logo
Мировая экономика / Рыбалкин В

Глава 21. Ценообразование в мировой торговле

Глава 22. Мировая валютная система и международные расчеты

Глава 23. Международные валютно-денежные и кредитные рынки

Глава 24. Международные валютно-финансовые, банковские организации и институты в системе международных экономических отношений

Глава 25. Направления, методы и формы регулирования международных экономических отношений и внешнеэкономической деятельности

Глава 26. Международное сотрудничество и сотрудничество в социально-экономических учреждениях и организациях системы ООН

Содружество Независимых Государств в 2003 году: Статистич ежегодник. — М., 2004.

ГЛАВА

Ценообразование в мировой торговле

• Основы и особенности ценообразования на мировом рынке

• Ценообразование на мировых товарных рынках различных типов

• Практика и методы определения внешнеторговых цен

• Вопросы внутреннего ценообразования на продукцию, закупаемую по импорту. Особенности и практика в России

21.1. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке

При анализе процессов, связанных с ценообразованием на ми­ровых товарных рынках, необходимо внимательно изучать все фак­торы, оказывающие влияние на формирование цен, как общего по­рядка, так и чисто прикладные. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли, куда будут и будут ли в дальней­шем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, так же как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципе само понятие цены сходно для характеристики и внутреннего рынка, и внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, — это де­нежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая то­вар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или ус­лугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название ценообразующие факторы. По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграни­чены на пять перечисленных ниже групп.

Общеэкономические — действующие независимо от вида продук­ции и конкретных условий ее производства и реализации:

• экономический цикл;

• состояние совокупного спроса и предложения;

• инфляция.

Конкретно экономические — определяемые особенностями дан­ной продукции, условиями ее производства и реализации:

• издержки;

• прибыль;

• налоги и сборы;

• предложение и спрос на конкретные товар или услугу с уче­том взаимозаменяемости;

• потребительские свойства — качество, надежность, внешний вид, престижность.

Специфические — действующие только в отношении некоторых

видов товаров и услуг:

• сезонность;

• эксплуатационные расходы;

• комплектность;

• гарантии и условия сервиса.

Специальные — связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов:

• государственное регулирование;

• валютный курс. Внеэкономические:

• политические;

• военные;

• религиозные;

• этнические и др.

Как отмечено выше, цены определяются условиями конкурен­ции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс ценообразования имеет особен­ности. С учетом этого следует рассматривать и действие перечис­ленных выше групп ценообразующих факторов.

Например, известно, что соотношения спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущаются субъектами внешней торгов­ли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обя­зан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными цена­ми, но и с мировыми. Производитель — продавец товара на внеш­нем рынке находится в режиме постоянного «ценового стресса». Во-первых, на международном рынке значительно больше и поку­пателей. Во-вторых, в рамках мирового рынка факторы производст­ва менее мобильны. Никто не будет оспаривать, что свобода пере­движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы здесь значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Их пере­мещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и при­были. Естественно', что все это не может не отражаться на форми­ровании мировых цен.

Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие «мировой товарный рынок» означает совокупность устойчивых, повторяющихся опера­ций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организа­ционные международные формы (биржи, аукционы и т.д.) или вы­ражающихся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм — поставщиков и покупателей.

И в мировой торговле к факторам, под воздействием которых складываются рыночные иены, прежде всего, естественно относится состояние спроса и предложения. Практически на цену предлагае­мого товара влияют:

• платежеспособный спрос покупателя данного товара — на­личие денег;

• объем спроса — количество товара, которое способен при­обрести покупатель;

• полезность товара и его потребительские свойства.

На стороне предложения составляющие ценообразующие фак­торы:

• количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;

• издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;

• цены на ресурсы или на средства производства, используе­мые в производстве соответствующего товара.

Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реа­лизации товара другим, удовлетворяющим покупателя (товаром-заменителем). На уровень мировых цен воздействуют валюта пла­тежа, условия расчета и некоторые другие как экономические, так и внеэкономические факторы.

На мировом рынке возможны случаи «искажения соотношения спроса и предложения». В случае громадного спроса на товар может возникнуть ситуация, при которой на рынок будет выброшен товар, произведенный в наихудших условиях, по национальной цене, которая по существу и будет какое-то время определять мировую цену и на­верняка будет весьма высокой. И наоборот, нередко предложение зна­чительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж приходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже. (В данном контексте нелишне отме­тить и такой нюанс: даже если крупнейший производитель товара в какой-либо стране является крупнейшим поставщиком этого продукта на национальный рынок, то это не значит, что он займет лидирующее положение и на мировом рынке. Зачастую на международном рынке большую часть товаров реализуют страны, не являющиеся с экономи­ческой точки зрения крупными и мощными державами.)

