Глава 21. Ценообразование в мировой торговле
Глава 22. Мировая валютная система и международные расчеты
Глава 23. Международные валютно-денежные и кредитные рынки
Глава 24. Международные валютно-финансовые, банковские организации и институты в системе международных экономических отношений
Глава 25. Направления, методы и формы регулирования международных экономических отношений и внешнеэкономической деятельности
Глава 26. Международное сотрудничество и сотрудничество в социально-экономических учреждениях и организациях системы ООН
Содружество Независимых Государств в 2003 году: Статистич ежегодник. — М., 2004.
ГЛАВА
Ценообразование в мировой торговле
• Основы и особенности ценообразования на мировом рынке
• Ценообразование на мировых товарных рынках различных типов
• Практика и методы определения внешнеторговых цен
• Вопросы внутреннего ценообразования на продукцию, закупаемую по импорту. Особенности и практика в России
21.1. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке
При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках, необходимо внимательно изучать все факторы, оказывающие влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладные. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли, куда будут и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, так же как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципе само понятие цены сходно для характеристики и внутреннего рынка, и внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, — это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название ценообразующие факторы. По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять перечисленных ниже групп.
Общеэкономические — действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации:
• экономический цикл;
• состояние совокупного спроса и предложения;
• инфляция.
Конкретно экономические — определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации:
• издержки;
• прибыль;
• налоги и сборы;
• предложение и спрос на конкретные товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;
• потребительские свойства — качество, надежность, внешний вид, престижность.
Специфические — действующие только в отношении некоторых
видов товаров и услуг:
• сезонность;
• эксплуатационные расходы;
• комплектность;
• гарантии и условия сервиса.
Специальные — связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов:
• государственное регулирование;
• валютный курс. Внеэкономические:
• политические;
• военные;
• религиозные;
• этнические и др.
Как отмечено выше, цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс ценообразования имеет особенности. С учетом этого следует рассматривать и действие перечисленных выше групп ценообразующих факторов.
Например, известно, что соотношения спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущаются субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Производитель — продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного «ценового стресса». Во-первых, на международном рынке значительно больше и покупателей. Во-вторых, в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны. Никто не будет оспаривать, что свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы здесь значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Естественно', что все это не может не отражаться на формировании мировых цен.
Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие «мировой товарный рынок» означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.) или выражающихся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм — поставщиков и покупателей.
И в мировой торговле к факторам, под воздействием которых складываются рыночные иены, прежде всего, естественно относится состояние спроса и предложения. Практически на цену предлагаемого товара влияют:
• платежеспособный спрос покупателя данного товара — наличие денег;
• объем спроса — количество товара, которое способен приобрести покупатель;
• полезность товара и его потребительские свойства.
На стороне предложения составляющие ценообразующие факторы:
• количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;
• издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;
• цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.
Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя (товаром-заменителем). На уровень мировых цен воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другие как экономические, так и внеэкономические факторы.
На мировом рынке возможны случаи «искажения соотношения спроса и предложения». В случае громадного спроса на товар может возникнуть ситуация, при которой на рынок будет выброшен товар, произведенный в наихудших условиях, по национальной цене, которая по существу и будет какое-то время определять мировую цену и наверняка будет весьма высокой. И наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж приходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже. (В данном контексте нелишне отметить и такой нюанс: даже если крупнейший производитель товара в какой-либо стране является крупнейшим поставщиком этого продукта на национальный рынок, то это не значит, что он займет лидирующее положение и на мировом рынке. Зачастую на международном рынке большую часть товаров реализуют страны, не являющиеся с экономической точки зрения крупными и мощными державами.)
При работе с ценами рынка, в том числе внешнеторговыми, следует учитывать различия в них с учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации. Во-первых, существуют понятия цены продавца, т.е. предлагаемые продавцом, а значит, относительно более высокие, и цены покупателя, т.е. принимаемые и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более низкие. Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры существуют рынок продавца, на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец, и рынок покупателя, на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части цен противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах. А это значит, что она должна быть предметом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные ошибки.
В последние два-три десятилетия важную роль в ценообразовании на товары, в особенности в мировой торговле, играют сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечному потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки: техническом обслуживании, шеф-монтаже, гарантийном ремонте, других специфических видах услуг, связанных с продвижением, реализацией и использованием товара. Данный аспект особенно важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования. Известны примеры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и машин составляла 60% цены поставки.
Развитие науки и технологии, оказывая влияние на совершенствование качественных характеристик товара, с другой стороны, воздействует на мировые цены. Внедрение новых технологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом полезного эффекта (например, возрастают скорость, надежность и т.д.) относительная стоимость товара, а значит, и его цена для потребителя, снижаются.
При анализе цен следует учитывать и движение экономического цикла, что в сфере международных экономических отношений имеет определенную специфику. Так, в стадии депрессии цены, как правило, не повышаются. И, наоборот, в стадии подъема в связи с превышением спроса над предложением цены возрастают. (Хотя и то и другое распространяется на международную торговлю замедленно, в зависимости от сферы и глубины этих явлений, особенно в фазах кризиса и подъема.) Необходимо отметить, что динамика. Изменения цен зависит от вида товаров и товарных групп. Так, при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция производителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее реакция цен на продукцию машиностроительного комплекса.
