Вопрос 26. Отношения России и нато: основополагающие документы 1994 – 2008 гг.
Отношения России и НАТО — важнейший компонент формирующейся системы Европ. безопасности. Наличие обширного пространства, в к-ом интересы безопасности России и членов альянса пересекаются, объективно обрекает нашу страну и НАТО на поиски modus vivendi в духе сотрудничества. Однако несовпадение интересов и стратегич. культур, до конца не изжитые обеими сторонами стереотипы мышления эпохи ХВ придавали особый драматизм процессу поисков приемлемой формулы взаимоотношений.
Наиболее болезненным в отношениях России и НАТО остается вопрос о расширении альянса. Речь идет, во-первых, об увеличении состава альянса за счет новых независимых государств Европы. Во-вторых, — о распространении сферы его деятельности за пределы территории членов вне рамок ст. 5 Вашингтонского договора.
Последовательно негативное восприятие Россией расширения членского состава НАТО сохраняется. В преддверие первой «волны» расширения НАТО (в середине 1990-х гг.) проявлялась негативная реакция России. Вторая «волна» расширения — накануне и после Пражского саммита в ноябре 2002 г. — была встречена в России спокойнее. Смену акцентов обозначил Президент В. В. Путин вскоре после террористических актов в США. Выступая в октябре 2001 г. в Брюсселе на совместной с генсеком НАТО Дж. Робертсоном пресс-конференции, он отметил необходимость выйти из этой логики. Эффективных рычагов противодействия вступлению независимых государств в НАТО у России нет. Но и сама РФ в качестве такого же суверенного гос-ва обоснованно ставит вопрос о минимизации ущерба, который наносит ее интересам приближение военно-полит. союза вплотную к российским границам.
С начала 1990-х гг. в отношениях России и НАТО было опробовано несколько институциональных форматов. Хронологически первым стал многосторонний формат связей в рамках созданного в конце 1991 г. Совета североатлантического сотрудничества (ССАС), в 1997 г. преобразованного в Совет европейско-атлантического партнерства (СЕАП). С 1994 г. параллельно шел поиск оптимального двустороннего формата. Здесь начинали с формулы «16+1» в рамках программы «Партнерство ради мира», к к-ой Россия окончательно присоединилась в 1995 г. Тогда же была предпринята первая попытка выйти на более высокий уровень взаимодействия. Этому был посвящен документ под названием «Области широкого, углубленного диалога и сотрудничества между Россией и НАТО».
Вторая попытка была предпринята в 1997 г. накануне первой «волны» расширения НАТО. 27 мал 1997 г. в Париже состоялось торжественное подписание Основополагающего Акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности РФ и НАТО (ОА).
Для России при разработке форматов взаимоотношений с НАТО были важны порядок принятия решений и обязательства по совместным действиям на основе четко сформулированных принципов. Эти установки нашли отражение в ОА. Однако политический характер этого документа сделал процесс совместного принятия решений заложником именно политической воли НАТО и России. Во время косовского кризиса испытания не вынесла политич. воля к поиску совместных решений.
28 мая 2002 г. в Италии на саммите Россия-НАТО была подписана Декларация «Отношения Россия — НАТО: новое качество», учреждающая новый формат отношений. Его назвали «двадцаткой»: 19 членов НАТО + Россия. Принципиальное отличие «двадцатки» от прежней формулы «19+1» заключается в том, что во вновь созданном в Риме Совете Россия-НАТО (СРН) обсуждение и принятие решений предусмотрено на национальной основе. Иными словами НАТО не должна выступать с заранее согласованной общей позицией блока, как это было в прежнем Совместном Постоянном Совете (СПС) Россия-НАТО, учрежденным ОА. У России появляется возможность оказывать воздействие на процесс разработки решений в обозначенных Декларацией областях.
Сферы сотрудничества, выделенные в Декларации 2002 г., по кол-ву уступают более обширному их перечню в ОА. Однако Декларация не отменяет ОА. Она лишь концентрирует усилия обеих сторон на тех областях, к-ые в ситуации «после 11 сентября» сочтены первоочередными. Борьба с терроризмом стоит в новом перечне на первом месте. Следом идут кризисное регулирование, комплекс проблем контроля над вооружениями, ПРО ТВД, поиск и спасание на море, сотрудничество между военными и в сфере военных реформ, чрезвычайное гражданское планирование и реагирование и изучение новых угроз и вызовов.
Особо стоит остановиться на ПРО ТВД, поскольку речь идет о важной российской инициативе в сфере военно-полит. измерения Европ. безопасности. Инициатива была выдвинута Президентом В. В. Путиным в 2000 г. и тогда же передана на рассмотрение НАТО. Под аббревиатурой «ПРО ТВД» понимается нестратегическая (театра военных действий) система противоракетной обороны для Европы. Суть российских предложений в поэтапном рассмотрении этого вопроса совместно с партнерами по европейской безопасности. Для этого создана Специальная рабочая группа.
