8.4. Иностранные инвестиции в России
Потенциально российская экономика обладает рядом привлекательных особенностей для иностранного инвестора, среди которых следует выделить определенную емкость внутреннего рынка, относительно дешевую рабочую силу, слабую конкуренцию среди иностранных предпринимателей. Однако высокая степень политической нестабильности заставляет большинство инвесторов не рисковать крупными суммами.
Доля инвестиций, направляемых в частный сектор экономики России, увеличилась с 12,1% в 1993 г. до 31,3% в 2003 г., т.е. в 2,6 раза. Удельный вес инвестиций, привлекаемых предприятиями и организациями со смешанным совместным российским и иностранным участием, возрос более чем в пять раз (с 2,5% в 1993 г. до 13,1% в 2003 г.). Более заметную роль, чем в начальном периоде проведения экономических реформ в России, стали играть инвестиции в фирмы с участием ' только иностранного капитала (2,5% в 1998 г. и 6,4% в 2003 г.).
В то же время заметно снизилась доля инвестиций, направляемых на предприятия и организации, относящиеся к российской государственной (с 50,8% в 1993 г. до 24,2% в 2003 г.) и муниципальной (с 12,4% в 1993 г. до 4,7% в 2003 г.) формам собственности.
Кроме того, следует отметить, что доля инвестиций в основной капитал в предприятия и организации со смешанной российской (без иностранного участия) формой собственности, заметно росшая в первые годы экономических реформ (22,1% в 1993 г. и 46,2% в 1995 г.), в последующие годы начала снижаться и составила в 2003 г. лишь 20,1%.
Основная часть прямых иностранных инвестиций в России приходится на пищевую и топливную промышленность (табл. 8.5).
Таблица 8.5
Отраслевая структура иностранных инвестиций в России, %
Отрасль | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |
Промышленность | 43,3 | 32,7 | 29,3 | 39,9 | 51,0 | 43,1 | 39,7 | 37,1 | 41,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
топливная | 8,8 | 7,4 | 13,6 | 16,0 | 17,8 | 5,7 | 7,2 | 9,8 | 17,9 |
химическая и нефтехимическая | 5,8 | 1,5 | 0,7 | 0,4 | Ы | 2,2 | 1,9 | 1,7 | 1,7 |
машиностроение | 6,6 | 2,8 | 2,2 | 2,6 | 4,1 | 4,3 | 4,9 | 2,5 | 2,6 |
лесная, дерево- обрабатывающая и целлюлозно-бумажная | 5,8 | 4,5 | 1.6 | 2,0 | 2,0 | 2,3 | 1,7 | 1,6 | 2,0 |
пищевая | 9,9 | 11,2 | 5,7 | 12,5 | 14,8 | 16,3 | 10,9 | 6,1 | 3,5 |
Строительство | 7,3 | 1,4 | 2,2 | 2,0 | 1,0 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,9 |
Транспорт | 0,4 | 1,3 | 0,4 | 2,7 | 5,5 | 9,3 | 5,3 | 0,9 | 1,4 |
Связь | 2,9 | 2,6 | 1,2 | 2,3 | 4,0 | 8,5 | 3,5 | 2,2 | 2,3 |
Торговля и общественное питание | 17,0 | 5,4 | 6,0 | 10,2 | 17,0 | 17,8 | 37,1 | 44,5 | 35,4 |
Финансы, кредит, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
страхование, пенсионное обеспечение | 13,6 | 29,0 | 38,7 | 7,6 | 1,2 | 2,5 | 0,9 | 0,7 | 2,2 |
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | 4,9 | 23,4 | 18,7 | 12,1 | 2,0 | 2,5 | 5,6 | 6,9 | 11,5 |
|
|
|
|
| |||||
Прочие отрасли | 10,5 | 4,2 | 3,5 | 23,2 | 18,3 | 15,6 | 7,2 | 7,1 | 4,8 |
ВСЕГО инвестиций, | 2983 | 6970 | 12295 | 11773 | 9560 | 10958 | 14258 | 19780 | 29699 |
млн долл. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Источник: данные Росстата.
В 1998—1999 гг. ситуация с распределением иностранных инвестиций по отраслям экономики России изменилась, что главным образом связано с произошедшим в 1998 г. финансово-экономическим кризисом который значительно ухудшил инвестиционный климат в стране катастрофически снизил ее международный инвестиционный рейтинг, привел к оттоку средств иностранных инвесторов из финансовой сферы, уменьшил общие объемы поступающих капиталов из-за границы, а также способствовал существенному изменению приоритетов иностранных инвесторов, вкладывающих средства в отрасли российской экономики.
