3.2. Основные виды свободных экономических зон. Опыт функционирования
Конкретные виды зон зависят от специфических задач и функций, особенностей условий деятельности, ее характера и объемов. Специалисты насчитывают не менее 30 разновидностей СЭЗ. Вариант классификации зон по основным видам приведен в приложении 1.
Исторически первые и логически наиболее простые СЭЗ, предусматривающие создание благоприятных условий для купли-продажи, транспортировки, хранения, переработки внешнеторговых грузов, — торгово-складские зоны. В беспошлинных, торгово-складских зонах (БТСЗ) импортные товары могут складироваться, покупаться и продаваться, частично перерабатываться без оплаты таможенных пошлин и налоговых сборов. На них, однако, распространяются меры государственного регулирования. Такие зоны существенно облегчают контакты с мировым рынком, как свидетельствует, в частности, опыт Ирландии, где еще в 1950-х годах впервые была создана БТСЗ. Более широким кругом функций характеризуются относящиеся к этой группе зоны внешней торговли, получившие распространение в США в 1930-е годы, свободные таможенные и свободные беспошлинные зоны (Венгрия, бывшая Югославия и Болгария), где наряду с коммерческими и складскими операциями допускаются улучшение и модернизация товаров, предоставление страховых и банковских услуг без уплаты пошлин и НДС, организация торгов и выставок. Оказание различных услуг по операциям в СТЗ (СБЗ) осуществляется как их структурами, так и местными предприятиями. Разновидность этого представляют зоны беспошлинной розничной торговли (duty five) в крупных международных морских и аэропортах (Шеннон, Гамбург, Шереметьево, Хитроу и т.д.). Наконец, свободные порты — ТСЗ, где помимо названных операций осуществляются погрузка-разгрузка судов, размещение товаров на территории и биржевых складах, а также обслуживание и ремонт судов. Неслучайно свободные зоны этого вида размещаются обычно в пунктах крупных транзитных товаропотоков: железнодорожных узлах, морских, речных и воздушных портах. Вместе с тем именно в ТСЗ с учетом их близости к международной товаропроводящей сети в дальнейшем стали создаваться импортзамещающие и экспортные производства. Для управления деятельностью в этих зонах создается специальная администрация; они отделены от основной территории страны таможенной, а иногда государственной границей. Такая ТСЗ («Манаус») в свое время была создана в Бразилии и по занимаемой площади (3,6 млн кв. км) превосходила иные страны.
Однако свободные зоны, ориентированные только на коммерческую, внешнеторговую деятельность, транзитные товарные операции, не получили широкого распространения из-за ограниченности возможностей — привлекательности в силу близости к международным транспортным коммуникациям и связанным с этим уменьшением транспортных затрат на перевозки внешнеторговых грузов; некоторой экономии на таможенных пошлинах и накладных расходах. Характерен пример США: для зон внешней торговли (а их к началу 1990-х годов насчитывалось почти 200) здесь предусмотрен режим «внетаможенной территории», т.е. освобождение от всех видов таможенных пошлин и тарифов, федеральных акцизов и квотных ограничений по экспорту и импорту.
По существу этот тип зон не предполагал создания и развития антиимпортного, экспортного производства, вовлечения национального и иностранного капитала, дополнительных трудовых ресурсов, не оказывал ощутимого влияния на структурные сдвиги в экономике. Возможности мирового хозяйства здесь использовались недостаточно. Неслучайно, и прежде всего в развитых и новых индустриальных странах, свободные торгово-складские зоны (СТСЗ) постепенно преобразовались в свободные промышленные (СПЗ), экспортно-производственные (СЭПЗ) и промышленно-производственные зоны (СППЗ). В США, в частности в зонах внешней торговли, начали создаваться специальные подзоны исключительно для производственной деятельности (сборочных операций, первичной переработки сырья). Обычно предприятия в таких зонах работают на импортных комплектующих и полуфабрикатах, местном сырье и импортном оборудовании, которые легче доставить в зону, привлекая отечественные и иностранные капиталы. Практически возник качественно иной вид СЭЗ, характеризующийся новыми целями и механизмами. По данным Таможенной службы США, на начало 2001 г. в 144 зонах внешней торговли общего назначения зарегистрировано 2420 фирм (заняты 340 тыс. человек), которыми было завезено и переработано товаров на общую стоимость более 150 млрд долл.
