24. Иностранные инвестиции и их роль в структурной перестройке экономики России
Инв-ии - это динамич-ий процесс смены форм капитала, последоват-го преобраз-ия первонач-ых рес-ов и ценностей в инвестиц-ные затраты и превращ-ие вложенных ср-в в прирост капитальной ст-ти в форме дохода или соц-го эффекта.
ИИ– вложение ино капитала в сферу предприним-ой деят-ти на терр-ии РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих ино. инвестору, в т.ч. денег, ценных бумаг, иного имущества, имуществ-ых прав, имеющих денеж. оценку, исключит-ых прав на рез-ты интеллект-ой деят-ти, а также услуг и инф-ии.
ИИ в рос эк-ке нужно рассматривать как важный инструмент стимулир-ия эк-го роста. К тому же они помогают создавать дополнит-ые рабочие места, ускоряют НТП, добавляют конкур-ые преимущества по сравнению с др. странами, положи-но влияют на м/н престиж страны.
Цели привлечения: 1.увелич. выпуска опред. видов прод-ии, расширение экспорта с помощью ино партнеров. 2.сотрудн-во с зарубеж. партнерами, что может дать положит-ый эффект с т.з. освоения зарубеж. опыта упр-ия, маркетинга, подготовки кадров.
Вложение ино капитала осущ. в след. формах: 1. прямые и портфельные И. (предпринимательская форма). 2.кредиты, компенсац-ые соглашения, лизинг и др. (ссудная форма). Основным видом вложений ино капитала в России явл-ся прочие инв-ии (их доля составляет около 75% всех инв-ий, приходящих из-за рубежа). Второй формой поступления явл-ся прямые инвестиции (около 24-25% от всех ИИ). Что касается величины портфельных инв-ий они составляют незначит-ую величину (2-5%).
Основной объем привнесенного в Россию из-за рубежа капитала на протяжении ряда лет поступает из Кипра
(примерно 18% всех иностранных инвестиций), из Великобритании (17%), Нидерландов (13%), из Люксембурга (10%), Германии (8%), Франции (6%) и Швейцарии (4%).
В стр-ре привлеч-ых прямых инв-ий, можно отметить, что значит-ная доля ино инв-ий направл-ся либо в экспортно-ориентир-ые отрасли (ТЭК, горнодобывающую промыш-ть, обрабатыв-ие пр-ва, в т.ч металлургию и нефтепереработку), либо в сверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости и незначит-ой фондоемкостью (оптовую и розн торговлю, телекоммуникации, обществ-ое питание, пищевую промыш-ть, финн-ые услуги и др.).
В целом сложившаяся видовая стр-ра ино инв-ий в рос.эк-ке указывает, на то, что развитые и высокоразвитые страны рассм-ют Россию в основном как рынок сбыта своих товаров. Поэтому в их инвестициях и преобладают кредитные ресурсы – прочие инв-ии. А высокие доли ино инвестиций с Кипра и Виргинских островов, косвенно указывают на легализацию в России незаконно ранее вывезенных из нее финн-ых ср-в.
В наст.вр. рос. Эк-ка обладает значительно благоприятным инвестиц-ым климатом. Это обусловлено след-ми факт-ми:
Наличие значит-ых запасов природных рес-ов (нефть, газ, уголь, полиметаллы, алмазы, и др.).
Огромный потребит-ий внутр рынок.
Относит-ая дешевая квалифицир-ная раб.силы.
Отсутствие серьёзной конкуренции со стороны росс. произв-ей.
Возможность получения быстрой сверхприбыли в короткие сроки.
Динамично развивающаяся эк-ка.
Политика широкой гос-ой поддержки.
Устойчивая социально-полит-ая сис-ма.
Кроме этого учитывается близость России к крупным м/н рынкам, наличие соврем-ых научных центров. Именно эти факторы оказ-ся решающими для ино инвесторов, и страны.