Современный мировой рынок товаров и услуг характеризуется высокой подвижностью цен. Если в 70—80-е годы XX в. наблюдались их существенные скачки (например, резкое повышение цен на нефть в середине 70-х — начале 80-х годов), то в конце 1990-х годов цены мировых товарных рынков на многие сырьевые товары претерпели значительное снижение. Это относится к ценам энергоносителей, особенно сырой нефти, газа, цветных металлов. Под воздействием финансового кризиса за период с конца 1997 по 1998 г. падение цен на сырую нефть достигло 32—35%, газ — 18— 20, нефтепродукты — 30, азотные удобрения — 37—40, медь — 21— 23 и лес — 27—30%. Достаточно сказать, что цена 1 барреля сырой ближневосточной нефти с 14—16 долл. снизилась до 9 долл.
Не без усилий ОПЕК наметилась тенденция повышения цен на сырую нефть: только за январь — март 1999 г. они повысились на 20%, а уже в начале мая 2001 г. цена 1 барреля достигла 28 долл. По состоянию на конец июня 2005 г. цена 1 барреля нефти сорта «Брент» составляла 54,81 долл. (Статистические данные по ценам на нефть за последние годы см. в приложении 7). Подобные изменения в динамике цен произошли и по другим товарам.
21.2. Ценообразование на мировых товарных рынках различных типов
В рыночной экономике процесс ценообразования в торговле между внешнеэкономическими субъектами разных стран осуществляется в условиях конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы поведения на рынке экспортера и импортера. Однако данные постулаты требуют поправок в зависимости от типа рынка. Главным критерием классификации рынков, в том числе и мировых, служатхарактер и степень свободы конкуренции. Экономисты различают по этому критерию четыре типа рынков:
• совершенной (чистой) конкуренции;
• чистой монополии;
• монополистической конкуренции;
• конкуренции немногих поставщиков — олигополии. Прежде всего эти рынки различаются количеством субъектов
торговли, что очень сильно влияет на механизм ценообразования.
Рынок совершенной (чистой) конкуренции характеризуется в первую очередь очень большим числом субъектов внешней торговли (покупателей и продавцов) и сравнительно однородным характером поставляемой продукции. Под воздействием спроса и предложения цены имеют тенденцию к сближению, т.е. в данном регионе в данный временной промежуток цены практически одинаковы. Согласно практическим наблюдениям в условиях данной рыночной модели стремление каждого экспортера к получению максимальной прибыли приводит к снижению цены на товар. Для сохранения своих позиций на рынке экспортер прибегает к скидкам (или дисконту), которые не столь значительны, в пределах 3—5%. Выигрыш экспортера — в возрастающих объемах поставок.
Замечено, что на рынке совершенной конкуренции поставщики продукции (ими могут быть как сами производители-экспортеры, так и их торговые агенты) стремятся к максимизации удовлетворения потребительского спроса. Конкурирующие фирмы-поставщики ориентируются на товары, произведенные по более эффективным технологиям, а производители — на продажу товара по достаточно низкой цене с учетом своих издержек производства.
На практике к данному типу рынка (с определенным резервом) можно отнести, например, международную торговлю различными товарами широкого потребления — одеждой, обувью, табаком, сельхозпродукцией, в том числе продовольствием и т.д.
Рынок чистой монополии характеризуется наличием одного-единственного поставщика товара. Ценообразование в этом случае диктуется монополистом, он контролирует все предложения, варьирует цены в зависимости от спроса и может вызывать изменения цен, манипулируя объемами производимой продукции, заранее заручается на рынках зарубежных стран эксклюзивным правом на поставку своей продукции, чем уже и юридически затрудняет конкуренту проникновение.
Монополист в силу самой природы данного рынка стремится установить цены на товар на наиболее высоком уровне по методу полных затрат, включающих издержки производства и желательную (для производителя) прибыль. Существуют, однако, определенные установки, которых вынужден придерживаться монополист. Так, несмотря на единоличное присутствие на рынке, монополист, как правило, не назначает наивысшую пену на товар, потому что, в конечном счете, тогда общая прибыль может быть меньше. Происходит, правда, под диктовку монополиста, такой оптимальный подбор объемов производства и пен, чтобы совокупный доход был как можно выше, но все же он будет ниже максимума прибыли на единицу продукции. Это естественно, так как не все участники мирового рынка имеют возможность приобрести товар по наивысшей цене. Имеется понятие ценовая дискриминация, означающее, что монопольный поставщик товара на международный рынок варьирует цену на поставляемый товар в зависимости от страны-импортера, точнее, от финансовых возможностей импортера. Однако при этом всегда учитывается, возможен ли дальнейший реэкспорт данной продукции. Дискриминационные цены, как правило, устанавливаются на изолированных рынках, исключающих реэкспорт.
