logo
Мировая экономика / Рыбалкин В

8.4. Иностранные инвестиции в России

Потенциально российская экономика обладает рядом привлека­тельных особенностей для иностранного инвестора, среди которых следует выделить определенную емкость внутреннего рынка, отно­сительно дешевую рабочую силу, слабую конкуренцию среди ино­странных предпринимателей. Однако высокая степень политиче­ской нестабильности заставляет большинство инвесторов не риско­вать крупными суммами.

Доля инвестиций, направляемых в частный сектор экономики России, увеличилась с 12,1% в 1993 г. до 31,3% в 2003 г., т.е. в 2,6 раза. Удельный вес инвестиций, привлекаемых предприятиями и организа­циями со смешанным совместным российским и иностранным уча­стием, возрос более чем в пять раз (с 2,5% в 1993 г. до 13,1% в 2003 г.). Более заметную роль, чем в начальном периоде проведения экономиче­ских реформ в России, стали играть инвестиции в фирмы с участием ' только иностранного капитала (2,5% в 1998 г. и 6,4% в 2003 г.).

В то же время заметно снизилась доля инвестиций, направляемых на предприятия и организации, относящиеся к российской государственной (с 50,8% в 1993 г. до 24,2% в 2003 г.) и муниципаль­ной (с 12,4% в 1993 г. до 4,7% в 2003 г.) формам собственности.

Кроме того, следует отметить, что доля инвестиций в основной капитал в предприятия и организации со смешанной российской (без иностранного участия) формой собственности, заметно росшая в первые годы экономических реформ (22,1% в 1993 г. и 46,2% в 1995 г.), в последующие годы начала снижаться и составила в 2003 г. лишь 20,1%.

Основная часть прямых иностранных инвестиций в России приходится на пищевую и топливную промышленность (табл. 8.5).

Таблица 8.5

Отраслевая структура иностранных инвестиций в России, %

Отрасль

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Промышленность

43,3

32,7

29,3

39,9

51,0

43,1

39,7

37,1

41,5

в том числе:

топливная

8,8

7,4

13,6

16,0

17,8

5,7

7,2

9,8

17,9

химическая и нефтехимическая

5,8

1,5

0,7

0,4

Ы

2,2

1,9

1,7

1,7

машиностроение

6,6

2,8

2,2

2,6

4,1

4,3

4,9

2,5

2,6

лесная, дерево-

обрабатывающая и целлюлозно-бумажная

5,8

4,5

1.6

2,0

2,0

2,3

1,7

1,6

2,0

пищевая

9,9

11,2

5,7

12,5

14,8

16,3

10,9

6,1

3,5

Строительство

7,3

1,4

2,2

2,0

1,0

0,8

0,7

0,6

0,9

Транспорт

0,4

1,3

0,4

2,7

5,5

9,3

5,3

0,9

1,4

Связь

2,9

2,6

1,2

2,3

4,0

8,5

3,5

2,2

2,3

Торговля и общест­венное питание

17,0

5,4

6,0

10,2

17,0

17,8

37,1

44,5

35,4

Финансы, кредит,

страхование, пен­сионное обеспечение

13,6

29,0

38,7

7,6

1,2

2,5

0,9

0,7

2,2

Общая коммерческая деятельность

по обеспечению

функционирования

рынка

4,9

23,4

18,7

12,1

2,0

2,5

5,6

6,9

11,5

Прочие отрасли

10,5

4,2

3,5

23,2

18,3

15,6

7,2

7,1

4,8

ВСЕГО инвестиций,

2983

6970

12295

11773

9560

10958

14258

19780

29699

млн долл.

Источник: данные Росстата.

В 1998—1999 гг. ситуация с распределением иностранных инве­стиций по отраслям экономики России изменилась, что главным обра­зом связано с произошедшим в 1998 г. финансово-экономическим кри­зисом который значительно ухудшил инвестиционный климат в стране катастрофически снизил ее международный инвестицион­ный рейтинг, привел к оттоку средств иностранных инвесторов из финансовой сферы, уменьшил общие объемы поступающих капита­лов из-за границы, а также способствовал существенному измене­нию приоритетов иностранных инвесторов, вкладывающих средства в отрасли российской экономики.

