15.2. Электронная торговля как набор информационных технологий, ее экономическая сущность и значение в мировом хозяйстве
Сущность электронной торговли. Хотя сам термин «электронная торговля» появился относительно недавно, уже давно существует большое количество самых разнообразных его трактовок. Часто под электронной торговлей понимают такой вид торговли, в которой сделки купли-продажи осуществляются с использованием компьютерных систем в сети Интернет, но возможен более широкий и не бесспорный подход: по любым электронным сетям (например, используя ресурсы интерактивного телевидения). Определить этот термин нередко пытаются на основе старых, хорошо известных и даже несколько позабытых фактов и явлений. Иногда электронную торговлю считают удачным продолжением посылочной торговли по каталогам, давно и широко развитой на Западе, которая дает возможность потребителям делать заказы по почте и приобретать необходимый товар (главным образом одежду) без необходимости посещения торговых предприятий. Иногда генезис электронной торговли ищут в появлении электронных транспортных, биржевых и банковских расчетных систем, уже длительное время функционирующих в развитых странах. К примеру, с 1960-х годов в США некоторые транспортные компании начали использовать системы электронной торговли для заказа билетов и обмена данными при подготовке рейсов. С 1970 г. работает Нью-йоркская международная платежная система расчетных палат CHIPS, которая позволяет нью-йоркским банкам достаточно быстро производить расчеты по международным операциям после выставления соответствующих документов в виде электронных сообщений, используя клиринговый механизм. Все эти и другие экономические процессы, конечно, оказали свое влияние на формирование феномена электронной торговли, но тем не менее коммерческие отношения в сети Интернет — абсолютно самостоятельное явление современной мировой экономики со своими правилами поведения участников и механизмами поставки и расчетов, вытекающими из принципов функционирования глобальной информационной сети.
Сложность в определении сути рассматриваемого явления заключается в том, что понятие «электронная торговля» как русский эквивалент английского термина e-commerce (электронная коммерция) не совсем точно отражает его содержание, последний имеет более широкое толкование, чем просто сделки купли-продажи, торговые транзакции. По мнению ВТО, электронная коммерция — это производство, реклама, продажа и распространение продукции по телекоммуникационным сетям. С ВТО согласны эксперты ОЭСР и ЕС. Поэтому, даже несмотря на то, что «электронная торговля» не полностью соответствует в русском языке «электронной коммерции», мы вслед за большинством международных организаций, аналитиков и экспертов будем считать эти термины синонимами и русское слово «торговля» расширим до английского «commerce», добавив туда производственную составляющую и целый ряд сопутствующих такой торговле аспектов.
Естественно, производственная функция электронной коммерции реализуется в отношении электронных услуг и некоторых видов электронных товаров, главным образом информационных (например, электронных документов). Экономические характеристики электронных услуг несколько отличаются от традиционных. Электронные услуги, в отличие от обычных услуг, могут быть отделены от субъекта, который их произвел, потому что могут быть оказаны вовсе не реальным субъектом, а виртуальным, созданным компьютерной программой. Электронные услуги могут быть видимы. Например, на экране монитора мы можем видеть, как средства с нашего банковского счета переходят на другой банковский счет в системе Интернет-банкинга.
Экономические отношения в сети Интернет составляют основу Интернет-экономики, или по-другому сетевой экономики. Дальше мы увидим, насколько она объемна и какова ее структура. Пока же лишь заметим, что понятие сетевой экономики, как и электронной торговли, появилось не сегодня, но в прежние годы оно точно так же означало совсем другое: сетевые кооперационные связи коммерческих предприятий, противоположность иерархическим структурным объединениям. Сегодня в подавляющем большинстве случаев сетевой экономикой называют экономические процессы, происходящие в глобальной информационной сети Интернет.
