Вопрос 1. Новая структура международных отношений после распада биполярного мира: важнейшие факторы, движущие силы.
Система МО – совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность, качественно отличную от элементов, состоит из подсистем. В истории МО выделяли разные системы МО – Вестфальская, Вашингтоно-Версальская, Ялтинско-Потсдамская и т.д., каждая последующая носила более универсальный характер. После WW2 началось складывание биполярной структуры МО. Но поражение в хв и распад СССР, снижение влияния России, вызванное трудностями объективного характера, новые явления в МО создали политико-проблемную ситуацию, связанную с концептуальным определением сущности новой системы МО.
В МО могут теперь преобладать не конфронтационные военно-политические связи, а кооперационные экономические, а сама система основываться не на балансе сил, что было привычно для всех предыдущих, а на взаимозависимости и интеграции в единый мирохозяйственный комплекс, в котором стабильность составляющих элементов необходима для благополучия других и стабильности в целом. Рассмотрим основные факторы и тенденции:
1)изменение геополитической карты мира. Появляются новые центры силы, появление новых гос – всего ок. 190. Активизация деятельности межд орг и интеграционных группировок, создание новых – ОБСЕ, АТЭС, Меркосур, т.д. Расширение НАТО. Распад ОВД, СЭВ, положил конец зав-ти ЦВЕ от СССР. Дробление постсовет пр-ва на 15 суверен гос-в изменил ситуацию для соседних стран Китая, Турции, ЦВЕ, Скандинавии. Изменились локальные балансы сил, обьед Гер, распад Югосл и Чехосл, усиление евроцентризма. Изменились координаты вшпол дея-ти гос, входив ранее в 3 мир: потеряло прежнее содержание Движ неприсоед, ускорилось расслоение юга.
2)глобальная 3-я демократическая волна – всё больше стран с демократической формой правления (хотя во многих демократия носит скорее формальный характер)
3)Обесценивание сдерживающей роли ядерного оружия параллельно с кризисом режима ядерного нераспространения (1998 г. – Индия и Пакистан). Кризис режима контроля над вооружениями. Но это не означает, что военная сила стала играть меньшую роль в МО. Ее роль сохранилась, но механизм контроля стал слабее.
4)транснационализация МО, усиление значимости новых субъектов МО – межд и обществ орг, ТНК. Речь идет об эрозии суверенитета государств и том, что МО уже не просто арена столкновения нац интересов гос. Но глобализация вызывает неоднозначную реакцию.
5)глобализация экономики, новые технологии. Деятельность ВТО, расширение торговли и снятие таможенных барьеров. Это заставляет страны корректировать свои позиции по полит и воен проблемам. Экономика мира в целом развивается очень успешно, но постсоветское пространство – в стагнации. Массовое высвобождение дешевого ресурса бывших соцстран. Отказ быв соц стран от центарл планирования эк-ки означал включение в 90х в глоб сис рыноч эк потенциала и рынков этих стран. Усил процесс интернац-и фин капитала.
6)увеличивающийся разрыв в развитии. Во многом схема Восток-Запад сменилась Север-Юг.
7)Конец хв означал конец противоборства идеологий – деидеологизация МО (победа либерализма над коммунизмом породила концепции наподобие «конца истории») и преимущественно идеологического характера крупных конфликтов, вместо которых на авансцену выходят другие типы конфликтов: на периферии, религиозные, этнические, “конфликты идентичности”.
8)дискуссия о приоритете суверенитета и прав человека. Резкое повышение значимости гуманитарного аспекта, что позволяет, с одной стороны, уделять внимание проблемам человеческого развития, с другой — пользоваться гуманитарными мотивами для вмешательства в внутр. дела стран и регионов.
9)новые-старые проблемы типа терроризма, экологии, распространения ОМП, в том числе в руки режимов-изгоев, решению которых теперь уделяется первоочередное внимание. Политизация экологии (политическая экология).
Концепции видения новой системы:
1)Многополярность. После обвала биполярности формируются новые центры силы и влияния на мировую политику (те же АСЕАН, Меркосур, ЕС, которые ранее находились в тени США и СССР, и конфронтация последних оказывала сильное воздействие на обстановку в регионах), что должно способствовать выработке механизма обеспечения баланса интересов и препятствовать стремлению отдельных гос монополизировать право принимать решения в новых МО.
2)Однополярность. США объективно являются мировым лидером, а другие гос-ва или ЕС не могут с ними тягаться комплексно. Тем самым, только США в условиях новых конфликтов могут претендовать на глобальное доминирование и стабилизирующую роль и на то, чтобы диктовать свои условия миру.
3)Круговая структура (Валлерстайн, Хрусталев) – мир делится на развитый центр-элиту и 3 круга периферии – ближняя (АСЕАН, Лат Америка, арабы), средняя (Россия, Индия, Китай) и дальняя (Африка), страны которой движутся по разному направлению относительно центра и предлагаемой им модели развития, выбирая адаптационную или конфронтационную модель поведения. Центр ставит задачей последовательно втянуть остальной мир в 4 общих пространства - правовое, экономическое, политическое и идеологическое. Особое значение при таком варианте приобретает догоняющее развитие (модернизация) - страны, справившиеся с этой задачей, могут претендовать на упорядоченное место в такой структуре МО.
