logo
Мировая экономика / Рыбалкин В

3.2. Основные виды свободных экономических зон. Опыт функционирования

Конкретные виды зон зависят от специфических задач и функций, особенностей условий деятельности, ее характера и объемов. Специа­листы насчитывают не менее 30 разновидностей СЭЗ. Вариант клас­сификации зон по основным видам приведен в приложении 1.

Исторически первые и логически наиболее простые СЭЗ, пре­дусматривающие создание благоприятных условий для купли-продажи, транспортировки, хранения, переработки внешнеторговых грузов, — торгово-складские зоны. В беспошлинных, торгово-складских зонах (БТСЗ) импортные товары могут складироваться, покупаться и продаваться, частично перерабатываться без оплаты таможенных пошлин и налоговых сборов. На них, однако, распространяются меры государственного регулирования. Такие зоны существенно облегчают контакты с мировым рынком, как свидетельствует, в ча­стности, опыт Ирландии, где еще в 1950-х годах впервые была соз­дана БТСЗ. Более широким кругом функций характеризуются отно­сящиеся к этой группе зоны внешней торговли, получившие распространение в США в 1930-е годы, свободные таможенные и свободные беспошлинные зоны (Венгрия, бывшая Югославия и Болгария), где наряду с коммерческими и складскими операциями допускаются улучшение и модернизация товаров, предоставление страховых и банковских услуг без уплаты пошлин и НДС, организация торгов и выставок. Оказание различных услуг по операциям в СТЗ (СБЗ) осуществляется как их структурами, так и местными предприятия­ми. Разновидность этого представляют зоны беспошлинной розничной торговли (duty five) в крупных международных морских и аэропор­тах (Шеннон, Гамбург, Шереметьево, Хитроу и т.д.). Наконец, сво­бодные порты — ТСЗ, где помимо названных операций осуществ­ляются погрузка-разгрузка судов, размещение товаров на террито­рии и биржевых складах, а также обслуживание и ремонт судов. Неслучайно свободные зоны этого вида размещаются обычно в пунктах крупных транзитных товаропотоков: железнодорожных уз­лах, морских, речных и воздушных портах. Вместе с тем именно в ТСЗ с учетом их близости к международной товаропроводящей сети в дальнейшем стали создаваться импортзамещающие и экспортные производства. Для управления деятельностью в этих зонах создается специальная администрация; они отделены от основной территории страны таможенной, а иногда государственной границей. Такая ТСЗ («Манаус») в свое время была создана в Бразилии и по зани­маемой площади (3,6 млн кв. км) превосходила иные страны.

Однако свободные зоны, ориентированные только на коммер­ческую, внешнеторговую деятельность, транзитные товарные опе­рации, не получили широкого распространения из-за ограниченно­сти возможностей — привлекательности в силу близости к между­народным транспортным коммуникациям и связанным с этим уменьшением транспортных затрат на перевозки внешнеторговых грузов; некоторой экономии на таможенных пошлинах и накладных расходах. Характерен пример США: для зон внешней торговли (а их к началу 1990-х годов насчитывалось почти 200) здесь преду­смотрен режим «внетаможенной территории», т.е. освобождение от всех видов таможенных пошлин и тарифов, федеральных акцизов и квотных ограничений по экспорту и импорту.

По существу этот тип зон не предполагал создания и развития антиимпортного, экспортного производства, вовлечения нацио­нального и иностранного капитала, дополнительных трудовых ре­сурсов, не оказывал ощутимого влияния на структурные сдвиги в экономике. Возможности мирового хозяйства здесь использовались недостаточно. Неслучайно, и прежде всего в развитых и новых ин­дустриальных странах, свободные торгово-складские зоны (СТСЗ) постепенно преобразовались в свободные промышленные (СПЗ), экспортно-производственные (СЭПЗ) и промышленно-производственные зоны (СППЗ). В США, в частности в зонах внешней торговли, начали создаваться специальные подзоны исключительно для производст­венной деятельности (сборочных операций, первичной переработки сырья). Обычно предприятия в таких зонах работают на импортных комплектующих и полуфабрикатах, местном сырье и импортном оборудовании, которые легче доставить в зону, привлекая отечест­венные и иностранные капиталы. Практически возник качественно иной вид СЭЗ, характеризующийся новыми целями и механизмами. По данным Таможенной службы США, на начало 2001 г. в 144 зо­нах внешней торговли общего назначения зарегистрировано 2420 фирм (заняты 340 тыс. человек), которыми было завезено и перера­ботано товаров на общую стоимость более 150 млрд долл.

