logo
ЭКОНОМИКА ЭКЗАМЕН!

40. Трансфертное ценообразование как инструмент управления финансами тнк.

Трансфертная цена – это цена на поставку товаров м/у зависимыми компаниями; цена, кот-ю устан-ет один из хозяйствующих центров другому центру или подразделению. Трансфертное ценообразовании - варьирование контрактной ценой при сделках м/у связанными м/у собой компаниями по отношению к ее рыночным значениям. Применяется для перераспред-ия общей прибыли в пользу менее налогооблагаемой юрисдикции. Это - наиболее простая и распростр-ая схема м/н налогового планирования.

Факторы, влияющие на ТЦ: различия в налогообложении, таможенные пошлины, правила вывоза/перевода капиталов, уровень инфляции, ставка ссудного %, экономическая политика государства, степень доверия.

В практике установление трансфертных цен производится на ос­нове 5 основных методов:

1. Затратное трансфертное ценообразование. При этом методе опред-ия трансфертных цен все факти­ч-ие затраты включ-ся в цену продукта, сведения о затратах на его изготовление берутся из бух. ведомостей и оперативных отчетов отделений.

К достоинствам метода трансфертного относится простота исп-ия, возмож-ть контроля заин­тересов-ми сторонами внутри ТНК, наличие конкретных испол­нителей, механизм сплочения и повышения дисциплины внутри ком­пании (заинтересованность в правильном учете). К недостаткам – заинтересов-ть сторон в завышении затрат, завышенные цены (иногда выше рыночных) в конечном подразделе­нии (вследствие завышения цен промежуточными подразделениями), зависимость ценообразования от корпоративной культуры.

2. Рыночное трансфертное ценообразование. При исп-ии этого метода цены на внут­рикорпоративные поставки устан-ся исходя из рыночных цен. Недостатком метода явл-ся то, что не все товары, кот-ые постав­ляются внутри корпорации, представлены на рынке, а также необхо­димость решения проблемы, рынок какой страны взять за основу, по какому валютному курсу пересчитывать цены, если подразделения ТНК находятся в разных странах.

3. Фактическое ТЦ – определ-ая доля прибыли включается на каждом этапе производственного цикла или при распред-ии продукции м/у подразделениями. Данный ме­тод обеспечивает рентаб-ть каждого подразделения ТНК, участ­вующего в пр-ве и распред-ии прод-ии.

Преимущества метода - возможность получения прибыли каждым подразд-ем и высокая заинтересов-сть подразде-ий в достижении конечного рез-та. Осн-ым недостатком метода явл-ся сложность распред-ия прибыли м/у подразделениями и определение нормы прибыли для каждого из них.

4. Договорное трансфертное ценообр-ие - цены устан-ся на основании рез-ов переговоров и консультаций м/у менеджерами подразделений ТНК. Основным недостатком данного метода является то, что договаривающиеся стороны часто имеют про­тивоположные интересы, что может стать причиной конфликтов при формировании трансфертных цен. Эффективность договорного метода ценообразования зависит от корпоративной культуры и наличия информации о конъюнктуре рынка. Недостатком метода является возмож-ть нарушения целостности ТНК .

5. Смешанное трансфертное ценообр-ие. При смешанном трансфертном ценообр-ии примен-ся комбинация всех перечисленных выше методов. Напр., нижнюю границу цены опред-ют методом затратного трансфертного ценооб­раз-ия, а верхнюю - методом рыночного трансфертного ценообра­з-ия. После этого выбирают одну из цен в зависимости от целей и задач ТНК.

При использовании любого из методов установления трансфертной цены, нижним ее пределом являются затраты (полные, прямые, норма­тивные, предельные) отделения-поставщика, а верхним - рыночная цена. Эти пределы диктуются интересами поставщика с одной стороны, инте­ресами покупателя - с другой, то есть отделению-поставщику нет смысла продавать свою продукцию по цене ниже производственных затрат, в то же время как отделению-покупателю нет выгоды приобретать внутри­фирменную продукцию по ценам выше рыночной.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4