В рамках СЭПЗ можно выделить зоны совместного предпринимательства (Болгария, Венгрия), предпринимательские зоны (Англия), зоны свободного предпринимательства (США), специальные экономические зоны (КНР), а также специальные предприятия, обслуживающие внешние рынки и пользующиеся особыми льготами (например, в приграничных районах Мексики). СЭЗ этого вида отражают новый уровень взаимодействия национальной и мировой экономики, предполагающий качественные, структурные сдвиги в национальном и мировом хозяйстве, ускорение процесса интернационализации хозяйственной жизни.
В чем заключаются главные характеристики СЭПЗ, их преимущества для сторон?
• Здесь сочетается и взаимодействует движение товаров и услуг между странами с международным перемещением факторов производства, что обеспечивает реализацию более эффективных вариантов, формирование тесных и устойчивых экономических связей.
• Важным объектом взаимодействия являются также социальная и экологическая сферы.
• Внешний инвестор получает дополнительные выгоды с учетом льготного внешнеторгового, таможенного, налогово-финансового режима.
• Иностранный участник получает практическую возможность апробировать и реально оценить условия и возможности своей деятельности в данной стране.
• Инвестор ограничивается только вложениями в целевой проект (технология, машины и оборудование, сырье, материалы и комплектация), а сооружения, здания и коммуникации предоставляются принимающей страной.
• СЭЗ обеспечивает возможности привлечения дешевой рабочей силы необходимой квалификации.
• Значительно упрощается решение процедурных, административных вопросов.
• Льготы по инвестиционным условиям (организаяяя и прекращение деятельности, репатриация прибыли) значительно выше, чем за пределами зоны.
Придавая большое значение деятельности СЭЗ, особенно более совершенных их видов, предполагающих широкое привлечение иностранного капитала, высоких технологий, страны размещения таких зон предусматривают обширную систему экономико-правовых и социальных мер, обеспечивающих повышенную заинтересованность партнеров. Это прежде всего поощрительная налоговая и финансовая политика, предоставление различных льгот. Во многих странах практикуется полное или частичное освобождение от налогов в первые годы деятельности на срок до 10 лет, а обычно 5—7 лет (в Малайзии, например, полное освобождение на срок от 2 до 5 лет, в Республике Корея — 5 лет полностью, а в последующие 3 года — 50% обычной ставки; в Шри-Ланке — от 2 до 10 лет полностью, в зависимости от числа созданных рабочих мест, поступлений иностранной валюты, уровня передаваемой технологии и т.д.). При создании СЭПЗ в развивающихся странах и странах переходной экономики практикуются различные дополнительные льготы:
• отмена таможенных пошлин и сборов на ввозимые комплектующие для предприятий реального сектора;
• вычеты из дохода, подлежащего налогообложению, в частности сумм затрат на НИОКР и подготовку рабочих кадров;
• свобода получения валютного кредита, в том числе под низкие проценты;
• допущение обращения иностранной валюты;
• ускоренная амортизация основного капитала;
• снижение арендной платы за землю и наем помещений;
• льготные транспортные тарифы.
Часто это дополняется освобождением от экспортных пошлин, налогов на имущество, профессию, от некоторых региональных и местных налогов.
В ряде стран допускается освобождение работающих на предприятиях СЭЗ от подоходного налога. Все это в целом создает благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат. Тем не менее в каждой из стран в рамках экономической политики дифференцируются условия льготного привлечения ресурсов, иностранных и отечественных инвесторов в СЭЗ. Как показывает опыт, наибольшие льготы предоставляются предприятиям отраслей материального производства, но и в этом случае учитываются приоритеты.
Согласно рекомендациям Организации ООН по промышленному развитию (UNIDO) по условиям инвестирования в СЭЗ производства отраслей обрабатывающей промышленности разделены на три группы. Наибольшие льготы имеет первая группа — сборочные производства: радиоэлектронные, точной механики, компьютерной техники, т.е. те, которые нуждаются в новых технологиях, высококвалифицированной рабочей силе. Менее преференциальная вторая группа — текстильное, швейное производство, требующее много рабочей силы и достаточно быстро окупающееся. Наименьшие льготы у третьей группы — производства некоторых добывающих отраслей, перерабатывающих местное сырье, привлекающих в значительных количествах местную рабочую силу, позволяющих увеличить занятость населения.
В настоящее время приоритетное значение во многих странах, в том числе в России, приобретает создание технико-внедренческих СЭЗ.
