Вопрос 31. Интеграционные процессы в Западном полушарии; основные тенденции и перспективы развития
90-е гг. стали для Западного полушария десятилетием качественного сдвига в политической и экономической области, существенно повлиявшим на международную деятельность гос-в региона.
Наиболее характерные черты развития:
экономический рост: 2% в среднем, у Мексики, Чили, Бразилии, Аргентины – по 4%
высокий уровень притока иностранного капитала
процесс демократизации в странах региона
последствия кризиса 98 г. в Бразилии: рост замедлился
взаимозависимость стран региона
объединенная борьба с наркомафией
определенный уровень конфликтности: у каждой уважающей себя латиноамериканской страны есть свои повстанцы; восстание в штате Чияпас в 93 г.
Военно-политическая интеграция отсутствует, единственная орг-я – ОАГ, как была, так и осталась. Причины: с одной стороны, у США здесь никогда не было врагов, поэтому нужды в военном блоке не было; с другой стороны, после Фолклендского конфликта страны полушария со скептицизмом относятся к США как гаранта их безопасности. Связи поддерживаются на основе двусторонних контактов.
Активизация экономических интеграционных процессов началась с провозглашения Бушем в 90 г. “Инициативы для Америк” – программы, предусматривавшей создание единого экономического пространства во всем полушарии. Причина – общеамериканская интеграция смогла бы усилить экономику США на фоне растущих в экономическом плане АТР и ЕС.
НАФТА. Началось все с вопроса о создании североамериканской зоны свободной торговли. К 93 г. переговорный процесс был завершен, Мексика была экономически интегрирована в экономическую систему Канады и США. Много общего: хозяйственные связи, мексиканская диаспора в ко-ве 6 млн., экологическая зависимость, наркотрафик и т.п. – все это подготовило почву для интеграции. Дальнейшее расширение блока было приостановлено по причине отсутствия консенсуса внутри американской правящей элиты. На встрече 34 гос-в Западного полушария в Майами в декабре 94 г. была принята Декларация принципов партнерства и План действий, предусматривавший создание к 2005 г. создание Панамериканской зоны свободной торговли. Большое внимание было также уделено проблеме защиты прав человека и развития демократических институтов, борьбе с коррупцией и наркомафией. Первым кандидатом на присоединение к НАФТА была Чили; однако и одна только Мексика обходилась Штатам дорого: то обвал на финансовом рынке, то еще еще что-нить. Всего стабилизационные меры обошлись в более чем $50 млрд. В 94 г. Конгресс США заблокировал вступление в НАФТА чилийцев. В 98 г. на встрече президентов Америк было решено, что НАФТА поглотит со временем Карибский бассейн и Ц.Америку, а юг достанется МЕРКОСУР.
МЕРКОСУР. Другое интеграционное объединение, включающее Бразилию, Аргентину, Парагвай и Уругвай. Договор о создании был подписан в 91 г. в Асунсьоне, цель – организация общего рынка. Предполагалось снизить взаимные таможенные тарифы, установить единые внешние и т.п. Таможенный союз с 95 г. Несмотря на традиционные проблемы экономик стран-участниц, блок развивается достаточно динамично: товарооборот в 90 – 95 гг. вырос в 4 раза и т.п. Форсируется выход на другие рынки: в декабре 95 г. было подписано соглашение о сотрудничестве с ЕС, сейчас идет переговорный процесс об ассоциации между МЕРКОСУР и Андским пактом (Перу, Боливия, Эквадор, Колумбия, Венесуэла) После облома с НАФТА ассоциированным членом орг-и стала Чили (96 г.), в том же году присоединилась Боливия. Выдвигаются идеи о слиянии МЕРКОСУР и НАФТА, но Штаты против, предпочитают говорить со странами Ю.Америки один на один ( с 91 г. – договоры о создании ЗСТ со странами Ц.Америки и др.) и вообще демонстрируют недовольство излишней ретивостью южноамериканских интегрантов.
Группа Рио. Представляет собой механизм политических консультаций и коллективной дипломатии 12 стран региона. Институционализировалась в 86 г. Цель – формирование общего справедливого миропорядка, защита демократических ценностей, уважение прав человека и эмигранта, борьба с наркомафией – в общем, всякие банальности, а также обсуждение проблем безопасности. Группа Рио осудила антикубинские меры американцев (Панама, 98 г.), вмешательство США в дела Мексики (98 г.) и т.п., претендует на получение 1-2 постоянных мест на всех в Совбезе ООН. Налаживаются контакты со странами Евросоюза.