В рамках СЭПЗ можно выделить зоны совместного предприни­мательства (Болгария, Венгрия), предпринимательские зоны (Анг­лия), зоны свободного предпринимательства (США), специальные эко­номические зоны (КНР), а также специальные предприятия, обслу­живающие внешние рынки и пользующиеся особыми льготами (например, в приграничных районах Мексики). СЭЗ этого вида от­ражают новый уровень взаимодействия национальной и мировой экономики, предполагающий качественные, структурные сдвиги в национальном и мировом хозяйстве, ускорение процесса интерна­ционализации хозяйственной жизни.

В чем заключаются главные характеристики СЭПЗ, их преиму­щества для сторон?

• Здесь сочетается и взаимодействует движение товаров и услуг между странами с международным перемещением факторов производства, что обеспечивает реализацию более эффектив­ных вариантов, формирование тесных и устойчивых эконо­мических связей.

• Важным объектом взаимодействия являются также социаль­ная и экологическая сферы.

• Внешний инвестор получает дополнительные выгоды с учетом льготного внешнеторгового, таможенного, налогово-финансового режима.

• Иностранный участник получает практическую возможность апробировать и реально оценить условия и возможности своей деятельности в данной стране.

• Инвестор ограничивается только вложениями в целевой проект (технология, машины и оборудование, сырье, мате­риалы и комплектация), а сооружения, здания и коммуни­кации предоставляются принимающей страной.

• СЭЗ обеспечивает возможности привлечения дешевой рабо­чей силы необходимой квалификации.

• Значительно упрощается решение процедурных, админист­ративных вопросов.

• Льготы по инвестиционным условиям (организаяяя и пре­кращение деятельности, репатриация прибыли) значительно выше, чем за пределами зоны.

Придавая большое значение деятельности СЭЗ, особенно более совершенных их видов, предполагающих широкое привлечение ино­странного капитала, высоких технологий, страны размещения таких зон предусматривают обширную систему экономико-правовых и со­циальных мер, обеспечивающих повышенную заинтересованность партнеров. Это прежде всего поощрительная налоговая и финансо­вая политика, предоставление различных льгот. Во многих странах практикуется полное или частичное освобождение от налогов в первые годы деятельности на срок до 10 лет, а обычно 5—7 лет (в Малайзии, например, полное освобождение на срок от 2 до 5 лет, в Республике Корея — 5 лет полностью, а в последующие 3 года — 50% обычной ставки; в Шри-Ланке — от 2 до 10 лет полностью, в зависимости от числа созданных рабочих мест, поступлений ино­странной валюты, уровня передаваемой технологии и т.д.). При создании СЭПЗ в развивающихся странах и странах переходной экономики практикуются различные дополнительные льготы:

• отмена таможенных пошлин и сборов на ввозимые комплек­тующие для предприятий реального сектора;

• вычеты из дохода, подлежащего налогообложению, в част­ности сумм затрат на НИОКР и подготовку рабочих кадров;

• свобода получения валютного кредита, в том числе под низ­кие проценты;

• допущение обращения иностранной валюты;

• ускоренная амортизация основного капитала;

• снижение арендной платы за землю и наем помещений;

• льготные транспортные тарифы.

Часто это дополняется освобождением от экспортных пошлин, налогов на имущество, профессию, от некоторых региональных и местных налогов.

В ряде стран допускается освобождение работающих на пред­приятиях СЭЗ от подоходного налога. Все это в целом создает бла­гоприятный инвестиционный и предпринимательский климат. Тем не менее в каждой из стран в рамках экономической политики дифференцируются условия льготного привлечения ресурсов, ино­странных и отечественных инвесторов в СЭЗ. Как показывает опыт, наибольшие льготы предоставляются предприятиям отраслей матери­ального производства, но и в этом случае учитываются приоритеты.

Согласно рекомендациям Организации ООН по промышленно­му развитию (UNIDO) по условиям инвестирования в СЭЗ произ­водства отраслей обрабатывающей промышленности разделены на три группы. Наибольшие льготы имеет первая группа — сборочные производства: радиоэлектронные, точной механики, компьютерной техники, т.е. те, которые нуждаются в новых технологиях, высоко­квалифицированной рабочей силе. Менее преференциальная вто­рая группа — текстильное, швейное производство, требующее много рабочей силы и достаточно быстро окупающееся. Наименьшие льготы у третьей группы — производства некоторых добывающих отраслей, перерабатывающих местное сырье, привлекающих в зна­чительных количествах местную рабочую силу, позволяющих уве­личить занятость населения.