Возвращаясь к сути электронной торговли, подчеркнем, что определяющим элементом в ее понимании является наличие коммерческой сделки, к заключению и (или) осуществлению которой стороны приходят электронным путем в сети Интернет вместо физического контакта. В результате такой сделки право собственности на товар или услугу, а также финансовые ценности переходит от одного обособленного хозяйствующего субъекта (включая домашнее хозяйство) другому. Электронная коммерция (торговля) включает в себя следующие сопутствующие коммерческой сделке операции: Интернет-маркетинг, Интеренет-контакты с поставщиками, послепродажное обслуживание клиентов, систему платежей и доставку приобретенных товаров онлайновым или традиционными способами и т.д. Лишенные ключевого звена — коммерческой сделки в Интернете, все эти элементы лежат вне процесса электронной торговли и уж тем более их нельзя называть видами электронной коммерции. Но как же быть с такими видами деятельности, ведь они сегодня осуществляются в Интернете? Каким термином описать предоставление компанией бесплатного доступа к информационным ресурсам, размещенным на Web-странице, т.е. без заключениякоммерческой сделки об ознакомлении с ними? Как рассматривать электронный документооборот на отдельно взятом предприятии, связавшим в Интернете свои подразделения? Для ответа на эти вопросы, для более глубокой характеристики процессов, происходящих в сетевой экономике, используют еще одно понятие — электронный бизнес (e-business). Оно охватывает любую деятельность фирмы в сети Интернет, которая приносит или способствует получению основного или дополнительного дохода. Таким образом, электронный бизнес включает в себя электронную коммерцию, но гораздо шире ее рамок. Теперь все становится на свои места. Работа поисковых Интернет-порталов1 (Yahoo, Яndex, Google и т.д.), позволяющих пользователям бесплатно искать нужную им информацию в пространстве Интернет, — это электронный бизнес, но не электронная торговля. Продажа товара через электронный магазин — это электронная коммерция (часть электронного бизнеса) > поскольку является коммерческой сделкой.
Каждая точка зрения специалистов, экспертов о сущности электронной торговли имеет право на существование и раскрывает ту или иную ее сторону: торговые аспекты, финансовую сторону, компьютерные особенности операций, коммуникационную среду и др. Однако, анализируя данное явление, не следует забывать о том, что ядром электронной торговли являются информационные технологии, их применение лежит в ее основе. Поэтому электронная торговая — это совокупность технологий по управлению коммерческой информацией электронным способом, приводящих к осуществлению торговой сделки в сети Интернет. В глобальной сети, а именно с Интернетом сегодня все чаще связывают электронную коммерцию, помещаются цифровые данные в виде текста, звука, изображения, формирующие виртуальное экономическое пространство. Текстовая, звуковая и визуальная информация в связи с высокой степенью унификации и стандартизации электронного взаимодействия пользователей глобальной сети — экономических операторов позволяет последним (в какой бы стране они ни находились) договориться и осуществить коммерческую сделку. Дуализм Интернета проявляется в том, что, с одной стороны, это просто «груда» компьютерного «железа» с работающим на нем программным обеспечением, связанного оптическими, электрическими и телефонными кабелями или спутниковой связью. С другой стороны, это информационная среда, в которой мобильным и одновременно статическим объектом является информация как упорядоченная последовательность передаваемых или сохраняемых цифровых данных. Эта информация может быть цифровым представлением продаваемого товара или услуги, электронным описанием продавца или покупателя, совершающего торговую операцию, а также как набор единиц и нулей может быть электронными деньгами или электронным документом, отдающим приказ реальному банку снять определенное количество денег с карточного, или другого банковского счета. С этой точки зрения, кроме информации, в Интернете больше ничего нет, но, как мы видим, информация для Интернета — это все.