Так в 1999 г доля иностранных инвестиций в отрасль «финансы кредит, страхование, пенсионное обеспечение» снизилась до 1,2%, а в «общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка» — до уровня 2%.
В то же время вложения иностранных инвесторов в топливную промышленность, транспорт, связь и торговлю возросли. В 1999 г. удельный вес иностранных инвестиций в топливную промышленность увеличился до 17,8% (1998 г. - 16%), в транспорт достиг Ъ5 (1998 г - 2,7%), в связь - 4 (1998 г. - 2,3%), в торговлю - 17% П998 г - 10 2%). Доля иностранных инвестиций в промышленность увеличилась до 51% в 1999 г. против 39,9% в 1998 г. и 29,3% в 1997 г.
Развитие экономических процессов в стране в последующие годы (2000-2003) характеризовалось новым изменением предпочтений иностранных инвесторов. Наиболее существенным образом возросла доля иностранных инвестиций, поступающих в торговлю и общественное питание (2000 г. - 17,8%, 2002 г. - 44,5%). Однако в 2003 г. доля иностранных инвестиций в эту отрасль экономики снизилась до 35,4%. Это может быть связано с тем, что многие российские компании, получившие значительную прибыль от внешнеторговой деятельности, в условиях сохранявшихся на протяжении 2003 г. низких процентных ставок на мировых рынках стали свои имеющиеся свободные капиталы вкладывать в такую высокодоходную отрасль экономики, как торговля, и более успешно конкурировать с иностранными компаниями в этой сфере деятельности. По отраслям промышленности наибольшая доля иностранных инвестиций вкладывалась в топливную промышленность (2000 г. - 5,7%, 2002 г. - 9,8%, 2003 г. - 17,9%). Резкое снижение удельного веса вложений иностранных инвесторов в топливную промышленность в 2000 г. было связано, по всей видимости с тем, что благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура на мировых рынках (прежде всего на нефть) позволила этим отраслям значительную часть экспортной выручки направлять на инвестиции в топливную отрасль экономики России, не прибегая к услугам иностранных инвесторов. Следует также отметить наблюдавшееся в анализируемом отрезке времени значительное падение доли иностранных инвестиций, направляемых в пищевую промышленность (2000 г. — 16,3%, 2002 г. — 6,1%, 2003 г. — 3,5%), что может быть связано с усилением конкурентных позиций в этой отрасли отечественных предпринимателей и наличием достаточных инвестиционных средств как внутри отрасли, так и возможностью привлечения займов на выгодных условиях в российской банковской системе.
Удельный вес такой важной отрасли промышленности и для экономики в целом, как машиностроение, снижался с 1995 (6,6%) до 1997 г. (2,2%). Начиная с 1998 г. доля иностранных инвестиций в машиностроение стала постепенно расти (1998 г. — 2,6%, 1999 г. — 4,1, 2000 г. — 4,3, 2001 г. — 4,9%). Однако в 2002 г. доля иностранных инвестиций в машиностроение вновь уменьшилась до уровня 2,5%, а по итогам 2003 г. практически не изменилась и составила 2,6%, несмотря на то, что в абсолютном выражении объемы иностранных инвестиций в машиностроение увеличились в 2003 г. по сравнению с 2002 г. почти на 57%. Следует также отметить, что абсолютные размеры вложений иностранных инвесторов в эту отрасль хозяйства относительно невелики и крайне недостаточны для решения важной задачи модернизации материально-производственной базы экономики.
Объемы поступления иностранных инвестиций в отрасль «строительство» были незначительными, а их доля в общем объеме инвестиций, поступающих от иностранных инвесторов, имела ярко выраженную тенденцию к снижению: с 7,3% в 1995 г. до 0,6% в 2002 г. Хотя в 2003 г. доля иностранных инвестиций в строительство немного возросла и составила 0,9%, что может быть связано с активизацией инвестиционного спроса в экономике России и, в частности, с увеличением жилищного строительства. По преимуществу инвестиции из-за рубежа поступали в виде прямых инвестиций, т.е. вкладов в уставные фонды строительных организаций и кредиты совладельцев, а также прочих инвестиций за счет кредитов Мирового банка, направляемых на строительство жилья, развитие коммунальной инфраструктуры и индустрии стройматериалов.
