Вопрос 4. Представление об основных тенденциях мирового развития по взглядам политических реалистов: 36. Бжезинский, г. Киссинджер. Сторонники и критики этих взглядов
Бзежинский. Школа полит реализма (помощника през Картера по нац без). Б рассматривает МО через призму вп и инт США. Падение СССР окончат вознесло на пьедестал США в кач единст и перв глоб сверхдержавы; выделяет 3 гл условия МО :
1)впервые одно гос является действительно мировой державой, 2)это гос – неевразийское, 3)оно сохраняет превалирующее влияние над Евразией. США доминир в 4 обл : воен, эк, технол, культ. Сочет этих факторов делают США сверхдерж. Их вл проявл в механизмах регулир мир жизни (межд воен-полит и эконом орг), кот воспроизв модель либо амер (демокр, рын эк), либо инициир ею (НАТО).
Могущество США – глав фактор нов сис МО. Задачи США:
1)закрепить свое господ полож,
2)создать геополит структуру без- США гарант мира. Евраз партнерство должно управляться и стимулироваться США. США – это гегемония нов типа, опир не только на воен-пол могущество и систему подчиненных гос и терр, но и на идеол превосходство, являясь флагманом либ идей, их распрост. Евразия - “великой шахматной доской”, господство на которой определяет и господство в мире. Важным-что США контролир Евраз регион. США действуют на направ:
1)общем – созд трансевр сис без (все круп гос-ва). Расшир НАТО и распрост ам гарантий на друг страны;
2)регион. Зоны амер интер: Евр, “евразийские Балканы”, Вост Азия – везде США должны сохранить вл, ибо это 3 главных геополит места в Евр. Кто контр их – контр Евразию.Выгодна ед Евр, кот сохран тесн связи с США и может послужить подключению Сев Аф и Рос к нов сис и триумфу демократии. В Ср Аз и на Кавказе США не могут абс доминир, и поэтому должны способствовать “полит плюрализму” – т.е., поддерживать те силы, которые препят-ли дом-ю к-н одной, как Рос. Надо поддерживать Укр, Азерб и Узбек как глав страны, кот стремятся к независ и огранич вл Рос. Важно обесп доступ к энерг рес региона, связав его с развитым миром сис нефтепроводов. В Вост Азии же, учитывая амбиции Китая, следует создать сложный 3-сторон компромисс США-Япония-Китай, который бы опирался на взаимовыгодное сотр-во, в первую очередь эконом.
3)Рос – “черная дыра”. В силу своего особого геог пол она стремится к импер П, что делает её враждебной всем остальным силам, поэтому надо имп устр-я пресекать (не позволив Р подмять под себя СНГ). США не собираются делиться с ней властью, но стаб Р м. сыграть важ роль в Евразии. Беж: - Я тоже предпочту в России хаос и гражданскую войну тенденции к воссоединению ее в единое, крепкое, централизованное государство»
Теорема Киссинджера
- Hамерение Америки доминировать постепенно объединит весь мир против нее и в конечном итоге приведет ее к изоляции и истощению
- "Перед лицом самых, быть может, глубоких и всеобъемлющих потрясений, с какими когда-либо сталкивался мир, Соединенные Штаты не в состоянии предложить идеи, адекватные возникающей новой реальности". Эта фраза взята из книги Генри Киссинджера "Hужна ли Америке внешняя политика?"
- Киссинджер обвинял администрацию Буша в отсутствии внятной концепции внешней политики. Она не определилась по основным вопросам: а) чему США должны противостоять любой ценой, чтобы выжить?; б) к чему США должны стремиться, оставаясь верными самим себе, даже в условиях минимального международного консенсуса?; в) достижение каких целей находится за пределами возможностей Америки?
- "С одной стороны, Соединенные Штаты достаточно сильны, чтобы настаивать на своей позиции и брать верх, невзирая на обвинения в стремлении к мировому господству. В то же время в рецептах, которые США прописывают миру, нередко прочитываются или их собственные домашние проблемы, или сентенции времен 'холодной войны'.
- "внедрять, а не навязывать" в мире американские ценности.
- преграды: "Победа в 'холодной войне' искушала самодовольством; удовлетворенность сложившимся status quo побуждала проецировать на будущее текущую политику; впечатляющие экономические успехи давали политическим лидерам CША соблазн перепутывать стратегическое мышление с экономическим, понижая чувствительность к политическому, культурному и духовному воздействию глубоких трансформаций, вызываемых американским технологическим прогрессом".
- Hе стоит, пишет Киссинджер, слишком увлекаться "защитой демократии", особенно в отдаленных уголках мира, сосредоточиться надо на обеспечении базовых национальных интересов
- Политические симпатии или антипатии к той или иной стране в строгой зависимости от того, поддерживает ли она политический курс США - хорош он или плох. Особенно досталось "своим", то есть европейским союзникам.