Разумеется, не все пользователи Интернета являются участниками электронной коммерции. Значительное количество людей обращается к информационным ресурсам всемирной паутины отнюдь не в поисках товара или услуги, которые можно приобрести, а с познавательной целью или с целью проведения досуга, отдыха, развлечения. Вместе с тем все физические лица — пользователи, они являются потенциальными участниками такой коммерции, и, судя по росту количества электронных сделок, которые они заключают, и стоимостного объема электронной торговли, все больше таких, которые реализуют свой потребительский потенциал, делая это все чаще. Что же касается юридических лиц — коммерческих фирм, то у них соотношение еще больше в пользу тех, которые используют Интернет для электронной торговли или электронного бизнеса. Все меньше остается фирм, которые используют web-страницы с чисто информативной целью.
Еще одно уточнение. Не следует смешивать понятия «электронная торговля» и «Интернет-трейдинг», несмотря на близкое значение этих терминов в англо-русском переводе. Интернет-трейдинг — уже устоявшаяся категория, означающая торговлю в сети Интернет исключительно финансовыми активами; иностранной валютой, ценными бумагами, тогда как электронная торговля включает более широкий перечень торгуемых объектов.
Коммерческие сделки в сети Интернет также бывают разные и по классификации ВТО разграничиваются на ряд вариантов:
1) полностью осуществляемые в Интернете, начиная от выбора до покупки и поставки;
2) включающие дистрибьюторские услуги, в которых продукция, неважно, товар или услуга, выбрана или куплена on-line, но доставлена обычным способом (по почте, транспортными средствами и др.);
3) использующие транспортную функцию телекоммуникационных сетей, включая оказание Интернет-услуг (провайдерские услуга, услуги электронной почты и др.).
Электронная торговля может быть разделена на три стадии: стадию поиска, на которой производители и потребители, или покупатели и продавцы впервые взаимодействуют; стадию заказа и оплаты, в том случае если участники согласны на совершение этой сделки, и стадию Поставки.
Нередко экономисты-международники пытаются выделить в электронной торговле внутреннюю и международную составляющие, говорить о внешнеэкономических или более узко — внешнеторговых ее аспектах. Сегодня пока что сделать это крайне сложно. Аналитический и статистический учет зарубежных транзакций национальных компаний в Интернете во многих странах мира пока не ведется. По электронному адресу в глобальной сети — сети без национальных границ — определить географическое местоположение той или иной фирмы, осуществляющей электронные транзакции, практически невозможно. Хотя каждый адрес в Интернете, или по-другому домен, имеет окончание, указывающее на национальность информационного ресурса (ru — русский, uа — украинский, fr — французский и т.д.), физическое местоположение сервера или пользователя, поддерживающего этот ресурс, не всегда совпадает с указанным окончанием. Это значит, что коммерческие операции теоретически могут осуществляться из любой страны, не обязательной той, на которую указывает окончание электронного адреса. Вместе с тем выделение международного аспекта в электронной торговле необходимо, поскольку глобальных мировых рынков, за исключением валютного и, возможно, еще некоторых финансовых, пока не сформировано. Да, этот процесс стремительно нарастает, и сетевая экономика является его движущей силой, объединяя разрозненные национальные рынки и хозяйственные системы, но традиционная мировая экономика продолжает развиваться, главным образом, по национальным кластерам. Определяющим в мировом хозяйстве по-прежнему является национальное законодательство, национальная государственная машина остается основным экономическим оператором и регулятором, несмотря на быстроразвивающийся процесс либерализации, транснационализации и международной экономической интеграции с появлением мощных наднациональных структур.
Между тем международная электронная торговля реально существует, и она на порядок снижает транзакциокные издержки, ускоряет и упрощает сами сделки. Информационный товар, будучи доставленный по Интернету, стоит значительно ниже материализованного аналога, доставленного в другую страну обычными транспортными средствами. Даже неинформационный товар, купленный электронным способом и доставленный обычным видом транспорта, может стоить дешевле. Доказано что, японцу, живущему в крупном мегаполисе у себя на родине, дешевле купить товар в американском электронном магазине, чем в супермаркете через дорогу, даже с учетом транспортных издержек по доставке купленного продукта.
