Вопрос 35.. Япония в современных международных отношениях. Российско-японские отношения 1992-2006гг.
Экономически Япония стала великой державой и стремится стать ей в политическом смысле. В самом начале 90-х гг. официальная Яп так выстраивала свои ВП задачи: 1). Гарантировать мир и безопасность; 2) уважеть свободу и демократию 3) обеспечить безопасность и процветание в мире в рамках системы открытой рыночной экономики 4) защищать окруж. среду 5) установить стабильные МО, основанные на диалоге и сотрудничестве. Три основные параметра Яп ВП: 1) яп-ам. отношения как основа ВП Японии 2) укрепление ее отношений с АТР 3) участие в глобальных проблемах (нераспространение оружия, гуманит. помощь и интеллект.-культурная программа).
Основные направление 2-стороннего хар-ра включают след страны и региона: 1) США как краеугольный камень ВП Японии; 2) АТР как экономически быстро растущий регион будущего; 3) Корейская республика важна с т.з. безопасности в С-В Азии; 4) Китай, как держава, способная оказать влияние на будущее АТР; 5) Россия, с т.з. решения проблем северных территорий; 6) Европа, как одни из глобальных центров мира.
Япония сдержанно отнеслась к распаду СССР и окончанию ХВ. Геостратег. ситуация вокруг Яп. усложнилась, окончание ХВ усилило степень нестабильности в АТР. В отношениях с Россией: 1) территор. проблема; 2) после распада СССР у Токио появился страх за надежность командования и контроля над ВС России на ДВ, неспособность хранить боеприпасы - частые взрывы складов во Владивостоке; 3) Токио волнует участившаяся практика продажи оружия странам В. Азии, АСЕАН и КНР.
В ходе визита Горбачева в Японию весной 1991 г. стороны договорились о дальнейшем продвижении к решению спора о принадлежности ос-вов Малой Курильской гряды и подписанию мирного договора. Тогда же выявились основные направления разностор. эконом. сотрудн. Однако японская сторона не проявила готовности решать территор. и эконом. вопрос в комплексе.
Намечавшийся на сентябрь 1992 г. визит в Японию Ельцина был неожиданно отложен и состоялся только в октябре 1993 г. В принятой тогда Токийской декларации закреплялись не совпадающие позиции сторон по территор. вопросу, хотя выражались пожелания по дальнейшему его обсуждению. Вместе с тем объем торговли между двумя странами оставался довольно большим. В 1995 г. он достиг своего максимума в $6 млрд.
В 1997-1998 гг. наблюдается резкая интенсификация двустор. контактов на высшем уровне. Сначала премьер Р. Хасимото приезжает в Красноярск для встречи «без галстуков» с Ельциным, затем проходит такая же встреча в японском городе Кавана. Японская сторона предлагает поспешить с решением спорных вопросов и подписать мирный договор до окончания XX в. Однако интенсивные контакты не привели к прорыву. Официальный визит нового премьера К. Обути в Москву в ноябре 1998 г. (первый после 25 лет перерыва) не принес существенных результатов.
Еще в июне 1997 г. Хасимото снял препятствия по вступлению России в G7. В отношениях между Россией и Японией установлены принципы долгосрочности и перспективности. Можно развивать отношения с Россией до решения территор. проблемы.
Торгово-экон. взаимосвязи развивались в дальнейшем вяло. Объем торговли имел тенденцию к сокращению, особенно сильному в 2002 г. (до $4 млрд.). Между тем возможности для сотрудничества представляются наибольшими именно в экон. сфере. Япония остро нуждается в диверсификации источников получения энергетич. сырья. Разработка нефтегазовых месторождений В. Сибири и Приморья, поставки российского углеводородного сырья в Японию могли бы во многом решить проблему поиска ею альтернативных источников сырья.
