Вопрос 44. Проблема Ирака в современных международных отношениях. Обострение международных отношений вокруг Ирака в 2002-2003 гг. Современное состояние проблемы. Рф и иракский кризис.
С начала 1990-х гг. Ирак жил в условиях междунар. санкций, включавших три основных эмбарго: на продажу оружия этой стране, на продажу ею своей нефти и, наконец, на эконом. контакты с нею.
СБ ООН одобрил введение программы «нефть в обмен на продовольствие», разрешившей Ираку импортировать продукцию гуманитарного назначения. Ее номенклатура была расширена после принятия в 1995 г. резолюции СБ № 986. В декабре 1999 г. резолюция № 1284 увеличила объемы нефти, к-ые Ираку разрешалось экспортировать.
Экономические санкции были жестко связаны с программой разоружения Ирака. В соответствии с резолюцией № 687 они должны были сохраняться до тех пор, пока Багдад не продемонстрирует полное свертывание работ по разработке и производству ядерного, биологического и химического оружия, ракетных систем дальнего радиуса действия. Для обеспечения контроля за выполнением Ираком требований СБ в сфере разоружения здесь работали инспекторы ООН (1991-1998).
За это время, как утверждается в докладе британского правительства, комиссия обнаружила и уничтожила большое кол-во химического оружия, БР, фабрик и учреждений, связанных с их производством. В свою очередь, МАГАТЭ ликвидировало инфраструктуру для программы производства иракского ЯО и вывезло из страны основные запасы соответствующих материалов.
В 1997 г. начался очередной кризис в отношениях Хусейна со спецкомиссией. Тогда при активной роли России его удалось преодолеть, но в 1998 г. Ирак вновь потребовал прекратить работу инспекторов, к-ые в декабре 1998 г. покинули страну. Багдад намеренно пошел на конфронтацию с ООН, потребовав жесткой увязки снятия санкций с возвращением инспекторов. Он опасался, что спецкомиссия не намерена закрывать ни одного досье, даже убедившись в отсутствии следов разработки и производства оружия.
Значительная часть междунар. сообщества и Россия все больше склонялась к тому, что при соблюдении Ираком всех резолюций ООН и сохранении мониторинга над военными программами надо постепенно закрывать досье по тем видам ОМУ, в отсутствии к-ых у Ирака спецкомиссия убедилась, и снимать эконом. санкции
Во второй пол. 1990-х США, осуществляя постоянный военно-полит. нажим на Ирак, не решили главной задачи — свержения режима Хусейна. Стремление расправиться с ним было у Вашингтона еще во время операции «Буря в пустыне» в 1991 г. Тогда эта задача, выходившая за рамки мандата ООН, выполнена не была, и с тех пор в американской политической элите не раз говорили о «незаконченном деле» в Персидском заливе.
Для администрации Буша-младшего свержение иракского режима представлялось не только гос-ым, но и «семейным делом». Свержение иракского режима, подготовка к к-му формально шла в рамках антитеррор. борьбы, было призвано способствовать решению более широких задач — изменению полит. карты этого региона, стабилизации цен на нефть и обеспечению поставок этого сырья. Американский подход к Ираку формировался и под влиянием успешно проведенной военной операции в Афганистане.
Это не означало полного единодушия: некоторых видных представителей администрации смущали вероятные последствия, включая возможность распада Ирака, негативную реакцию в арабском мире, обострение отношений с рядом европейских союзников и Россией, а в итоге — развал антитеррор. коалиции.
Конгресс США принял резолюцию, позволяющую действовать и без предварительного одобрения ООН, тем не менее в Вашингтоне сочли нежелательным обойти эту организацию. В начале октября 2002 г. США и Великобритания внесли в СБ ООН проект резолюции по Ираку, к-ая предусматривала «жесткий мандат» для междунар. инспекторов, а также немедленные последствия для Хусейна в случае отказа от сотрудничества с Комиссией ООН по разоружению, контролю и инспекциям — ЮНМОВИК. Категорически против документа выступили Россия, Франция и Китай. Москва заявила о том, что вообще не видит необходимости в новой резолюции по Ираку и следует прилагать все усилия для возвращения международных инспекторов.
