logo
ФИНАЛ ОТВЕТЫ

Вопрос 45. Латинская Америка в современных международных отношениях. Сша и Латинская Америка. Латинская Америка и ес. Отношения рф с государствами региона.

Лат Ам регион является одним из наиболее явных примеров трансформации системы МО. Этот регион традиционно находился в сфере интересов США и в своей политике ориентирвался на Вашингтон, но в настоящий момент можно говорить о возрастающей самостоятельной роли Лат Ам стран, поиска ими более эффект. путей развития, хотя все же влияние США в регионе ощущается. В 90-е гг Лат Ам вступила без межсистемных конфликтов. Рухнули авторитарные военные структуры, прекратилось повстанческое движение в Сальвадоре, в Никарагуа прекратилась власть сандинистов.

26 марта 1991 г. президенты Аргентины, Бразилии, Уругвая и Парагвая подписали в Асунсьене соглашение о создании МЕРКОСУР. С 1991 г. предусматривалось постепенное снижение взаимных таможенных тарифов вплоть до их полной отмены к 1995 г., введение единых внешних тарифов, выработка совместно согласованных позиций на мировой арене по экон. и полит. вопросам. Венесуэла и Колумбия вместе с Мексикой образовали “Группу 3”, приступив с 1992 г. к снижению взаимных торговых пошлин, чтобы постепенно создать ЗСТ.

Быстрый процесс западноевр. интеграции, завоевание влиятельных позиций в мировой эк-ке ЕЭС и странами АСЕАН, Японии побуждали латиноамер. гос-ва наряду с региональной интеграцией добиваться подключения к высокоразвитой эк-ке США и Канады, чтобы ускорить собственное развитие и в перспективе стать частью мощного интеграционного объединения в масштабах всего Зпадного полушария, способного занять ведущие позиции в мировой эк-ке.

Идея экономического сближения с северными соседями стала оживленно обсуждаться в Латинской америке в 1990 г. Президент США Буш 27 июня 1990 г. выступил с идеей “нового экономического партнерства” в Западном полушарии. Он предложил создать ЗСТ и инвестиций в составе США. Канады и Лат. Ам, к-ая бы заложила основы Межамериканского общего рынка. В Межамериканском банке развития предполагалось создать специальный фонд для финансирования эконом. программ в латиноамер. странах и частично списать долг тех стран, к-ые встанут на путь либерализации эк-ки и ВТ. Позитивная реакция.

Мексика в 1990-1991 гг. начала переговоры с США о создании НАФТА с участием Мексики, США и Канады. Договоренность об этом достигнута в 1992 г., вступила в силу 1 января 1994 г. Появляется возможность без ограничения вкладывать капиталы и перенести неэкологически чистое производство в Мексику. + Дешевая рабочая сила там. Тем самым создается новый рынок капитала и рынок сбыта. Для Мексики это означало приток капиталов, технологий, открытие емких рынков товаров. Ряд латиноамер. республик изъявил намерение подключиться к этой зоне через систему 2-сторонних и многосторонних договоров о свободе торговли с Мексикой и в перспективе с США.

В 1991 г. были подписаны соглашения о свободе торговли Мексики и Центр. Ам, Между Мекс. и Чили, а в 1993 г. между Мексикой и Венесуэлой. В декабре президент Аргентины Менем заявил, что приоритетной целью МЕРКОСУР должна стать интеграция этой организации с НАФТА и создание в дальнейшем общеконтинент. интеграц. объединения.

В 1994 г. состоялась встреча в Майями лидеров Западного полушария, решение о создании ЗСТ в западном полушарии к 2005 г.

США-Латинская Америка. Джордж Буш (1989-1993) - политика дальнейшего обострения конфликта вокруг Центр. Ам вплоть до смены режима в Никарагуа в 1990 г. Интервенция против Панамы. Самая крупная воздушно-десантная операция со времен 2-й мировой войны и самая значительная военная акция после Вьетнама. Цель - свержение и захват Норьеги и установления угодного режима. Новый президент Эндара присягал на военной базе зоне канала.

Билл Клинтон (1993-1997). Основа - НАФТА, усилия по финансовой стабилизации Мексики, интервенция на Гаити 1993 г. Клинтона, он в отличие от своих предшественников не выдвинул очередной доктрины, регулирующей отношения с Лат. Ам странами. Гос. секретарь Бейкер в 1993 г. даже не упомянул Лат. Ам в числе основных ВП приоритетов США, хотя продолжает играть важную роль.