В настоящее время приоритетное значение во многих странах, в том числе в России, приобретает создание технико-внедренческих СЭЗ.

На производства первой и второй групп приходится основная часть предприятий СЭЗ (около 30% их числа с 55—60% занятых). Большинство из них находятся в СЭЗ ЮВА и Латинской Америки (Гонконг, Малайзия, Корея, Сингапур, Тайвань, Гаити, Мексика, Сальвадор). Текстильные и швейные производства — 20% предпри­ятий и 15—20% занятых в СЭЗ, что неслучайно, так как обусловле­но простотой технологий, излишком и дешевизной рабочей силы в развивающихся странах.

По расчетам экспертов Института востоковедения РАН, затраты на создание 1 кв. км территории СЭЗ оцениваются в 25—50 млн долл. и требуют расходов на инфраструктуру в размере 4 долл. на каждый вложенный доллар иностранных инвестиций. Обычно на эти цели привлекаются займы международных кредитных институ­тов, в частности Всемирного банка, выдаваемые на льготных усло­виях. Наглядный пример — ЭПЗ «Масан» (МАСЭЗ), созданная в 1970 г. в одноименном порту, находящемся недалеко от Пусана (Республика Корея). Удобное географическое расположение спо­собствовало привлечению техники, оборудования и капитала не только японских компаний, но и ТНК других развитых стран, тем более что МАСЭЗ располагает хорошими экспортными коммуника­циями. Стратегические задачи создания зоны были определены как привлечение в Республику Корея иностранных инвестиций и но­вейших технологий, развитие экспорта, увеличение занятости. В 1995 г. в МАСЭЗ действовали 73 предприятия почти с 15 тыс. рабо­тающими при объеме инвестиций в 235,3 млн долл. и суммарном экспорте в 2,4 млрд долл. Только за 15 лет (с 1981 по 1995 г.) инве­стиции в зону увеличились в 2 раза, а объем экспорта из нее возрос почти в 3,5 раза. Здесь практиковался общепринятый для подобных зон и упомянутый выше набор льгот. При этом гарантировалась сохранность капитала, репатриация прибыли и других доходов на капитал. Льготная арендная плата за землю действовала в течение 10 лет. Кроме того, применялись общепринятые ограничения на импорт, был запрещен импорт готовой продукции, производимой в стране. МАСЭЗ стала важным катализатором создания и развития современного производства компьютеров, электронной техники, программного обеспечения, бытовых электроприборов в стране прежде всего на экспорт.

В последнее время все большее распространение получают СЭЗ с научно-технологической, исследовательской ориентацией, призванные ускорить и удешевить разработку и внедрение технических новшеств, диверсифицировать производство, создать новые рабочие места, под­готовить квалифицированных специалистов, — научно-технологические зоны (НТЗ): технополисы (Япония), технопарки (США), технико-внедренческие зоны, научные парки, технологические и деловые центры. Новый Федеральный закон России также предусматривает в качестве одного из основных направлений создание технико-внедренческих особых экономических зон. В большинстве случаев в них сочетается исследовательская и производственно-технологическая деятельность в виде сосредоточения наукоемких предприятий вокруг крупных уни­верситетов или научных центров. Вне зависимости от конкретных на­званий по преобладающему направлению деятельности различают три тияа НТЗ:

исследовательский парк — СЭЗ, где новая научно-техническая разработка осуществляется до стадии технического прототипа на основе объединения ряда промышленных фирм, научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений с приоритетным статутом. Скажем, как в Бостоне: при более чем 700 промышленных предприятиях-участниках свыше 2/3 зани­маемой территории приходится на научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации в области компью­терной техники. Подобный парк еще раньше был создан в знаменитом Кембридже (Англия). По зарубежным данным, к началу XXI в. в Европе, США и Японии действовало поч­ти 450 исследовательских парков;

собственно научный парк (СНП) — достаточно крупные тер­риториальные образования, где располагаются разные по ве­личине наукоемкие предприятия, осуществляющие произ­водство на основе разработок местного исследовательского центра (институт, университет). Это известная «Силиконо­вая долина» в США со Стенфордским университетом, где сосредоточено компьютерное производство, ТНК «Майкро­софт» и «Интел», обеспечивающие 1/5 мирового выпуска компьютерной и вычислительной техники, или СНП «Тре­угольник» в Северной Каролине;

инновационный центр — территориально небольшая НТЗ, в ко-1Х)рой расположена малая или средняя фирма, непосредственно занимающаяся разработкой и внедрением новых технологий. На сегодня таких центров очень много в разных странах, особенно и развитых, располагающих высококвалифицированными ис­следовательскими кадрами. К ним относятся и российские Зе­леноград, Обнинск и Дубна.