Компании, даже если они полностью виртуальные (что означает отсутствие физического офиса и обычных организационных подразделений, а также осуществление деятельности и получение прибыли целиком от онлайновых операций), все равно в большинстве своем имеют место регистрации, платят налоги в казну данного государства, имеют минимальное число реальных сотрудников, обслуживающих опять же реальное компьютерное оборудование. Справедливости ради заметим, что есть и такие фирмы, которые осуществляют в Интернете криминальный бизнес, не будучи юридически зарегистрированными. С такими компаниями правоохранительными органами ведется беспощадная борьба, особенно в основных развитых странах, уже внесших соответствующие «электронные» поправки в уголовное законодательство. Легальность же функционирования и законность коммерческих сделок виртуальных компаний, не являющихся юридическими лицами ни в одной юрисдикции мира, но и не нарушающих законы, пока что под вопросом, это нерешенная проблема, находящаяся на стыке традиционной и Интернет-экономики. В большинстве государств мира она демонстрирует отставание традиционного гражданского права от семимильных шагов электронного бизнеса.
Участники, направления, объемы и место электронной торговли в сетевой экономике. В электронной торговле в основном участвуют два типа субъектов: частный бизнес — компании и домашние хозяйства. Третье действующее лицо — государство как хозяйствующий субъект в силу экономических законов и с некоторым отставанием от вышеназванных субъектов в освоении электронного экономического пространства слабо вовлечен в коммерческие сделки, но в нескольких развитых странах уже были организованы, например, госзакупки с использованием глобальной сети. Каждый из этих типов субъектов имеет свое название, которое иногда не переводят с английского: фирма — business (сокращенно Ь), потребитель — consumer (с), государство, правительство, органы государственной власти — government или administration (g или а). В этой терминологии опять же обращает на себя внимание некоторая некорректность в названии домашних хозяйств. Ведь они участвуют в электронной торговле не только в качестве потребителей, как на то указывает английский термин, но могут выступать в качестве продавцов на Интернет-аукционах.
Основными направлениями электронной торговли являются:
• фирма-фирма (business to business или Ь2Ь) — электронная торговля между компаниями;
• фирма-потребитель {business to consumer или Ь2с) — розничная электронная торговля, продажа товаров и оказание частными компаниями услуг домашним хозяйствам:;
• потребитель-потребитель (consumer to consumer или с2с) — коммерческое взаимодействие домашних хозяйств.
Безусловно, электронная инфраструктура Интернета позволяет использовать сеть намного шире указанных направлений экономического взаимодействия участников. Очень наглядно структуру сетевой экономики описывает матрица использования Интернета, приведенная в одном из рабочих документов ОЭСР (рис. 15Л). Дополненная нами с учетом последних явлений и событий в глобальной сети, она показывает, в какие звенья Интернет-экономики сегодня активно внедряется электронная торговля (закрашено полосками серого цвета) или уже является их доминирующим элементом (закрашено в серый цвет).
Рис. 15.1. Матрица сетевой экономики
Источник: E-commerce: Impacts And Policy (2000)25. June 2000. P. 4. Challenges. OECD. ECO/WKP
Государство, хотя и не так; активно в электронной коммерции, но имеет большой потенциал участия в сетевой экономике. По мнению консалтинговой компании Andersen Consulting, государство может реализовать в Интернете 157 своих функций, включая контрольные. Во многих странах мира, в том числе и России, сегодня реализуется Интернет-проект под названием «Электронное правительство», развивая все элементы представленной выше матрицы с участием государства C2G—G2G—G2G.