В мировой практике в настоящее время чистых монополистов сравнительно немного. В 70-е—80-е годы на мировом космическом рынке чистым монополистом выступали США через компанию НАСА, которая полностью контролировала коммерческие запуски (СССР по не вполне понятным причинам отсутствовал на этом рынке). Практически чистым монополистом является компания «Де Бирс» на рынке алмазов.
Рынок монополистической конкуренции — смешанный тип рынка. На нем присутствуют, как правило, ряд крупных монополистов и значительное число менее сильных фирм, но занимающих видное место. Характер ценообразования конкурентный, с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта.
Господство крупных фирм одной страны на рынке отдельных товаров ослабляется натиском крупных монополистических фирм другой страны, а также более «легковесных» конкурентов, стремящихся получить свою долю высокой прибыли. В случае взвинчивания цен со стороны монополий всегда находятся конкуренты, способные дать более выгодные предложения, т.е. лучшие цены.
Значительное влияние на цены оказывает конкуренция монополий, представляющих разные отрасли, предлагающие товары с различной товароведческой характеристикой и разными физическими свойствами, но используемые для одной и той же цели. В качестве примера может служить конкуренция между производителями — поставщиками металла и пластмасс автомобилестроительным концернам. При формировании цен учитывается и конкуренция товаров, заменяющих по своим качествам традиционные. Например,компании Австралии и Англии, традиционно поставлявшие на мировой рынок шерсть, сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны производителей — поставщиков химических волокон.
Рынок конкуренции немногих поставщиков (олигопольный) характеризуется наличием нескольких крупных компаний производителей-поставщиков, обладающих значительными сегментами рынка, практически полностью обеспечивающих поставку товаров на мировой рынок при незначительной роли малых фирм. Между фирмами и странами-импортерами, как правило, существуют соглашения о сотрудничестве (разделены сферы влияния), зачастую фирмы обладают эксклюзивными правами на покупку стратегически необходимого сырья, вкладывают огромные средства в рекламные мероприятия.
Практика ценообразования на поставляемую продукцию показывает, что любое крупное решение, принимаемое экспортером, — установление цены, определение объемов производства, закупок, инвестиций и т.д. — требует взвешивания вероятной реакции конкурентов. Важную роль в плане сохранения компаниями статус-кво играют не афишируемые для широкой публики неофициальные договоренности основных конкурентов. В ходе специальных переговоров достигаются соглашения о фиксировании цен, о разделе рынков сбыта, об объемах производства.
Потребность в относительной координации деятельности на мировом рынке привела компании к созданию специальных механизмов, с помощью которых можно было бы действовать с большей долей предсказуемости. Наиболее простой формой такого механизма является картель, в рамках которого предполагается формальное письменное соглашение относительно объемов производства к ценовой политики. Компании договариваются о разделе рынков сбыта с целью поддержания согласованных уровней иен. Наиболее известным картелем, регулировавшим до недавнего времени мировой рынок нефти, была ОПЕК (Организация стран — экспортеров нефти). В течение длительного времени этому картелю удавалось довольно успешно координировать нефтяные рынки.
Для компаний, участвующих в работе подобных механизмов, характерна тенденция к максимизации прибылей, т.е. их поведение в определенной степени напоминает действие чистых монополий. Степень воздействия субъектов олигопольного рынка на уровень цен зависит главным образом от степени монополизации рынка, от того, насколько силен контроль за производством и сбытом товара, источниками сырья и за другими не менее важными факторами. Отмечено, что чем выше степень монополизации, тем выше уровень монопольных иен и тем меньше их колебания.
Вместе с тем ценообразование на рынках машин и оборудования — процесс, значительно отличающийся, например, от ценообразования на рынках сырья и полуфабрикатов, а анализ формирования цен на конкретные изделия, поставляемые на международный рынок, затруднен из-за различий конструктивного характера, многообразия оборудования и т.д. Тем не менее, поставщики аналогичной продукции на мировой рынок имеют определенное представление о ценах конкурента. Как правило, уровень цен отражает конкретные производственные издержки с добавлением определенного процента, с учетом конкретного рынка сбыта, партнера, региона и т.д.
Динамика и уровни мировых цен на сырую нефть в существенной мере складываются под воздействием ОПЕК, на которую приходится примерно 2/5 мирового нефтяного экспорта. Особенно показателен в этом отношении период скачков и падений цен в последние годы (1999—2001), когда после некоторого умеренного роста в 1995—1998 гг. (16—20 долл. за баррель) они резко упали (до 9— 10 долл.) в начале 1999 г., а затем быстро пошли вверх, достигнув 32—35 долл. к ноябрю 2000 г. В декабре 2000 г. и начале 2001 г. они понизились до 24—26 долл. Сокращая в 2001—2002 гг. квоты на производство и экспорт, ОПЕК стремился зафиксировать цены на нефть на этом уровне (ориентировочно 24—26 долл. за баррель), но в связи с осложнившейся политической обстановкой ОПЕК не смог зафиксировать цены на приемлемом для мирового сообщества уровне (до 30 долл, за баррель), и к 2005 г. цена нефти марки «брент» колебалась на уровне 52 долл. за баррель.
