logo
Мировая экономика / Рыбалкин В

29.3. Международный франчайзинг

Эта форма международной предпринимательской деятельности в современных условиях приобретает особое значение. Ускоренное освоение современных индустриальных производств с привлечением передовых зарубежных технологий, авангардного опыта организации хозяйствования превращается в значимый фактор ускорения экономического роста, внедрения новейших технологий в особенности в менее развитых странах. Франчайзинг тесно связан с промышленной собственностью, исключительным правом воспроизводства новых технологических решений, что защищается в правовом и экономико-финансовом отношении товарным знаком (брендом), юридическим держателем которого являются соответствующие предприятия, фир­мы, компании. Как таковые, они обладают всеми правами и пре­имуществами, обеспечиваемыми этим товарным знаком, несут соот­ветствующую юридическую и экономическую ответственность.

На практике предоставление (продажа) инофирмой франчайзе­ром товарного знака означает приобретение технологии производ­ства применяемой известной продуцентом с обязательством обеспе­чения должного качества изделий, а тем самым успешного пози­ционирования на национальном внутреннем и на мировых товар­ных рынках. Обычно это связанно с инвестициями в соответст­вующее производство. Как правило, при выпуске готовой продук­ции, особенно машин и оборудования, транспортных средств, гра­жданских самолетов, франчайзер в интересах поддержания качества товаров, защищенных его товарным знаком, осуществляет первона­чально поставку комплектующих, узлов, деталей и т.д.

Особая роль франчайзинга как формы международного сотруд­ничества связана с деятельностью ТНК: вступая в контакты с на­циональными предприятиями принимающей стороны, предостав­ляют им на возможных условиях свой товарный знак, обеспечен­ный высокими качественными характеристиками выпускаемых из­делий, получающих реальные конкурентные преимущества на рын­ке в силу известности фирмы-франчайзера, ее высокого имиджа, обусловливающих предпочтение потребителей. Важнейшим услови­ем договора франчайзинга является обязательство стороны, приоб­ретающей знак — франшизу — обеспечить соответствующее качест­во продукции, что договорно закрепляется правовой и экономиче­ской ответственностью. В качестве франчайзеров выступают обыч­но известные фирмы, пользующиеся международным признанием, владеющие передовыми технологиями, имеющие опыт организации производства, располагающие высококвалифицированными кадра­ми. Это позволяет в короткие сроки наладить производство, устой­чиво позиционировать продукцию на рынке. Международные франчайзинговые соглашения превращаются в серьезный рычаг реструктуризации экономики, прежде всего развивающихся стран, становятся практическим проявлением глобализации мирохозяйст­венных связей: во многих странах в рамках франчайзинга преду­сматривается использование в принимающих странах уже имею­щихся мощностей и производств с их последующей существенной модернизацией и обновлением. Условиями соглашения предусмат­ривается выплата франчайзеру вознаграждения, как правило, в двух видах:

• единовременно при заключении договора в виде совокупной суммы, называемой «входной платой»;

• по частям, в оговоренном проценте к этой сумме (25% — при подписании соглашения; 25% — по завершении обуче­ния персонала; 25% — после ввода в эксплуатацию основно­го объекта предприятия; 25% — по реализации масштабной партии продукции и т.п.).

Осуществляются и последующие периодические платежи — «ро­ялти» от суммы продаж продукции (товаров, услуг, работ) в виде отчислений в согласованном проценте от оборота, прибыли и т.п. Возможен также вариант оплаты по товарной шкале в виде фикси­рованных сумм в установленные договором сроки.