В 2003 г. максимальный объем прямых иностранных инвестиций был направлен в топливную промышленность — 1917 млн долл. США (2002 г. — 667 млн долл. США), далее идут такие отрасли, как торговля и общественное питание — 1513 млн долл. США (2002 г. — 959 млн долл. США), общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка — 441 млн долл. США (2002 г. — 299 млн долл. США), пищевая промышленность — 345 млн долл. США (2002 г. — 439 млн долл. США), машиностроение и металлообработка — 323 млн долл. США (2002 г. — 262 млн долл. США), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная — 315 млн долл. США (2002 г. — 141 млн долл. США), финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение — 186 млн долл. США, транспорт — 165 млн долл. США (2002 г. — 948 млн долл.), строительство — 142 млн долл. США. Таким образом, в эти отрасли было вложено 5,4 млрд долл. прямых иностранных инвестиций, или 78,9% всех прямых вложений.
Особенностью российской действительности являются резкие диспропорции в величине уставных фондов создаваемых компаний. В топливно-энергетическом комплексе фактически действуют несколько крупных монополистов, инвестирующих средства под правительственные гарантии. В подавляющем большинстве других отраслей функционируют мелкие компании с величиной уставного фонда, не превышающей нескольких десятков тысяч долларов. При этом в стране практически отсутствует наиболее активный и стабильный средний слой бизнесменов и предпринимателей, являющийся основой рыночной экономики любого государства.
Не лишне обратить внимание и на то, что существующая отчетность недостаточно точно отражает реальное положение дел. Причина заключается в том, что большинство совместных предприятий записывает в своем уставном фонде крайне широкий спектр деятельности, стремясь диверсифицировать ее и минимизировать риск в связи с ухудшением инвестиционного климата.
Неравномерно распределение инвестиций по регионам. Подавляющая масса сосредоточена в наиболее развитых, обеспеченных инфраструктурой и квалифицированными кадрами — в Москве, Петербурге, Красноярске; минимальный уровень инвестиций — в Кавказском регионе.
Существующий объем иностранных инвестиций в России оценивается большинством экспортеров как неудовлетворительный, несмотря на то, что иностранные инвестиции в Россию, резко сократившиеся после кризиса 1998 г., возобновили рост несколько лет спустя, а с 2003 г. страна, согласно данным Госкомстата, и вовсе переживает инвестиционный бум. Если в 2003 г. иностранцы вложили здесь 29,7 млрд долл., то в 2004 г. почти в полтора раза больше — 40,5 млрд долл.
При этом портфельные инвесторы принесли всего 333 млн долл. — на 17% меньше, чем в 2003 г. Вывод денег спровоцировали дело «ЮКОСа», череда налоговых скандалов и непрозрачный аукцион по «Юганскнефтегазу» в конце 2004 г. Нервозность инвесторов не позволила индексу РТС оправдать надежды аналитиков: за 2004 г. индикатор российских акций потяжелел лишь на 8%.
Зато прямым инвесторам не помешали напряженные отношения между бизнесом и властью. Вложив в страну 9,4 млрд долл., они не только на 39% увеличили показатели 2003 г., но и на 2,2 млрд долл. превзошли прогнозы Минэкономразвития. По оценкам чиновников, 9-миллиардную планку прямые инвестиции должны были преодолеть лишь в 2006 г. Согласно данным доклада ЮНКТАД 2005 г. о прямых иностранных инвестициях, их объем в России составил в 2004 г. 11,7 млрд долл.
В процентном выражении рост иностранных инвестиций весьма приличный, но в абсолютном — незначительный, так как доля прямых иностранных инвестиций в ВВП в России крайне мала. Так, в 2002 г. этот показатель составлял всего 1%, тогда как в Китае — 4, Венгрии — 5, а в Чехии даже 12%.
Не блещет Россия и другим показателем — прямыми инвестициями из-за рубежа на душу населения. По имеющимся оценкам, в 1992—2003 гг. на каждого россиянина приходилось по 575 долл. прямых иностранных инвестиций, тогда как на аргентинца — около 1800 долл., венгра — более 2200 долл., а чеха — почти 3500 долл.