Можно сказать, что сегодня росс. эк-ка испытывает настоящий инвестиц-ый бум. Если в 2006 г. было получено 55 млрд.долл. ино инвестиций, то в 2008 г.-103 млрд.долл. Все это говорит о том, что цели, которые преследовались в политике привлечения ИИ в Россию, достигнуты. Рост притока ино капитала объясняется стабилизацией полит-ой ситуации, высокими темпами роста эк-ки, повышением престижа России на мировой арене. Но все же хочется отметить, что далеко не все проблемы в инвестиц-ой сфере решены. Заруб инвесторы сталкиваются в РФ с множеством препятствий, главным из которых явл-ся коррупция, админ-ые барьеры, бюрократия и избирательное толкование законов России. Отсутствие сильного независимого суда и правоохранительной системы также не добавляет баллов российскому инвестиционному климату. В связи с этим росс. эк-ка недополучает существенной доли инвестиц-ых потоков, которую могла бы потенциально получить.
В наст.вр.сущ-ет реальная необх-сть разработки и коммуникации продуманной стратегии привлечения инв-ий в Россию. Привлечение значит-ых объемов ИИ в несырьевые отрасли возможно, если гос-ом будут предприняты конкретные меры по структ-ой перестройке эк-ки – в первую очередь, направл-ые на стимулир-ие НИОКР, содействие коммерциализации технологий, создание системы гос-го кредитования венчурного предпринимат-ва. Ключевой задачей должно стать развитие прочных связей м/у промышленностью, образованием и правит-ом для накопления экспертных знаний и создания благопр-ых условий для построения инновационной среды, которая привлечёт широкий круг компаний-инвесторов.
Все вышеуказанные направления совершенствования механизма привлечения ИИ в России должны способствовать дальнейшему улучшению инвестиц-го климата и притоку ино капитала из-за границы.
25. СЭЗ– понятие, виды, цели создания
СЭЗ предст-ют собой часть нац-го эк-го пространства, где исп-ся особая система льгот и стимулов, не принимаемая в остальных частях страны. СЭЗ – это часть территории страны, на которой товары рассматр-ся как объекты, находящиеся за пределами нац-ой таможенной терр-ии и потому не подвергаются обычному тамож-му контролю и налогообложению. Хар-ые черты СЭЗ:
1. Применение различных видов льгот и стимулов. а) внешнеторг-ые льготы – предусм-ют введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмена экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществл-ия внешнеторг-ых операций; б) налоговые (фискальные) льготы - связаны с налоговым стимулир-ем конкретных видов деят-ти. в) фин-ые льготы – включают различные формы субсидий, представл-ых как в прямом виде – за счет бюджетных средств и преференциальных госкредитов, так и косвенно – в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижение арендной платы за пользование земельными участками; г) админ. льготы – предоставл-ся админи-ей зоны с целью упрощения процедур рег-ии предпр-ий и режима въезда/выезда ино граждан
2. Наличие локальной обособленной системы упр-ия зоны, наделенной правом принимать самостоят-ые решения в широком эк-ом спектре.
3. Всесторонняя поддержка со стороны центральной гос-ой власти.
4. Тенденция к расширению границ СЭЗ, укрупнение масштабов торгово-производств-ой деят-ти.
5. В процессе функц-ия СЭЗ происходит торгово-промышл-ая диверсификация их деят-ти, комплексное развитие.
Создание СЭЗ – это направление развития эк-ки отдельных территорий и регионов, ориентиров-ое как правило на решение конкретных приоритетных эк-их задач, реализацию стратег-их программ и проектов.
Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-эк-го развития организующих их стран, их стратег-их нац-ых хоз-ых планов. Поэтому причины и цели создания СЭЗ в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга: 1) - в ПРС (США, Великобритания, Франция) СЭЗ создавались для активизации внешнеэк-их связей, реализации рег-ой политики, направл-ой на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегион-ых различий; - в развив-ся странах СЭЗ создаются с целью привлечения ино капитала, технологий, модернизации промышл-ти и повышение квалификации рабочей силы.
2) стимулир-ие промышл-го экспорта и получение на этой основе валютных средств.
3) рост занятости.
4) апробирование на базе СЭЗ новых методов хозяйствования, рост национализ-ии эк-ки.