При работе с ценами рынка, в том числе внешнеторговыми, следует учитывать различия в них с учетом позиций отдельных сто­рон и рыночной ситуации. Во-первых, существуют понятия цены продавца, т.е. предлагаемые продавцом, а значит, относительно бо­лее высокие, и цены покупателя, т.е. принимаемые и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более низкие. Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры существуют рынок продав­ца, на котором из-за преобладания спроса коммерческие показате­ли и цены диктует продавец, и рынок покупателя, на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части цен противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах. А это значит, что она должна быть предметом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные ошибки.

В последние два-три десятилетия важную роль в ценообразова­нии на товары, в особенности в мировой торговле, играют сопутст­вующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком како­го-либо товара импортеру или конечному потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки: техническом обслуживании, шеф-монтаже, гарантийном ремонте, других специфических видах услуг, связанных с продвижением, реализацией и использованием товара. Данный аспект особенно важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и обору­дования. Известны примеры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и машин составляла 60% цены поставки.

Развитие науки и технологии, оказывая влияние на совершенст­вование качественных характеристик товара, с другой стороны, воз­действует на мировые цены. Внедрение новых технологий повыша­ет производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютном выражении цена рас­тет практически для всех групп товаров. Однако с учетом полезного эффекта (например, возрастают скорость, надежность и т.д.) отно­сительная стоимость товара, а значит, и его цена для потребителя, снижаются.

При анализе цен следует учитывать и движение экономического цикла, что в сфере международных экономических отношений име­ет определенную специфику. Так, в стадии депрессии цены, как правило, не повышаются. И, наоборот, в стадии подъема в связи с превышением спроса над предложением цены возрастают. (Хотя и то и другое распространяется на международную торговлю замед­ленно, в зависимости от сферы и глубины этих явлений, особенно в фазах кризиса и подъема.) Необходимо отметить, что динамика. Изменения цен зависит от вида товаров и товарных групп. Так, при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция производителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее реакция цен на про­дукцию машиностроительного комплекса.

Современный мировой рынок товаров и услуг характеризуется высокой подвижностью цен. Если в 70—80-е годы XX в. наблюда­лись их существенные скачки (например, резкое повышение цен на нефть в середине 70-х — начале 80-х годов), то в конце 1990-х го­дов цены мировых товарных рынков на многие сырьевые товары претерпели значительное снижение. Это относится к ценам энерго­носителей, особенно сырой нефти, газа, цветных металлов. Под воздействием финансового кризиса за период с конца 1997 по 1998 г. падение цен на сырую нефть достигло 32—35%, газ — 18— 20, нефтепродукты — 30, азотные удобрения — 37—40, медь — 21— 23 и лес — 27—30%. Достаточно сказать, что цена 1 барреля сырой ближневосточной нефти с 14—16 долл. снизилась до 9 долл.

Не без усилий ОПЕК наметилась тенденция повышения цен на сырую нефть: только за январь — март 1999 г. они повысились на 20%, а уже в начале мая 2001 г. цена 1 барреля достигла 28 долл. По состоянию на конец июня 2005 г. цена 1 барреля нефти сорта «Брент» составляла 54,81 долл. (Статистические данные по ценам на нефть за последние годы см. в приложении 7). Подобные изме­нения в динамике цен произошли и по другим товарам.

21.2. Ценообразование на мировых товарных рынках различных типов

В рыночной экономике процесс ценообразования в торговле между внешнеэкономическими субъектами разных стран осуществ­ляется в условиях конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы поведения на рынке экспортера и импортера. Однако данные по­стулаты требуют поправок в зависимости от типа рынка. Главным критерием классификации рынков, в том числе и мировых, служатхарактер и степень свободы конкуренции. Экономисты различают по этому критерию четыре типа рынков:

• совершенной (чистой) конкуренции;

• чистой монополии;

• монополистической конкуренции;

• конкуренции немногих поставщиков — олигополии. Прежде всего эти рынки различаются количеством субъектов

торговли, что очень сильно влияет на механизм ценообразования.

Рынок совершенной (чистой) конкуренции характеризуется в пер­вую очередь очень большим числом субъектов внешней торговли (покупателей и продавцов) и сравнительно однородным характером поставляемой продукции. Под воздействием спроса и предложения цены имеют тенденцию к сближению, т.е. в данном регионе в дан­ный временной промежуток цены практически одинаковы. Соглас­но практическим наблюдениям в условиях данной рыночной моде­ли стремление каждого экспортера к получению максимальной прибыли приводит к снижению цены на товар. Для сохранения своих позиций на рынке экспортер прибегает к скидкам (или дис­конту), которые не столь значительны, в пределах 3—5%. Выигрыш экспортера — в возрастающих объемах поставок.