Так в 1999 г доля иностранных инвестиций в отрасль «финан­сы кредит, страхование, пенсионное обеспечение» снизилась до 1,2%, а в «общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка» — до уровня 2%.

В то же время вложения иностранных инвесторов в топливную промышленность, транспорт, связь и торговлю возросли. В 1999 г. удельный вес иностранных инвестиций в топливную промышлен­ность увеличился до 17,8% (1998 г. - 16%), в транспорт достиг Ъ5 (1998 г - 2,7%), в связь - 4 (1998 г. - 2,3%), в торговлю - 17% П998 г - 10 2%). Доля иностранных инвестиций в промышлен­ность увеличилась до 51% в 1999 г. против 39,9% в 1998 г. и 29,3% в 1997 г.

Развитие экономических процессов в стране в последующие годы (2000-2003) характеризовалось новым изменением предпоч­тений иностранных инвесторов. Наиболее существенным образом возросла доля иностранных инвестиций, поступающих в торговлю и общественное питание (2000 г. - 17,8%, 2002 г. - 44,5%). Од­нако в 2003 г. доля иностранных инвестиций в эту отрасль эконо­мики снизилась до 35,4%. Это может быть связано с тем, что мно­гие российские компании, получившие значительную прибыль от внешнеторговой деятельности, в условиях сохранявшихся на про­тяжении 2003 г. низких процентных ставок на мировых рынках стали свои имеющиеся свободные капиталы вкладывать в такую высокодоходную отрасль экономики, как торговля, и более ус­пешно конкурировать с иностранными компаниями в этой сфере деятельности. По отраслям промышленности наибольшая доля иностранных инвестиций вкладывалась в топливную промышлен­ность (2000 г. - 5,7%, 2002 г. - 9,8%, 2003 г. - 17,9%). Резкое снижение удельного веса вложений иностранных инвесторов в топливную промышленность в 2000 г. было связано, по всей ви­димости с тем, что благоприятная внешнеэкономическая конъ­юнктура на мировых рынках (прежде всего на нефть) позволила этим отраслям значительную часть экспортной выручки направ­лять на инвестиции в топливную отрасль экономики России, не прибегая к услугам иностранных инвесторов. Следует также отме­тить наблюдавшееся в анализируемом отрезке времени значитель­ное падение доли иностранных инвестиций, направляемых в пи­щевую промышленность (2000 г. — 16,3%, 2002 г. — 6,1%, 2003 г. — 3,5%), что может быть связано с усилением конкурентных пози­ций в этой отрасли отечественных предпринимателей и наличием достаточных инвестиционных средств как внутри отрасли, так и возможностью привлечения займов на выгодных условиях в рос­сийской банковской системе.

Удельный вес такой важной отрасли промышленности и для экономики в целом, как машиностроение, снижался с 1995 (6,6%) до 1997 г. (2,2%). Начиная с 1998 г. доля иностранных инвестиций в машиностроение стала постепенно расти (1998 г. — 2,6%, 1999 г. — 4,1, 2000 г. — 4,3, 2001 г. — 4,9%). Однако в 2002 г. доля иностран­ных инвестиций в машиностроение вновь уменьшилась до уровня 2,5%, а по итогам 2003 г. практически не изменилась и составила 2,6%, несмотря на то, что в абсолютном выражении объемы ино­странных инвестиций в машиностроение увеличились в 2003 г. по сравнению с 2002 г. почти на 57%. Следует также отметить, что аб­солютные размеры вложений иностранных инвесторов в эту отрасль хозяйства относительно невелики и крайне недостаточны для решения важной задачи модернизации материально-производственной базы экономики.