Виды СЭЗ:
1. Свободные (беспошлинные) таможенные зоны (зоны 1-го поколения, существуют с 17-18 веков) – предст-ют собой транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначит-ой обработки товаров. СТЗ освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Наиболее распространены в ПРС.
2. Зоны свободной торговли (ЗСТ) – наибольшее распространение получили в США.
ЗСТ предст-ют собой огранич-ые участки территории в пределах кот-ых установлен льготный режим хоз-ой деят-ти, в т.ч. внешнеэк-ой.
3. Промышленно-производств-ые зоны (зоны 2-го поколения). Возникли в рез-те эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал; заниматься не только торговой, но и производственной деят-ю. Промышленно-произв-ые зоны созд-тся на терр-ии со спец-ым тамож-ым режимом, где производится экспортно- или импортнозамещающаяся прод-ия. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финн-ми льготами.
4. Технико-внедренческие зоны– в них концентрируется нац-ые и зарубежные исследоват-ие, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финн-ых льгот. Наибольшее число технико-внедренческих зон функционируют в США (технопарки), Японии (технополисы) и Китае (зоны развития новой и высокой технологии).
5. Сервисные зоны – предст-ют собой терр-ии с льготным режимом предприним-ой деят-ти для фирм и орг-ий, оказыв-их различные услуги (фин-ые, эк-ие, в т.ч. банковские, страховые, консалтинговые и др.).
К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны, которые характ-ся благопр-ым валютно-фин-ым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и комм-ой секретности, лояльностью госрег-ия.
К числу стран, где уже давно функционируют оффшорные компании, относятся: Лихтенштейн, Панама, Швейцария, Ирландия, Гонконг и др.
Льготный режим в оффшорных зонах опред-ся также отсутствием валютных огр-ий, свободным вывозом прибылей, низким уровнем уставного капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов для ино инвесторов и
т.д.
Для стран, организующих оффшорные зоны, выгода состоит в привлечении дополн-ых ино капиталов, получение дохода от пребывания зарегистрир-ых компаний в этой зоне, создание дополнит-ых рабочих мест для местных специалистов, что в целом способствует развитию эк-ки. Кроме оффшорных зон к числу сервисных зон относятся «налоговые гавани» - в них все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности.
6. Комплексные зоны - образуются путем установл-ия особого льготного режима хоз. деят-ти на терр-ии отдельных админ-ых образований. Отличием комплексных СЭЗ от др. форм заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации пр-ва и в более широких сферах деят-ти. Комплексные зоны созданы в Китае, КНР, Бразилии, Аргентине и т.д.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Современное мх: структура, субъекты и тенденции развития
- 2. Место рф в мировом хозяйстве. Перспективы России на мировых рынках.
- 3. Интернационализация и глобализация мирохозяйственных связей. Экономические аспекты глобальных проблем
- 6. Открытость эк-ки и проблемы эк-ой безоп-и России. Задачи по обеспечению эк-ой безоп-ти.
- 7. Классические теории м/н торговли. Модели абсол. И сравнит.Го преимущества.
- 9. Гос. Регулирование внешней торговли: тарифные и нетарифные методы.
- 10. Внешняя торговля России: динамика, структура и формы государственного регулирования.
- 11. Типы каналов сбыта продукции фирмы на внешнем рынке и ее характеристика
- 12. Межгосударственное регулирование внешней торговли. Гатт/вто и его воздействие на современные торговые процессы.
- 13. Современная роль вто в современной экономике. Вступление России в вто: перспективы развития отечественной экономики.
- 15. Платежный баланс страны: содержание и принципы расчета
- 16. Международный рынок рабочей силы, направления и тенденции его развития
- 17. Регулирование международной трудовой миграции. Проблема «утечки умов» и возможные пути ее решения
- 18. Международная миграция капитала: сущность, формы и основные направлении.
- 19. Прямые иностранные инвестиции и роль тнк.
- 20. Россия в международном движении капитала. Иностранные инвестиции в России и их регулирование.