В Лат. Америке складывается парадоксальная ситуация – США несут бремя и главного помощника, и архизлодея. На настоящий момент это выражается прежде всего в сокращении помощи. Свои эк. беды латиноам. страны не без основания связывают с противоречивой политикой США. Прекращение кредитов при том, что внешняя задолженность региона не сократилась, а возросла.

В отношении Кубы. Независимо от пристрастий политика США по отношению к Кубе в последние 30 лет с полным основание можно квалифицировать как чрезвычайно жесткую. Основной аспект силовой политики - торгово-эк. и финансовая блокада о-ва. Одновременно сущ. и тенденция, направленная на нормализацию отношений с Кубой. Урегулирован непростой иммиграционный вопрос, власти США согласились на некоторое расширение контактов, особенно в гуманитарной сфере, организацию телефонной связи. О-ов стал объектом инвестиционного бума. Только в январе 1996 г. 60 американских фирм, зафиксирвали свое присутствие на о-ве.

Латинская Америка-ЕС Отдельное сотрудничество с Мексикой, Бразилией, Арг. Механизм сотрудничества с гос-ми Карибского Бассейна, с Андского пакта, МЕРКОСУР. Соглашения о сотрудничестве и торговле, переход к сотрудничеству в сфере ВП.

ЕС активизируют свою деятельность в латиноам. регионе. Особую заинтересованность проялвяют Испания и Португалия. Еще в 1987 г. Севет ЕС одобрил предложения КЕС о “Новых ориентирах в развитии отношний с Лат Ам”, где впервые указыватся на необходимость осуществления “целостной согласованной стратегии по укреплению отношений и сотрудничества между сообществом и его членами, с одной стороны, и Лат Ам и гос-ми этого региона с др.

Основные направления сотрудничества - активизация торгвых отношений, содействие проектам региональной интеграции, поощрение контактов на уровне предпринимателей, у величение помощи ЕС на развитие с/х и производства продовольствия. Особый акцент - на развитие промышленного сотруд-ва со странами Лат Ам., проведение совместных научно-тех исследований.

Латинская Америка-Россия. Начальный этап (первая пол. 1990-х гг.) характериз. преимущественно пассивной адаптацией к ослаблению наших позиций в регионе после СССР, маргинализацией региона в общем контексте ВП РФ. Второй этап (вторая пол. 1990-х гг.) в значительной мере ассоциируется с исправлением перекосов первого. Он отмечен активизацией дипломат. диалога и ВП взаимодействия с латиноамер. и карибскими гос-ми, повышением уровня и статуса двустор. отношений, расширением сотрудничества с Россией. Политическая стабилизация в нашей стране, выход ее на траекторию эконом. роста, связанные с началом президентства Путина, дают основание для выделения третьего, современного этапа в развитии РЛО.

В первой половине 1990-х гг. латиноамер. и карибские гос-ва де-факто отодвинулись на периферию ВП деятельности РФ. Ее нацеленность на поиск понимания преимущественно с Вашингтоном, внезапное свертывание нашего присутствия на Кубе, пассивность в отношениях с др. латиноамер. странами — все это не внушало оптимизма относительно перспективы российско-латиноам. связей.

Второй этап характеризовался более активным и целенаправленным подключением МИД к поддержке торгового, технолог. и инвестиц. сотрудничества с зарубежными партнерами.

Несмотря на краткость времени с начала президентства Путина, данный период наполнен весьма значительным содержанием. Выражается это в возросшей интенсивности полит. контактов. Этапу присущи крутые повороты мировой политики, к-ые явно повлияли на отношения и взаимодействие РФ со странами Лат Ам.

Латино-Карибская Америка представляет для России существенный стратегический резерв. Здесь Россия может найти дополнит. точки опоры усилиям по укреплению своих позиций на междунар. сцене, в отстаивании идеи многополюсного мира. Для российской экономики ЛКА — перспективный платежеспос. рынок, где относительно высоки шансы сбыта нашей машинно-технич. продукции и технологич. разработок. Импорт из ЛКА способен заполнить ряд пробелов в продовольственном и ресурсном обеспечении нашей страны.