В области кризисного регулирования позиции России и НАТО удавалось совмещать с большим трудом. Концептуально Россия не приемлет применение военной силы в обход Устава ООН. Кроме того, она категорически возражает против мероприятий в рамках «гуманитарной интервенции». В целом Россия отдает предпочтение политич. методам кризисного регулирования, хотя не отвергает возможность применения военной силы.
За время, прошедшее после учреждения нового формата отношений России и НАТО, стороны приступили к осуществлению принятых на саммите в Италии решений. Уже функционируют 13 рабочих групп. Осязаемым практическим результатом стало подписание 8 февраля 2003 г. министром обороны Ивановым и Дж. Робертсоном «Рамочного документа между Российской Федерацией и НАТО по спасанию экипажей аварийных подводных лодок». В 2002-2003гг. прошли совместные учения по реагированию на чрезвыч. граждан. ситуации. На 2004 г. запланированы совместные военные учения.
3 этап взаимоотношений (1998-1999)
18 марта 1998 – официальное открытие Постоянного представительства РФ при штаб-квартире НАТО в Брюсселе. 28 мая 1998 – на заседании СПС на уровне мининдел в Люксембурге достигнута договоренность об учреждении военной миссии НАТО в Москве к концу 1998. В связи с агрессией НАТО против Югославии в марте 1999 вопрос об открытии миссии НАТО в РФ был отложен. 12 марта 1999 Польша, Чехия и Венгрия стали членами НАТО.
Действия НАТО по урегулированию Косовского кризиса неоднократно приводили к напряженности во взаимоотношениях между Альянсом и РФ еще в 1998 году. Реальное ухудшение отношений РФ-НАТО произошло с началом бомбардировок СРЮ авиацией НАТО. 24 марта 1999 ВВС НАТО приступили к бомбардировкам СРЮ под предлогом того, что президент СРЮ Милошевич, с точки зрения НАТО, не выполнял резолюций СБ ООН и поставил ситуацию в Косово на грань гуманитарной катастрофы. РФ расценила действия НАТО как акт агрессии. Ввиду отказа НАТО вернуть решение вопроса в полит русло РФ вскоре после начала военных действий заморозила отношения с НАТО.
Концептуальная основа для обоснования Косовского прецедента появилась в апреле 1999 – новая Стратегическая концепция НАТО (подробнее см. вопрос о НАТО).
Принятие новой стратегической концепции НАТО было воспринято крайне негативно в РФ. По мнению российских аналитиков, в Концепции опущен вопрос о монополии СБ ООН на решение о применение силы. Особое раздражение вызвала новая трактовка зоны ответственности НАТО. К обширному евроатлантическому региону добавилась формулировка о «глобальном контексте» безопасности НАТО, о рисках региональных кризисов на «периферии Альянса», которые могут потребовать от него соответствующих ответов. Несанкционированное применение силы во время Косовского кризиса и текст новой Концепции НАТО свидетельствовал об усилении натоцентристского подхода к проблемам глобальной и региональной безопасности.
4 этап взаимоотношений (1999-2004)
В связи с натовской военной акцией против СРЮ Россия приостановила все свои контакты с альянсом, отказалась принять участие в его юбилейном саммите в апреле 1999 года в Вашингтоне. После возвращения ситуации в международное правовое поле и принятия резолюции СБ ООН 1244 контакты с альянсом возобновились, хотя и были ограничены исключительно вопросами взаимодействия в рамках миротворческих операций в Косово и БиГ. В феврале 2000 года после визита в Москву Генерального секретаря альянса Дж. Робертсона отношения Россия-НАТО были частично "разморожены". В мае-июне 2000 года после почти полуторагодичного перерыва прошли заседания СПС России-НАТО на уровне министров иностранных дел и обороны.
В период с декабря 2000 года по май 2002 года прошли 4 очередных заседания СПС на уровне министров иностранных дел и обороны. За эти полтора года произошло постепенное укрепление доверия во взаимоотношениях России и НАТО, был расширен список тем, по которым велся диалог. Особое внимание уделялось вопросам стратегической стабильности, нераспространения ОМУ и ракетных технологий, мерам доверия и безопасности в ядерной области, европейской нестратегической ПРО, а также проблемам борьбы с терроризмом. В Москве открылись Информационное бюро (февраль 2001 года) и Военная миссия связи НАТО (май 2002 года).
Генеральный секретарь НАТО Дж.Робертсон осуществил два рабочих визита в Москву (февраль и ноябрь 2001 года). Президент РФ В.В.Путин в ходе официального визита в Бельгию провел 3 октября 2001 года рабочую встречу с Дж.Робертсоном, на которой было достигнуто важное политическое понимание о необходимости перевода отношений Россия - НАТО на качественно новый уровень.
В декабре 2001 года министры иностранных дел на заседании СПС в Брюсселе заявили о своей решимости совместно работать по формированию нового качества отношений и приняли решение о проведении предметных консультаций по данному вопросу.