Объемы поступления иностранных инвестиций в отрасль «строительство» были незначительными, а их доля в общем объе­ме инвестиций, поступающих от иностранных инвесторов, имела ярко выраженную тенденцию к снижению: с 7,3% в 1995 г. до 0,6% в 2002 г. Хотя в 2003 г. доля иностранных инвестиций в строительство немного возросла и составила 0,9%, что может быть связано с активизацией инвестиционного спроса в экономике России и, в частности, с увеличением жилищного строительства. По преимуществу инвестиции из-за рубежа поступали в виде пря­мых инвестиций, т.е. вкладов в уставные фонды строительных ор­ганизаций и кредиты совладельцев, а также прочих инвестиций за счет кредитов Мирового банка, направляемых на строительство жилья, развитие коммунальной инфраструктуры и индустрии стройматериалов.

В 2003 г. максимальный объем прямых иностранных инвести­ций был направлен в топливную промышленность — 1917 млн долл. США (2002 г. — 667 млн долл. США), далее идут такие отрасли, как торговля и общественное питание — 1513 млн долл. США (2002 г. — 959 млн долл. США), общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка — 441 млн долл. США (2002 г. — 299 млн долл. США), пищевая промышленность — 345 млн долл. США (2002 г. — 439 млн долл. США), машинострое­ние и металлообработка — 323 млн долл. США (2002 г. — 262 млн долл. США), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная — 315 млн долл. США (2002 г. — 141 млн долл. США), финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение — 186 млн долл. США, транспорт — 165 млн долл. США (2002 г. — 948 млн долл.), строительство — 142 млн долл. США. Таким образом, в эти отрасли было вложено 5,4 млрд долл. прямых иностранных инве­стиций, или 78,9% всех прямых вложений.

Особенностью российской действительности являются резкие диспропорции в величине уставных фондов создаваемых компа­ний. В топливно-энергетическом комплексе фактически действу­ют несколько крупных монополистов, инвестирующих средства под правительственные гарантии. В подавляющем большинстве других отраслей функционируют мелкие компании с величиной уставного фонда, не превышающей нескольких десятков тысяч долларов. При этом в стране практически отсутствует наиболее активный и стабильный средний слой бизнесменов и предприни­мателей, являющийся основой рыночной экономики любого госу­дарства.

Не лишне обратить внимание и на то, что существующая отчет­ность недостаточно точно отражает реальное положение дел. При­чина заключается в том, что большинство совместных предприятий записывает в своем уставном фонде крайне широкий спектр дея­тельности, стремясь диверсифицировать ее и минимизировать риск в связи с ухудшением инвестиционного климата.

Неравномерно распределение инвестиций по регионам. Подав­ляющая масса сосредоточена в наиболее развитых, обеспеченных инфраструктурой и квалифицированными кадрами — в Москве, Петербурге, Красноярске; минимальный уровень инвестиций — в Кавказском регионе.

Существующий объем иностранных инвестиций в России оце­нивается большинством экспортеров как неудовлетворительный, несмотря на то, что иностранные инвестиции в Россию, резко со­кратившиеся после кризиса 1998 г., возобновили рост несколько лет спустя, а с 2003 г. страна, согласно данным Госкомстата, и во­все переживает инвестиционный бум. Если в 2003 г. иностранцы вложили здесь 29,7 млрд долл., то в 2004 г. почти в полтора раза больше — 40,5 млрд долл.

При этом портфельные инвесторы принесли всего 333 млн долл. — на 17% меньше, чем в 2003 г. Вывод денег спровоцировали дело «ЮКОСа», череда налоговых скандалов и непрозрачный аук­цион по «Юганскнефтегазу» в конце 2004 г. Нервозность инвесто­ров не позволила индексу РТС оправдать надежды аналитиков: за 2004 г. индикатор российских акций потяжелел лишь на 8%.