4)пирамидальная структура, где США как комплексный лидер венчает собой пирамиду. На втором уровне находится эконом элита, или, если военный фактор сохраняет свое значение – военно-полит элита СБ, на следующих уровнях – развивающиеся страны и их орг по степени развитости. В ближайшей перспективе такая структура будет доминировать. При снижении относительного могущества США более вероятной становится концентрическая структура МО.
- Вопрос 1. Новая структура международных отношений после распада биполярного мира: важнейшие факторы, движущие силы.
- Вопрос 2. Глобализация и ее воздействие на международные отношения
- Вопрос 3. Представление об основных тенденциях мирового развития по ф. Фукуяме и с. Хантингтону. Сторонники и критики этих взглядов.
- Вопрос 4. Представление об основных тенденциях мирового развития по взглядам политических реалистов: 36. Бжезинский, г. Киссинджер. Сторонники и критики этих взглядов
- Раздел II. Продвижение интересов сша через расширение и участие
- Раздел II. Обеспечение национальных интересов сша
- Вопрос 7. Задачи внешней политики сша. В стратегиях национальной безопасности 1996 и 1999 гг.: региональные приоритеты политики сша: их специфика для каждого из регионов мира.
- Вопрос 8. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2002 г. Задачи формирования и укрепления коалиций в борьбе с терроризмом.
- Вопрос 9. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба против распространения оружия массового уничтожения.
- Вопрос 10. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба за распространение демократии.
- Вопрос 11. Задачи внешней политики сша в стратегиях национальной безопасности 2002, 2006 гг.: формирование новых отношений с региональными центрами силы.
- Вопрос 12. Эволюция взглядов администрации сша на изменение военно-стратегической ситуации в мире: новые подходы к роли ядерного оружия.
- Вопрос 13. Отход сша от сложившейся концепции стратегической стабильности: курс на создание нпро
- Вопрос 14. Договор снв-2: основные положения и дальнейшая судьба. Договор_снп: основные положения.
- Вопрос 15. Внешнеполитические ресурсы рф.
- Вопрос 16. Основные этапы становления внешней политики России (1991-2008тг:)
- Вопрос 19. Проблема адаптации сбсе / обсе к постбиполярным условиям: от Парижской хартии для новой Европы 1990 года до Хартии европейской безопасности 1999 года.
- Вопрос 20. Становление Европейского Союза (1992-2004 гг.). Понятие «трех опор» ес.
- 21. Формирование Общей внешней политики и политики безопасности ес в 1991-2007 гг. Овпб ес после Косовского (1999 г.) и Иракского (2003 г.) кризиса.
- Вопрос 26. Отношения России и нато: основополагающие документы 1994 – 2008 гг.
- Вопрос 27. Боснийский кризис 1992-1995 гг.: международные аспекты урегулирования.
- Вопрос 28. Косовский кризис 1998-1999 годов: международные аспекты урегулирования. Воздействие Косовского -кризиса на международные отношения.
- Вопрос 29. Мировое развитие и современные международные отношения. Развивающиеся страны и проблема Север-Юг.
- Вопрос 30. Интеграционные процессы в бассейнах Тихого и Индийского океанов, основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 31. Интеграционные процессы в Западном полушарии; основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 32. Кнр в современных международных отношениях.
- Вопрос 33. Российско-китайские отношения 1992-2004 гг Соглашения о мерах укрепления военного доверия в Центральной Азии
- Вопрос 34. Деятельность Шанхайской организации сотрудничества. Принятие Хартии шос.
- Вопрос 35.. Япония в современных международных отношениях. Российско-японские отношения 1992-2006гг.
- Вопрос 36. Международные отношения на Корейском полуострове. Ядерная проблема. Отношения рф с государствами полуострова (1992-2006 гг.).
- Вопрос 37. Юго-Восточная Азия в системе современных мо. Роль и место асеан в международных отношениях в атр. Диалоговые структуры асеан. Значение арф для мо в регионе
- Вопрос 38. Южная Азия а системе современных международных отношений. Ядерный фактор в региональных международных отношениях. Российско-индийские отношения 1992-2006 гг.
- Вопрос 41. Фактор Ирана в мо
- Вопрос 42 Проблема политического урегулирования на Ближнем Востоке в 90-е гг. Мадридский переговорный процесс.
- Вопрос 44. Проблема Ирака в современных международных отношениях. Обострение международных отношений вокруг Ирака в 2002-2003 гг. Современное состояние проблемы. Рф и иракский кризис.
- Вопрос 45. Латинская Америка в современных международных отношениях. Сша и Латинская Америка. Латинская Америка и ес. Отношения рф с государствами региона.