Подробные данные о динамике цен на мировых товарных рынках за 1972—2005 гг. приводятся в приложении 8.
Влияние государства на внешнеторговые цены. Государственное регулирование внутренних цен, субсидирование экспорта, поддержка импорта, проведение таможенно-тарифной политики и т.д. в конечном счете, оказывают существенное влияние и на цены внешние, причем тем большее, чем мощнее присутствие компаний данной страны на мировом рынке.
Государство регулирует цены внутреннего рынка в основном с помощью двух инструментов: гарантируя производителям уровень продажных цен и предоставляя субсидии для покрытия издержек производства. Хрестоматийны примеры поддержки государством сельского хозяйства в США и сельскохозяйственной политики ЕС. В США государство предоставляет субсидии из федерального бюджета в случае понижения рыночных цен ниже гарантированного уровня. Специальная правительственная организация по гарантированным ценам принимает в залог у производителей сельскохозяйственные продукты, и в случае, если цены рынка превысят залоговые., производитель выкупает свой товар и продает его на рынке. Если цены ниже залоговых ставок, то товар остается в собственности правительственной организации. Таким образом, США, являясь крупнейшим экспортером агропродукции, путём поддержки собственных производителей принимает действенные меры по сохранению такого зазора мировых цен, в результате которых и собственный производитель не остается, а проигрыше, и уровень мировых цен остается под контролем.
Эффективен механизм ценообразования в ЕС, разработанный по каждому виду сельхозпродукции и для каждого региона. Устанавливаются несколько категорий цен: индикативные цены, определяемые органами ЕС как желательные, минимальные цены импорта, или пороговые, минимальные продажные цены, гарантированные производителю интервенциями официальных организаций. Существование пороговой цены защищает рынок от импорта, цена интервенции гарантирует минимальный доход производителям. Таким образом, протекционизм на границах НС. защищает производителей от резких толчков мирового рынка. Как уже сказано выше, продуманная агрополитика ЕС позволила в течение 10—15 лет пройти путь от импортера сельхозпродукции до положения, близкого к самообеспечению, и до второго мирового экспортера.
Воздействие государства на уровень цен в машиностроительных и сырьевых отраслях, как правило, осуществляется косвенным образом. Например, государство берет на себя часть финансирования НИОКР, проводит преимущественно скрытое финансирование экспорта, ведет протекционистскую таможенную политику. Так, предоставляя экспортные субсидии компаниям, государство позволяет им держать экспортные цены на уровне мировых и не покидать рынок. Устанавливая низкий уровень импортных пошлин, например, на сырье, государство преследует цель повысить конкурентоспособность на внешнем рынке тех товаров, на изготовление которых оно идет. Одна из разновидностей воздействия на цены мирового рынка — демпинг. Цель демпинга — завоевание определенным товаром или группой товаров внешнего рынка путем продажи товаров на мировом рынке по ценам ниже внутренних. В дальнейшем убытки покрываются путем повышения цен на внешнем рынке, а затем и за счет проникновения в экономику стран-импортеров.
Имеются и другие механизмы, и инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики (квоты, добровольное ограничение экспорта и т.д.), которые, в конечном счете,оказывают существенное влияние на уровень цен на мировом рынке, особенно если данная страна с экономической точки зрения является крупной.
21.3. Практика и методы определения внешнеторговых цен
Для современного мирового рынка характерны наличие большого количества различных отраслевых рынков товаров и услуг, множественность цен. На практике цена на конкретную продукцию одного и того же рынка может существенно различаться. Поэтому при обосновании, определении и согласовании внешнеторговой цены необходимо иметь четкое представление о характере сделки, диктующей особенность выбора цены. Это означает:
• использование цен раздельных экспортных и импортных операций;
• ориентацию их цены в условиях оплаты наличными (инкассо, аккредитив);
• применение цен, складывающихся при обычных коммерческих сделках.
Исходя из данных посылок ясно, что цены, фиксируемые в рамках долгосрочных межгосударственных соглашений, будут существенно отличаться от цен в сделках, например, типа ad hoc или от цен на товар, оплачиваемый путем сложных банковских операций, в условиях определенных валютных ограничений и т.д.
Поставщики товара на внешний рынок встречаются с существенными колебаниями цен, предоставлением различных скидок, приложением надбавок. Кроме того, практически всегда цены на аналогичную продукцию различаются, так как разные поставщики поставляют товары различных качества, комплектации и т.п. Значительную долю в конечной цене составляют транспортные расходы.
В современной международной торговле, особенно в торговле сырьевыми товарами и полуфабрикатами, заметное место занимают посреднические фирмы, также имеющие свою маржу в результате осуществления продаж. Цены на машинно-техническую продукцию, технически сложные товары, как правило, формируются только при непосредственном контакте между продавцом-производителем и покупателем-потребителем. При этом в цену включаются самые различные составляющие — надбавки за гарантию, предпродажный и послепродажный сервис, упаковку и др.