В 2000-2002 гг. вновь заметно возросла интенсивность двустор. связей на высшем уровне. В апреле 2000 г. Путин провел встречу с премьером Японии Ё. Мори в Санкт-Петербурге, а в сентябре 2000 г. нанес в официальный визит в Японию. Весной следующего года состоялась его рабочая встреча с японским премьером в Иркутске. В итоговом Иркутском заявлении подтверждалось обоюдное понимание стратегич. значения двустор. отношений. Вскоре после этого смена правительства в Японии вызвала некоторую паузу в контактах на высшем уровне, но она не поколебала заинтересов. сторон в развитии широкого взаимодействия.
Это обстоятельство убедительно продемонстрировал официальный визит в РФ в январе 2003 г. премьер-министра Японии Д. Коидзуми. После переговоров стороны подписали «Совместный план действий», намечающий пути сотрудничества в совместной разработке нефтегазовых ресурсов России и их доставки к портам Тихого океана.
Ноябрь 2005. Российский президент Владимир Путин посетил Японию для проведения переговоров с премьер-министром Дзюнъитиро Коидзуми через пять лет и два месяца после своего прошлого визита в эту страну. Но разногласия между правительствами двух государств по вопросу Северных территорий были настолько велики, что два лидера не смогли после своей встречи выступить с совместным заявлением.
Что касается территориальной проблемы, то, судя по всему, российско-японские связи оказались отброшены в прошлое. Бывший российский президент Борис Ельцин во время своего визита в Японию в 1993 году подписал Токийскую декларацию, в которой Москва обещала добиваться скорейшего урегулирования территориального спора и были особо упомянуты группа островов Хабомаи и острова Шикотан, Кунашир и Итуруп. На этот раз Путин отказался подтвердить намерения России, высказанные в Токийской декларации.
Нужно сказать, что в тупике, в который сегодня зашла проблема, следует частично винить Японию. В последние пять лет дипломатическая политика японского правительства по отношению к России отличалась крайней неразберихой из-за разногласий между японскими политиками. В результате Япония то требовала вернуть ей сразу все четыре острова, то возвращалась к обсуждению вопроса о возврате двух островов, то вела речь о каком-то третьем варианте. Неудивительно, если Россия сомневалась в серьезности притязаний Японии на эти острова.
В духе лозунгов "неотделимости политики от экономики" и "сбалансированной экспансии", политика Японии по отношению к России основывалась на стратегии разрешения территориального спора путем использования экономических рычагов. Между тем, невзирая на наличие проблемы Северных территорий, Toyota и многие другие японские фирмы создали свои заводы в России. Структура российско-японских отношений меняется. Японское правительство должно изменить свою стратегию в соответствии с этими новыми условиями.
Последние события (на всякий случай).
9-12 января 2003 г. состоялся официальный визит Премьер-министра Японии Дз.Коидзуми в Россию (посетил Москву и Хабаровск). Позитивно оценив проделанную до сих пор совместную работу по развитию двусторонних связей, руководители России и Японии с удовлетворением констатировали, что в настоящее время российско-японские отношения находятся в наиболее благоприятном состоянии за последнее десятилетие и по ряду направлений вплотную подходят к партнерскому уровню.
По итогам переговоров В.В.Путиным и Дз.Коидзуми подписано Совместное заявление о принятии “Плана действий” по развитию двусторонних отношений по самому широкому спектру направлений. “План действий” – широкий политический документ, отражающий достигнутые к настоящему моменту основные положительные результаты работы по выполнению поставленной в 1998 г. задачи строительства отношений созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией. В этом документе намечены направления приложения дальнейших усилий в таких областях как углубление политического диалога, переговоры по мирному договору, сотрудничество на международной арене, торгово-экономическое взаимодействие, развитие связей в правоохранительной и оборонной областях, углубление культурных и гуманитарных обменов. Руководители обеих стран подчеркнули готовность взять работу по реализации положений “Плана” под личный контроль.
- Вопрос 1. Новая структура международных отношений после распада биполярного мира: важнейшие факторы, движущие силы.
- Вопрос 2. Глобализация и ее воздействие на международные отношения
- Вопрос 3. Представление об основных тенденциях мирового развития по ф. Фукуяме и с. Хантингтону. Сторонники и критики этих взглядов.