Первоначальный проект был отозван, и в конце октября был представлен новый вариант. По сути он остался довольно жестким: иракское правительство должно было открыть любые объекты для посещения группы ООН. После дебатов СБ ООН принял 8 ноября 2002 г. резолюцию № 1441, к-ая не предусматривала автоматического применения военной силы против Ирака. США и Великобритания были вынуждены согласиться на такой смягченный вариант.
Парламент Ирака отказался принять резолюцию но Хусейну все равно пришлось ее принять. 15 октября 2002 г., в стране был организован референдум по переизбранию Хусейна на 7-летний срок. Иракский президент продемонстрировал всему миру почти абсолютную народную поддержку режима. 18 ноября 2002 г. в Ирак прибыла передовая группа инспекторов ООН.
В декабре 2002 г. Вашингтон выдвинул «Инициативу партнерства США-Ближний Восток», призванную развеять бытующие среди арабов представления о том, что на Ближнем Востоке Америку заботят только нефть и защита Израиля. В условиях наращивания военного присутствия в Персидском заливе в контексте подготовки операции против Ирака новая инициатива — попытка смягчить негативную реакцию арабов на политику США в регионе.
В январе 2003 г. приготовления к войне продолжались на фоне яснее обозначавшихся разногласий между США и европейскими союзниками — Францией и Германией. 28 января 2003 г. в ежегодном послании президент Буш-младший обвинил Хусейна в нежелании разоружаться и в связях с «Аль-Каидой». Он призвал к созыву СБ ООН 5 февраля 2003 г., где выступил бы госсекретарь США с доказательствами наличия у Ирака нелегальных военных программ, его попыток утаить ОМУ от инспекторов ООН и связей с террористами.
Столкнувшись с противодействием России, Франции и Германии, США предпочли больше не обсуждать вопрос о войне в Ираке в СБ ООН, и 19 марта 2003 г. президент Буш-младший объявил о начале там военных действий. После нескольких дней бомбардировок американо-британская коалиция приступила к наземной фазе операции. Ее силы довольно быстро продвигались к Багдаду, к-ый войска союзников заняли за несколько дней. Произошла дезинтеграция режима Хусейна. 1 мая 2003 г. президент США объявил об окончании войны. Однако труднее оказалось поддерживать порядок в стране, над к-ой партия «Баас» ранее обеспечивала полный контроль.
В Ираке нашлось немало свидетельств зверств и жестокостей режима Хусейна. Вместе с тем военная операция воспринималась значительной частью мирового общественного мнения как недостаточно мотивированная. Пока в стране не обнаружили ни ОМУ, ни доказательств связей диктатора с «Аль-Каидой».
В целом военная операция в Ираке была по-своему уникальна. Она была совершена в обход ООН на базе созданной «по случаю» коалиции. Не исключено, что такая форма поведения США в МО может превратиться в некую «норму».
Однако, когда обрисовалась проблема послевоенной реабилитации Ирака, США вновь обратились к СБ ООН. В данном случае они пытались достичь ряда целей: легитимизировать военную акцию и свержение режима Хусейна; преодолеть трения с Россией, Францией и Германией; создать условия для восстановления нефтяной промышленности страны и обеспечить поставки иракской нефти на мировой рынок без особых затрат для себя; осенить присутствием ООН переходное управление Ираком.
Именно попытки «легитимизации» военной кампании в Ираке стали причиной, по к-ой Россия, Франция и Германия вначале весьма прохладно отнеслись к проекту новой резолюции СБ ООН. После заверений США в том, что все эконом. интересы будут учтены, и внесения в документ ряда поправок, позволяющих этим трем странам сохранить лицо, они, руководствуясь нежеланием раскалывать междунар. сообщество в ситуации общих угроз, заявили о поддержке резолюции.
22 мая 2003 г. абсолютным большинством СБ ООН отменил эконом. часть санкций против Ирака. По этой резолюции управление страной пока будут осуществлять США и Великобритания (при содействии спецпредставителя ООН) — вплоть до формирования и укрепления собственно иракских административных структур. Через год статус управления Ираком будет пересмотрен.
- Вопрос 1. Новая структура международных отношений после распада биполярного мира: важнейшие факторы, движущие силы.