На производства первой и второй групп приходится основная часть предприятий СЭЗ (около 30% их числа с 55—60% занятых). Большинство из них находятся в СЭЗ ЮВА и Латинской Америки (Гонконг, Малайзия, Корея, Сингапур, Тайвань, Гаити, Мексика, Сальвадор). Текстильные и швейные производства — 20% предприятий и 15—20% занятых в СЭЗ, что неслучайно, так как обусловлено простотой технологий, излишком и дешевизной рабочей силы в развивающихся странах.
По расчетам экспертов Института востоковедения РАН, затраты на создание 1 кв. км территории СЭЗ оцениваются в 25—50 млн долл. и требуют расходов на инфраструктуру в размере 4 долл. на каждый вложенный доллар иностранных инвестиций. Обычно на эти цели привлекаются займы международных кредитных институтов, в частности Всемирного банка, выдаваемые на льготных условиях. Наглядный пример — ЭПЗ «Масан» (МАСЭЗ), созданная в 1970 г. в одноименном порту, находящемся недалеко от Пусана (Республика Корея). Удобное географическое расположение способствовало привлечению техники, оборудования и капитала не только японских компаний, но и ТНК других развитых стран, тем более что МАСЭЗ располагает хорошими экспортными коммуникациями. Стратегические задачи создания зоны были определены как привлечение в Республику Корея иностранных инвестиций и новейших технологий, развитие экспорта, увеличение занятости. В 1995 г. в МАСЭЗ действовали 73 предприятия почти с 15 тыс. работающими при объеме инвестиций в 235,3 млн долл. и суммарном экспорте в 2,4 млрд долл. Только за 15 лет (с 1981 по 1995 г.) инвестиции в зону увеличились в 2 раза, а объем экспорта из нее возрос почти в 3,5 раза. Здесь практиковался общепринятый для подобных зон и упомянутый выше набор льгот. При этом гарантировалась сохранность капитала, репатриация прибыли и других доходов на капитал. Льготная арендная плата за землю действовала в течение 10 лет. Кроме того, применялись общепринятые ограничения на импорт, был запрещен импорт готовой продукции, производимой в стране. МАСЭЗ стала важным катализатором создания и развития современного производства компьютеров, электронной техники, программного обеспечения, бытовых электроприборов в стране прежде всего на экспорт.
В последнее время все большее распространение получают СЭЗ с научно-технологической, исследовательской ориентацией, призванные ускорить и удешевить разработку и внедрение технических новшеств, диверсифицировать производство, создать новые рабочие места, подготовить квалифицированных специалистов, — научно-технологические зоны (НТЗ): технополисы (Япония), технопарки (США), технико-внедренческие зоны, научные парки, технологические и деловые центры. Новый Федеральный закон России также предусматривает в качестве одного из основных направлений создание технико-внедренческих особых экономических зон. В большинстве случаев в них сочетается исследовательская и производственно-технологическая деятельность в виде сосредоточения наукоемких предприятий вокруг крупных университетов или научных центров. Вне зависимости от конкретных названий по преобладающему направлению деятельности различают три тияа НТЗ:
• исследовательский парк — СЭЗ, где новая научно-техническая разработка осуществляется до стадии технического прототипа на основе объединения ряда промышленных фирм, научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений с приоритетным статутом. Скажем, как в Бостоне: при более чем 700 промышленных предприятиях-участниках свыше 2/3 занимаемой территории приходится на научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации в области компьютерной техники. Подобный парк еще раньше был создан в знаменитом Кембридже (Англия). По зарубежным данным, к началу XXI в. в Европе, США и Японии действовало почти 450 исследовательских парков;
• собственно научный парк (СНП) — достаточно крупные территориальные образования, где располагаются разные по величине наукоемкие предприятия, осуществляющие производство на основе разработок местного исследовательского центра (институт, университет). Это известная «Силиконовая долина» в США со Стенфордским университетом, где сосредоточено компьютерное производство, ТНК «Майкрософт» и «Интел», обеспечивающие 1/5 мирового выпуска компьютерной и вычислительной техники, или СНП «Треугольник» в Северной Каролине;
• инновационный центр — территориально небольшая НТЗ, в ко-1Х)рой расположена малая или средняя фирма, непосредственно занимающаяся разработкой и внедрением новых технологий. На сегодня таких центров очень много в разных странах, особенно и развитых, располагающих высококвалифицированными исследовательскими кадрами. К ним относятся и российские Зеленоград, Обнинск и Дубна.
