logo
Мировая экономика / Рыбалкин В

6.2. Объекты и субъекты мэо в условиях рынка

Объекты и субъекты МЭО в принципе не отличаются от тако­вых в рамках национального рыночного хозяйства. Новые количе­ственные и качественные моменты характеризуют их множествен­ность. В качестве объектов МЭО выступают прежде всего товары и услуги, обращающиеся в международной торговле, объем которой превышает в настоящее время 11 трлн долл. [1]. Важная особен­ность здесь — устойчивость и масштабность товаропотоков. Обмен товарами и услугами отличается крупными объемами, широким ассортиментом, дифференциацией по качеству, как правило, боль­шей конкурентоспособностью.

На современном этапе и тем более в перспективе особое место как объект МЭО приобретают технологии и информация, выделя­ясь в самостоятельную и динамичную сферу мирового хозяйства.

Предметом МЭО являются непосредственные связи по специализа­ции и кооперированию в области производства и научно-технических работ. Особое значение приобрело перемещение факторов производства между странами, хотя, как отмечено выше, в мирохозяйственных отно­шениях для этого есть ряд препятствий. Сюда относятся, прежде всего,движение капитала в разных формах, международное использование финансово-кредитных ресурсов, интернациональная миграция рабочей силы, обмен интеллектуальной собственностью.

В качестве особого объекта следует выделить многостороннее и разнообразное сотрудничество стран и международных организаций в области экологии и по решению других проблем глобального ха­рактера. Больше особенностей в субъектах МЭО. Но и здесь, как в целом в рыночной среде, отношения между партнерами из разных стран — это по преимуществу связи на уровне частных фирм, пред­приятий, отдельных предпринимателей, составляющие несущую основу мирохозяйственных контактов, при необходимой свободе выбора. Практически для большинства стран с рыночной экономи­кой это означает, что субъектам хозяйственной деятельности не требуется каких-то особых условий и разрешений на ведение внеш­неэкономической деятельности, для них нет принципиальной раз­ницы между внутренним и внешним рынками. Тем не менее их маркетинговая задача усложняется: необходимы постоянное изуче­ние внешнего рынка, данной и перспективной ситуаций на нем, сравнительные оценки внутренних и международных условий и партнеров. Значительно возрастают роль и объем макроэкономиче­ского анализа. В то же время в качестве субъектов МЭО во многих случаях выступают государственные структуры: непосредственно правительственные и другие государственные органы различных уровней (центральные, региональные, муниципальные), а также государственные предприятия и организации. Варианты государст­венного участия различны:

• прямое осуществление операций центральными министерст­вами и ведомствами;

• осуществление операций региональными и муниципальны­ми органами управления, в том числе целевые закупки и продажи продукции на внешнем рынке;

• предоставление полномочий отдельным предприятиям, фирмам, коммерческим и банковским структурам, в том числе частным, по осуществлению конкретных операций, совершению тех или иных внешнеэкономических сделок;

• гарантирование экспортно-импортных операций. В роли субъектов МЭО выступают также международные организа­ции, в частности системы ООН, особенно при предоставле­нии финансово-кредитной помощи, инвестировании средств в отдельные проекты. Масштабная деятельность в сфере МЭО осуществляется также транснациональными корпора­циями и международными объединениями. Роль этих субъ­ектов МЭО более значительна на рынке капиталов, финан­сово-кредитных и валютных ресурсов.