- Вопрос 2. Глобализация и ее воздействие на международные отношения
- Вопрос 3. Представление об основных тенденциях мирового развития по ф. Фукуяме и с. Хантингтону. Сторонники и критики этих взглядов.
- Вопрос 4. Представление об основных тенденциях мирового развития по взглядам политических реалистов: 36. Бжезинский, г. Киссинджер. Сторонники и критики этих взглядов
- Раздел II. Продвижение интересов сша через расширение и участие
- Раздел II. Обеспечение национальных интересов сша
- Вопрос 7. Задачи внешней политики сша. В стратегиях национальной безопасности 1996 и 1999 гг.: региональные приоритеты политики сша: их специфика для каждого из регионов мира.
- Вопрос 8. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2002 г. Задачи формирования и укрепления коалиций в борьбе с терроризмом.
- Вопрос 9. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба против распространения оружия массового уничтожения.
- Вопрос 10. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба за распространение демократии.
- Вопрос 11. Задачи внешней политики сша в стратегиях национальной безопасности 2002, 2006 гг.: формирование новых отношений с региональными центрами силы.
- Вопрос 12. Эволюция взглядов администрации сша на изменение военно-стратегической ситуации в мире: новые подходы к роли ядерного оружия.
- Вопрос 13. Отход сша от сложившейся концепции стратегической стабильности: курс на создание нпро
- Вопрос 14. Договор снв-2: основные положения и дальнейшая судьба. Договор_снп: основные положения.
- Вопрос 15. Внешнеполитические ресурсы рф.
- Вопрос 16. Основные этапы становления внешней политики России (1991-2008тг:)
- Вопрос 19. Проблема адаптации сбсе / обсе к постбиполярным условиям: от Парижской хартии для новой Европы 1990 года до Хартии европейской безопасности 1999 года.
- Вопрос 20. Становление Европейского Союза (1992-2004 гг.). Понятие «трех опор» ес.
- 21. Формирование Общей внешней политики и политики безопасности ес в 1991-2007 гг. Овпб ес после Косовского (1999 г.) и Иракского (2003 г.) кризиса.
- Вопрос 26. Отношения России и нато: основополагающие документы 1994 – 2008 гг.
- Вопрос 27. Боснийский кризис 1992-1995 гг.: международные аспекты урегулирования.
- Вопрос 28. Косовский кризис 1998-1999 годов: международные аспекты урегулирования. Воздействие Косовского -кризиса на международные отношения.
- Вопрос 29. Мировое развитие и современные международные отношения. Развивающиеся страны и проблема Север-Юг.
- Вопрос 30. Интеграционные процессы в бассейнах Тихого и Индийского океанов, основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 31. Интеграционные процессы в Западном полушарии; основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 32. Кнр в современных международных отношениях.
- Вопрос 33. Российско-китайские отношения 1992-2004 гг Соглашения о мерах укрепления военного доверия в Центральной Азии
- Вопрос 34. Деятельность Шанхайской организации сотрудничества. Принятие Хартии шос.
- Вопрос 35.. Япония в современных международных отношениях. Российско-японские отношения 1992-2006гг.
- Вопрос 36. Международные отношения на Корейском полуострове. Ядерная проблема. Отношения рф с государствами полуострова (1992-2006 гг.).
- Вопрос 37. Юго-Восточная Азия в системе современных мо. Роль и место асеан в международных отношениях в атр. Диалоговые структуры асеан. Значение арф для мо в регионе
- Вопрос 38. Южная Азия а системе современных международных отношений. Ядерный фактор в региональных международных отношениях. Российско-индийские отношения 1992-2006 гг.
- Вопрос 41. Фактор Ирана в мо
- Вопрос 42 Проблема политического урегулирования на Ближнем Востоке в 90-е гг. Мадридский переговорный процесс.
- Вопрос 44. Проблема Ирака в современных международных отношениях. Обострение международных отношений вокруг Ирака в 2002-2003 гг. Современное состояние проблемы. Рф и иракский кризис.
- Вопрос 45. Латинская Америка в современных международных отношениях. Сша и Латинская Америка. Латинская Америка и ес. Отношения рф с государствами региона.