Услуживают специального выделения сервисные СЭЗ, концентрирующие банковское и страховое обслуживание на льготных условиях и обычно представляющие особый сектор ЭПЗ, где сосредоточены страховые и финансовые компании, банки, их филиалы, обслуживающие деятельность структур зоны. К этому виду зон также могут быть отнесены СЭЗ по предоставлению услуг отдыха и туризма, способствующие международному личному и деловому общению граждан. К особому виду, рассматриваемому многими специалистами вне СЭЗ, следует отнести офшорные зоны, предусматривающие специальную юрисдикцию регистрации и функционирования иностранных компаний на льготных налоговых условиях, но запрещающие последним какую-либо производственную деятельность. Их сейчас около 60, наиболее известны Кипр, Панама, Сингапур, острова Фиджи, Багамы, Бермуды и Мальта.

Наконец, типичными становятся комплексные СЭЗ многофунк­ционального характера, сочетающие различные направления деятельности. Они характеризуются масштабами деятельности, большими объемами привлекаемого капитала. Такими стали упомянутый выше бразильский «Манаус» и «Огненная земля» в Аргентине. К ним относятся и специальные экономические зоны в Китае. В данном случае помимо обычных целей СЭЗ ставилась задача обеспечения большей открытости экономики, практического освоения опыта управления хозяйством в условиях рынка. В КНР в 1980 г. были созданы четыре СЭЗ: Шэньчжень, Чжухай, Шаньтоу (пров. Гуандун) и Сямынь (пров. Фуцзянь), а в 1987 г. — еще Хайнань. Созданный в 1990 г. район Пудун — это по существу пятая СЭЗ. За истекшие годы достигнуты ощутимые результаты: введена и апробирована современная система хозяйственного законодательства, (армировался управленческий персонал нового типа, отрабатываются прогрессивные формы организации и оплаты труда. Удалось решить ряд социальных проблем: насыщения потребительского пика, повышения доходов работающих, жилищного строительства и формирования инфраструктуры. Этому способствовали достаточ­ен последовательные меры в области налоговой, кредитной и таможенной политики. По общему положению фирмы зоны полно­стью освобождаются от уплаты налога в первый год работы и на 50% — в последующие четыре года. Но при долгосрочном контрак­те — на срок более 10 лет — налог взимается в половинном размере с третьего года" работы, а при поставках на экспорт более 70% вы­пускаемой продукции, как и при выпуске продукции по передовой технологии, ставка налога снижается на треть. Особо поощряется привлечение инвестиций китайской диаспоры — хуацяо — приме­нением особо льготного режима по сравнению с другими ино­странными инвесторами. В этом случае предусмотрены и повы­шенные скидки с подоходного налога. В 2004 г. было принято ре­шение создать китайско-российскую зону свободной торговли в городе Хэйхэ (китайская провинция Хэйлунцзян). Предполагается, что китайско-российская зона свободной торговли в районе Хэйхэ займет площадь в 30 кв. км. Кроме нее, в этом городе будут созда­ны два новых промышленных района для производства экспортной продукции.

Результаты создания и функционирования СЭЗ Китая положи­тельны: зоны обеспечивают до 40% общего объема экспорта, широко привлекается иностранный капитал, ежегодный рост промышленного производства достигает 70%, внедряются в производство новейшие технологии, обеспечено динамичное развитие социальной сферы и т.д., что, естественно, не может не отразиться благоприятно на всей экономике КНР. И наконец, Россия. Здесь реально действуют к на­стоящему времени две СЭЗ: «Янтарь» (Калининградская область) и «Находка» (Дальний Восток), хотя поначалу предполагалось несколько десятков.