Замечено, что на рынке совершенной конкуренции поставщики продукции (ими могут быть как сами производители-экспортеры, так и их торговые агенты) стремятся к максимизации удовлетворе­ния потребительского спроса. Конкурирующие фирмы-поставщики ориентируются на товары, произведенные по более эффективным технологиям, а производители — на продажу товара по достаточно низкой цене с учетом своих издержек производства.

На практике к данному типу рынка (с определенным резервом) можно отнести, например, международную торговлю различными товарами широкого потребления — одеждой, обувью, табаком, сельхозпродукцией, в том числе продовольствием и т.д.

Рынок чистой монополии характеризуется наличием одного-единственного поставщика товара. Ценообразование в этом случае диктуется монополистом, он контролирует все предложения, варьи­рует цены в зависимости от спроса и может вызывать изменения цен, манипулируя объемами производимой продукции, заранее за­ручается на рынках зарубежных стран эксклюзивным правом на поставку своей продукции, чем уже и юридически затрудняет кон­куренту проникновение.

Монополист в силу самой природы данного рынка стремится установить цены на товар на наиболее высоком уровне по методу полных затрат, включающих издержки производства и желательную (для производителя) прибыль. Существуют, однако, определенные установки, которых вынужден придерживаться монополист. Так, несмотря на единоличное присутствие на рынке, монополист, как правило, не назначает наивысшую пену на товар, потому что, в ко­нечном счете, тогда общая прибыль может быть меньше. Происхо­дит, правда, под диктовку монополиста, такой оптимальный подбор объемов производства и пен, чтобы совокупный доход был как можно выше, но все же он будет ниже максимума прибыли на еди­ницу продукции. Это естественно, так как не все участники миро­вого рынка имеют возможность приобрести товар по наивысшей цене. Имеется понятие ценовая дискриминация, означающее, что монопольный поставщик товара на международный рынок варьиру­ет цену на поставляемый товар в зависимости от страны-импортера, точнее, от финансовых возможностей импортера. Одна­ко при этом всегда учитывается, возможен ли дальнейший реэкспорт данной продукции. Дискриминационные цены, как правило, уста­навливаются на изолированных рынках, исключающих реэкспорт.

В мировой практике в настоящее время чистых монополистов сравнительно немного. В 70-е—80-е годы на мировом космическом рынке чистым монополистом выступали США через компанию НАСА, которая полностью контролировала коммерческие запуски (СССР по не вполне понятным причинам отсутствовал на этом рынке). Практически чистым монополистом является компания «Де Бирс» на рынке алмазов.

Рынок монополистической конкуренции — смешанный тип рынка. На нем присутствуют, как правило, ряд крупных монополистов и значительное число менее сильных фирм, но занимающих видное место. Характер ценообразования конкурентный, с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта.

Господство крупных фирм одной страны на рынке отдельных товаров ослабляется натиском крупных монополистических фирм другой страны, а также более «легковесных» конкурентов, стремя­щихся получить свою долю высокой прибыли. В случае взвинчива­ния цен со стороны монополий всегда находятся конкуренты, спо­собные дать более выгодные предложения, т.е. лучшие цены.

Значительное влияние на цены оказывает конкуренция монопо­лий, представляющих разные отрасли, предлагающие товары с раз­личной товароведческой характеристикой и разными физическими свойствами, но используемые для одной и той же цели. В качестве примера может служить конкуренция между производителями — поставщиками металла и пластмасс автомобилестроительным кон­цернам. При формировании цен учитывается и конкуренция това­ров, заменяющих по своим качествам традиционные. Например,компании Австралии и Англии, традиционно поставлявшие на ми­ровой рынок шерсть, сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны производителей — поставщиков химических волокон.

Рынок конкуренции немногих поставщиков (олигопольный) характеризуется наличием нескольких крупных компаний производителей-поставщиков, обладающих значительными сегментами рынка, практически полностью обеспечивающих поставку товаров на ми­ровой рынок при незначительной роли малых фирм. Между фир­мами и странами-импортерами, как правило, существуют соглаше­ния о сотрудничестве (разделены сферы влияния), зачастую фирмы обладают эксклюзивными правами на покупку стратегически необ­ходимого сырья, вкладывают огромные средства в рекламные меро­приятия.

Практика ценообразования на поставляемую продукцию пока­зывает, что любое крупное решение, принимаемое экспортером, — установление цены, определение объемов производства, закупок, инвестиций и т.д. — требует взвешивания вероятной реакции кон­курентов. Важную роль в плане сохранения компаниями статус-кво играют не афишируемые для широкой публики неофициальные договоренности основных конкурентов. В ходе специальных пере­говоров достигаются соглашения о фиксировании цен, о разделе рынков сбыта, об объемах производства.

