logo
Мировая экономика / Рыбалкин В

13.1. Межстрановое перемещение населения и трудовых ресурсов

Одно из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а так­же последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий — крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в раз­ных формах. Это и добровольные мигранты, пользующиеся права­ми и возможностями, предоставленными им мировой цивилизаци­ей и международными рынками труда для выбора места жительства и работы, беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением обстоятельств [1]. Масшта­бы потоков и драматизм положения таких мигрантов в отдельные ис­торические периоды и годы превращаются в глобальные проблемы. Их разрешение требует широкого международного сотрудничества.

Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредст­венно размеров, особенностей и последствий миграционных про­цессов на международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков. Органи­зационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), региональном (регио­нальные экономические организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют мировому сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки. По­следнее десятилетие нашего столетия характеризуется тем, что страны — импортеры и страны — экспортеры трудовых ресурсов вносят существенные коррективы в свою миграционную политику.

Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу. Геогра­фические центры иммиграции находятся в наиболее развитых стра­нах, таких, как США, Канада, Австралия, большинство западноев­ропейских стран, а также страны с высокими доходами от продажи нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бах­рейн, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и т.д.).

Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов меж­дународной миграции населения, который характеризуется переме­щением рабочей силы, как правило, из менее развитых в экономи­чески более развитые страны на временную работу с последующим возвращением на родину.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспе­чивает несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы.

Какие положительные последствия трудовой миграции сегодня признаются и используются?

Прежде всего учитывается, что процессы трудовой миграции спо­собствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны — экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного до­хода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, по­полняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.

К отрицательным последствиям трудовой миграции следует от­нести тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы, «утечку умов», иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т.п. [6].

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления по­ложительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просче­ты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и после­дующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких» ди­рективных мер и необходимость косвенных, координирующих воз­действий со стороны государств и правительств.