На сегодняшний день дать точную стоимостную оценку объемов электронной коммерции в мире по ряду причин, в том числе и вышеназванных, не представляется возможным. Предлагаемые экспертами, консалтинговыми агентствами прогнозируемые цифры еще больше запутывают аналитиков, поскольку используют различную методологию и включают в расчет разный состав элементов электронной торговли. Оценки различаются на порядок от миллиардных величин до триллионов долларов США Страновая картина также с достоверной точностью неизвестна, хотя удельный вес отдельных стран в общих объемах мировой электронной коммерции понятен. В лидерах — США, страны Западной Европы, Япония. Оперируя умеренными оценками и скудными данными государственной статистики, можно сделать вывод о том, что даже в ведущих, информационно-развитых странах мира стоимостной объем электронной коммерции сегмента Ь2с (электронные магазины) пока что не превышает 1% объемов обычной розничной торговли. Наиболее высокие темпы роста числа электронных сделок в странах Западной Европы наблюдаются в Швеции и Финляндии. Во всех странах объемы сделок сегмента Ь2Ь гораздо выше аналогичных в сегменте Ь2с, что объясняется меньшим доверием частных лиц к электронным покупкам по сравнению с обычными, недостатками системы доставки и отставанием от компаний в доступности Интернет-ресурсов.
Виды электронной торговли и их особенности. Выделяют два основных вида электронной торговли: торговая площадка и электронный магазин.
На большинстве виртуальных торговых площадок взаимодействуют участники сегмента Ь2Ь, т.е. совершаются межфирменные электронные сделки. Этот вид электронной торговли отличает наличие большого количества участников (и покупателей и продавцов). Создают Интернет-площадки покупатели, продавцы, третьи лица. Межфирменные торговые площадки имеют функциональную или отраслевую специализацию, т.е. сводят вместе компании для решения определенных задач или продавцов и покупателей отдельных отраслей (автомобильной, электроэнергетики и т.д.). Виртуальные площадки могут быть организованы в виде виртуального каталога (типа справочника «Желтые страницы»), аукциона, биржи. Аукционная форма электронной торговли используется и для организации торговли между частными лицами в сегменте с2с, цена на товар здесь также устанавливается в ходе электронных торгов.
Электронная коммерция в сегменте Ь2с осуществляется через электронные магазины. Как и в реальный магазин, за покупками сюда могут «зайти» и юридические лица, но это не меняет розничный тип электронной торговли магазина: наличие одного продавца, открывшего данный магазин, продажи по розничным ценам и др. Многие элементы виртуального магазина напоминают реальный. На Интернет-страницах такого магазина покупатели имеют возможность визуально оценить товар, выставленный на электронной витрине, узнать мнение других покупателей, прочитав их отзывы, получить консультацию продавца, сложить понравившийся товар в свою электронную корзину, расплатиться традиционными способами (пластиковой картой, через банковский счет) или новыми, электронными деньгами, в виртуальном отделе доставки выбрать способ получения товара.
Практически все Web-сайты, реализующие указанные выше типы электронной торговли, предусматривают регистрацию участников до совершения сделки. Эта ценная информация в дальнейшем при соблюдении условия конфиденциальности организаторами торговли может использоваться для проведения маркетинговых исследований, выявить, например, наиболее посещаемые разделы виртуального магазина или торговой площадки для размещения там рекламы.
Ключевым фактором, обеспечивающим устойчивое развитие всех видов электронной торговли, выступает фактор безопасности электронных сделок. Безопасность онлайновых транзакций складывается из конфиденциальности передаваемой и накапливаемой информации (препятствие несанкционированному доступу со стороны третьих лиц), однозначной идентификации участников сделки — аутентификации, надежности электронных систем (обеспечение защиты от сбоя, устойчивость к вредоносным программам), правовой защиты, физической защиты компьютерных систем. Многие из этих вопросов снимают законодательно вводимые и технически используемые системы электронно-цифровой подписи, электронных сертификатов и др. Вместе с тем проблема обеспечения безопасности электронных сделок должна решаться комплексно. Скажем, не имеет особого практического смысла «половинчатая» ситуация в России, где уже принят закон об электронно-цифровой подписи, но пока отсутствует закон об электронном документообороте.