- 21. Международный рынок услуг: состояние и перспективы развития
- 22. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве. Формы интеграционных объединений
- 23. Место России в современных интеграционных процессах. Взаимодействие со странами снг
- 24. Иностранные инвестиции и их роль в структурной перестройке экономики России
- 26. Международные источники финансирования фирм
- 27. Международное долгосрочное финансирование промышленных фирм (компаний)
- 28. Международный кредит: понятие и виды. Принципы международного кредитования: структурирование кредита, типы финансирования, менеджмент кредита
- 29. Способы финансирования международной торговли: банковские акцепты, дисконтирование, факторинг, форфейтинг
- 30. Мировой рынок ссудных капиталов: структура и особенности
- 31. Финансовые инструменты мирового фондового рынка.
- 32. Сущность и содержание снабженческой логистики из-за рубежа
- 33. Основные цели международной фирмы при размещении текущих валютных средств
- 34. Основные инструменты м/н краткосрочного инвестирования фирмы. Их сравнительные доходы, риски, ликвидность.
- 35. Валютная система. Понятие и виды валютных систем. Эволюция мировой валютной системы
- 36. Европейская валютная система. Национальные валюты и международные денежные единицы
- 37. Валютные операции: общая характеристика. Спот-рынок: спот-котировки, операционные издержки, кросс-курсы, валютный арбитраж, валютный риск
- 38. Срочные валютные рынки: общая часть, участники, котировки, риск, кросс-курсы, сроки погашения контрактов
- 39. Стратегии и формы международного перемещения прибыли тнк.
- 40. Трансфертное ценообразование как инструмент управления финансами тнк.
- 41. Понятие евровалюты и эволюция евровалютного рынка: общий обзор, факторы появления и роста.
- 42.Взаимосвязь м/н торговли, маркетинга и бизнеса; предмет м/н. Маркетинга; интернационализация концепции маркетинг-микса.
- 43.Особенности и основные направления развития международного маркетинга в России.
- 44. Коммуникативный подход к международному маркетингу; помехи и шумы; роль иностранного языка, как средства бизнес-коммуникации; проблемы кросс-культурного делового общения и протокола.
- 45. Международная компания: определение; базисные модели и основные участники международного бизнеса.
- 46. Тенденция к глобализации в совр. Междун. Компании и роль Internet. Модели и теории интернационализации бизнеса; объект. Причины и субъект. Роль менеджмента; рос. Особенности.
- 47. Теории жизненного цикла товара и интернационализация бизнеса
- 48. Стратегическое маркетинговое планирование и классификация стратегий
- 49 Международный маркетинг-план: назначение и структура; подготовка, организация, внедрение и контроль.
- 51. Структура и содержание политико-правового сечения окружающей среды международного бизнеса. Маркетинговая значимость его измерений
- 52. Структура и содержание экономического сечения окружающей среды международного бизнеса. Маркетинговая значимость его измерений
- 53 Мировые финансовые кризисы: признаки, причины, последствия для экономики
- 54 Современный мировой финансовый кризис: признаки, причины, последствия для российской экономики.
- 55 Продовольственная безопасность. Проблемы и пути решения.
- 56 Факторы, определяющие международные экономические позиции страны
- 57 Региональные интеграционные объединения: цели создания и тенденции развития
- 58 Теория Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева.
- 61 Роль внешнеэкономических факторов в социально-экономическом развитии России
- 62 Основные показатели международной торговли
- 63 Географическая структура международной торговли
- 64 Роль и значение государственного регулирования вэд в рф
- 65 Товарная структура международной торговли
- 66. Теории жизненного цикла товара и интернационализация бизнеса
- 67 Международные аукционы, их особенности.
- 69 Международные товарные биржи и их современная роль
- 70 Сущность вэд: основные виды и формы
- 71 Международные торги (тендеры)
- 72 Демпинг на внешнем рынке и борьба с ним
- 73 Проблемы повышения конкурентоспособности и эффективности внешней торговли отечественных производителей
- 74 Протекционизм: его причины и методы
- 75 Либерализация внешней торговли. Основные направления
- 76. Стратегическое маркетинговое планирование и классификация стратегий
- 77 Мировой рынок технологий: понятие и тенденции развития
- 78 Международный технологический обмен
- 79 Роль внешнеэкономических факторов в социально-экономическом развитии России
- 80 Роль и значение государственного регулирования вэд в рф