Группа Трех – нечто непонятное. Создано в 92 г., объединяет Мексику, Колумбию и Венесуэлу. Цель – создание зоны свободной торговли.
АТЭС. См. про интеграцию в АТР.
- Вопрос 1. Новая структура международных отношений после распада биполярного мира: важнейшие факторы, движущие силы.
- Вопрос 2. Глобализация и ее воздействие на международные отношения
- Вопрос 3. Представление об основных тенденциях мирового развития по ф. Фукуяме и с. Хантингтону. Сторонники и критики этих взглядов.
- Вопрос 4. Представление об основных тенденциях мирового развития по взглядам политических реалистов: 36. Бжезинский, г. Киссинджер. Сторонники и критики этих взглядов
- Раздел II. Продвижение интересов сша через расширение и участие
- Раздел II. Обеспечение национальных интересов сша
- Вопрос 7. Задачи внешней политики сша. В стратегиях национальной безопасности 1996 и 1999 гг.: региональные приоритеты политики сша: их специфика для каждого из регионов мира.
- Вопрос 8. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2002 г. Задачи формирования и укрепления коалиций в борьбе с терроризмом.
- Вопрос 9. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба против распространения оружия массового уничтожения.
- Вопрос 10. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба за распространение демократии.
- Вопрос 11. Задачи внешней политики сша в стратегиях национальной безопасности 2002, 2006 гг.: формирование новых отношений с региональными центрами силы.
- Вопрос 12. Эволюция взглядов администрации сша на изменение военно-стратегической ситуации в мире: новые подходы к роли ядерного оружия.
- Вопрос 13. Отход сша от сложившейся концепции стратегической стабильности: курс на создание нпро
- Вопрос 14. Договор снв-2: основные положения и дальнейшая судьба. Договор_снп: основные положения.
- Вопрос 15. Внешнеполитические ресурсы рф.
- Вопрос 16. Основные этапы становления внешней политики России (1991-2008тг:)
- Вопрос 19. Проблема адаптации сбсе / обсе к постбиполярным условиям: от Парижской хартии для новой Европы 1990 года до Хартии европейской безопасности 1999 года.
- Вопрос 20. Становление Европейского Союза (1992-2004 гг.). Понятие «трех опор» ес.
- 21. Формирование Общей внешней политики и политики безопасности ес в 1991-2007 гг. Овпб ес после Косовского (1999 г.) и Иракского (2003 г.) кризиса.
- Вопрос 26. Отношения России и нато: основополагающие документы 1994 – 2008 гг.
- Вопрос 27. Боснийский кризис 1992-1995 гг.: международные аспекты урегулирования.
- Вопрос 28. Косовский кризис 1998-1999 годов: международные аспекты урегулирования. Воздействие Косовского -кризиса на международные отношения.
- Вопрос 29. Мировое развитие и современные международные отношения. Развивающиеся страны и проблема Север-Юг.
- Вопрос 30. Интеграционные процессы в бассейнах Тихого и Индийского океанов, основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 31. Интеграционные процессы в Западном полушарии; основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 32. Кнр в современных международных отношениях.
- Вопрос 33. Российско-китайские отношения 1992-2004 гг Соглашения о мерах укрепления военного доверия в Центральной Азии
- Вопрос 34. Деятельность Шанхайской организации сотрудничества. Принятие Хартии шос.
- Вопрос 35.. Япония в современных международных отношениях. Российско-японские отношения 1992-2006гг.
- Вопрос 36. Международные отношения на Корейском полуострове. Ядерная проблема. Отношения рф с государствами полуострова (1992-2006 гг.).
- Вопрос 37. Юго-Восточная Азия в системе современных мо. Роль и место асеан в международных отношениях в атр. Диалоговые структуры асеан. Значение арф для мо в регионе
- Вопрос 38. Южная Азия а системе современных международных отношений. Ядерный фактор в региональных международных отношениях. Российско-индийские отношения 1992-2006 гг.
- Вопрос 41. Фактор Ирана в мо
- Вопрос 42 Проблема политического урегулирования на Ближнем Востоке в 90-е гг. Мадридский переговорный процесс.
- Вопрос 44. Проблема Ирака в современных международных отношениях. Обострение международных отношений вокруг Ирака в 2002-2003 гг. Современное состояние проблемы. Рф и иракский кризис.
- Вопрос 45. Латинская Америка в современных международных отношениях. Сша и Латинская Америка. Латинская Америка и ес. Отношения рф с государствами региона.