Услуживают специального выделения сервисные СЭЗ, концентрирующие банковское и страховое обслуживание на льготных условиях и обычно представляющие особый сектор ЭПЗ, где сосредоточены страховые и финансовые компании, банки, их филиалы, обслуживающие деятельность структур зоны. К этому виду зон также могут быть отнесены СЭЗ по предоставлению услуг отдыха и туризма, способствующие международному личному и деловому общению граждан. К особому виду, рассматриваемому многими специалистами вне СЭЗ, следует отнести офшорные зоны, предусматривающие специальную юрисдикцию регистрации и функционирования иностранных компаний на льготных налоговых условиях, но запрещающие последним какую-либо производственную деятельность. Их сейчас около 60, наиболее известны Кипр, Панама, Сингапур, острова Фиджи, Багамы, Бермуды и Мальта.
Наконец, типичными становятся комплексные СЭЗ многофункционального характера, сочетающие различные направления деятельности. Они характеризуются масштабами деятельности, большими объемами привлекаемого капитала. Такими стали упомянутый выше бразильский «Манаус» и «Огненная земля» в Аргентине. К ним относятся и специальные экономические зоны в Китае. В данном случае помимо обычных целей СЭЗ ставилась задача обеспечения большей открытости экономики, практического освоения опыта управления хозяйством в условиях рынка. В КНР в 1980 г. были созданы четыре СЭЗ: Шэньчжень, Чжухай, Шаньтоу (пров. Гуандун) и Сямынь (пров. Фуцзянь), а в 1987 г. — еще Хайнань. Созданный в 1990 г. район Пудун — это по существу пятая СЭЗ. За истекшие годы достигнуты ощутимые результаты: введена и апробирована современная система хозяйственного законодательства, (армировался управленческий персонал нового типа, отрабатываются прогрессивные формы организации и оплаты труда. Удалось решить ряд социальных проблем: насыщения потребительского пика, повышения доходов работающих, жилищного строительства и формирования инфраструктуры. Этому способствовали достаточен последовательные меры в области налоговой, кредитной и таможенной политики. По общему положению фирмы зоны полностью освобождаются от уплаты налога в первый год работы и на 50% — в последующие четыре года. Но при долгосрочном контракте — на срок более 10 лет — налог взимается в половинном размере с третьего года" работы, а при поставках на экспорт более 70% выпускаемой продукции, как и при выпуске продукции по передовой технологии, ставка налога снижается на треть. Особо поощряется привлечение инвестиций китайской диаспоры — хуацяо — применением особо льготного режима по сравнению с другими иностранными инвесторами. В этом случае предусмотрены и повышенные скидки с подоходного налога. В 2004 г. было принято решение создать китайско-российскую зону свободной торговли в городе Хэйхэ (китайская провинция Хэйлунцзян). Предполагается, что китайско-российская зона свободной торговли в районе Хэйхэ займет площадь в 30 кв. км. Кроме нее, в этом городе будут созданы два новых промышленных района для производства экспортной продукции.
Результаты создания и функционирования СЭЗ Китая положительны: зоны обеспечивают до 40% общего объема экспорта, широко привлекается иностранный капитал, ежегодный рост промышленного производства достигает 70%, внедряются в производство новейшие технологии, обеспечено динамичное развитие социальной сферы и т.д., что, естественно, не может не отразиться благоприятно на всей экономике КНР. И наконец, Россия. Здесь реально действуют к настоящему времени две СЭЗ: «Янтарь» (Калининградская область) и «Находка» (Дальний Восток), хотя поначалу предполагалось несколько десятков.
С учетом важнейшей роли СЭЗ в ускорении хозяйственного развития и негативного предшествующего опыта в России был разработан и вступил в силу Федеральный закон и «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Закон предусматривает создание особых экономических зон двух типов: промышленно-производственных и технико-внедренческих. Первые могут создаваться на территориях до 20 кв. км, вторые — не более двух кв. км.
При этом объем минимальных инвестиций в зоны установлен в размере 10 млн евро. Предусматривается ряд реальных стимулов (пониженная ставка единого социального налога (ЕСН) для ТВЗ; ускоренная амортизация, перенос убытков на будущий период, включение в расходы затрат на НИОКР и некоторые другие — для ППЗ. Первоначально число таких зон будет ограничено. В Законе определен весь комплекс вопросов создания и деятельности ОЭЗ. Согласно Закону создано Федеральное агентство по управлению ОЭЗ.
