logo
Мировая экономика / Рыбалкин В

11.5. Специфика рынка услуг и его регулирование на международном уровне

Будучи крайне разнообразными как по форме, так и по содер­жанию, услуги, естественно, не образуют единого рынка, характе­ризуемого наличием общих черт. Тем не менее можно говорить о важнейших тенденциях, внесших качественно новые моменты в развитие этого рынка.

Вплоть до самого последнего времени рынок услуг (за исключе­нием финансов) представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм. Ситуация кардинально изменилась в связи с появ­лением, а точнее, массированным выходом на этот рынок трансна­циональных корпораций, которые смогли поставить себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную сис­тему передачи информации. Это привело к взрывообразному росту сферы международных услуг, которые стали составным элементом внутрипроизводственной деятельности фирмы. Все более распро­страненным оказывается разрыв производственной цепочки, когда она расчленяется по отдельным странам, в то время как информа­ционно-технологическое обеспечение этого процесса сосредоточи­вается в стране базирования. В этом случае внутрифирменная пере­дача информации, технологии, финансов выступает в форме межго­сударственной продажи услуг.

Появление ТНК привело к размыванию границ между отдель­ными видами услуг. Банки, например, стали выпускать кредитные карточки, выполнять функции транспортных агентств.

Действуя в наиболее наукоемких отраслях, ТНК расширяют про­дажу ^новейших видов наукоемкой продукции, значительную часть стоимости которой составляют услуги. Так, компьютеры продаются вместе с программным обеспечением к ним, а производитель быто­вой электроники гарантирует покупателю фирменное обслуживание своей техники, которое доступно в любой точке земного шара.

Превращение услуг в составной элемент внутрипроизводствен­ной международной деятельности ТНК поставило на повестку дня вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на междуна­родном, региональном и отраслевом уровнях.

К настоящему времени действующая система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие нескольких специфических организаций. Спе­циализированные межправительственные организации, как, напри­мер, ИКАО (Организация международной гражданской авиации), ВТО (Всемирная туристическая организация), ИМО (Международ­ная морская организация), сосредоточены на регулировании услуг в рамках отдельных отраслей. Если, например, в рамках ИКАО осу­ществляется унификация правил полетов и эксплуатации воздуш­ного транспорта, аэродромов, аэронавигационных средств, то Все­мирная туристическая организация определяет нормы и стандарты содержания гостиниц, ресторанов и т.д. Довольно распространен­ными, особенно в середине 1980-х годов, были двусторонние дого­воры. Так, например, американо-канадское соглашение о свобод­ной торговле уделило большое внимание регулированию инвести­ций в сфере услуг. Отдельные соглашения были заключены в сфере туризма, услуг, коммуникаций, ЭВМ. Близким по содержанию ока­залось соглашение США с Израилем.

На региональном уровне регулирование рынка услуг, как пра­вило, осуществляется в рамках интеграционных региональных со­глашений. В ЕС, например, сняты ограничения на взаимную тор­говлю товарами и услугами.

В глобальном плане регулированием торговли услугами до не­давнего времени занималось Генеральное соглашение по тарифам и торговле, созданное первоначально для регулирования мировой внешней торговли. Однако во второй половине 1980-х годов сфера деятельности этой организации была расширена по инициативе США, являющихся крупнейшим поставщиком услуг на мировой рынок; с 1970-х годов вопросы торговли услугами стали официаль­ным предметом переговоров в рамках ГАТТ.

Основная идея предложения США заключалась в том, чтобы в регулировании услуг использовать те же правила, которые вырабо­таны по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения зако­нов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям. На пути осуществления этой программы, однако, стоят серьезные проблемы, связанные прежде всего с тем, что по­скольку потребление услуги и ее производство осуществляются практически одновременно, то регулирование условий производства услуг означает регулирование условий инвестирования.

В области инвестирования ГАТТ использует национальный ре­жим по отношению к иностранным фирмам, т.е. предоставляет им те же права, что и национальным производителям. На практике это означает, что США, проводя дерегулирование своего рынка услуг, обязаны не предъявлять аналогичных требований к своим партне­рам, которые сохраняют льготный режим для собственных нацио­нальных (как правило, государственных) фирм. Такое положение, например, сложилось в канадско-американских отношениях в об­ласти транспорта. Проведя в начале 1980-х годов дерегулирование в области транспорта, США столкнулись с такой ситуацией, когда американские компании оказались вынужденными конкурировать с иностранными на своем рынке, практически не имея выхода на канадский, где существовала государственная монополия.

Развивающиеся страны со своей стороны стремятся сохранить за собой право контролировать деятельность иностранных фирм и прежде всего филиалов ТНК, т.е. ориентируются на режим наи­большего благоприятствования.