Для изучения и использования на практике ценовых показателей мирового рынка необходимо знать основные источники сведений о ценах. В настоящее время созданы специальные банки данных практически для всех товаров и товарных групп по регионам и «ременным периодам (для сезонных товаров). Огромные возможности предоставляет Интернет, позволяющий в считанные минуты получить ориентировку практически на все поставляемые, на мировой рынок товары. Однако это будут цены ориентировочные, позволяющие экспортеру и импортеру иметь стартовую площадку для переговоров по ценам поставки. Механизм же ценообразования остался старым: анализ спроса и предложения, проект цены исходя и 1 ситуации на рынке и формирование контрактной цены в ходе непосредственных переговоров поставщика и покупателя.
Цены мировых товарных рынков по источникам информации, сфере применения и способу использования принято подразделятьна несколько групп.
Контрактные — конкретные цены на продукцию, согласованную продавцом и покупателем в ходе переговоров. Они, как правило, ниже цены предложения поставщика. Контрактная цена действительна на весь период действия контракта, если ее не подвергли пересмотру в ходе выполнения поставок. Контрактные цены нигде не публикуются, ибо они представляют коммерческую тайну. В принципе контрактные цены на определенный товар в определенном регионе и при наличии небольшого круга продавцов и покупателей известны. Практическая задача состоит в сборе информациии создании банка данных.
Справочные — цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях, а также в периодической литературе, и газетах, журналах, в каналах компьютерной информации. Круг товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном охватывает небиржевые сырьевые товары и полуфабрикаты (нефть и нефтепродукты, черные металлы, удобрения и т.д.). В настоящее время справочная литература по ценам на небиржевые товары получила очень большое распространение. Так, экспортер нефтепродуктов ориентируется на ежедневные потоварные и региональные котировки цен, публикуемые в справочниках Platt's или Argus, которые можно получать ежедневно через систему компьютерной связи. Экспортеры металла в принципе ориентируются на издание «Metal Bulletin», выходящий два раза в неделю, а экспортеры удобрений —
па «Ferticom».
Однако следует иметь в виду, что между ценами, публикуемыми и справочных изданиях, и фактическими ценами сделок существует определенный зазор. Как правило, справочные цены несколько завышены. Справочные цены не реагируют быстро на изменения конъюнктуры или на какие-либо политические события, за исключением, может быть, цен на нефть, — товар весьма специфичный.
Вместе с тем они отражают динамику цен на данном рынке и тенденции.
Биржевые — цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. К биржевым товарам относятся в основном сырье и полуфабрикаты. Цены на биржевые товары оперативно отражают все изменения, происходящие на рынке данного товара. Малейшие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на биржевых котировках. Это объясняется тем, что сами биржевые котировки являются фактическими ценами сделок именно в данный момент. Биржевые котировки не отражают в себе другие инструменты международной торговли, как-то: условия поставки, платежа и т.д. Существует определенный регламент работы биржи и участия в ее работе. Биржи функционируют ежедневно, и котировочная комиссия регистрирует и публикует котировочные цены в специальных бюллетенях. Котировки бывают двух видов: срочные котировки (фьючерсы) на товары, отсутствующие на данный момент, с условиями поставки через определенное время, и котировки на реализуемые товары. Как показывает практика, биржевые котировки, довольно остро реагируя на различные внешние «раздражители», все-таки не могут отражать действительные тенденции в движении цен. Зачастую на биржах проводятся операции, носящие откровенно спекулятивный характер.
В международной внешнеторговой практике специалисты ориентируются на котировки наиболее известных, хорошо зарекомендовавших себя бирж, имеющих персонал исключительно высокой квалификации, таких, как Лондонская биржа металлов (LME — London Metal Exchange), Чикагская биржа (Chicago Board of Trade), занимающаяся котировками и продажами зерновых, Нью-Йоркская биржа хлопка (NYCE — New York Cotton Exchange).
Цены аукционов — цены, полученные в результате торгов. Это реальные цены, отражающие спрос и предложение в данный временной период. Аукционный вид торговли достаточно специфичен. На аукционных торгах, например, продаются и покупаются пушнина, животные, предметы искусства.
Статистические внешнеторговые цены публикуются в различных национальных и международных статистических справочниках. Эти цены определяются делением стоимости экспорта или импорта на объем закупленной или поставленной продукции. Они не показывают конкретную цену конкретного товара. С точки зрения их практического применения они интересны для понимания обшей динамики внешней торговли той или иной страны, для статистических расчетов, используются как приблизительный ориентир.