Гипотетическая привлекательность российского рынка для иностранных инвесторов (прежде всего в связи с его неограниченными сырьевыми возможностями) явно уступает сумме негативных факторов, наиболее важными из которых следует признать социально-экономическую неустойчивость. Публикуемый ежегодно английским журналом «Экономист» рейтинг оценивает политико-экономический риск в России в 90% по сравнению с 30—40% для большинства европейских стран.
Между тем опыт большинства стран с переходной экономикой показывает, что приток западного капитала может существенно изменить отраслевую структуру экономики и привести к значительному экономическому подъему.
В число негативных факторов входят также неразвитость системы страхования иностранных инвестиций, приватизация предприятий, ориентированная преимущественно на передачу прав администрации, а не как средство привлечения зарубежного капитала, фискально ориентированная система налогов и тарифов, отсутствие необходимой для бизнеса системы и инфраструктуры транспорта, низкая культура ведения бизнеса со стороны российских партнеров, коррупция в госструктурах и организованная преступность.
Целесообразно обратить внимание и на структуру притока прямых иностранных инвестиций в Россию (табл. 8.6) и состав основных стран-инвесторов (табл. 8.7). Можно заметить, что в последнее время одними из наиболее активных стран — инвесторов российской экономики стали небольшие государства, такие, например, как Кипр и Виргинские острова (Британия). Созданные в этих странах офшорные зоны притягивают к себе капиталы из разных стран мира, в том числе и вывезенные из России (как легальным, так и нелегальным путем) средства, Можно предположить, что поступающие из этих стран в Россию капиталы являются российскими по своему происхождению и, таким образом, в виде иностранных инвестиций возвращаются к себе на родину. Этот факт является обнадеживающим и свидетельствует о возрастании доверия к России со стороны предпринимательских кругов, прежде всего российских. Такой капитал лучше знает ситуацию в России и более оперативно инвестируется в экономику, но в меньшей степени сопровождается внедрением современной техники и технологий.
Особого внимания заслуживают проблемы разработки правовой базы инвестиционного регулирования, проходящей стадию становления. Исторически нормативно-правовое регулирование в целях привлечения иностранных инвестиций в Россию прошло несколько этапов.
Первоначально (1987—1991) нормативными документами, принятыми еще в период существования СССР, было разрешено осуществление иностранных инвестиций на территории СССР путем создания совместных предприятий. При этом доля иностранного участия ограничивалась 49% в уставном капитале. Совместные предприятия признавались юридическими лицами советского права и на них распространялся национальный режим в сочетании с определенными льготами — таможенными, налоговыми и валютными.
Последовавший затем распад Советского Союза поставил на повестку дня вопрос о разработке национального российского законодательства. Основу действующего положения об иностранных инвесторах в РФ составляет «Закон об иностранных инвестициях в РСФСР*, который закрепляет для иностранных инвесторов национальный режим. Т а б л и ц о 8.6
Структура инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов за 1995—2003 гг., по видам, % к итогу
Вид инвестиций | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |
Всего инвестиций, млн. долл.: | 2983 | 6970 | 12295 | 11773 | 9560 | 10958 | 14258 | 19780 | 29699 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
