logo
ФИНАЛ ОТВЕТЫ

Вопрос 28. Косовский кризис 1998-1999 годов: международные аспекты урегулирования. Воздействие Косовского -кризиса на международные отношения.

к новому балканскому кризису в связи с ситуацией в Косово западные страны, с одной стороны, и Россия и Китай - с другой, подошли с разных позиций. Тем более что косовский кризис качественно отличался от ситуаций и в районе Персидского залива, и в Боснии.

Если в двух предыдущих кризисах ООН действовала на стороне правительств независимых Кувейта и Боснии, то косовская ситуация в юридическом плане была внутренним делом Союзной Республики Югославии и конкретно Сербии. Суть ее вкратце заключалась в следующем. Правительство Милошевича в 1989 г. лишило Косово автономии, проводило жесткую линию на подавление первоначально ненасильственного неподчинения албанцев, которые составляют подавляющее большинство населения Косово, белградским властям. КОСОBCКИМИ албанцами была создана параллельная структура власти в Косово, а лидер Демократического союза Косово И. Ругова был избран президентом «Республики Косово». С формированием в последние годы отрядов Армии освобождения Косово (АОК), не подчинявшихся Ругове и прибегавших к методам вооруженной борьбы не только против сил безопасности Сербии, но и против сербского гражданского меньшинства, Белград резко расширил масштабы военных операций в Косово, от которых все в большей степени страдало гражданское население. Сербская сторона утверждала, что это является следствием борьбы с албанскими террористами и теми, кто поддерживает их, а албанцы заявляли, что речь идет о целе­направленных «этнических чистках».

Совет Безопасности уделял самое пристальное внимание развитию ситуации в Косово и принял три резолюции (1160, март 1998 г.; 1199, сентябрь 1998 г.; 1203, октябрь 1998 г.), в которых выражалась глубокая озабоченность ухудшением гуманитарной ситуации в Косово, в частности, в том, что касалось прав человека и международного гуманитарного права, и содержалось требование к СРЮ отвести сербские силы безопасности из Косово, обеспечить международное наблюдение за ситуацией в этой провинции, а также содействовать безопасному возвращению беженцев и перемещенных лиц. Эти резолюции также осуждали «все акты терроризма» со стороны Армии освобождения Косово.

Россия последовательно выступала за мирное урегулирование конфликта. Основным механизмом для достижения этой цели была избрана «контактная группа», сформированная еще для раз­решения боснийского кризиса, а затем и «тройка» в составе представителей России, США и Европейского союза.

В этой ситуации Совет НАТО заявил о том, что в Косово налицо все признаки «гуманитарной катастрофы», и о своей решимости нанести воздушные удары по сербским силам безопасности, если те не прекратят боевые действия против мирного населения в крае. В октябре 1998 г., накануне начала планировавшейся воздушной операции НАТО, спецпредставителю США Холбруку удалось договориться с Милошевичем о промежуточном урегулировании. Правительство СРЮ соглашалось прекратить боевые действия, сократить подразделения армии и сил безопасности в Косово до количества, которое было размещено там в начале года, обеспечить присутствие наблюдателей ОБСЕ в крае, а также беспрепятственное возвращение беженцев в места прежнего проживания и начать переговоры с албанцами о поли­тическом будущем Косово в составе Сербии.

Эти обязательства частично были выполнены. В Косово были введены наблюдатели ОБСЕ, в том числе и российские представители. Но албанцы отказались от переговоров с Белградом, требуя, чтобы повестка дня включала не только вопросы автономии, но и полного отделения Косово от Сербии, на что не согласилось сербское правительство. В начале года боевые действия между сербскими войсками и АОК вспыхнули с новой силой.

После того, как в деревне Рачак в Центральном Косово в результате операции югославских войск и полиции погибло 45 албанцев, НАТО вновь выступила с угрозами нанесения воздушных ударов по СРЮ. Однако мировому сообществу удалось убедить сербскую и албанскую стороны начать переговоры по вопросу урегулирования в крае. Переговоры начались б февраля в замке Рамбуйе под Парижем.

НАТО вновь предупредила о возможности нанесения воздушных ударов по СРЮ. 24 марта 1999 г. началась операция «Союзническая сила».

На заседании СБ ООН 24 марта 1999 г. Российская Федерация, Беларусь, Китай, Индия, ряд других стран осудили вооруженное нападение НАТО на Югославию как вмешательство во внутренние дела и акт агрессии против суверенного государства.

26 марта 1999 г. РФ, Белорусия и Индия вынесли на рассмотрение СБ проект резолюции, осуждающей акцию НАТО и призывающую к ее прекращению, однако резолюция принята не была.

Конечные итоги попыток урегулирования как в Боснии и Герцеговине, так и в Косово неутешительны. Соглашения, достигнутые в Дейтоне, выполняются только в незначительной степени. Присутствие миротворческих сил как в БиГ, так и в Косово не смогло обеспечить сосуществования конфликтующих общин и создания "мультиэтничного общества". В БиГ возвращение беженцев в ино-этничные районы было минимальным, в Косово, после быстрого (1-2 месяца) возвращения большинства албанских беженцев, началось бегство неалбанского населения, которое продолжается до сих пор. Ситуация в области безопасности в Косово неоднократно вызывала озабоченность СБ ООН, а многие страны, включая РФ заявляли о неспособности международного гражданского и военного присутствия обеспечить элементарный порядок в крае.