Раздел II. Продвижение интересов сша через расширение и участие
США должны быть ключевым участником МО: являясь мощной экономической и военной державой (но не полицейским), США должны оставаться мировым лидером
важное значение – превентивная дипломатия: поддержка демократических тенденций, экономическая помощь; военное присутствие в других государствах, военное сотрудничество, участие в мирном урегулировании на Ближнем Востоке
укрепление безопасности: большое значение отношениям с союзниками, поддержание мощной оборонной и военной силы; международное сотрудничество для решения вопросов невоенного характера (экология, терроризм, наркотики и т.д.)
военное присутствие за рубежом: поддержание двусторонних и многосторонних обязательств, сдерживание конфликтных ситуаций, возможность оперативного реагирования, усиление совместных операций,
борьба с терроризмом и др.: более тесное сотрудничество с другими государствами в области урегулирования, т.к. невозможно решение проблем только военными мерами; выявление и подавление очагов за пределами США; сотрудничество по проблеме наркотиков (в отличие от локальной борьбы с трансграничными потоками кокаина и героина)
другие задачи: защита своих граждан за рубежом; оказание гуманитарной и прочей помощи; мирное освоение космического пространства
применение сил США: возможность применения ВС для борьбы с угрозами за пределами и на территории США. Три категории национальных интересов, достойных применения силы: 1)ключевые интересы - защита территории, граждан, союзников и экономических интересов США (Буря в пустыне); 2)важные, но не ключевые интересы – не затрагивают вопросов существования государства, но оказывают большое значение на ситуацию в мире (Гаити и Босния); 3)гуманитарные интересы (Руанда). Применение силы в данных ситуациях должно диктоваться интересами США, возможностью достижения цели, невозможностью сотрудничества и решения проблемы без участия США
нераспространение: продвижение договора о нераспространении; важность регионального аспекта глобальной проблемы; развитие возможностей обнаружения, распознания и обезвреживания ОМП
миротворческие операции: с целью сдерживания локальных конфликтов США должны быть готовы к проведению МТО с участием других стран; важна роль ООН, хотя в некоторых случаях необходимо расширение ее полномочий
мощная разведывательная сеть:
укрепление экономической мощи США
продвижение принципов демократии
декабрь 1999 г.
Общие цели стратегии – защита жизни и безопасности граждан США на территории и за пределами страны, защита суверенитета, целостности и национальных интересов, экономическое развитие. 21 век – глобализация: экономическое, культурное, политическое сближение народов мира; вместе с тем создает новые угрозы: государства-изгои, этнические конфликты, оружие массового поражения (ОМП), терроризм, торговля наркотиками, инфекционные заболевания, беженцы, истощение ресурсов, экологические проблемы.
Как и в стратегии 1996 года, национальные интересы США подразделяются на три категории: ключевые (vital) – затрагивающие вопросы существования самого государства (стратегическая, экономическая безопасность и т.д.); важные (important) – оказывают влияние на благосостояние страны и ситуацию в современном мире; гуманитарные (humanitarian) – защита прав человека, помощь в случае катастроф и стихийных бедствий и т.д.
Угрозы для США. Региональные угрозы и угрозы в рамках одного государства (этнические конфликты), транснациональные угрозы (наркотики), распространение опасных технологий (ОМП), слабые государства (которые не могут сами обеспечить свое существование и безопасность), разведывательные службы, экологические и медицинские проблемы (заболевания и т.д.).
Основой стратегии остается участие и лидерство во всем мире: только оставаясь лидером и активным участником МО США могут обеспечивать выполнение своих национальных интересов и целей стратегии – обеспечение безопасности, экономического развития и защиты прав и свобод человека.
- Вопрос 1. Новая структура международных отношений после распада биполярного мира: важнейшие факторы, движущие силы.
- Вопрос 2. Глобализация и ее воздействие на международные отношения
- Вопрос 3. Представление об основных тенденциях мирового развития по ф. Фукуяме и с. Хантингтону. Сторонники и критики этих взглядов.