прямые инвестиции | 67,7 | 35,0 | 43,4 | 28,6 | 44,6 | 40,4 | 27,9 | 20,2 | 22,8 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
взносы в капитал | 48,8 | 25,5 | 17,3 | 10,6 | 12,2 | 9,7 | 8,9 | '8,6 | 7,6 |
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий | 4,4 | 6,5 | 21,4 | 14,4 | 19,6 | 25,0 | 14,8 | 6,6 | 7,1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
прочие | 7,5 | 3,0 | 4,7 | 3,6 | 12,8 | 5,7 | 4,2 | 5,0 | 8,1 |
портфельные инвестиции | 1,3 | 1,8 | 5,5 | 1,6 | 0,3 | 1,3 | 3,2 | 2,4 | 1,4 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
акции и паи | 0,4 | 0,6 | 4,6 | 0,3 | 0,3 | 0,6 | 2,3 | 1,4 | 1,2 |
долговые ценные бумаги | 0,9 | 1,2 | 0,9 | 1,3 | 0 | 0,6 | 0,7 | 0,7 | 0,1 |
прочие инвестиции | 31,0 | 63,2 | 51,1 | 69,8 | 55,1 | 58,3 | 68,9 | 77,4 | 75,8 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
торговые кредиты | 6,3 | 5,8 | 1,9 | 14,2 | 15,2 | 14,1 | 12,9 | 11,3 | 10,0 |
прочие кредиты | 16,5 | 39,0 | 35,4 | 53,5 | 35,0 | 43,2 | 55,4 | 65,4 | 64,7 |
прочее | 8,2 | 18,4 | 13,8 | 2,1 | 4,9 | 1,0 | 0,6 | 0,7 | 0,6 |
Таблица 8.7
Иностранные инвестиции в экономику России основных стран-инвесторов, млн долл. США
| Накоплено на конец 2003 г. | В том числе | |||
всего | в % к итогу | прямые | портфельные | прочие | |
Всего инвестиций, включая инвестиции из государств — участников СНГ | 57 014 | 100 | 26 131 | 1 429 | 29 454 |
в том числе основными странами-инвесторами | 47 489 | 83,3 | 20 946 | 1 133 | 25 410 |
из них: |
|
|
|
|
|
Германия | 10 204 | 17,9 | 25 42 | 383 | 7 279 |
Кипр | 8 085 | 14,2 | 5 037 | 547 | 2 501 |
Великобритания | 7 220 | 12,7 | 2 828 | 107 | 4 285 |
США | 5 296 | 9,3 | 4 297 | 41 | 958 |
Франция | 4 776 | 8,4 | 331 | 0,1 | 4 445 |
Нидерланды | 3 575 | 6,3 | 2 796 | 5 | 7 746 |
Люксембург | 3 464 | 6,1 | 222 | 1 | 3 241 |
Япония | 1 900 | 3,3 | 1 353 | 1 | 546 |
Швейцария | 1 450 | 2,5 | 822 | 4 | 624 |
Виргинские о-ва (Брит.) | 1 519 | 2,6 | 718 | 44 | 757 |
Важное место занимают различного рода гарантии, которые ставят задачу обеспечить стабильность инвестиций, их неприкосновенность, свободное распоряжение капиталом, а также эффективную защиту прав инвесторов.
Законодательство предусматривает определенный ряд льгот, в частности по налогообложению имущества, ввозимого в качестве вклада в уставный фонд, так же как и имущества, ввозимого для собственного материального производства. Предусматриваются дополнительные льготы, которые могут быть предоставлены в связи с созданием свободных экономических зон (СЭЗ). Российское правительство идет по пути создания таких свободных зон, которые могли бы служить анклавами для привлечения иностранного частного капитала. К 1990 г. 11 регионов России были объявлены свободными экономическими зонами. Практически по всем из них соответствующими постановлениями правительства были утверждены организационные положения, касающиеся разработки конкретных вопросов финансирования и налогообложения; реально ни одна из объявленных зон не начала работать.
Впоследствии, однако, проводя политику создания единых условий для всех предпринимателей, как российских, так и иностранных, российское правительство отменило льготный режим иностранных капиталовложений.
Для изменения складывающейся ситуации в середине 1990-х годов в России было принято несколько постановлений, касающихся улучшения инвестиционного климата для крупных компаний, действующих в сфере нефтедобычи (Закон «О соглашениях о разделе продукции» и т.д.), однако серьезных изменений в притоке иностранного капитала это не принесло.