Потребность в относительной координации деятельности на мировом рынке привела компании к созданию специальных меха­низмов, с помощью которых можно было бы действовать с большей долей предсказуемости. Наиболее простой формой такого механиз­ма является картель, в рамках которого предполагается формальное письменное соглашение относительно объемов производства к це­новой политики. Компании договариваются о разделе рынков сбы­та с целью поддержания согласованных уровней иен. Наиболее из­вестным картелем, регулировавшим до недавнего времени мировой рынок нефти, была ОПЕК (Организация стран — экспортеров неф­ти). В течение длительного времени этому картелю удавалось до­вольно успешно координировать нефтяные рынки.

Для компаний, участвующих в работе подобных механизмов, характерна тенденция к максимизации прибылей, т.е. их поведение в определенной степени напоминает действие чистых монополий. Степень воздействия субъектов олигопольного рынка на уровень цен зависит главным образом от степени монополизации рынка, от того, насколько силен контроль за производством и сбытом товара, источниками сырья и за другими не менее важными факторами. Отмечено, что чем выше степень монополизации, тем выше уро­вень монопольных иен и тем меньше их колебания.

Вместе с тем ценообразование на рынках машин и оборудова­ния — процесс, значительно отличающийся, например, от ценооб­разования на рынках сырья и полуфабрикатов, а анализ формиро­вания цен на конкретные изделия, поставляемые на международ­ный рынок, затруднен из-за различий конструктивного характера, многообразия оборудования и т.д. Тем не менее, поставщики анало­гичной продукции на мировой рынок имеют определенное пред­ставление о ценах конкурента. Как правило, уровень цен отражает конкретные производственные издержки с добавлением определен­ного процента, с учетом конкретного рынка сбыта, партнера, ре­гиона и т.д.

Динамика и уровни мировых цен на сырую нефть в существен­ной мере складываются под воздействием ОПЕК, на которую при­ходится примерно 2/5 мирового нефтяного экспорта. Особенно по­казателен в этом отношении период скачков и падений цен в по­следние годы (1999—2001), когда после некоторого умеренного рос­та в 1995—1998 гг. (16—20 долл. за баррель) они резко упали (до 9— 10 долл.) в начале 1999 г., а затем быстро пошли вверх, достигнув 32—35 долл. к ноябрю 2000 г. В декабре 2000 г. и начале 2001 г. они понизились до 24—26 долл. Сокращая в 2001—2002 гг. квоты на производство и экспорт, ОПЕК стремился зафиксировать цены на нефть на этом уровне (ориентировочно 24—26 долл. за баррель), но в связи с осложнившейся политической обстановкой ОПЕК не смог зафиксировать цены на приемлемом для мирового сообщества уровне (до 30 долл, за баррель), и к 2005 г. цена нефти марки «брент» колебалась на уровне 52 долл. за баррель.

Подробные данные о динамике цен на мировых товарных рын­ках за 1972—2005 гг. приводятся в приложении 8.

Влияние государства на внешнеторговые цены. Государственное регулирование внутренних цен, субсидирование экспорта, поддерж­ка импорта, проведение таможенно-тарифной политики и т.д. в конечном счете, оказывают существенное влияние и на цены внеш­ние, причем тем большее, чем мощнее присутствие компаний дан­ной страны на мировом рынке.

Государство регулирует цены внутреннего рынка в основном с помощью двух инструментов: гарантируя производителям уровень продажных цен и предоставляя субсидии для покрытия издержек производства. Хрестоматийны примеры поддержки государством сельского хозяйства в США и сельскохозяйственной политики ЕС. В США государство предоставляет субсидии из федерального бюд­жета в случае понижения рыночных цен ниже гарантированного уровня. Специальная правительственная организация по гарантированным ценам принимает в залог у производителей сельскохозяйст­венные продукты, и в случае, если цены рынка превысят залоговые., производитель выкупает свой товар и продает его на рынке. Если цены ниже залоговых ставок, то товар остается в собственности правительственной организации. Таким образом, США, являясь крупнейшим экспортером агропродукции, путём поддержки собст­венных производителей принимает действенные меры по сохране­нию такого зазора мировых цен, в результате которых и собствен­ный производитель не остается, а проигрыше, и уровень мировых цен остается под контролем.

Эффективен механизм ценообразования в ЕС, разработанный по каждому виду сельхозпродукции и для каждого региона. Уста­навливаются несколько категорий цен: индикативные цены, опре­деляемые органами ЕС как желательные, минимальные цены им­порта, или пороговые, минимальные продажные цены, гарантиро­ванные производителю интервенциями официальных организаций. Существование пороговой цены защищает рынок от импорта, цена интервенции гарантирует минимальный доход производителям. Та­ким образом, протекционизм на границах НС. защищает производи­телей от резких толчков мирового рынка. Как уже сказано выше, продуманная агрополитика ЕС позволила в течение 10—15 лет пройти путь от импортера сельхозпродукции до положения, близко­го к самообеспечению, и до второго мирового экспортера.