Представляется своевременным и перспективным становление новых типов СЭЗ, в более полной мере отвечающих актуальным условиям глобализации мирохозяйственных связей, когда в их систему непосредственно включаются определенные экономические регионы стран. Это создает новые возможности эффективного внешнеэкономического взаимодействия национальных хозяйств. Речь идет о вариантах международных свободных экономических зон (МСЭЗ), центр тяжести регулирования деятельности которых в соответствующей сфере перемещался бы на региональные внутринациональные структуры. К примеру, МСЭЗ рыболовства на Дальнем Востоке под эгидой региональных структур России, Японии, Республики Корея и МСЭЗ лесопроизводства и лесопереработки Дальневосточного и Сибирского Федеральных округов России и приграничных провинций Китая и т.п. Это помогло бы существенно продвинуть проекты международного сотрудничества, облегчило бы постепенное формирование совместного экономического пространства в рамках согласованной правовой базы. Возможны и другие подобные варианты, создающие позитивные предпосылки для развязывания некоторых политических узлов. Например, МСЭЗ «Ожный Федеральный округ РФ — Абхазия — Южная Осетия» и т.п.
Резюме
Важный институт мирового хозяйства — свободные экономические зоны (СЭЗ). Они позволяют наладить устойчивые и эффективные связи между странами, способствуют активному вовлечению национальных хозяйств в мировую экономику. Их преимущества связаны с удобным территориальным и транспортным расположением и подкрепляются широкой целевой системой экономических (финансовых, налоговых, таможенных и т.п.), правовых, организационно-административных льгот. Первоначально СЭЗ ориентировались на решение внешнеторговых задач, но постепенно акцент в их деятельности переместился на производственные, научно-технические, инновационные цели. В соответствии с этим изменялись конкретные формы СЭЗ: от внешнеторговых, таможенно-складских до экспортно-производственных — научно-технологических, комплексных.
Основные понятия
Свободная экономическая зона (СЭЗ) — часть территории страны с особым экономическим, правовым и административным режимом, обеспечивающим расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранных и отечественных инвестиций и новых технологий, создание современных производств, работающих преимущественно на экспорт.
Типы СЭЗ — классификация зон по определенным признакам: сфере деятельности (отрасль, сектор, функциональная область): ЗСТ, СЭПЗ, НТЗ, сервисные зоны, комплексные зоны; занимаемой территории и т.д.
Контрольные вопросы
1. В чем заключаются суть и роль СЭЗ как института мировой экономики и инструмента развития национального хозяйства?
2. Каковы общие, экономические, социальные и производственно-технологические цели создания и функционирования СЭЗ?
3. В чем особенности и различия основных типов СЭЗ и их разновидностей?
4. Как влияет деятельность СЭЗ на экономику страны расположения?
5. В чем состоят особенности офшорных центров как разновидности СЭЗ?
Библиографический список
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ.
2. Гуцериев М.С. Свободные экономические зоны (опыт, проблемы, перспективы). — М.: НПО «Школа», 1997.
3. Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 1998.
4. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Свободные экономические зоны. — М.: Ось-89, 1997.
5. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник / Под ред. В.Е. Рыбалкина. — М.: Международные отношения, 1996.
6. Мировая экономика: Учебник / Под ред. Ю.А- Щербанина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
7. Сборник материалов по предпринимательству и внешнеэкономической деятельности. Вып. 1. Зоны свободного предпринимательства. — М.: Росби, 1990.
8. Экономика зон свободного предпринимательства. — Л.: ЛФЭИ, 1991.