В марте, апреле и мае 2002 года поочередно в Москве и Брюсселе состоялось несколько раундов консультаций заместителя мининдел РФ Е.П. Гусарова и заместителя Генсека НАТО Г. Альтенбурга. Главный их итог - достижение принципиальных договоренностей по новым рамкам отношений Россия-НАТО. 14 мая 2002 года в Рейкьявике на заседании СПС эти договоренности были одобрены министрами иностранных дел.
Начало новому этапу сотрудничества положила встреча на высшем уровне Россия-НАТО в Риме 28 мая 2002 года. Главы государств и правительств подписали Декларацию "Отношения Россия-НАТО: новое качество" (т.н. Римская декларация).
- Вопрос 1. Новая структура международных отношений после распада биполярного мира: важнейшие факторы, движущие силы.
- Вопрос 2. Глобализация и ее воздействие на международные отношения
- Вопрос 3. Представление об основных тенденциях мирового развития по ф. Фукуяме и с. Хантингтону. Сторонники и критики этих взглядов.
- Вопрос 4. Представление об основных тенденциях мирового развития по взглядам политических реалистов: 36. Бжезинский, г. Киссинджер. Сторонники и критики этих взглядов
- Раздел II. Продвижение интересов сша через расширение и участие
- Раздел II. Обеспечение национальных интересов сша
- Вопрос 7. Задачи внешней политики сша. В стратегиях национальной безопасности 1996 и 1999 гг.: региональные приоритеты политики сша: их специфика для каждого из регионов мира.
- Вопрос 8. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2002 г. Задачи формирования и укрепления коалиций в борьбе с терроризмом.
- Вопрос 9. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба против распространения оружия массового уничтожения.
- Вопрос 10. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба за распространение демократии.
- Вопрос 11. Задачи внешней политики сша в стратегиях национальной безопасности 2002, 2006 гг.: формирование новых отношений с региональными центрами силы.
- Вопрос 12. Эволюция взглядов администрации сша на изменение военно-стратегической ситуации в мире: новые подходы к роли ядерного оружия.
- Вопрос 13. Отход сша от сложившейся концепции стратегической стабильности: курс на создание нпро
- Вопрос 14. Договор снв-2: основные положения и дальнейшая судьба. Договор_снп: основные положения.
- Вопрос 15. Внешнеполитические ресурсы рф.
- Вопрос 16. Основные этапы становления внешней политики России (1991-2008тг:)
- Вопрос 19. Проблема адаптации сбсе / обсе к постбиполярным условиям: от Парижской хартии для новой Европы 1990 года до Хартии европейской безопасности 1999 года.
- Вопрос 20. Становление Европейского Союза (1992-2004 гг.). Понятие «трех опор» ес.
- 21. Формирование Общей внешней политики и политики безопасности ес в 1991-2007 гг. Овпб ес после Косовского (1999 г.) и Иракского (2003 г.) кризиса.
- Вопрос 26. Отношения России и нато: основополагающие документы 1994 – 2008 гг.
- Вопрос 27. Боснийский кризис 1992-1995 гг.: международные аспекты урегулирования.
- Вопрос 28. Косовский кризис 1998-1999 годов: международные аспекты урегулирования. Воздействие Косовского -кризиса на международные отношения.
- Вопрос 29. Мировое развитие и современные международные отношения. Развивающиеся страны и проблема Север-Юг.
- Вопрос 30. Интеграционные процессы в бассейнах Тихого и Индийского океанов, основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 31. Интеграционные процессы в Западном полушарии; основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 32. Кнр в современных международных отношениях.
- Вопрос 33. Российско-китайские отношения 1992-2004 гг Соглашения о мерах укрепления военного доверия в Центральной Азии
- Вопрос 34. Деятельность Шанхайской организации сотрудничества. Принятие Хартии шос.
- Вопрос 35.. Япония в современных международных отношениях. Российско-японские отношения 1992-2006гг.
- Вопрос 36. Международные отношения на Корейском полуострове. Ядерная проблема. Отношения рф с государствами полуострова (1992-2006 гг.).
- Вопрос 37. Юго-Восточная Азия в системе современных мо. Роль и место асеан в международных отношениях в атр. Диалоговые структуры асеан. Значение арф для мо в регионе
- Вопрос 38. Южная Азия а системе современных международных отношений. Ядерный фактор в региональных международных отношениях. Российско-индийские отношения 1992-2006 гг.
- Вопрос 41. Фактор Ирана в мо
- Вопрос 42 Проблема политического урегулирования на Ближнем Востоке в 90-е гг. Мадридский переговорный процесс.
- Вопрос 44. Проблема Ирака в современных международных отношениях. Обострение международных отношений вокруг Ирака в 2002-2003 гг. Современное состояние проблемы. Рф и иракский кризис.
- Вопрос 45. Латинская Америка в современных международных отношениях. Сша и Латинская Америка. Латинская Америка и ес. Отношения рф с государствами региона.