Воздействие государства на уровень цен в машиностроительных и сырьевых отраслях, как правило, осуществляется косвенным обра­зом. Например, государство берет на себя часть финансирования НИОКР, проводит преимущественно скрытое финансирование экс­порта, ведет протекционистскую таможенную политику. Так, предос­тавляя экспортные субсидии компаниям, государство позволяет им держать экспортные цены на уровне мировых и не покидать рынок. Устанавливая низкий уровень импортных пошлин, например, на сы­рье, государство преследует цель повысить конкурентоспособность на внешнем рынке тех товаров, на изготовление которых оно идет. Одна из разновидностей воздействия на цены мирового рынка — демпинг. Цель демпинга — завоевание определенным товаром или группой товаров внешнего рынка путем продажи товаров на мировом рынке по ценам ниже внутренних. В дальнейшем убытки покрыва­ются путем повышения цен на внешнем рынке, а затем и за счет проникновения в экономику стран-импортеров.

Имеются и другие механизмы, и инструменты, используемые го­сударством для проведения внешнеторговой политики (квоты, доб­ровольное ограничение экспорта и т.д.), которые, в конечном счете,оказывают существенное влияние на уровень цен на мировом рын­ке, особенно если данная страна с экономической точки зрения является крупной.

21.3. Практика и методы определения внешнеторговых цен

Для современного мирового рынка характерны наличие боль­шого количества различных отраслевых рынков товаров и услуг, множественность цен. На практике цена на конкретную продукцию одного и того же рынка может существенно различаться. Поэтому при обосновании, определении и согласовании внешнеторговой цены необходимо иметь четкое представление о характере сделки, диктующей особенность выбора цены. Это означает:

• использование цен раздельных экспортных и импортных операций;

• ориентацию их цены в условиях оплаты наличными (инкас­со, аккредитив);

• применение цен, складывающихся при обычных коммерче­ских сделках.

Исходя из данных посылок ясно, что цены, фиксируемые в рамках долгосрочных межгосударственных соглашений, будут суще­ственно отличаться от цен в сделках, например, типа ad hoc или от цен на товар, оплачиваемый путем сложных банковских операций, в условиях определенных валютных ограничений и т.д.

Поставщики товара на внешний рынок встречаются с сущест­венными колебаниями цен, предоставлением различных скидок, приложением надбавок. Кроме того, практически всегда цены на аналогичную продукцию различаются, так как разные поставщики поставляют товары различных качества, комплектации и т.п. Значи­тельную долю в конечной цене составляют транспортные расходы.

В современной международной торговле, особенно в торговле сырьевыми товарами и полуфабрикатами, заметное место занимают посреднические фирмы, также имеющие свою маржу в результате осуществления продаж. Цены на машинно-техническую продукцию, технически сложные товары, как правило, формируются только при непосредственном контакте между продавцом-производителем и покупателем-потребителем. При этом в цену включаются самые раз­личные составляющие — надбавки за гарантию, предпродажный и послепродажный сервис, упаковку и др.

Для изучения и использования на практике ценовых показате­лей мирового рынка необходимо знать основные источники сведе­ний о ценах. В настоящее время созданы специальные банки данных практически для всех товаров и товарных групп по регионам и «ременным периодам (для сезонных товаров). Огромные возможности предоставляет Интернет, позволяющий в считанные минуты получить ориентировку практически на все поставляемые, на миро­вой рынок товары. Однако это будут цены ориентировочные, позволяющие экспортеру и импортеру иметь стартовую площадку для переговоров по ценам поставки. Механизм же ценообразования остался старым: анализ спроса и предложения, проект цены исходя и 1 ситуации на рынке и формирование контрактной цены в ходе непосредственных переговоров поставщика и покупателя.

Цены мировых товарных рынков по источникам информации, сфере применения и способу использования принято подразделятьна несколько групп.

Контрактные — конкретные цены на продукцию, согласован­ную продавцом и покупателем в ходе переговоров. Они, как правило, ниже цены предложения поставщика. Контрактная цена действительна на весь период действия контракта, если ее не подвергли пересмотру в ходе выполнения поставок. Контрактные цены нигде не публикуются, ибо они представляют коммерческую тайну. В принципе контрактные цены на определенный товар в определен­ном регионе и при наличии небольшого круга продавцов и покупа­телей известны. Практическая задача состоит в сборе информациии создании банка данных.

