абсол. И сравнит.Го преимущества.
- 9. Гос. Регулирование внешней торговли: тарифные и нетарифные методы.
- 10. Внешняя торговля России: динамика, структура и формы государственного регулирования.
- 11. Типы каналов сбыта продукции фирмы на внешнем рынке и ее характеристика
- 12. Межгосударственное регулирование внешней торговли. Гатт/вто и его воздействие на современные торговые процессы.
- 13. Современная роль вто в современной экономике. Вступление России в вто: перспективы развития отечественной экономики.
- 15. Платежный баланс страны: содержание и принципы расчета
- 16. Международный рынок рабочей силы, направления и тенденции его развития
- 17. Регулирование международной трудовой миграции. Проблема «утечки умов» и возможные пути ее решения
- 18. Международная миграция капитала: сущность, формы и основные направлении.
- 19. Прямые иностранные инвестиции и роль тнк.
- 20. Россия в международном движении капитала. Иностранные инвестиции в России и их регулирование.
- 21. Международный рынок услуг: состояние и перспективы развития
- 22. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве. Формы интеграционных объединений
- 23. Место России в современных интеграционных процессах. Взаимодействие со странами снг
- 24. Иностранные инвестиции и их роль в структурной перестройке экономики России
- 26. Международные источники финансирования фирм
- 27. Международное долгосрочное финансирование промышленных фирм (компаний)
- 28. Международный кредит: понятие и виды. Принципы международного кредитования: структурирование кредита, типы финансирования, менеджмент кредита
- 29. Способы финансирования международной торговли: банковские акцепты, дисконтирование, факторинг, форфейтинг
- 30. Мировой рынок ссудных капиталов: структура и особенности
- 31. Финансовые инструменты мирового фондового рынка.
- 32. Сущность и содержание снабженческой логистики из-за рубежа
- 33. Основные цели международной фирмы при размещении текущих валютных средств
- 34. Основные инструменты м/н краткосрочного инвестирования фирмы. Их сравнительные доходы, риски, ликвидность.
- 35. Валютная система. Понятие и виды валютных систем. Эволюция мировой валютной системы
- 36. Европейская валютная система. Национальные валюты и международные денежные единицы
- 37. Валютные операции: общая характеристика. Спот-рынок: спот-котировки, операционные издержки, кросс-курсы, валютный арбитраж, валютный риск
- 38. Срочные валютные рынки: общая часть, участники, котировки, риск, кросс-курсы, сроки погашения контрактов
- 39. Стратегии и формы международного перемещения прибыли тнк.
- 40. Трансфертное ценообразование как инструмент управления финансами тнк.
- 41. Понятие евровалюты и эволюция евровалютного рынка: общий обзор, факторы появления и роста.
- 42.Взаимосвязь м/н торговли, маркетинга и бизнеса; предмет м/н. Маркетинга; интернационализация концепции маркетинг-микса.
- 43.Особенности и основные направления развития международного маркетинга в России.
- 44. Коммуникативный подход к международному маркетингу; помехи и шумы; роль иностранного языка, как средства бизнес-коммуникации; проблемы кросс-культурного делового общения и протокола.
- 45. Международная компания: определение; базисные модели и основные участники международного бизнеса.
- 46. Тенденция к глобализации в совр. Междун. Компании и роль Internet. Модели и теории интернационализации бизнеса; объект. Причины и субъект. Роль менеджмента; рос. Особенности.
- 47. Теории жизненного цикла товара и интернационализация бизнеса
- 48. Стратегическое маркетинговое планирование и классификация стратегий
- 49 Международный маркетинг-план: назначение и структура; подготовка, организация, внедрение и контроль.
- 51. Структура и содержание политико-правового сечения окружающей среды международного бизнеса. Маркетинговая значимость его измерений
- 52. Структура и содержание экономического сечения окружающей среды международного бизнеса. Маркетинговая значимость его измерений
- 53 Мировые финансовые кризисы: признаки, причины, последствия для экономики
- 54 Современный мировой финансовый кризис: признаки, причины, последствия для российской экономики.
- 55 Продовольственная безопасность. Проблемы и пути решения.
- 56 Факторы, определяющие международные экономические позиции страны
- 57 Региональные интеграционные объединения: цели создания и тенденции развития
- 58 Теория Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева.
- 61 Роль внешнеэкономических факторов в социально-экономическом развитии России
- 62 Основные показатели международной торговли
- 63 Географическая структура международной торговли
- 64 Роль и значение государственного регулирования вэд в рф
- 65 Товарная структура международной торговли
- 66. Теории жизненного цикла товара и интернационализация бизнеса
- 67 Международные аукционы, их особенности.
- 69 Международные товарные биржи и их современная роль
- 70 Сущность вэд: основные виды и формы
- 71 Международные торги (тендеры)
- 72 Демпинг на внешнем рынке и борьба с ним
- 73 Проблемы повышения конкурентоспособности и эффективности внешней торговли отечественных производителей
- 74 Протекционизм: его причины и методы
- 75 Либерализация внешней торговли. Основные направления
- 76. Стратегическое маркетинговое планирование и классификация стратегий
- 77 Мировой рынок технологий: понятие и тенденции развития
- 78 Международный технологический обмен
- 79 Роль внешнеэкономических факторов в социально-экономическом развитии России
- 80 Роль и значение государственного регулирования вэд в рф