Положительный опыт международного сотрудничества на усло­виях франчайзинга накапливается в России: в предыдущие годы — с компаниями «Макдоналдс», «Вим Биль Дан»; в настоящее время осуществляется перспективный проект с японской автомобильной компанией «Тойота», предусматривающий ввод в эксплуатацию сборного автозавода под Санкт-Петербургом. Предполагается уже в ближайшие годы выпуск новейшей европейской модели легкового автомобиля «Тойота» (от 2 тыс. в 2005 г. до 5 тыс. к 2007 г. и до 200 тыс. автомобилей в перспективе). Сборка автомобилей перво­начально будет осуществляться из импортных комплектующих. Имеется в виду разработка внедрения инновационных технологий, программа обучения персонала и современного менеджмента. В рамках договора инвестиции компании франчайзера уже составили около 170 млн долл. США. Подобные решения создают обнадежи­вающие перспективы для российской автомобильной промышлен­ности. Многие из них находятся в стадии реализации с другими ведущими иностранными автомобильными компаниями. При этом, как правило, в дальнейшем намечается наращивание поставок ком­плектующих отечественными предприятиями. По некоторым оцен­кам, выпуск автомобилей на условиях франчайзинга в России к 2010 г. может достичь 700 тыс. штук в год.

Резюме

Бизнес в мирохозяйственной сфере составляет главное содержание МЭО в рыночной экономике. Принципы бизнеса пронизывают все формы МЭО. На современном этапе все возрастающее значение приобретают новые направления и формы бизнеса в МЭО. Среди них выделяются лизинг и факторинг. Развитие этих направлений и формобогащает МЭО, отражая новые качественные моменты мирохозяйст­венных связей.

Основные понятия

Международный бизнес, МБ — бизнес, предпринимательская деятель­ность, преимущественная сфера которой — МЭО, мировое хозяйство, экономика. В качестве сегментов МБ выделяют, глобальный бизнес, совме­стное предпринимательство, бизнес за рубежом, иностранный бизнес. Лизинг — своеобразный договор аренды, предусматривающий предос­тавление лизингодателем клиенту-арендатору-лизингополучателю това­ра в исключительное пользование на строго установленный срок за согласованное вознаграждение; при этом право собственности сохра­няется за арендодателем, т.е. собственность не отчуждается. Пред­ставляет собой особый вид финансирования капвложений, это одна из форм кредитования экспорта товаров длительного пользования. Лизинговое соглашение — основной документ, определяющий харак­тер отношений между лизингодателем и лизингополучателем по поводу условий предоставления объекта лизинга для производственной экс­плуатации; его описание прилагается к спецификации соглашения. Это юридическое оформление лизинговой сделки.

Факторинг — 1) посредническая комиссионная деятельность банка или фактор-компании при расчетах между поставщиками товаров и поку­пателями посредством оплаты финансовых требований поставщиков с последующим взиманием долга с покупателей; 2) перепродажа права на взыскание долгов либо коммерческая операция по доверенности; 3) перепродажа активов, товаров в целях получения комиссионных.

Контрольные вопросы

1. В чем суть и каковы особенности бизнеса в мирохозяйственной

сфере?

2. Что такое международный лизинг?

3. Какие задачи решаются с помощью факторинга?

Библиографический список

1. Дякин Б., Панюшкин В., Тулукова Я. Лизинг — перспективная фор­ма хозяйствования. Вып. 1-3. — М.: РОСБИ, 1992. - С 7-10.

2. Жуков ЕФ. Трастовые и факторинговые операции коммерческих банков (Серия «Международный банковский бизнес»). — М.: Кон-

салтбанкир, 1996.

3. Карп М.В., Махмутов Р.А., Шабалин ЕМ. Финансовый лизинг на

предприятии. - М.: ЮНИТИ, 1998

Прилуцкий Л Лизинг. Правовые основы лизинговой деятельности в Российской Федерации. — М.: Ось-89, 1996.

Смирнов А.Л. Лизинговые операции (Серия' «Международный бан­ковский бизнес»). - М: Консалтбанкир, 1995. Указания об отражении в бухгалтерском учете лизинговых операций // Финансовая аренда. Лизинг. - М: ПРИОР, 1996. — С 22-25 Чекмарева ЕМ. Лизинговый бизнес: Практич. пособие по организа­ции и проведению лизинговых операций. - М.: Экономика 1994 Човушян Э.О. Лизинг в России. - М: Научная книга, 1999 ' Шштлер Хстс-Йоахим. Практический лизинг / Пер с нем пол общ. ред. Б.Г. Дякина. - М: РОСБИ, 1991.