На открывшемся в 1986 г. совещании в Пунта дель Эсте (Уруг­вай) была достигнута договоренность о создании специальной группы и начале обсуждения вопросов торговли услугами на гло­бальном уровне. Переговоры об услугах были вынесены за офици­альные рамки ГАТТ и стали проводиться параллельно с обсуждени­ем вопроса о торговле товарами. Результатом длительных перегово­ров стадо принятие специального соглашения, получившего наиме­нование ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами) и состоявшего из трех частей: рамочного соглашения, определяющего общие принципы и правила регулирования торговли услугами; спе­циальных соглашений, приемлемых для отдельных сервисных от­раслей; списка обязательств национальных правительств по ликви­дации ограничений в сервисных отраслях.

Результатом переговоров в рамках Уругвайского раунда было достижение соглашения о либерализации торговли услугами. Регу­лированию подверглись услуги в области телекоммуникаций, фи­нансов и транспорта. По настоянию Европы, и прежде всего Фран­ции, беспокоившейся о сохранении самобытности своей нацио­нальной культуры, из сферы действия соглашения были исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм.

С 1 января 1995 г. Соглашение о регулировании торговли услу­гами вошло в качестве неотъемлемой и составной части в пакет до­кументов о создании Всемирной торговой организации. ГАТС функционирует в рамках ВТО,

Резюме

Последние полтора десятилетия наблюдается стабильный непрерывный рост мировой торговли товарами и услугами, по темпам превышающий рост ВВП.

Тенденции роста мирохозяйственных связей определяются качест­венными сдвигами в мировой торговле: преимущественным развитием торговли машинами и оборудованием, современными наукоемкими изделиями. Практически неизменно высокой остается доля развитых стран, стабильно сохраняющих за собой три четверти мирового объ­ема товарооборота.

Расширение внешних связей сопровождается активизацией поисков новых средств внешнеторговой политики — отказа от стоимостных в пользу более гибких и гораздо более эффективных и избирательных средств скрытого протекционизма. Аналогичные изменения претерпе­вают и средства форсирования экспорта, где все шире применяются методы, адекватные специфике наукоемкого и технологически совер­шенного производства: технические барьеры и стандарты, государст­венные субсидии НИОКР, новые формы страхования, расширение по­слепродажного обслуживания, информационной обеспеченности по­тенциальных покупателей.

Исключительно быстро развиваются новые формы международных экономических отношений, и прежде всего рынок услуг, на долю кото­рого приходится до 30% всего объема мирохозяйственных связей.

Общим следствием перечисленных выше тенденций становится уси­ление межгосударственного регулирования. Международные организа­ции, прежде всего ГАТТ и ВТО, специализирующиеся на внешней тор­говле и международных экономических отношениях, приобретают все более широкий и глобальный характер в результате не только роста числа своих членов, но и включения в орбиту своего регулирования новых сфер государственной экономической политики.

Основные понятия

Либерализация международной торговли — процесс снижения таможен­ных и нетарифных барьеров на пути развития международной торговли.

Экспортная квота — количественный показатель, характеризующий значимость экспорта для экономики, отдельных отраслей и производств по тем или иным видам продукции.

Импортная квота — количественный показатель, или инструмент адми­нистративно-количественного регулирования импорта, характеризую­щий значимость импорта для экономики, отдельных отраслей и произ­водств по различным видам продукции.

Таможенные пошлины — денежный сбор, или инструмент администра­тивно-количественного регулирования импорта, взимаемый государст­вом через сеть таможенных учреждений с товаров, имущества и цен­ностей при пересечении ими границы страны.

Таможенные тарифы — перечень товаров и система ставок, по кото­рым они облагаются пошлинами; классическое средство общегосудар­ственного экономического управления импортом.

Контрольные вопросы

1. В чем причины опережающего развития мировой торговли в по­следние годы?

2. Каковы основные особенности внешнеторговой политики на со­временном этапе?

3. Назовите основные методы и формы международного регулирова­ния внешней торговли.

4. Раскройте роль и место ВТО в либерализации и многостороннем регулировании мировой торговли.

5. Кратко охарактеризуйте современную мировую торговлю услугами.

Библиографический список

1. Базовый курс по ВТО // Международный центр учебных материа­лов. — МЦУМ, 2002. Электронная версия.

2. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отно­шения. — М.: Финансы и статистика, 1996.

3. Киреев А. Международная экономика. — М.: МО, 1997.

4. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. — М.: МО, 1996.

5. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. — М.: МО, 1993.

6. Мировая экономика: Учебник / Под ред. Ю.А. Щербанина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

7. Основы внешнеэкономических знаний: Словарь-справочник — М.: Высшая школа, 1990.

8. Щетинин В.Д. Международные экономические отношения: Курс лекций. Вып. 2. — М., 1998.

9. World Investment Report, 2000. - N.Y. and Geneva, 2000.