Зато прямым инвесторам не помешали напряженные отноше­ния между бизнесом и властью. Вложив в страну 9,4 млрд долл., они не только на 39% увеличили показатели 2003 г., но и на 2,2 млрд долл. превзошли прогнозы Минэкономразвития. По оцен­кам чиновников, 9-миллиардную планку прямые инвестиции долж­ны были преодолеть лишь в 2006 г. Согласно данным доклада ЮНКТАД 2005 г. о прямых иностранных инвестициях, их объем в России составил в 2004 г. 11,7 млрд долл.

В процентном выражении рост иностранных инвестиций весьма приличный, но в абсолютном — незначительный, так как доля прямых иностранных инвестиций в ВВП в России крайне мала. Так, в 2002 г. этот показатель составлял всего 1%, тогда как в Китае — 4, Венгрии — 5, а в Чехии даже 12%.

Не блещет Россия и другим показателем — прямыми инвести­циями из-за рубежа на душу населения. По имеющимся оценкам, в 1992—2003 гг. на каждого россиянина приходилось по 575 долл. прямых иностранных инвестиций, тогда как на аргентинца — около 1800 долл., венгра — более 2200 долл., а чеха — почти 3500 долл.

Гипотетическая привлекательность российского рынка для ино­странных инвесторов (прежде всего в связи с его неограниченными сырьевыми возможностями) явно уступает сумме негативных факто­ров, наиболее важными из которых следует признать социально-экономическую неустойчивость. Публикуемый ежегодно английским журналом «Экономист» рейтинг оценивает политико-экономический риск в России в 90% по сравнению с 30—40% для большинства ев­ропейских стран.

Между тем опыт большинства стран с переходной экономикой показывает, что приток западного капитала может существенно из­менить отраслевую структуру экономики и привести к значитель­ному экономическому подъему.

В число негативных факторов входят также неразвитость систе­мы страхования иностранных инвестиций, приватизация предпри­ятий, ориентированная преимущественно на передачу прав администрации, а не как средство привлечения зарубежного капитала, фискально ориентированная система налогов и тарифов, отсутствие необходимой для бизнеса системы и инфраструктуры транспорта, низкая культура ведения бизнеса со стороны российских партнеров, коррупция в госструктурах и организованная преступность.

Целесообразно обратить внимание и на структуру притока пря­мых иностранных инвестиций в Россию (табл. 8.6) и состав основ­ных стран-инвесторов (табл. 8.7). Можно заметить, что в последнее время одними из наиболее активных стран — инвесторов россий­ской экономики стали небольшие государства, такие, например, как Кипр и Виргинские острова (Британия). Созданные в этих странах офшорные зоны притягивают к себе капиталы из разных стран мира, в том числе и вывезенные из России (как легальным, так и нелегальным путем) средства, Можно предположить, что по­ступающие из этих стран в Россию капиталы являются российскими по своему происхождению и, таким образом, в виде иностранных инвестиций возвращаются к себе на родину. Этот факт является об­надеживающим и свидетельствует о возрастании доверия к России со стороны предпринимательских кругов, прежде всего российских. Такой капитал лучше знает ситуацию в России и более оперативно инвестируется в экономику, но в меньшей степени сопровождается внедрением современной техники и технологий.

Особого внимания заслуживают проблемы разработки правовой ба­зы инвестиционного регулирования, проходящей стадию становления. Исторически нормативно-правовое регулирование в целях привлечения иностранных инвестиций в Россию прошло несколько этапов.

Первоначально (1987—1991) нормативными документами, при­нятыми еще в период существования СССР, было разрешено осу­ществление иностранных инвестиций на территории СССР путем создания совместных предприятий. При этом доля иностранного участия ограничивалась 49% в уставном капитале. Совместные предприятия признавались юридическими лицами советского права и на них распространялся национальный режим в сочетании с оп­ределенными льготами — таможенными, налоговыми и валютными.