В процессе согласования цен экспортер и импортер, основываясь на собственном анализе данных о положении на рынке товара,приступают к переговорам, заранее зная, на какие уступки они могут пойти, В мировой практике ведения внешней торговли известно большое количество различных скидок. Ценовые скидки — метод уторговывания цены с учетом состояния рынка и условий контракта: По оценкам специалистов, существуют около 40 различных вики* ценовых скидок и надбавок. К наиболее распространенным относятся следующие скидки:
• продавца, когда за объем единовременной покупки (партии) или за устойчивость покупок экспортер в процессе торга предоставляет скидку в зависимости от ситуации на конкретном рынке. Может достигать 20—30% первоначальнойцены;
• для эксклюзивного импортера, если фирма-импортер — единственный поставщик товара в страну или регион — добивается наилучших условий для продажи этого товара, по существу помогает экспортеру закрепиться на рынке данной страны. Эта скидка достигает 10—15% первоначальной цены. Практикуется в условиях рынка монопольной конкуренции",
• сконто — в случае осуществления импортером предоплаты, полной или частичной, за поставляемый товар. Как правило, такая скидка предоставляется и при прямом банковском переводе денег при оформлении товарных накладных;
• традиционному партнеру (бонусная), как правило, предоставляется импортеру, длительное время работающему на рынке с одним и тем же экспортером. В данном случае экспортер уверен в своем партнере-покупателе в отношении правильного и своевременного выполнения контрактных обязательств; скидка предоставляется обычно на годовой объем продаж товара. Характерна в первую очередь для рынка совершенной конкуренции;
• за покупку внесезонного товара, как правило, предоставляется на рынках сельхозпродукции, одежды, обуви и др.;
• дилерская ~ предоставляется оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам. Эта скидка должна покрывать расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им определенный размер прибыли.
Размеры скидок определяются отдельно для каждого конкретного случая. Как правило, размеры скидок варьируются между 2 и 10% первоначально предлагаемой цены. Безусловно, достигаются и более существенные скидки.
21.4. Вопросы внутреннего ценообразования на продукцию, закупаемую по импорту. Особенности и практика в России
В условиях рыночной экономики принципы и методы формирования цен на товары и услуги, как в мировой торговле, так и в национальном„хозяйстве одинаковы. Цена купли-продажи в сделке определяется правилом: это та денежная сумма, за которую готов продать продукцию продавец, и соответственно та, которую готов заплатить за нее покупатель. На деле исходная величина для продавца издержки (себестоимость) и прибыль (не меньшая, чем у других продавцов), а для покупателя, возможно, более низкая цена приобретения такого же товара и других продавцов. Это не зависит от источника происхождения товара, а в данном варианте от того, отечественный он или иностранный. Затраты продавца в таком случае — это издержки на производство (если он продуцент) или издержки на приобретение, для последующей продажи (если он продавец-посредник, которого принято называть «трейдером»).
Последнее практически означает, что в качестве основы (издержек) на импортируемую продукцию для товарной части ввоза выступает таможенная стоимость, представляющая собой сумму импортной стоимости и импортных пошлин и сборов на соответствующий товар. В связи с этим в ценообразовании российские компании придерживаются общепринятых правил игры, присущих современному мировому рынку. Однако следует отметить одну очень существенную деталь. Сегодня, если подходить к вопросу с чисто экономической точки зрения, многим российским компаниям экспорт невыгоден, что в свою очередь ограничивает импорт. Цены внутреннего рынка гораздо выше мировых по многим товарным позициям. Отсутствие же на российском рынке финансовых средств приводит к неплатежам, к примитивным бартерным сделкам или к появлению различных финансовых суррогатов в виде векселей либо других «ценных» бумаг. Предприятие, не получая за уже поставленную продукцию денег от покупателя, вынуждено искать покупателя на внешнем рынке. Отрицательная разница в ценах затем перебрасывается на внутреннюю цену товара, который еще более дорожает, хотя само предприятие после экспортной сделки имеет денежные поступления на свой банковский счет.
Важным практическим вопросом в области внутреннего ценообразования, связанным с ВЭД, является формирование цен на импортируемые товары и услуги. Здесь на смену «изобретениям» советских времен, жестко привязывавшим цены на импорт к ценам соответствующей отечественной продукции, что нередко порождало всякиенесуразицы, теперь внедряется международный опыт, оправданная мировая практика. Это тем более важно, что, как отмечено выше, значение импорта для экономики России в настоящее время исключительно, в том числе и для рядового потребителя. С учетом мирового опыта и международных рекомендаций внутренние цены на импортные товары определяются исходя из их таможенной стоимости, т.е. с добавлением импортной пошлины и таможенного сбора и валютных затрат на импорт на момент пересечения таможенной границы, фиксируемой в таможенной декларации стоимости ввозимого товара или рассчитываемой определенными способами, предусмотренными в разд. IV Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе». Он предписывает последовательное применение шести следующих методов, если предшествующий невозможен:
• по цене сделки с ввозимыми товарами;
• по цене сделки с идентичными товарами;
• по цене сделки с однородными товарами;
• вычитание стоимости;
• сложение стоимости;
• резервный.
Величина затрат пересчитывается в рубли по валютному курсу и после добавления налогов (НДС, акцизов, сборов, расходов по перевозке, хранению т.д.) и с учетом прибыли формируется внутренняя цена.
В России принимаются меры по рационализации импортного тарифа. Основные его положения сводятся к устранению ставок, превышающих 30%, На сегодняшний день фактический средневзвешенный уровень ставок составляет 10,7%, а средний уровень на подавляющее большинство товаров находится в пределах от 5 до 30%. Сейчас импортный тариф России в среднем почти в 3 раза выше, чем в промышленно развитых странах — членах ГАТТ/ВТО, хотя по многим позициям он ниже. В целом же протекционизм, особенно в области тарифов, его искусственное поддержание ведут к развитию монополизма, снижению эффективности производства и завышению потребительских цен.