- Вопрос 4. Представление об основных тенденциях мирового развития по взглядам политических реалистов: 36. Бжезинский, г. Киссинджер. Сторонники и критики этих взглядов
- Раздел II. Продвижение интересов сша через расширение и участие
- Раздел II. Обеспечение национальных интересов сша
- Вопрос 7. Задачи внешней политики сша. В стратегиях национальной безопасности 1996 и 1999 гг.: региональные приоритеты политики сша: их специфика для каждого из регионов мира.
- Вопрос 8. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2002 г. Задачи формирования и укрепления коалиций в борьбе с терроризмом.
- Вопрос 9. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба против распространения оружия массового уничтожения.
- Вопрос 10. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба за распространение демократии.
- Вопрос 11. Задачи внешней политики сша в стратегиях национальной безопасности 2002, 2006 гг.: формирование новых отношений с региональными центрами силы.
- Вопрос 12. Эволюция взглядов администрации сша на изменение военно-стратегической ситуации в мире: новые подходы к роли ядерного оружия.
- Вопрос 13. Отход сша от сложившейся концепции стратегической стабильности: курс на создание нпро
- Вопрос 14. Договор снв-2: основные положения и дальнейшая судьба. Договор_снп: основные положения.
- Вопрос 15. Внешнеполитические ресурсы рф.
- Вопрос 16. Основные этапы становления внешней политики России (1991-2008тг:)
- Вопрос 19. Проблема адаптации сбсе / обсе к постбиполярным условиям: от Парижской хартии для новой Европы 1990 года до Хартии европейской безопасности 1999 года.
- Вопрос 20. Становление Европейского Союза (1992-2004 гг.). Понятие «трех опор» ес.
- 21. Формирование Общей внешней политики и политики безопасности ес в 1991-2007 гг. Овпб ес после Косовского (1999 г.) и Иракского (2003 г.) кризиса.
- Вопрос 26. Отношения России и нато: основополагающие документы 1994 – 2008 гг.
- Вопрос 27. Боснийский кризис 1992-1995 гг.: международные аспекты урегулирования.
- Вопрос 28. Косовский кризис 1998-1999 годов: международные аспекты урегулирования. Воздействие Косовского -кризиса на международные отношения.
- Вопрос 29. Мировое развитие и современные международные отношения. Развивающиеся страны и проблема Север-Юг.
- Вопрос 30. Интеграционные процессы в бассейнах Тихого и Индийского океанов, основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 31. Интеграционные процессы в Западном полушарии; основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 32. Кнр в современных международных отношениях.
- Вопрос 33. Российско-китайские отношения 1992-2004 гг Соглашения о мерах укрепления военного доверия в Центральной Азии
- Вопрос 34. Деятельность Шанхайской организации сотрудничества. Принятие Хартии шос.
- Вопрос 35.. Япония в современных международных отношениях. Российско-японские отношения 1992-2006гг.
- Вопрос 36. Международные отношения на Корейском полуострове. Ядерная проблема. Отношения рф с государствами полуострова (1992-2006 гг.).
- Вопрос 37. Юго-Восточная Азия в системе современных мо. Роль и место асеан в международных отношениях в атр. Диалоговые структуры асеан. Значение арф для мо в регионе
- Вопрос 38. Южная Азия а системе современных международных отношений. Ядерный фактор в региональных международных отношениях. Российско-индийские отношения 1992-2006 гг.
- Вопрос 41. Фактор Ирана в мо
- Вопрос 42 Проблема политического урегулирования на Ближнем Востоке в 90-е гг. Мадридский переговорный процесс.
- Вопрос 44. Проблема Ирака в современных международных отношениях. Обострение международных отношений вокруг Ирака в 2002-2003 гг. Современное состояние проблемы. Рф и иракский кризис.
- Вопрос 45. Латинская Америка в современных международных отношениях. Сша и Латинская Америка. Латинская Америка и ес. Отношения рф с государствами региона.