С учетом важнейшей роли СЭЗ в ускорении хозяйственного раз­вития и негативного предшествующего опыта в России был разработан и вступил в силу Федеральный закон и «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Закон предусматривает создание осо­бых экономических зон двух типов: промышленно-производственных и технико-внедренческих. Первые могут создаваться на территориях до 20 кв. км, вторые — не более двух кв. км.

При этом объем минимальных инвестиций в зоны установлен в размере 10 млн евро. Предусматривается ряд реальных стимулов (по­ниженная ставка единого социального налога (ЕСН) для ТВЗ; уско­ренная амортизация, перенос убытков на будущий период, включение в расходы затрат на НИОКР и некоторые другие — для ППЗ. Перво­начально число таких зон будет ограничено. В Законе определен весь комплекс вопросов создания и деятельности ОЭЗ. Согласно Закону создано Федеральное агентство по управлению ОЭЗ.

Представляется своевременным и перспективным становление новых типов СЭЗ, в более полной мере отвечающих актуальным условиям глобализации мирохозяйственных связей, когда в их сис­тему непосредственно включаются определенные экономические регионы стран. Это создает новые возможности эффективного внешнеэкономического взаимодействия национальных хозяйств. Речь идет о вариантах международных свободных экономических зон (МСЭЗ), центр тяжести регулирования деятельности которых в со­ответствующей сфере перемещался бы на региональные внутрина­циональные структуры. К примеру, МСЭЗ рыболовства на Дальнем Востоке под эгидой региональных структур России, Японии, Рес­публики Корея и МСЭЗ лесопроизводства и лесопереработки Даль­невосточного и Сибирского Федеральных округов России и при­граничных провинций Китая и т.п. Это помогло бы существенно продвинуть проекты международного сотрудничества, облегчило бы постепенное формирование совместного экономического простран­ства в рамках согласованной правовой базы. Возможны и другие по­добные варианты, создающие позитивные предпосылки для развязы­вания некоторых политических узлов. Например, МСЭЗ «Ожный Федеральный округ РФ — Абхазия — Южная Осетия» и т.п.

Резюме

Важный институт мирового хозяйства — свободные экономические зоны (СЭЗ). Они позволяют наладить устойчивые и эффективные связи между странами, способствуют активному вовлечению национальных хозяйств в мировую экономику. Их преимущества связаны с удобным террито­риальным и транспортным расположением и подкрепляются широкой целевой системой экономических (финансовых, налоговых, таможенных и т.п.), правовых, организационно-административных льгот. Первоначально СЭЗ ориентировались на решение внешнеторговых задач, но посте­пенно акцент в их деятельности переместился на производственные, научно-технические, инновационные цели. В соответствии с этим изменялись кон­кретные формы СЭЗ: от внешнеторговых, таможенно-складских до экспорт­но-производственных — научно-технологических, комплексных.

Основные понятия

Свободная экономическая зона (СЭЗ) — часть территории страны с особым экономическим, правовым и административным режимом, обеспечивающим расширение внешнеэкономических связей, привлече­ние иностранных и отечественных инвестиций и новых технологий, со­здание современных производств, работающих преимущественно на экспорт.

Типы СЭЗ — классификация зон по определенным признакам: сфере деятельности (отрасль, сектор, функциональная область): ЗСТ, СЭПЗ, НТЗ, сервисные зоны, комплексные зоны; занимаемой территории и т.д.

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются суть и роль СЭЗ как института мировой эконо­мики и инструмента развития национального хозяйства?

2. Каковы общие, экономические, социальные и производственно-технологические цели создания и функционирования СЭЗ?

3. В чем особенности и различия основных типов СЭЗ и их разно­видностей?

4. Как влияет деятельность СЭЗ на экономику страны расположения?

5. В чем состоят особенности офшорных центров как разновидности СЭЗ?

Библиографический список

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об особых экономиче­ских зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ.

2. Гуцериев М.С. Свободные экономические зоны (опыт, проблемы, перспективы). — М.: НПО «Школа», 1997.

3. Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 1998.

4. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Свободные экономические зоны. — М.: Ось-89, 1997.

5. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник / Под ред. В.Е. Рыбалкина. — М.: Международные отношения, 1996.

6. Мировая экономика: Учебник / Под ред. Ю.А- Щербанина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

7. Сборник материалов по предпринимательству и внешнеэкономической деятельности. Вып. 1. Зоны свободного предпринимательства. — М.: Росби, 1990.

8. Экономика зон свободного предпринимательства. — Л.: ЛФЭИ, 1991.