Справочные — цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях, а также в периодической литературе, и газетах, журналах, в каналах компьютерной информации. Круг товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном охваты­вает небиржевые сырьевые товары и полуфабрикаты (нефть и нефтепродукты, черные металлы, удобрения и т.д.). В настоящее время справочная литература по ценам на небиржевые товары получила очень большое распространение. Так, экспортер нефтепродуктов ориентируется на ежедневные потоварные и региональные коти­ровки цен, публикуемые в справочниках Platt's или Argus, которые можно получать ежедневно через систему компьютерной связи. Экспортеры металла в принципе ориентируются на издание «Metal Bulletin», выходящий два раза в неделю, а экспортеры удобрений —

па «Ferticom».

Однако следует иметь в виду, что между ценами, публикуемыми и справочных изданиях, и фактическими ценами сделок существует определенный зазор. Как правило, справочные цены несколько за­вышены. Справочные цены не реагируют быстро на изменения конъюнктуры или на какие-либо политические события, за исклю­чением, может быть, цен на нефть, — товар весьма специфичный.

Вместе с тем они отражают динамику цен на данном рынке и тен­денции.

Биржевые — цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. К биржевым товарам относятся в основном сырье и полуфабрикаты. Цены на биржевые товары оперативно от­ражают все изменения, происходящие на рынке данного товара. Малейшие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на биржевых котировках. Это объясняет­ся тем, что сами биржевые котировки являются фактическими це­нами сделок именно в данный момент. Биржевые котировки не отражают в себе другие инструменты международной торговли, как-то: условия поставки, платежа и т.д. Существует определенный рег­ламент работы биржи и участия в ее работе. Биржи функционируют ежедневно, и котировочная комиссия регистрирует и публикует ко­тировочные цены в специальных бюллетенях. Котировки бывают двух видов: срочные котировки (фьючерсы) на товары, отсутствую­щие на данный момент, с условиями поставки через определенное время, и котировки на реализуемые товары. Как показывает прак­тика, биржевые котировки, довольно остро реагируя на различные внешние «раздражители», все-таки не могут отражать действитель­ные тенденции в движении цен. Зачастую на биржах проводятся операции, носящие откровенно спекулятивный характер.

В международной внешнеторговой практике специалисты ори­ентируются на котировки наиболее известных, хорошо зарекомен­довавших себя бирж, имеющих персонал исключительно высокой квалификации, таких, как Лондонская биржа металлов (LME — London Metal Exchange), Чикагская биржа (Chicago Board of Trade), занимающаяся котировками и продажами зерновых, Нью-Йоркская биржа хлопка (NYCE — New York Cotton Exchange).

Цены аукционов — цены, полученные в результате торгов. Это реальные цены, отражающие спрос и предложение в данный вре­менной период. Аукционный вид торговли достаточно специфичен. На аукционных торгах, например, продаются и покупаются пушни­на, животные, предметы искусства.

Статистические внешнеторговые цены публикуются в различ­ных национальных и международных статистических справочниках. Эти цены определяются делением стоимости экспорта или импорта на объем закупленной или поставленной продукции. Они не пока­зывают конкретную цену конкретного товара. С точки зрения их практического применения они интересны для понимания обшей динамики внешней торговли той или иной страны, для статистиче­ских расчетов, используются как приблизительный ориентир.

В процессе согласования цен экспортер и импортер, основыва­ясь на собственном анализе данных о положении на рынке товара,приступают к переговорам, заранее зная, на какие уступки они могут пойти, В мировой практике ведения внешней торговли известно большое количество различных скидок. Ценовые скидки — метод уторговывания цены с учетом состояния рынка и условий контракта: По оценкам специалистов, существуют около 40 различных ви­ки* ценовых скидок и надбавок. К наиболее распространенным от­носятся следующие скидки:

продавца, когда за объем единовременной покупки (партии) или за устойчивость покупок экспортер в процессе торга предоставляет скидку в зависимости от ситуации на кон­кретном рынке. Может достигать 20—30% первоначальнойцены;

для эксклюзивного импортера, если фирма-импортер — един­ственный поставщик товара в страну или регион — добива­ется наилучших условий для продажи этого товара, по суще­ству помогает экспортеру закрепиться на рынке данной страны. Эта скидка достигает 10—15% первоначальной це­ны. Практикуется в условиях рынка монопольной конку­ренции",

сконто — в случае осуществления импортером предоплаты, полной или частичной, за поставляемый товар. Как прави­ло, такая скидка предоставляется и при прямом банковском переводе денег при оформлении товарных накладных;

традиционному партнеру (бонусная), как правило, предос­тавляется импортеру, длительное время работающему на рынке с одним и тем же экспортером. В данном случае экс­портер уверен в своем партнере-покупателе в отношении правильного и своевременного выполнения контрактных обязательств; скидка предоставляется обычно на годовой объем продаж товара. Характерна в первую очередь для рынка совершенной конкуренции;

за покупку внесезонного товара, как правило, предоставляет­ся на рынках сельхозпродукции, одежды, обуви и др.;

дилерская ~ предоставляется оптовым и розничным торгов­цам, агентам и посредникам. Эта скидка должна покрывать расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им определенный размер прибыли.