- Вопрос 4. Представление об основных тенденциях мирового развития по взглядам политических реалистов: 36. Бжезинский, г. Киссинджер. Сторонники и критики этих взглядов
- Раздел II. Продвижение интересов сша через расширение и участие
- Раздел II. Обеспечение национальных интересов сша
- Вопрос 7. Задачи внешней политики сша. В стратегиях национальной безопасности 1996 и 1999 гг.: региональные приоритеты политики сша: их специфика для каждого из регионов мира.
- Вопрос 8. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2002 г. Задачи формирования и укрепления коалиций в борьбе с терроризмом.
- Вопрос 9. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба против распространения оружия массового уничтожения.
- Вопрос 10. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба за распространение демократии.
- Вопрос 11. Задачи внешней политики сша в стратегиях национальной безопасности 2002, 2006 гг.: формирование новых отношений с региональными центрами силы.
- Вопрос 12. Эволюция взглядов администрации сша на изменение военно-стратегической ситуации в мире: новые подходы к роли ядерного оружия.
- Вопрос 13. Отход сша от сложившейся концепции стратегической стабильности: курс на создание нпро
- Вопрос 14. Договор снв-2: основные положения и дальнейшая судьба. Договор_снп: основные положения.
- Вопрос 15. Внешнеполитические ресурсы рф.
- Вопрос 16. Основные этапы становления внешней политики России (1991-2008тг:)
- Вопрос 19. Проблема адаптации сбсе / обсе к постбиполярным условиям: от Парижской хартии для новой Европы 1990 года до Хартии европейской безопасности 1999 года.
- Вопрос 20. Становление Европейского Союза (1992-2004 гг.). Понятие «трех опор» ес.
- 21. Формирование Общей внешней политики и политики безопасности ес в 1991-2007 гг. Овпб ес после Косовского (1999 г.) и Иракского (2003 г.) кризиса.
- Вопрос 26. Отношения России и нато: основополагающие документы 1994 – 2008 гг.
- Вопрос 27. Боснийский кризис 1992-1995 гг.: международные аспекты урегулирования.
- Вопрос 28. Косовский кризис 1998-1999 годов: международные аспекты урегулирования. Воздействие Косовского -кризиса на международные отношения.
- Вопрос 29. Мировое развитие и современные международные отношения. Развивающиеся страны и проблема Север-Юг.
- Вопрос 30. Интеграционные процессы в бассейнах Тихого и Индийского океанов, основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 31. Интеграционные процессы в Западном полушарии; основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 32. Кнр в современных международных отношениях.
- Вопрос 33. Российско-китайские отношения 1992-2004 гг Соглашения о мерах укрепления военного доверия в Центральной Азии
- Вопрос 34. Деятельность Шанхайской организации сотрудничества. Принятие Хартии шос.
- Вопрос 35.. Япония в современных международных отношениях. Российско-японские отношения 1992-2006гг.
- Вопрос 36. Международные отношения на Корейском полуострове. Ядерная проблема. Отношения рф с государствами полуострова (1992-2006 гг.).
- Вопрос 37. Юго-Восточная Азия в системе современных мо. Роль и место асеан в международных отношениях в атр. Диалоговые структуры асеан. Значение арф для мо в регионе
- Вопрос 38. Южная Азия а системе современных международных отношений. Ядерный фактор в региональных международных отношениях. Российско-индийские отношения 1992-2006 гг.
- Вопрос 41. Фактор Ирана в мо
- Вопрос 42 Проблема политического урегулирования на Ближнем Востоке в 90-е гг. Мадридский переговорный процесс.
- Вопрос 44. Проблема Ирака в современных международных отношениях. Обострение международных отношений вокруг Ирака в 2002-2003 гг. Современное состояние проблемы. Рф и иракский кризис.
- Вопрос 45. Латинская Америка в современных международных отношениях. Сша и Латинская Америка. Латинская Америка и ес. Отношения рф с государствами региона.