- Когда создавался HАТО объединяющим его элементом была общая политика в отношении СССР. сегодня "главные союзники по обе стороны Атлантики пытаются выработать свое собственное отношение к Москве", при этом не особенно считаются со взглядами друг друга и, "стремясь усилить свои позиции,.. добиваются благосклонности Москвы".
- наиболее важной задачей, стоящей перед Америкой в сегодняшнем мире - "обеспечение сплоченности мира демократий перед лицом сегментированности современной цивилизации". И если США окажутся неспособными с ней справиться, то, как подчеркивает автор, "очевидно проявляющееся намерение доминировать постепенно объединит мир против США и заставит их ограничить свои претензии, что в конечном итоге приведет их к изоляции и истощению".
- Киссинджер в последние недели активно выступает против войны в Ираке, считая, что новое мироустройство должно опираться на нечто большее, чем военная мощь.
"Соединенные Штаты внесут существенный вклад в основание нового международного порядка, если пригласят присоединиться остальную часть мира, и прежде всего крупные ядерные государства, к сотрудничеству в создании системы, позволяющей справиться с этим вызовом человечеству (разработкой ОМУ в Ираке.)" США действуют на направлениях :
1)общем – создание трансевразийской системы безопасности
2)региональных. Зоны американских интересов: Европа, “евразийские Балканы”, Вост Азия – везде США должны сохранить влияние, В Средней Азии и на Кавказе должны способствовать “полит плюрализму”. Следовательно, надо поддерживать Украину, Азербайджан и Узбекистан как главные страны, которые стремятся к независимости и ограничению влияния России, которая стремится к возвращению имперских позиций. Важно также обеспечить доступ к энерг ресурсам региона, связав его с развитым миром системой нефтепроводов. 3)Россия – “черная дыра”. В силу своего особого географ положения она неизбежно стремится к имперской политике, что делает её враждебной всем остальным силам, поэтому надо имперские устремления пресекать.
Генри Киссинджер «Нужна ли Америке внешняя политика?» (2001)
Отношения с Европой
в Европе война – уже не инструмент политики;
Германия: дважды потерпев поражение в мировых войнах, вряд ли намерена вновь развязать конфликт
Великобритания: дружба с США – ключевой элемент британской внешней политики
Франция: объединение ЕС – как вызов США
НАТО: ООН – система коллективной безопасности (нет территории, нет определенных средств, прежде всего юридическое понятие), НАТО – альянс (есть определенная территория и граница, принципы, имеет дело с определенной угрозой);
ЕС: нельзя, чтобы создание единой Европы помешало сотрудничеству в НАТО;
система НПРО: США должны исходить из собственных интересов и сделать ядерный удар по ним максимально дорогим и сложным
Россия: если Россия успокоится в своих внутренних границах, ее отношения с внешним миром быстро улучшатся; но если реформы вернут укрепившуюся Россию, вновь стремящуюся к гегемонии в мире – вернется напряженность холодной войны; членство
2. Американский континент – экономическая привязка к США--
3. Азия политика США – содействие со всеми странами, возможность эффективно выйти из кризиса, который мог бы произойти
Япония: договор о безопасности – не НАТО, скорее односторонние обещания,
Корея: противоборство ядерной кампании;
Китай – потенциально опасное государство; экономика растет, исторически амбициозное и экспансивное государство;
Индия: исторически демократическое государство, важность либерального наследия Великобритании
4.Ближний Восток и Африка
арабо-израильский конфликт: главное препятствие к завершению – прямо противоположное понимание сторонами конечной цели процесса;
не пытаться достичь окончательного решения проблем, поскольку это пока невозможно;
Африка: отсутствие существенных американских интересов;
5. Политика глобализации
изменение сущности МО – проявилось во всеобщей убежденности, что определенные принципы должны быть проведены в жизнь силой – либо ООН, либо групп государств
экономическая глобализация: подрыв роли национального государства как единственного определяющего благосостояние общества фактора - возможность распада процесса глобализации в результате политических разногласий; открывает возможность для огромных богатств и процветания
принцип гуманитарных интервенций должен применяться повсеместно;
Вопрос 5. Задачи внешней политики США в стратеги национальной безопасности 1996 и 1999 гг.: формулирование национальных интересов США. Характер угроз национальным интересам США. Инструменты реализации национальных интересов США.
февраль 1996 г.
На ее место пришли другие: этнические конфликты, распространение оружия массового поражения, экологические и демографические проблемы, терроризм, торговля наркотиками и преступность. В то же время США обладают огромной военной и экономической мощью и должны являться активным участником МО. Цели национальной стратегии безопасности – обеспечить защиту от новых угроз, укрепить военную и экономическую мощь, способствовать продвижению демократии во всем мире (при этом эти цели глубоко взаимосвязаны). Кроме того, США принимать активное участие в мировых процессах, т.к. угрозы современного мира имеют очень прозрачные границы и могут стать угрозами безопасности США. США обязуются действовать мирными средствами, но при необходимости применять и силу; действовать сообща, когда возможно, но и в одиночку, когда необходимо. Однако США будут принимать участие только там, где затронуты национальные интересы. Положение сверхдержавы так же обязует США участвовать в различных процессах.
