11.2. Некоторые особенности внешнеторговой политики в современных условиях
Современная торговая политика государств отличается развитием и противоборством двух тенденций — протекционизма и либерализации. Каждое из этих направлений преобладает в определенные периоды развития региональной и мировой торговли. Если в 1950—1960-е годы преобладали тенденции к либерализации, то в 1970—1980-е годы прокатилась волна «нового» протекционизма.
Тенденция к либерализации 1950-х и 1960-х годов принимала форму уменьшения величины таможенных пошлин, сокращения использования валютных и количественных ограничений. Если в середине 1950-х годов средняя величина таможенных пошлин в европейских странах и США составляла 30—40%, то в 1970-х годах она уменьшилась до 7—10%, а сейчас колеблется в пределах 3-5%. Основные условия и факторы развития экономических отношений
Однако снижение уровня таможенной защиты вовсе не означает ликвидации регулирования. Современная система регулирования приобретает более гибкий характер в связи с расширением использования новейших средств протекционистской защиты. Протекционизм получает специфический региональный характер, принимает форму создания новых и расширения старых интеграционных группировок. Так, например, соглашение об ассоциации почти 60 развивающихся стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, заключенное с ЕС на базе Ломейских соглашений в 1970-е годы, фактически означало льготный режим налогообложения одной группы развивающихся стран в противовес всем остальным.
Активизируется создание новых замкнутых экономических группировок развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америки.
Результатом указанной выше тенденции становится постепенное «размывание» принципа равенства всех участников внешнеторговой деятельности, воплощенного в системе режима наибольшего благоприятствования. Внутри новых группировок происходит либерализация обмена, т.е. вводятся особые специфические условия внутрирегионального внешнеторгового обмена. В отношениях с третьими странами возникает усиление дискриминационного режима.
На глобальном уровне вводятся новые правила протекционистского регулирования. Например, активизируется применение «развязывающих оговорок», позволяющих повышать таможенные пошлины в случаях нанесения значительного ущерба национальной промышленности, пострадавшей от импорта иностранных товаров. Место таможенных пошлин занимают меры нетарифного протекционизма и прежде всего количественные ограничения, стандарты, технические условия, нормы экологической безопасности и т.д., действие которых носит избирательный характер.
Из всего этого можно сделать вывод, что равнодействующая тенденция проявляется в либерализации мировой торговли при большей гибкости протекционистских барьеров. Новые формы протекционизма требуют активизации деятельности международных организаций, на которые ложатся функции контроля за разработкой этих форм и практикой их претворения в жизнь.
Сосуществование протекционизма и одновременно либерализации внешнеторговой политики в области импорта дополняется модификацией программ государственного стимулирования экспорта. На смену традиционным формам экспортного прямого кредитования приходят более гибкие и менее заметные формы, действующие избирательно в отношении отдельных видов продукции.
В отношении наукоемких товаров, требующих значительных расходов на НИОКР, государственная помощь экспорту обычно носиткосвенный характер и заключается в финансировании разработок, повышении процента амортизационных отчислений для используемого оборудования. Такой метод активно применяли правительства США и Японии, создавая в 1980-х годах ЭВМ нового поколения.
В случаях поставок крупных материалоемких товаров, обладающих большой стоимостью, зачастую используется прямое государственное финансирование. Такие методы широко применялись в 1970-е и 1980-е годы США и Великобританией при поставках судов м нефтяных буровых платформ, при этом величина субсидий колебалась от 10 до 30—40% стоимости товара.
Наконец, в развитых странах довольно активно используется система прямого субсидирования экспорта. Она распространяется в основном на сельскохозяйственные товары, поставляемые из стран европейского союза. Средства прямого экспортного кредитования и финансирования негативно расцениваются мировым сообществом прежде всего в связи с тем, что они нарушают принцип свободной конкуренции.
Международные нормы более либеральны по отношению к таким средствам, как экспортное кредитование и страхование экспортных поставок. В случае кредитования международные соглашения обычно фиксируют максимальное значение допустимой процентной ставки кредитования. Экспортное кредитование касается прежде всего поставки значительных по стоимости товаров и охватывает около 12—20% всего объема экспорта развитых стран. Наблюдается постепенное расширение практики страхования экспортных поставок. Новые правила допускают страхование до 10% стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль, страхование от политического, военного и другого риска. Удлиняется срок страхования, облегчаются условия выплаты страховки и т.д.
Еще одна форма поддержки экспорта — помощь тем государственным представительствам за границей, которые занимаются рекламой национальных товаров, поддержкой частных фирм и т.д. Это обычно принимает форму помощи в открытии заграничных контор, финансирования исследований иностранных рынков и т.д. Так, Великобритания в 80-х годах ежегодно организовывала 300—400 зарубежных выставок, большая часть расходов при этом покрывалась за счет государства. Аналогичную помощь своим экспортерам оказывают посольства Японии, Франции, Германии и других развитых стран.
В общем, можно говорить о том, что новые тенденции в развитии политики государственной поддержки экспорта заключаются в большей ориентации на менее заметные невооруженному глазу меры косвенной поддержки отдельных отраслей и групп товаров при отказе от традиционных схем прямого экспортного субсидирования и дотирования.
Еще раз подчеркнем, что общий курс на либерализацию международной торговли во многих случаях сочетается с мерами протекционистского характера по отношению к отдельным товарам в некоторых странах. С учетом этого необходимо остановиться на многостороннем регулировании международной торговли прежде всего по линии Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и его преемницы — Всемирной торговой организации (ВТО).
