logo
Мировая экономика / Рыбалкин В

8.2. Торговля России со странами снг

Внешнеэкономические связи России со странами, бывшими ра­нее республиками СССР, обладают рядом особенностей, позво­ляющих выделить их в особую группу.

Первым шагом в восстановлении и развитии на новых принци­пах межхозяйственных, производственно-экономических и инте­грационных связей стал Договор о создании Экономического союза 1993 г., который подписали Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Позже к нему присоединились Туркменистан и Грузия, а в 1994 г. Украина стала ассоциированным участником. Договор направлен на развитие прежде всего торгово-экономических отношений между странами СНГ.

В качестве механизма Договора об Экономическом союзе решени­ем Совета глав государств СНГ в октябре 1994 г. был создан Межго­сударственный экономический комитет (МЭК). Приоритетом в дея­тельности МЭК стало практическое претворение в жизнь решений Совета глав государств (СГГ) и Совета глав правительств (СГП) СН Г.

Традиционно эти связи характеризуются несбалансированностью обмена, что выражается в превышении объема экспортных поставок из России по сравнению с импортными поступлениями из стран СНГ, Это означает, что часть создаваемого национального дохода России передается на нужды других республик. Россия поставляет в страны СНГ энергосырьевые ресурсы по внутренним ценам, которые все еще часто ниже мировых. Однако даже в этом случае сохраняется необходимость кредитования других стран СНГ со стороны России для покупки ими энергоносителей и других российских товаров.

Структура внешней торговли России со странами СНГ в 1994— 2004 гг. показана на рис. 8.2 и 8.3.

Рис. 8.2. Структура экспорта России в СНГ (по странам) в 1994-2004 гг.

Официальные данные о внешней торговле России с отдельными странами СНГ представлены в табл. 8.4.

К факторам, искажающим картину, следует отнести контрабан­ду товаров, связанную с «прозрачностью» границ. Отдельные выбо­рочные проверки дают весьма впечатляющие цифры. Так, стои­мость стратегически важных товаров, задержанных на границе Рос­сии при попытке их экспорта, только за сентябрь 1995 г. составила 4,6 млрд руб.

Наконец, следует заметить, что отсутствует надежный статисти­ческий учет в области хозяйственной деятельности предприятий, что затрудняет точную оценку ситуации.

Было бы, однако, ошибочно трактовать эту несбалансирован­ность торговли как односторонние «подарки России государствам СНГ», так как большинство крупных предприятий на территории России создавалось в свое время в качестве части бывшего единого советского хозяйственного комплекса. Они могли функционировать лишь на основе производственно-технической кооперации со свои­ми смежниками, находящимися на территории других республик. Вплоть до 1993 г. это был особый сектор внешнеторгового оборота, со своими «внутренними ценами», системой регулирования и нало­гообложения.

Рис. 8.3. Структура импорта в Россию из СНГ (по странам) в 1994-2004 гг.

Введение общепринятых внешнеторговых норм и правил проис­ходило постепенно. Первоначально это были двусторонние соглаше­ния между странами. В течение 1992—1993 гг. Российская Федерация заключила двусторонние соглашения о свободной торговле с боль­шинством независимых государств — республик бывшего СССР. Для этих отношений было характерно доминирование вертикальныхсвязей, замыкавшихся на Москве. Постепенно в результате роста числа двусторонних договоров начала складываться некая «ромаш­ка» — система договоренностей целой группы новых независимых государств, подпиравших однотипные договоры непосредственно с Россией.

Новым этапом в развитии этих отношений стало подписанное в апреле 1994 г. и сразу же вступившее в силу соглашение «О созда­нии зоны свободной торговли», которое знаменует переход от дву­стороннего к многостороннему механизму регулирования режима внешней торговли.

Для всех перечисленных выше торговых соглашений характерно наличие следующих общих черт:

• импортный режим — импортные пошлины, налог на добав­ленную стоимость, акцизы на товары, происходящие из та­моженной территории государств, подписавших соглашение, не применяются; импортные товары подвергаются сертифи­кации;

• экспортный режим — таможенные пошлины, налог на добав­ленную стоимость, акцизы на товары, происходящие из тамо­женной территории России и вьшозимые на территорию госу­дарств, подписавших соглашение, не применяются (за исклю­чением изъятий).

Экспортно-импортные операции по закупке и поставке важ­нейших видов продукции для государственных нужд на клиринго­вой или взаимосвязанной основе осуществляются на основе двусто­ронних межправительственных соглашений.

Расчеты между хозяйствующими субъектами за поставки това­ров ведутся в основном по договорным ценам. По стратегическим товарам применяются цены, ориентированные на мировые, с их ежеквартальным уточнением и пересчетом в национальную валюту.

Следующим шагом в попытках воссоздания «нормальной» эко­номической среды обитания хозяйствующих субъектов стран — членов СНГ можно считать подписанное в январе 1995 г. согла­шение о тройственном Таможенном союзе между Россией, Казах­станом и Белоруссией. Договор об углублении интеграции в эко­номической и гуманитарной областях предусматривает условия для свободного перемещения капиталов, товаров и услуг между отраслями, странами, образование таможенного платежного, меж­банковского и транспортно-энергетического союза. Соглашением предусмотрена отмена тарифных и количественных ограничений во внешней торговле; второй этап предусматривает создание единого таможенного тарифа по отношению к третьим странам. К указанному соглашению могут присоединиться все другие страны СНГ и Восточной Европы; в частности, затем к нему присоедини­лись Киргизия и Таджикистан. Интеграционный комитет Респуб­лики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации был создан для реализации положений До­говора от 29 марта 1996 г. и является постоянно действующим ис­полнительным органом.

Особое внимание российская сторона уделяет участию в работе Интеграционного комитета по вопросу координации политики го­сударств по присоединению к ВТО, который является одним из самых сложных для новых независимых государств, стремящихся форсировать свое вступление в ВТО. Россия последовательно от­стаивает позицию о необходимости координации действий госу­дарств — участников Таможенного союза при присоединении их к ВТО, однако центробежные устремления некоторых стран — членов Таможенного союза не приводят к совпадению интересов.

В декабре 1998 г. подписана Декларация о дальнейшем едине­нии России и Беларуси, в которой предусмотрено, что «к концу первой половины 1999 г. будет создана единая для всех субъектов хозяйствования правовая среда, сформировано единое таможенное пространство. Завершается объединение энергетической и транс­портной систем». В развитие положений Декларации подписано межправительственное Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. В настоящее время учреждены и рабо­тают уставные органы Союза Беларуси и России. Казалось бы, ра­нее согласованный вопрос о рублевой зоне в Союзном государстве опять перенесен на следующий 2006 г., по словом премьера Прави­тельства России, по техническим причинам.

В 2003 г. в Ялте на встрече лидеров СНГ главами четырех незави­симых государств — России, Белоруссии, Украины и Казахстана — было подписано соглашение о создании единого экономического пространства, так называемого «Союза четырех». Однако, как видно из статистики, какого-либо серьезного роста торгового оборота с этими странами не произошло. Реализация этого проекта замедли­лась с учетом позиции Украины, что было констатировано на сам­мите руководителей стран в Казани в августе 2005 г.

Кроме того, создана ШОС — Шанхайская организация сотруд­ничества, куда вошли государства Центральной Азии, Россия и Ки­тай, а также ОНГ — организация непризнанных государств в соста­ве Приднестровской Республики, Абхазии и Южной Осетии, 114

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4