Три главных компонента стратегии: 1)оборонная мощь и развитые дипломатические меры; 2)развитие открытых экономик и глобального экономического роста; 3)продвижение демократии во всем мире.
- Вопрос 1. Новая структура международных отношений после распада биполярного мира: важнейшие факторы, движущие силы.
- Вопрос 2. Глобализация и ее воздействие на международные отношения
- Вопрос 3. Представление об основных тенденциях мирового развития по ф. Фукуяме и с. Хантингтону. Сторонники и критики этих взглядов.
- Вопрос 4. Представление об основных тенденциях мирового развития по взглядам политических реалистов: 36. Бжезинский, г. Киссинджер. Сторонники и критики этих взглядов
- Раздел II. Продвижение интересов сша через расширение и участие
- Раздел II. Обеспечение национальных интересов сша
- Вопрос 7. Задачи внешней политики сша. В стратегиях национальной безопасности 1996 и 1999 гг.: региональные приоритеты политики сша: их специфика для каждого из регионов мира.
- Вопрос 8. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2002 г. Задачи формирования и укрепления коалиций в борьбе с терроризмом.
- Вопрос 9. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба против распространения оружия массового уничтожения.
- Вопрос 10. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба за распространение демократии.
- Вопрос 11. Задачи внешней политики сша в стратегиях национальной безопасности 2002, 2006 гг.: формирование новых отношений с региональными центрами силы.
- Вопрос 12. Эволюция взглядов администрации сша на изменение военно-стратегической ситуации в мире: новые подходы к роли ядерного оружия.
- Вопрос 13. Отход сша от сложившейся концепции стратегической стабильности: курс на создание нпро
- Вопрос 14. Договор снв-2: основные положения и дальнейшая судьба. Договор_снп: основные положения.
- Вопрос 15. Внешнеполитические ресурсы рф.
- Вопрос 16. Основные этапы становления внешней политики России (1991-2008тг:)
- Вопрос 19. Проблема адаптации сбсе / обсе к постбиполярным условиям: от Парижской хартии для новой Европы 1990 года до Хартии европейской безопасности 1999 года.
- Вопрос 20. Становление Европейского Союза (1992-2004 гг.). Понятие «трех опор» ес.
- 21. Формирование Общей внешней политики и политики безопасности ес в 1991-2007 гг. Овпб ес после Косовского (1999 г.) и Иракского (2003 г.) кризиса.
- Вопрос 26. Отношения России и нато: основополагающие документы 1994 – 2008 гг.
- Вопрос 27. Боснийский кризис 1992-1995 гг.: международные аспекты урегулирования.
- Вопрос 28. Косовский кризис 1998-1999 годов: международные аспекты урегулирования. Воздействие Косовского -кризиса на международные отношения.
- Вопрос 29. Мировое развитие и современные международные отношения. Развивающиеся страны и проблема Север-Юг.
- Вопрос 30. Интеграционные процессы в бассейнах Тихого и Индийского океанов, основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 31. Интеграционные процессы в Западном полушарии; основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 32. Кнр в современных международных отношениях.
- Вопрос 33. Российско-китайские отношения 1992-2004 гг Соглашения о мерах укрепления военного доверия в Центральной Азии
- Вопрос 34. Деятельность Шанхайской организации сотрудничества. Принятие Хартии шос.
- Вопрос 35.. Япония в современных международных отношениях. Российско-японские отношения 1992-2006гг.
- Вопрос 36. Международные отношения на Корейском полуострове. Ядерная проблема. Отношения рф с государствами полуострова (1992-2006 гг.).
- Вопрос 37. Юго-Восточная Азия в системе современных мо. Роль и место асеан в международных отношениях в атр. Диалоговые структуры асеан. Значение арф для мо в регионе
- Вопрос 38. Южная Азия а системе современных международных отношений. Ядерный фактор в региональных международных отношениях. Российско-индийские отношения 1992-2006 гг.
- Вопрос 41. Фактор Ирана в мо
- Вопрос 42 Проблема политического урегулирования на Ближнем Востоке в 90-е гг. Мадридский переговорный процесс.
- Вопрос 44. Проблема Ирака в современных международных отношениях. Обострение международных отношений вокруг Ирака в 2002-2003 гг. Современное состояние проблемы. Рф и иракский кризис.
- Вопрос 45. Латинская Америка в современных международных отношениях. Сша и Латинская Америка. Латинская Америка и ес. Отношения рф с государствами региона.