- Международные экономические отношения Предисловие к шестому изданию
- К изучающим мировую экономику
- Раздел 1. Мировое хозяйство. Условия формирования и роль в экономическом развитии. Глобализация международных отношений и мирохозяйственных связей
- 1.2. Факторы, обусловливающие роль и место мирового хозяйства на современном этапе
- Глава 2 Глобальные проблемы современности и мировое хозяйство
- 2.1. Сущность, роль и экономические аспекты глобальных проблем
- 2.2. Основные глобальные проблемы и мирохозяйственные отношения на современном этапе
- Глава 3 Свободные зоны - экономический и организационно-правовой инструмент мирового хозяйства
- 3.1. Свободные экономические зоны: сущность и цели создания
- 3.2. Основные виды свободных экономических зон. Опыт функционирования
- Глава 4 Глобализация международных отношений и мирохозяйственных связей
- 4 1. Сущность процесса глобализации
- 4.2. Предпосылки и последствия глобализации мирохозяйственных связей
- 4.3. Особенности процесса глобализации на современном этапе
- Раздел 2
- 2. Учения а. Смита и д. Рикардо
- 5.3. Теория факторов производства и их взаимосвязи
- 5.4. Новые интерпретации факторного подхода
- 5.5. Концепция жизненного цикла
- 5.6. Теория конкуренции м. Портера. Современные подходы к проблеме международной конкурентоспособности
- Глава 6 Международные экономические отношения в условиях рыночного хозяйства: направления, механизм и формы осуществления
- 6.1. Сущность и основы мэо
- 6.2. Объекты и субъекты мэо в условиях рынка
- 6.3. Принципы и особенности механизма мэо
- Глава 7 Внешние факторы экономического роста
- 7.1. Место и роль мэо
- 7.2. Показатели, характеризующие роль внешнеэкономического фактора
- 7.3. Экономическая взаимозависимость. Национальная и международная экономическая безопасность
- Глава 8 Россия в международных экономических отношениях: современное положение и перспективы
- 8.1. Внешняя торговля России и ее положение в системе мировых экономических связей
- 8.2. Торговля России со странами снг
- 8.3. Политика России в области регулирования внешней торговли
- 8.4. Иностранные инвестиции в России
- 8.5. Россия и Всемирная торговая организация
- Раздел 3
- 9.2. Условия развития современных мэо
- 9.3. Последствия изменений в мировом хозяйстве для мэо
- 9.4. Тенденции и основные факторы развития мэо
- Глава 10 Виды и формы международных экономических отношений на современном этапе. Тенденции динамики и структуры
- 10.1. Углубление интернационализации и мэо
- 10.2. Международная торговля на современном этапе
- 10.3. Движение капитала и трудовых ресурсов
- 10.4. Особенности современных валютно-кредитных отношений
- Глава 11 Международная торговля товарами и услугами. Основные характеристики и показатели
- 11.1. Мировая торговля и ее основные показатели
- 11.2. Некоторые особенности внешнеторговой политики в современных условиях
- 11.3. Многостороннее регулирование внешней торговли
- 11.4. Торговля услугами и ее место в международных экономических отношениях
- 11.5. Специфика рынка услуг и его регулирование на международном уровне
- Глава 12 Международное движение капитала: сущность и формы
- 12.1. Сущность и формы международного движения капитала
- 12.2. Роль и характер прямых иностранных инвестиций
- 12.4. Место России, других стран снг в сфере международных инвестиций
- Глава 13 Перемещение населения и трудовых ресурсов. Международная миграционная политика
- 13.1. Межстрановое перемещение населения и трудовых ресурсов
- 13.2. Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции
- 13.3. Иммиграционная политика стран -импортеров трудовых ресурсов
- 13.4. Эмиграционная политика стран -экспортеров трудовых ресурсов
- 13.5. Миграционная политика Российской Федерации
- Глава 14
- 14.1. Технология и информация - особые объекты мэо
- 14.3. Виды защиты и обеспечения международного информационно-технологического обмена
- Глава 15 Электронная торговля -новая сфера применения информационных технологий
- 15.1. Проблемы формирования информационно-коммуникационного сектора мировой экономики
- 15.2. Электронная торговля как набор информационных технологий, ее экономическая сущность и значение в мировом хозяйстве
- Раздел 4
- 16.2. Теоретические концепции
- 16.3. Условия и предпосылки международной интеграции
- Глава 17 Этапы, сферы и механизмы международной экономической интеграции
- 17.1. Основные этапы развития международной экономической интеграции
- 17.2. Зона свободной торговли
- 17.3. Таможенный союз
- 17.4. Единый рынок и экономический союз
- Глава 21. Ценообразование в мировой торговле
- Глава 22—
- Глава 23
- 23.1. Международный валютный рынок. Основные виды валютных операций
- 25.1. Национальный механизм регулирования мэо и вэд
- Раздел 6
- Глава 28
- 28.1. Внешнеторговые сделки купли-продажи
- 28.3. Базисные условия контракта. Инкотермс
- 28.4. Экономические риски в сфере мирохозяйственных отношений. Преодоление и минимизация рисков во внешнеторговых операциях
- Глава 29
- 29.1. Понятие лизинга. Особенности международных лизинговых операций
- 29.3. Международный франчайзинг
- Глава 30
- 30.1. Основные виды экономической информации
- 30.2. Организация международной статистики
- 30.3. Основные международные
- 30.4. Источники информации по мэо
- 30.5. Переход России на международную систему учета и статистики
- 30.6. Статистическая информация в Интернете