logo
Мировая экономика / Рыбалкин В

5.5. Концепция жизненного цикла

Сторонники данного подхода считают, что на основе этапов жизненного цикла товара могут быть объяснены современные тор­говые связи между странами, во всяком случае при обмене готовы­ми изделиями. Согласно общему тезису теории жизненного цикла товара (ЖЦТ) продукт с момента появления на рынке до ухода с него проходит ряд этапов (четыре или пять, по мнению разных специалистов). Международное перемещение товаров зависит от определенного этапа жизненного цикла. В своей доктрине Р. Вер-нон, Ч. Киндельбергер и Л. Уэльс [29] обосновывают схему, по ко­торой на этапе внедрения после выявления потребности в продук­ции осуществляется разработка нововведения; затем организуется производство и налаживается сбыт нового товара внутри страны, начинается его экспорт.

Для этапа внедрения характерна повышенная трудоемкость из­делия. Переход к крупносерийному массовому производству проис­ходит в дальнейшем по мере усовершенствования технологии и ос­воения новых видов оборудования. Это, кстати, объясняет относи­тельно больший удельный вес в экспорте высокоразвитых стран, в частности США, трудоемких товаров, что обусловило упомянутый «парадокс Леонтьева». На этапе роста, помимо увеличения объема продаж на внутреннем рынке, расширяется экспорт из страны но­вовведения, усиливается конкуренция, проявляется тенденция по­вышения капиталоемкости производства, создаются предпосылки для организации и развития производства за рубежом, сначала в развитых, а затем и в других странах. На завершающей стадии этого этапа некоторые конкуренты начинают снижать цены.

На этапе зрелости производство осуществляется уже во многих странах, в том числе развивающихся, начинает ощущаться насы­щение рынка прежде всего в стране нововведения, стабилизирует­ся спрос, усиливается роль ценовой политики, достигается высо­кая стандартизация, свойственная крупносерийному производству, вовлекаются менее квалифицированные ресурсы труда. Склады­ваются условия масштабного производства в развивающихся стра­нах, в частности в НИС, с последующим вывозом в страны ново­введений. Это можно проиллюстрировать на изделиях телевизи­онной техники, компьютерах, продукции радиоэлектроники и т.п. Наконец, этап упадка с международных позиций характеризуется сужением рынка в развитых странах, большей концентрацией производства в развивающихся странах. Определенная часть рын­ка в странах нововведений, ориентированная на данную продукцию, удовлетворяется за счет импорта. Ведущие компании разви­тых стран начинают производство и внедрение на рынок новых, более совершенных товаров. Вовлечение в теорию ЖЦТ междуна­родного аспекта предопределяет удлинение жизненного цикла продукции, достаточно однозначно объясняет внешнюю торговлю технологически сложными изделиями. Эта теория менее приме­нима в случае элитарных, особо дорогостоящих товаров. Она как бы закрепляет международные технологические преимущества вы­сокоразвитых стран.

В последних трактовках международного преломления теории ЖЦТ в качестве варианта жизненного цикла рассматриваются но­вовведения, не только ориентированные на обеспеченного потреби­теля, но и связанные с экономией некоторых видов естественных ресурсов (земля, сырье и топливо).