logo
ФИНАЛ ОТВЕТЫ

Вопрос 35.. Япония в современных международных отношениях. Российско-японские отношения 1992-2006гг.

Экономически Япония стала великой державой и стремится стать ей в политическом смысле. В самом начале 90-х гг. официальная Яп так выстраивала свои ВП задачи: 1). Гарантировать мир и безопасность; 2) уважеть свободу и демократию 3) обеспечить безопасность и процветание в мире в рамках системы открытой рыночной экономики 4) защищать окруж. среду 5) установить стабильные МО, основанные на диалоге и сотрудничестве. Три основные параметра Яп ВП: 1) яп-ам. отношения как основа ВП Японии 2) укрепление ее отношений с АТР 3) участие в глобальных проблемах (нераспространение оружия, гуманит. помощь и интеллект.-культурная программа).

Основные направление 2-стороннего хар-ра включают след страны и региона: 1) США как краеугольный камень ВП Японии; 2) АТР как экономически быстро растущий регион будущего; 3) Корейская республика важна с т.з. безопасности в С-В Азии; 4) Китай, как держава, способная оказать влияние на будущее АТР; 5) Россия, с т.з. решения проблем северных территорий; 6) Европа, как одни из глобальных центров мира.

Япония сдержанно отнеслась к распаду СССР и окончанию ХВ. Геостратег. ситуация вокруг Яп. усложнилась, окончание ХВ усилило степень нестабильности в АТР. В отношениях с Россией: 1) территор. проблема; 2) после распада СССР у Токио появился страх за надежность командования и контроля над ВС России на ДВ, неспособность хранить боеприпасы - частые взрывы складов во Владивостоке; 3) Токио волнует участившаяся практика продажи оружия странам В. Азии, АСЕАН и КНР.

В ходе визита Горбачева в Японию весной 1991 г. стороны договорились о дальнейшем продвижении к решению спора о принадлежности ос-вов Малой Курильской гряды и подписанию мирного договора. Тогда же выявились основные направления разностор. эконом. сотрудн. Однако японская сторона не проявила готовности решать территор. и эконом. вопрос в комплексе.

Намечавшийся на сентябрь 1992 г. визит в Японию Ельцина был неожиданно отложен и состоялся только в октябре 1993 г. В принятой тогда Токийской декларации закреплялись не совпадающие позиции сторон по территор. вопросу, хотя выражались пожелания по дальнейшему его обсуждению. Вместе с тем объем торговли между двумя странами оставался довольно большим. В 1995 г. он достиг своего максимума в $6 млрд.

В 1997-1998 гг. наблюдается резкая интенсификация двустор. контактов на высшем уровне. Сначала премьер Р. Хасимото приезжает в Красноярск для встречи «без галстуков» с Ельциным, затем проходит такая же встреча в японском городе Кавана. Японская сторона предлагает поспешить с решением спорных вопросов и подписать мирный договор до окончания XX в. Однако интенсивные контакты не привели к прорыву. Официальный визит нового премьера К. Обути в Москву в ноябре 1998 г. (первый после 25 лет перерыва) не принес существенных результатов.

Еще в июне 1997 г. Хасимото снял препятствия по вступлению России в G7. В отношениях между Россией и Японией установлены принципы долгосрочности и перспективности. Можно развивать отношения с Россией до решения территор. проблемы.

Торгово-экон. взаимосвязи развивались в дальнейшем вяло. Объем торговли имел тенденцию к сокращению, особенно сильному в 2002 г. (до $4 млрд.). Между тем возможности для сотрудничества представляются наибольшими именно в экон. сфере. Япония остро нуждается в диверсификации источников получения энергетич. сырья. Разработка нефтегазовых месторождений В. Сибири и Приморья, поставки российского углеводородного сырья в Японию могли бы во многом решить проблему поиска ею альтернативных источников сырья.