- Международные экономические отношения Предисловие к шестому изданию
- К изучающим мировую экономику
- Раздел 1. Мировое хозяйство. Условия формирования и роль в экономическом развитии. Глобализация международных отношений и мирохозяйственных связей
- 1.2. Факторы, обусловливающие роль и место мирового хозяйства на современном этапе
- Глава 2 Глобальные проблемы современности и мировое хозяйство
- 2.1. Сущность, роль и экономические аспекты глобальных проблем
- 2.2. Основные глобальные проблемы и мирохозяйственные отношения на современном этапе
- Глава 3 Свободные зоны - экономический и организационно-правовой инструмент мирового хозяйства
- 3.1. Свободные экономические зоны: сущность и цели создания
- 3.2. Основные виды свободных экономических зон. Опыт функционирования
- Глава 4 Глобализация международных отношений и мирохозяйственных связей
- 4 1. Сущность процесса глобализации
- 4.2. Предпосылки и последствия глобализации мирохозяйственных связей
- 4.3. Особенности процесса глобализации на современном этапе
- Раздел 2
- 2. Учения а. Смита и д. Рикардо
- 5.3. Теория факторов производства и их взаимосвязи
- 5.4. Новые интерпретации факторного подхода
- 5.5. Концепция жизненного цикла
- 5.6. Теория конкуренции м. Портера. Современные подходы к проблеме международной конкурентоспособности
- Глава 6 Международные экономические отношения в условиях рыночного хозяйства: направления, механизм и формы осуществления
- 6.1. Сущность и основы мэо
- 6.2. Объекты и субъекты мэо в условиях рынка
- 6.3. Принципы и особенности механизма мэо
- Глава 7 Внешние факторы экономического роста
- 7.1. Место и роль мэо
- 7.2. Показатели, характеризующие роль внешнеэкономического фактора
- 7.3. Экономическая взаимозависимость. Национальная и международная экономическая безопасность
- Глава 8 Россия в международных экономических отношениях: современное положение и перспективы
- 8.1. Внешняя торговля России и ее положение в системе мировых экономических связей
- 8.2. Торговля России со странами снг
- 8.3. Политика России в области регулирования внешней торговли
- 8.4. Иностранные инвестиции в России
- 8.5. Россия и Всемирная торговая организация
- Раздел 3
- 9.2. Условия развития современных мэо
- 9.3. Последствия изменений в мировом хозяйстве для мэо
- 9.4. Тенденции и основные факторы развития мэо
- Глава 10 Виды и формы международных экономических отношений на современном этапе. Тенденции динамики и структуры
- 10.1. Углубление интернационализации и мэо
- 10.2. Международная торговля на современном этапе
- 10.3. Движение капитала и трудовых ресурсов
- 10.4. Особенности современных валютно-кредитных отношений
- Глава 11 Международная торговля товарами и услугами. Основные характеристики и показатели
- 11.1. Мировая торговля и ее основные показатели
- 11.2. Некоторые особенности внешнеторговой политики в современных условиях
- 11.3. Многостороннее регулирование внешней торговли
- 11.4. Торговля услугами и ее место в международных экономических отношениях
- 11.5. Специфика рынка услуг и его регулирование на международном уровне
- Глава 12 Международное движение капитала: сущность и формы
- 12.1. Сущность и формы международного движения капитала
- 12.2. Роль и характер прямых иностранных инвестиций
- 12.4. Место России, других стран снг в сфере международных инвестиций
- Глава 13 Перемещение населения и трудовых ресурсов. Международная миграционная политика
- 13.1. Межстрановое перемещение населения и трудовых ресурсов
- 13.2. Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции
- 13.3. Иммиграционная политика стран -импортеров трудовых ресурсов
- 13.4. Эмиграционная политика стран -экспортеров трудовых ресурсов
- 13.5. Миграционная политика Российской Федерации
- Глава 14
- 14.1. Технология и информация - особые объекты мэо
- 14.3. Виды защиты и обеспечения международного информационно-технологического обмена
- Глава 15 Электронная торговля -новая сфера применения информационных технологий
- 15.1. Проблемы формирования информационно-коммуникационного сектора мировой экономики
- 15.2. Электронная торговля как набор информационных технологий, ее экономическая сущность и значение в мировом хозяйстве
- Раздел 4
- 16.2. Теоретические концепции
- 16.3. Условия и предпосылки международной интеграции
- Глава 17 Этапы, сферы и механизмы международной экономической интеграции
- 17.1. Основные этапы развития международной экономической интеграции
- 17.2. Зона свободной торговли
- 17.3. Таможенный союз
- 17.4. Единый рынок и экономический союз
- Глава 21. Ценообразование в мировой торговле
- Глава 22—
- Глава 23
- 23.1. Международный валютный рынок. Основные виды валютных операций
- 25.1. Национальный механизм регулирования мэо и вэд
- Раздел 6
- Глава 28
- 28.1. Внешнеторговые сделки купли-продажи
- 28.3. Базисные условия контракта. Инкотермс
- 28.4. Экономические риски в сфере мирохозяйственных отношений. Преодоление и минимизация рисков во внешнеторговых операциях
- Глава 29
- 29.1. Понятие лизинга. Особенности международных лизинговых операций
- 29.3. Международный франчайзинг
- Глава 30
- 30.1. Основные виды экономической информации
- 30.2. Организация международной статистики
- 30.3. Основные международные
- 30.4. Источники информации по мэо
- 30.5. Переход России на международную систему учета и статистики
- 30.6. Статистическая информация в Интернете