Примерная схема расчета внутренней цены реализации конечной продукции выглядит следующим образом: таможенная стоимость товара, выраженная в валюте, пересчитывается по курсу, определенному в установленном порядке, в рубли. Затем к ней прибавляется налог на добавленную стоимость (НДС) согласно утвержденной ставке, а после этого к данной величине по продукции, облагаемой акцизом, соответствующий налог по установленной законом ставке, что позволяет получить базу для последующего формирования оптовой и розничной (потребительской) цены. Первая предполагает учет снабженческо-сбытовой наценки (или нескольких, если оптовый посредник не один), а затем при передаче розничному товаропроводящему звену — торговой скидки. Величина этих компонентов цены должна обеспечить указанным звеньям возмещение затрат и необходимую прибыль, что в результате дает расчетную цену продавца при реализации продукции оптовому и розничному потребителю.
Как и в целом, в рыночной экономике фактическая цена продажи формируется под непосредственным воздействием спроса и предложения, рыночных факторов, определяемых общей рыночной ситуацией, конкретными условиями сделки, степенью конкуренции, зависящей от типа рынка уровнем развитости последнего. Следует при этом учитывать, что реальная рыночная ситуация в регионах России крайне дифференцирована, это предопределяет большой разброс цен реализации, далеко не всегда обоснованный и используемый в сугубо спекулятивных целях.
Последовательная обработка и упорядочение внутреннего ценообразования на импортируемую продукцию — важное условие вступления России в ВТО, предопределяющее эффективность его результатов, формирование позитивной структуры экономики, создание нормальной конкурентной среды.
В этом свете, как отмечалось ранее, важное значение приобретают меры по дальнейшей рационализации импортного тарифа. На сегодняшний день, как указывалось, средневзвешенный фактический уровень его ставок находится в пределах 10%, что в 2,5—3 раза выше соответствующего показателя промышленно развитых стран, хотя по большому числу позиций он ощутимо ниже. Показательно, что в самое последнее время (апрель 2005 г.) Правительством РФ принято решение о существенном снижении — более чем в 3 раза (до 4%) ввозных тарифных ставок на комплектующие для легковых автомобилей, производимых с участием иностранных партнеров. Это позволит повысить заинтересованность в расширении производства и предпосылки снижения цен на конечную продукцию.
Безусловно, с восстановлением потенциала российской промышленности, с укреплением финансового рынка, рынка услуг и капиталов, с ростом управляемости и контроля за происходящими в экономике процессами ценообразование будет более предсказуемым и будет отвечать общей экономической логике.
Резюме
В условиях рыночной экономики цена определяется соотношением спроса и предложения. В принципе процесс ценообразования на внутреннем и внешнем рынках схож, однако деятельность на внешнем рынке осложняется наличием гораздо большего числа продавцов и покупателей, более острой конкуренцией. Процесс ценообразования намеждународных рынках во многом зависит от типа рынка, в рамках которого действует соответствующий субъект внешней торговли.
Современному рынку присуща множественность цен. Для изучения и использования на практике ценовых показателей необходимо знать основные источники сведений о ценах. Механизм ценообразования включает в себя анализ спроса и предложения, проектирование цен исходя из ситуации на рынке и формирование контрактной цены.
Основные понятия
Цена — денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить покупатель. Мировые цены — цены мировых товарных рынков или крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на рынках соответствующих товаров, в основных центрах мировой торговли.
Мировые товарные рынки — совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы [биржи, аукционы и т.д.) или выражающихся в систематических экспортно-импортных операциях крупных фирм — поставщиков и покупателей.
Таможенная стоимость — стоимость товара на момент пересечения таможенной границы с учетом таможенных платежей. Импортная стоимость — фиксируемая в таможенной декларации стоимость товара при поступлении в страну до пересечения таможенной границы.
Контрольные вопросы
1. Перечислите важнейшие ценообразуюшие факторы.
2. Назовите основные требования к выбору мировой цены,
3. Каковы принципы определения внутренних цен на импортируемую
продукцию?
4. Что такое импортная стоимость?
Библиографический список
1. Инфляция: ценообразование и денежное обращение. — М.: ИМЭМО
РАН, 1994.
2. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика. - М.: ЦИПККАП, 1996.
3. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. — М.: МО,
1996.
4. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. —
М.: МО, 1993.
5. Основы внешнеэкономических знаний: Словарь-справочник. — М.:
Высшая школа, 1990.
6. «О таможенном тарифе». Закон РФ от 16 апреля 1993 г., разд. III,
ст. 12; разд. IV, ст. 18-24.