Резюме
Новые технологии изменяют мировую экономическую инфраструктуру. В мировой экономике формируется новый сектор — информационно-коммуникационный, объединяющий производства компьютерной техни-и и средств связи, информационных и телекоммуникационных услуг на основе общих задач и технологий их решения. Это передовая часть мирового хозяйства, на базе создаваемых здесь информационных технологий и оборудования возникла и развивается новая форма коммерческих сделок — электронная торговля. Последняя имеет некоторые сходства с появившимися ранее видами оптово-розничной торговли и электронными операциями, но обладает и важными отличиями. Она осуществляется в глобальной сети Интернета и подчиняется ее неписаным правилам поведения участников, использует ее информационные ресурсы и универсальные средства взаимодействия пользователей.
Основные понятия
Информационно-коммуникационный сектор мирового хозяйства — совокупность отраслей, производящих средства информационного и коммуникационного производства и саму информационную продукцию, а также обеспечивающих развитие новой экономики.
Виртуальные сделки — коммерческие операции, осуществляемые в сети Интернета. Имеют юридические последствия для хозяйствующих субъектов в тех странах, где создана система электронного права.
Электронно-цифровая подпись (ЭЦП) — уникальная последовательность цифр, букв, образов, звуков, позволяющих электронной системе однозначно идентифицировать лицо, подписавшее электронный документ.
Контрольные вопросы
1. Что такое информационно-коммуникационный сектор мирового хозяйства и в чем заключается парадокс его развития?
2. Что такое цифровая пропасть? Как сократить цифровой разрыв?
3. Назовите виды, принципы и направления электронной торговли.
Библиографический список
1. Курицкий А.Б. Интернет-экономика: закономерности формирования и функционирования. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун,, 2000.
2. Мовсесян А.Г., Огнивцев СБ. Мировая экономика: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2001.
3. Попов В.М., Ляпунов СИ., Маршавин РА. Глобальный бизнес и информационные технологии. Современная практика и рекомендации.— М.: Финансы и статистика, 2001,
4. Соколова А.Н., Геращенко И.Я. Электронная коммерция: мировой и российский опыт. — М.: Открытые системы, 2000.
5. Успенский И. Энциклопедия Интернет-бизнеса. — СПб.: Питер, 2001.
6. www.e-russia.ru, www.ibiz.ru
- Международные экономические отношения Предисловие к шестому изданию
- К изучающим мировую экономику
- Раздел 1. Мировое хозяйство. Условия формирования и роль в экономическом развитии. Глобализация международных отношений и мирохозяйственных связей
- 1.2. Факторы, обусловливающие роль и место мирового хозяйства на современном этапе
- Глава 2 Глобальные проблемы современности и мировое хозяйство
- 2.1. Сущность, роль и экономические аспекты глобальных проблем
- 2.2. Основные глобальные проблемы и мирохозяйственные отношения на современном этапе
- Глава 3 Свободные зоны - экономический и организационно-правовой инструмент мирового хозяйства
- 3.1. Свободные экономические зоны: сущность и цели создания
- 3.2. Основные виды свободных экономических зон. Опыт функционирования
- Глава 4 Глобализация международных отношений и мирохозяйственных связей
- 4 1. Сущность процесса глобализации
- 4.2. Предпосылки и последствия глобализации мирохозяйственных связей
- 4.3. Особенности процесса глобализации на современном этапе
- Раздел 2
- 2. Учения а. Смита и д. Рикардо
- 5.3. Теория факторов производства и их взаимосвязи
- 5.4. Новые интерпретации факторного подхода
- 5.5. Концепция жизненного цикла
- 5.6. Теория конкуренции м. Портера. Современные подходы к проблеме международной конкурентоспособности
- Глава 6 Международные экономические отношения в условиях рыночного хозяйства: направления, механизм и формы осуществления
- 6.1. Сущность и основы мэо