Последовавший затем распад Советского Союза поставил на повестку дня вопрос о разработке национального российского за­конодательства. Основу действующего положения об иностранных инвесторах в РФ составляет «Закон об иностранных инвестициях в РСФСР*, который закрепляет для иностранных инвесторов нацио­нальный режим. Т а б л и ц о 8.6

Структура инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов за 1995—2003 гг., по видам, % к итогу

Вид инвестиций

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Всего инвестиций, млн. долл.:

2983

6970

12295

11773

9560

10958

14258

19780

29699

в том числе:

прямые инвестиции

67,7

35,0

43,4

28,6

44,6

40,4

27,9

20,2

22,8

из них:

взносы в капитал

48,8

25,5

17,3

10,6

12,2

9,7

8,9

'8,6

7,6

кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий

4,4

6,5

21,4

14,4

19,6

25,0

14,8

6,6

7,1

прочие

7,5

3,0

4,7

3,6

12,8

5,7

4,2

5,0

8,1

портфельные инвестиции

1,3

1,8

5,5

1,6

0,3

1,3

3,2

2,4

1,4

из них:

акции и паи

0,4

0,6

4,6

0,3

0,3

0,6

2,3

1,4

1,2

долговые ценные бумаги

0,9

1,2

0,9

1,3

0

0,6

0,7

0,7

0,1

прочие инвестиции

31,0

63,2

51,1

69,8

55,1

58,3

68,9

77,4

75,8

из них:

торговые кредиты

6,3

5,8

1,9

14,2

15,2

14,1

12,9

11,3

10,0

прочие кредиты

16,5

39,0

35,4

53,5

35,0

43,2

55,4

65,4

64,7

прочее

8,2

18,4

13,8

2,1

4,9

1,0

0,6

0,7

0,6

Таблица 8.7

Иностранные инвестиции в экономику России основных стран-инвесторов, млн долл. США

Накоплено на конец 2003 г.

В том числе

всего

в % к итогу

прямые

портфельные

прочие

Всего инвестиций, включая инвестиции из государств — участников СНГ

57 014

100

26 131

1 429

29 454

в том числе основными странами-инвесторами

47 489

83,3

20 946

1 133

25 410

из них:

Германия

10 204

17,9

25 42

383

7 279

Кипр

8 085

14,2

5 037

547

2 501

Великобритания

7 220

12,7

2 828

107

4 285

США

5 296

9,3

4 297

41

958

Франция

4 776

8,4

331

0,1

4 445

Нидерланды

3 575

6,3

2 796

5

7 746

Люксембург

3 464

6,1

222

1

3 241

Япония

1 900

3,3

1 353

1

546

Швейцария

1 450

2,5

822

4

624

Виргинские о-ва (Брит.)

1 519

2,6

718

44

757

Важное место занимают различного рода гарантии, которые ставят задачу обеспечить стабильность инвестиций, их неприкосно­венность, свободное распоряжение капиталом, а также эффектив­ную защиту прав инвесторов.

Законодательство предусматривает определенный ряд льгот, в частности по налогообложению имущества, ввозимого в качестве вклада в уставный фонд, так же как и имущества, ввозимого для собственного материального производства. Предусматриваются до­полнительные льготы, которые могут быть предоставлены в связи с созданием свободных экономических зон (СЭЗ). Российское прави­тельство идет по пути создания таких свободных зон, которые мог­ли бы служить анклавами для привлечения иностранного частного капитала. К 1990 г. 11 регионов России были объявлены свободны­ми экономическими зонами. Практически по всем из них соответ­ствующими постановлениями правительства были утверждены ор­ганизационные положения, касающиеся разработки конкретных вопросов финансирования и налогообложения; реально ни одна из объявленных зон не начала работать.

Впоследствии, однако, проводя политику создания единых ус­ловий для всех предпринимателей, как российских, так и ино­странных, российское правительство отменило льготный режим иностранных капиталовложений.

Для изменения складывающейся ситуации в середине 1990-х го­дов в России было принято несколько постановлений, касающихся улучшения инвестиционного климата для крупных компаний, дей­ствующих в сфере нефтедобычи (Закон «О соглашениях о разделе продукции» и т.д.), однако серьезных изменений в притоке ино­странного капитала это не принесло.