- Международные экономические отношения Предисловие к шестому изданию
- К изучающим мировую экономику
- Раздел 1. Мировое хозяйство. Условия формирования и роль в экономическом развитии. Глобализация международных отношений и мирохозяйственных связей
- 1.2. Факторы, обусловливающие роль и место мирового хозяйства на современном этапе
- Глава 2 Глобальные проблемы современности и мировое хозяйство
- 2.1. Сущность, роль и экономические аспекты глобальных проблем
- 2.2. Основные глобальные проблемы и мирохозяйственные отношения на современном этапе
- Глава 3 Свободные зоны - экономический и организационно-правовой инструмент мирового хозяйства
- 3.1. Свободные экономические зоны: сущность и цели создания
- 3.2. Основные виды свободных экономических зон. Опыт функционирования
- Глава 4 Глобализация международных отношений и мирохозяйственных связей
- 4 1. Сущность процесса глобализации
- 4.2. Предпосылки и последствия глобализации мирохозяйственных связей
- 4.3. Особенности процесса глобализации на современном этапе
- Раздел 2
- 2. Учения а. Смита и д. Рикардо
- 5.3. Теория факторов производства и их взаимосвязи
- 5.4. Новые интерпретации факторного подхода
- 5.5. Концепция жизненного цикла
- 5.6. Теория конкуренции м. Портера. Современные подходы к проблеме международной конкурентоспособности
- Глава 6 Международные экономические отношения в условиях рыночного хозяйства: направления, механизм и формы осуществления
- 6.1. Сущность и основы мэо
- 6.2. Объекты и субъекты мэо в условиях рынка
- 6.3. Принципы и особенности механизма мэо
- Глава 7 Внешние факторы экономического роста
- 7.1. Место и роль мэо
- 7.2. Показатели, характеризующие роль внешнеэкономического фактора
- 7.3. Экономическая взаимозависимость. Национальная и международная экономическая безопасность
- Глава 8 Россия в международных экономических отношениях: современное положение и перспективы
- 8.1. Внешняя торговля России и ее положение в системе мировых экономических связей
- 8.2. Торговля России со странами снг
- 8.3. Политика России в области регулирования внешней торговли
- 8.4. Иностранные инвестиции в России
- 8.5. Россия и Всемирная торговая организация
- Раздел 3
- 9.2. Условия развития современных мэо
- 9.3. Последствия изменений в мировом хозяйстве для мэо
- 9.4. Тенденции и основные факторы развития мэо
- Глава 10 Виды и формы международных экономических отношений на современном этапе. Тенденции динамики и структуры
- 10.1. Углубление интернационализации и мэо
- 10.2. Международная торговля на современном этапе
- 10.3. Движение капитала и трудовых ресурсов
- 10.4. Особенности современных валютно-кредитных отношений
- Глава 11 Международная торговля товарами и услугами. Основные характеристики и показатели
- 11.1. Мировая торговля и ее основные показатели
- 11.2. Некоторые особенности внешнеторговой политики в современных условиях
- 11.3. Многостороннее регулирование внешней торговли
- 11.4. Торговля услугами и ее место в международных экономических отношениях
- 11.5. Специфика рынка услуг и его регулирование на международном уровне
- Глава 12 Международное движение капитала: сущность и формы
- 12.1. Сущность и формы международного движения капитала
- 12.2. Роль и характер прямых иностранных инвестиций
- 12.4. Место России, других стран снг в сфере международных инвестиций
- Глава 13 Перемещение населения и трудовых ресурсов. Международная миграционная политика
- 13.1. Межстрановое перемещение населения и трудовых ресурсов
- 13.2. Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции
- 13.3. Иммиграционная политика стран -импортеров трудовых ресурсов
- 13.4. Эмиграционная политика стран -экспортеров трудовых ресурсов
- 13.5. Миграционная политика Российской Федерации
- Глава 14
- 14.1. Технология и информация - особые объекты мэо
- 14.3. Виды защиты и обеспечения международного информационно-технологического обмена
- Глава 15 Электронная торговля -новая сфера применения информационных технологий
- 15.1. Проблемы формирования информационно-коммуникационного сектора мировой экономики
- 15.2. Электронная торговля как набор информационных технологий, ее экономическая сущность и значение в мировом хозяйстве
- Раздел 4
- 16.2. Теоретические концепции
- 16.3. Условия и предпосылки международной интеграции
- Глава 17 Этапы, сферы и механизмы международной экономической интеграции
- 17.1. Основные этапы развития международной экономической интеграции
- 17.2. Зона свободной торговли
- 17.3. Таможенный союз
- 17.4. Единый рынок и экономический союз
- Глава 21. Ценообразование в мировой торговле
- Глава 22—
- Глава 23
- 23.1. Международный валютный рынок. Основные виды валютных операций
- 25.1. Национальный механизм регулирования мэо и вэд
- Раздел 6
- Глава 28
- 28.1. Внешнеторговые сделки купли-продажи
- 28.3. Базисные условия контракта. Инкотермс
- 28.4. Экономические риски в сфере мирохозяйственных отношений. Преодоление и минимизация рисков во внешнеторговых операциях
- Глава 29
- 29.1. Понятие лизинга. Особенности международных лизинговых операций
- 29.3. Международный франчайзинг
- Глава 30
- 30.1. Основные виды экономической информации
- 30.2. Организация международной статистики
- 30.3. Основные международные
- 30.4. Источники информации по мэо
- 30.5. Переход России на международную систему учета и статистики
- 30.6. Статистическая информация в Интернете