Размеры скидок определяются отдельно для каждого конкретно­го случая. Как правило, размеры скидок варьируются между 2 и 10% первоначально предлагаемой цены. Безусловно, достигаются и более существенные скидки.

21.4. Вопросы внутреннего ценообразования на продукцию, закупаемую по импорту. Особенности и практика в России

В условиях рыночной экономики принципы и методы форми­рования цен на товары и услуги, как в мировой торговле, так и в национальном„хозяйстве одинаковы. Цена купли-продажи в сделке определяется правилом: это та денежная сумма, за которую готов продать продукцию продавец, и соответственно та, которую готов заплатить за нее покупатель. На деле исходная величина для про­давца издержки (себестоимость) и прибыль (не меньшая, чем у дру­гих продавцов), а для покупателя, возможно, более низкая цена приобретения такого же товара и других продавцов. Это не зависит от источника происхождения товара, а в данном варианте от того, отечественный он или иностранный. Затраты продавца в таком слу­чае — это издержки на производство (если он продуцент) или из­держки на приобретение, для последующей продажи (если он про­давец-посредник, которого принято называть «трейдером»).

Последнее практически означает, что в качестве основы (издер­жек) на импортируемую продукцию для товарной части ввоза вы­ступает таможенная стоимость, представляющая собой сумму им­портной стоимости и импортных пошлин и сборов на соответст­вующий товар. В связи с этим в ценообразовании российские ком­пании придерживаются общепринятых правил игры, присущих со­временному мировому рынку. Однако следует отметить одну очень существенную деталь. Сегодня, если подходить к вопросу с чисто экономической точки зрения, многим российским компаниям экс­порт невыгоден, что в свою очередь ограничивает импорт. Цены внутреннего рынка гораздо выше мировых по многим товарным позициям. Отсутствие же на российском рынке финансовых средств приводит к неплатежам, к примитивным бартерным сдел­кам или к появлению различных финансовых суррогатов в виде векселей либо других «ценных» бумаг. Предприятие, не получая за уже поставленную продукцию денег от покупателя, вынуждено ис­кать покупателя на внешнем рынке. Отрицательная разница в ценах затем перебрасывается на внутреннюю цену товара, который еще более дорожает, хотя само предприятие после экспортной сделки имеет денежные поступления на свой банковский счет.

Важным практическим вопросом в области внутреннего ценооб­разования, связанным с ВЭД, является формирование цен на импор­тируемые товары и услуги. Здесь на смену «изобретениям» советских времен, жестко привязывавшим цены на импорт к ценам соответст­вующей отечественной продукции, что нередко порождало всякиенесуразицы, теперь внедряется международный опыт, оправданная мировая практика. Это тем более важно, что, как отмечено выше, значение импорта для экономики России в настоящее время исклю­чительно, в том числе и для рядового потребителя. С учетом мирово­го опыта и международных рекомендаций внутренние цены на им­портные товары определяются исходя из их таможенной стоимости, т.е. с добавлением импортной пошлины и таможенного сбора и ва­лютных затрат на импорт на момент пересечения таможенной грани­цы, фиксируемой в таможенной декларации стоимости ввозимого товара или рассчитываемой определенными способами, предусмот­ренными в разд. IV Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе». Он предписывает последовательное применение шести сле­дующих методов, если предшествующий невозможен:

• по цене сделки с ввозимыми товарами;

• по цене сделки с идентичными товарами;

• по цене сделки с однородными товарами;

• вычитание стоимости;

• сложение стоимости;

• резервный.

Величина затрат пересчитывается в рубли по валютному курсу и по­сле добавления налогов (НДС, акцизов, сборов, расходов по перевозке, хранению т.д.) и с учетом прибыли формируется внутренняя цена.

В России принимаются меры по рационализации импортного тарифа. Основные его положения сводятся к устранению ставок, превышающих 30%, На сегодняшний день фактический средне­взвешенный уровень ставок составляет 10,7%, а средний уровень на подавляющее большинство товаров находится в пределах от 5 до 30%. Сейчас импортный тариф России в среднем почти в 3 раза выше, чем в промышленно развитых странах — членах ГАТТ/ВТО, хотя по многим позициям он ниже. В целом же протекционизм, особенно в области тарифов, его искусственное поддержание ведут к развитию монополизма, снижению эффективности производства и завышению потребительских цен.