- Международные экономические отношения Предисловие к шестому изданию
- К изучающим мировую экономику
- Раздел 1. Мировое хозяйство. Условия формирования и роль в экономическом развитии. Глобализация международных отношений и мирохозяйственных связей
- 1.2. Факторы, обусловливающие роль и место мирового хозяйства на современном этапе
- Глава 2 Глобальные проблемы современности и мировое хозяйство
- 2.1. Сущность, роль и экономические аспекты глобальных проблем
- 2.2. Основные глобальные проблемы и мирохозяйственные отношения на современном этапе
- Глава 3 Свободные зоны - экономический и организационно-правовой инструмент мирового хозяйства
- 3.1. Свободные экономические зоны: сущность и цели создания
- 3.2. Основные виды свободных экономических зон. Опыт функционирования
- Глава 4 Глобализация международных отношений и мирохозяйственных связей
- 4 1. Сущность процесса глобализации
- 4.2. Предпосылки и последствия глобализации мирохозяйственных связей
- 4.3. Особенности процесса глобализации на современном этапе
- Раздел 2
- 2. Учения а. Смита и д. Рикардо
- 5.3. Теория факторов производства и их взаимосвязи
- 5.4. Новые интерпретации факторного подхода
- 5.5. Концепция жизненного цикла
- 5.6. Теория конкуренции м. Портера. Современные подходы к проблеме международной конкурентоспособности
- Глава 6 Международные экономические отношения в условиях рыночного хозяйства: направления, механизм и формы осуществления
- 6.1. Сущность и основы мэо
- 6.2. Объекты и субъекты мэо в условиях рынка
- 6.3. Принципы и особенности механизма мэо
- Глава 7 Внешние факторы экономического роста
- 7.1. Место и роль мэо
- 7.2. Показатели, характеризующие роль внешнеэкономического фактора
- 7.3. Экономическая взаимозависимость. Национальная и международная экономическая безопасность
- Глава 8 Россия в международных экономических отношениях: современное положение и перспективы
- 8.1. Внешняя торговля России и ее положение в системе мировых экономических связей
- 8.2. Торговля России со странами снг
- 8.3. Политика России в области регулирования внешней торговли
- 8.4. Иностранные инвестиции в России
- 8.5. Россия и Всемирная торговая организация
- Раздел 3
- 9.2. Условия развития современных мэо
- 9.3. Последствия изменений в мировом хозяйстве для мэо
- 9.4. Тенденции и основные факторы развития мэо
- Глава 10 Виды и формы международных экономических отношений на современном этапе. Тенденции динамики и структуры
- 10.1. Углубление интернационализации и мэо
- 10.2. Международная торговля на современном этапе
- 10.3. Движение капитала и трудовых ресурсов
- 10.4. Особенности современных валютно-кредитных отношений
- Глава 11 Международная торговля товарами и услугами. Основные характеристики и показатели
- 11.1. Мировая торговля и ее основные показатели
- 11.2. Некоторые особенности внешнеторговой политики в современных условиях
- 11.3. Многостороннее регулирование внешней торговли
- 11.4. Торговля услугами и ее место в международных экономических отношениях
- 11.5. Специфика рынка услуг и его регулирование на международном уровне
- Глава 12 Международное движение капитала: сущность и формы
- 12.1. Сущность и формы международного движения капитала
- 12.2. Роль и характер прямых иностранных инвестиций
- 12.4. Место России, других стран снг в сфере международных инвестиций
- Глава 13 Перемещение населения и трудовых ресурсов. Международная миграционная политика
- 13.1. Межстрановое перемещение населения и трудовых ресурсов
- 13.2. Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции
- 13.3. Иммиграционная политика стран -импортеров трудовых ресурсов
- 13.4. Эмиграционная политика стран -экспортеров трудовых ресурсов
- 13.5. Миграционная политика Российской Федерации
- Глава 14
- 14.1. Технология и информация - особые объекты мэо
- 14.3. Виды защиты и обеспечения международного информационно-технологического обмена
- Глава 15 Электронная торговля -новая сфера применения информационных технологий
- 15.1. Проблемы формирования информационно-коммуникационного сектора мировой экономики
- 15.2. Электронная торговля как набор информационных технологий, ее экономическая сущность и значение в мировом хозяйстве
- Раздел 4
- 16.2. Теоретические концепции
- 16.3. Условия и предпосылки международной интеграции
- Глава 17 Этапы, сферы и механизмы международной экономической интеграции
- 17.1. Основные этапы развития международной экономической интеграции
- 17.2. Зона свободной торговли
- 17.3. Таможенный союз
- 17.4. Единый рынок и экономический союз
- Глава 21. Ценообразование в мировой торговле
- Глава 22—
- Глава 23
- 23.1. Международный валютный рынок. Основные виды валютных операций
- 25.1. Национальный механизм регулирования мэо и вэд
- Раздел 6
- Глава 28
- 28.1. Внешнеторговые сделки купли-продажи
- 28.3. Базисные условия контракта. Инкотермс
- 28.4. Экономические риски в сфере мирохозяйственных отношений. Преодоление и минимизация рисков во внешнеторговых операциях
- Глава 29
- 29.1. Понятие лизинга. Особенности международных лизинговых операций
- 29.3. Международный франчайзинг
- Глава 30
- 30.1. Основные виды экономической информации
- 30.2. Организация международной статистики
- 30.3. Основные международные
- 30.4. Источники информации по мэо
- 30.5. Переход России на международную систему учета и статистики
- 30.6. Статистическая информация в Интернете