В 2000-2002 гг. вновь заметно возросла интенсивность двустор. связей на высшем уровне. В апреле 2000 г. Путин провел встречу с премьером Японии Ё. Мори в Санкт-Петербурге, а в сентябре 2000 г. нанес в официальный визит в Японию. Весной следующего года состоялась его рабочая встреча с японским премьером в Иркутске. В итоговом Иркутском заявлении подтверждалось обоюдное понимание стратегич. значения двустор. отношений. Вскоре после этого смена правительства в Японии вызвала некоторую паузу в контактах на высшем уровне, но она не поколебала заинтересов. сторон в развитии широкого взаимодействия.

Это обстоятельство убедительно продемонстрировал официальный визит в РФ в январе 2003 г. премьер-министра Японии Д. Коидзуми. После переговоров стороны подписали «Совместный план действий», намечающий пути сотрудничества в совместной разработке нефтегазовых ресурсов России и их доставки к портам Тихого океана.

Ноябрь 2005. Российский президент Владимир Путин посетил Японию для проведения переговоров с премьер-министром Дзюнъитиро Коидзуми через пять лет и два месяца после своего прошлого визита в эту страну. Но разногласия между правительствами двух государств по вопросу Северных территорий были настолько велики, что два лидера не смогли после своей встречи выступить с совместным заявлением.

Что касается территориальной проблемы, то, судя по всему, российско-японские связи оказались отброшены в прошлое. Бывший российский президент Борис Ельцин во время своего визита в Японию в 1993 году подписал Токийскую декларацию, в которой Москва обещала добиваться скорейшего урегулирования территориального спора и были особо упомянуты группа островов Хабомаи и острова Шикотан, Кунашир и Итуруп. На этот раз Путин отказался подтвердить намерения России, высказанные в Токийской декларации.

Нужно сказать, что в тупике, в который сегодня зашла проблема, следует частично винить Японию. В последние пять лет дипломатическая политика японского правительства по отношению к России отличалась крайней неразберихой из-за разногласий между японскими политиками. В результате Япония то требовала вернуть ей сразу все четыре острова, то возвращалась к обсуждению вопроса о возврате двух островов, то вела речь о каком-то третьем варианте. Неудивительно, если Россия сомневалась в серьезности притязаний Японии на эти острова.

В духе лозунгов "неотделимости политики от экономики" и "сбалансированной экспансии", политика Японии по отношению к России основывалась на стратегии разрешения территориального спора путем использования экономических рычагов. Между тем, невзирая на наличие проблемы Северных территорий, Toyota и многие другие японские фирмы создали свои заводы в России. Структура российско-японских отношений меняется. Японское правительство должно изменить свою стратегию в соответствии с этими новыми условиями.

Последние события (на всякий случай).

9-12 января 2003 г. состоялся официальный визит Премьер-министра Японии Дз.Коидзуми в Россию (посетил Москву и Хабаровск). Позитивно оценив проделанную до сих пор совместную работу по развитию двусторонних связей, руководители России и Японии с удовлетворением констатировали, что в настоящее время российско-японские отношения находятся в наиболее благоприятном состоянии за последнее десятилетие и по ряду направлений вплотную подходят к партнерскому уровню.

По итогам переговоров В.В.Путиным и Дз.Коидзуми подписано Совместное заявление о принятии “Плана действий” по развитию двусторонних отношений по самому широкому спектру направлений. “План действий” – широкий политический документ, отражающий достигнутые к настоящему моменту основные положительные результаты работы по выполнению поставленной в 1998 г. задачи строительства отношений созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией. В этом документе намечены направления приложения дальнейших усилий в таких областях как углубление политического диалога, переговоры по мирному договору, сотрудничество на международной арене, торгово-экономическое взаимодействие, развитие связей в правоохранительной и оборонной областях, углубление культурных и гуманитарных обменов. Руководители обеих стран подчеркнули готовность взять работу по реализации положений “Плана” под личный контроль.