Примерная схема расчета внутренней цены реализации конечной продукции выглядит следующим образом: таможенная стоимость товара, выраженная в валюте, пересчитывается по курсу, определен­ному в установленном порядке, в рубли. Затем к ней прибавляется налог на добавленную стоимость (НДС) согласно утвержденной ставке, а после этого к данной величине по продукции, облагаемой акцизом, соответствующий налог по установленной законом ставке, что позволяет получить базу для последующего формирования опто­вой и розничной (потребительской) цены. Первая предполагает учет снабженческо-сбытовой наценки (или нескольких, если оптовый посредник не один), а затем при передаче розничному товаропроводя­щему звену — торговой скидки. Величина этих компонентов цены должна обеспечить указанным звеньям возмещение затрат и необхо­димую прибыль, что в результате дает расчетную цену продавца при реализации продукции оптовому и розничному потребителю.

Как и в целом, в рыночной экономике фактическая цена про­дажи формируется под непосредственным воздействием спроса и предложения, рыночных факторов, определяемых общей рыночной ситуацией, конкретными условиями сделки, степенью конкурен­ции, зависящей от типа рынка уровнем развитости последнего. Следует при этом учитывать, что реальная рыночная ситуация в регионах России крайне дифференцирована, это предопределяет большой разброс цен реализации, далеко не всегда обоснованный и используемый в сугубо спекулятивных целях.

Последовательная обработка и упорядочение внутреннего цено­образования на импортируемую продукцию — важное условие вступления России в ВТО, предопределяющее эффективность его результатов, формирование позитивной структуры экономики, соз­дание нормальной конкурентной среды.

В этом свете, как отмечалось ранее, важное значение приобрета­ют меры по дальнейшей рационализации импортного тарифа. На сегодняшний день, как указывалось, средневзвешенный фактический уровень его ставок находится в пределах 10%, что в 2,5—3 раза выше соответствующего показателя промышленно развитых стран, хотя по большому числу позиций он ощутимо ниже. Показательно, что в са­мое последнее время (апрель 2005 г.) Правительством РФ принято решение о существенном снижении — более чем в 3 раза (до 4%) ввозных тарифных ставок на комплектующие для легковых автомо­билей, производимых с участием иностранных партнеров. Это позво­лит повысить заинтересованность в расширении производства и предпосылки снижения цен на конечную продукцию.

Безусловно, с восстановлением потенциала российской про­мышленности, с укреплением финансового рынка, рынка услуг и капиталов, с ростом управляемости и контроля за происходящими в экономике процессами ценообразование будет более предсказуе­мым и будет отвечать общей экономической логике.

Резюме

В условиях рыночной экономики цена определяется соотношением спроса и предложения. В принципе процесс ценообразования на внут­реннем и внешнем рынках схож, однако деятельность на внешнем рын­ке осложняется наличием гораздо большего числа продавцов и поку­пателей, более острой конкуренцией. Процесс ценообразования намеждународных рынках во многом зависит от типа рынка, в рамках которого действует соответствующий субъект внешней торговли.

Современному рынку присуща множественность цен. Для изучения и использования на практике ценовых показателей необходимо знать основные источники сведений о ценах. Механизм ценообразования включает в себя анализ спроса и предложения, проектирование цен исходя из ситуации на рынке и формирование контрактной цены.

Основные понятия

Цена — денежная сумма, которую намерен получить продавец, пред­лагая товар или услугу, и которую готов заплатить покупатель. Мировые цены — цены мировых товарных рынков или крупных экспорт­но-импортных сделок, заключаемых на рынках соответствующих това­ров, в основных центрах мировой торговли.

Мировые товарные рынки — совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих органи­зационные международные формы [биржи, аукционы и т.д.) или выра­жающихся в систематических экспортно-импортных операциях крупных фирм — поставщиков и покупателей.

Таможенная стоимость — стоимость товара на момент пересечения таможенной границы с учетом таможенных платежей. Импортная стоимость — фиксируемая в таможенной декларации стои­мость товара при поступлении в страну до пересечения таможенной границы.

Контрольные вопросы

1. Перечислите важнейшие ценообразуюшие факторы.

2. Назовите основные требования к выбору мировой цены,

3. Каковы принципы определения внутренних цен на импортируемую

продукцию?

4. Что такое импортная стоимость?

Библиографический список

1. Инфляция: ценообразование и денежное обращение. — М.: ИМЭМО

РАН, 1994.

2. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика. - М.: ЦИПККАП, 1996.

3. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. — М.: МО,

1996.

4. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. —

М.: МО, 1993.

5. Основы внешнеэкономических знаний: Словарь-справочник. — М.:

Высшая школа, 1990.

6. «О таможенном тарифе». Закон РФ от 16 апреля 1993 г., разд. III,

ст. 12; разд. IV, ст. 18-24.