- 6.2. Объекты и субъекты мэо в условиях рынка
- 6.3. Принципы и особенности механизма мэо
- Глава 7 Внешние факторы экономического роста
- 7.1. Место и роль мэо
- 7.2. Показатели, характеризующие роль внешнеэкономического фактора
- 7.3. Экономическая взаимозависимость. Национальная и международная экономическая безопасность
- Глава 8 Россия в международных экономических отношениях: современное положение и перспективы
- 8.1. Внешняя торговля России и ее положение в системе мировых экономических связей
- 8.2. Торговля России со странами снг
- 8.3. Политика России в области регулирования внешней торговли
- 8.4. Иностранные инвестиции в России
- 8.5. Россия и Всемирная торговая организация
- Раздел 3
- 9.2. Условия развития современных мэо
- 9.3. Последствия изменений в мировом хозяйстве для мэо
- 9.4. Тенденции и основные факторы развития мэо
- Глава 10 Виды и формы международных экономических отношений на современном этапе. Тенденции динамики и структуры
- 10.1. Углубление интернационализации и мэо
- 10.2. Международная торговля на современном этапе
- 10.3. Движение капитала и трудовых ресурсов
- 10.4. Особенности современных валютно-кредитных отношений
- Глава 11 Международная торговля товарами и услугами. Основные характеристики и показатели
- 11.1. Мировая торговля и ее основные показатели
- 11.2. Некоторые особенности внешнеторговой политики в современных условиях
- 11.3. Многостороннее регулирование внешней торговли
- 11.4. Торговля услугами и ее место в международных экономических отношениях
- 11.5. Специфика рынка услуг и его регулирование на международном уровне
- Глава 12 Международное движение капитала: сущность и формы
- 12.1. Сущность и формы международного движения капитала
- 12.2. Роль и характер прямых иностранных инвестиций
- 12.4. Место России, других стран снг в сфере международных инвестиций
- Глава 13 Перемещение населения и трудовых ресурсов. Международная миграционная политика
- 13.1. Межстрановое перемещение населения и трудовых ресурсов
- 13.2. Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции
- 13.3. Иммиграционная политика стран -импортеров трудовых ресурсов
- 13.4. Эмиграционная политика стран -экспортеров трудовых ресурсов
- 13.5. Миграционная политика Российской Федерации
- Глава 14
- 14.1. Технология и информация - особые объекты мэо
- 14.3. Виды защиты и обеспечения международного информационно-технологического обмена
- Глава 15 Электронная торговля -новая сфера применения информационных технологий
- 15.1. Проблемы формирования информационно-коммуникационного сектора мировой экономики
- 15.2. Электронная торговля как набор информационных технологий, ее экономическая сущность и значение в мировом хозяйстве
- Раздел 4
- 16.2. Теоретические концепции
- 16.3. Условия и предпосылки международной интеграции
- Глава 17 Этапы, сферы и механизмы международной экономической интеграции
- 17.1. Основные этапы развития международной экономической интеграции
- 17.2. Зона свободной торговли
- 17.3. Таможенный союз
- 17.4. Единый рынок и экономический союз
- Глава 21. Ценообразование в мировой торговле
- Глава 22—
- Глава 23
- 23.1. Международный валютный рынок. Основные виды валютных операций
- 25.1. Национальный механизм регулирования мэо и вэд
- Раздел 6
- Глава 28
- 28.1. Внешнеторговые сделки купли-продажи
- 28.3. Базисные условия контракта. Инкотермс
- 28.4. Экономические риски в сфере мирохозяйственных отношений. Преодоление и минимизация рисков во внешнеторговых операциях
- Глава 29
- 29.1. Понятие лизинга. Особенности международных лизинговых операций
- 29.3. Международный франчайзинг
- Глава 30
- 30.1. Основные виды экономической информации
- 30.2. Организация международной статистики
- 30.3. Основные международные
- 30.4. Источники информации по мэо
- 30.5. Переход России на международную систему учета и статистики
- 30.6. Статистическая информация в Интернете