Вопрос 45. Латинская Америка в современных международных отношениях. Сша и Латинская Америка. Латинская Америка и ес. Отношения рф с государствами региона.
Лат Ам регион является одним из наиболее явных примеров трансформации системы МО. Этот регион традиционно находился в сфере интересов США и в своей политике ориентирвался на Вашингтон, но в настоящий момент можно говорить о возрастающей самостоятельной роли Лат Ам стран, поиска ими более эффект. путей развития, хотя все же влияние США в регионе ощущается. В 90-е гг Лат Ам вступила без межсистемных конфликтов. Рухнули авторитарные военные структуры, прекратилось повстанческое движение в Сальвадоре, в Никарагуа прекратилась власть сандинистов.
26 марта 1991 г. президенты Аргентины, Бразилии, Уругвая и Парагвая подписали в Асунсьене соглашение о создании МЕРКОСУР. С 1991 г. предусматривалось постепенное снижение взаимных таможенных тарифов вплоть до их полной отмены к 1995 г., введение единых внешних тарифов, выработка совместно согласованных позиций на мировой арене по экон. и полит. вопросам. Венесуэла и Колумбия вместе с Мексикой образовали “Группу 3”, приступив с 1992 г. к снижению взаимных торговых пошлин, чтобы постепенно создать ЗСТ.
Быстрый процесс западноевр. интеграции, завоевание влиятельных позиций в мировой эк-ке ЕЭС и странами АСЕАН, Японии побуждали латиноамер. гос-ва наряду с региональной интеграцией добиваться подключения к высокоразвитой эк-ке США и Канады, чтобы ускорить собственное развитие и в перспективе стать частью мощного интеграционного объединения в масштабах всего Зпадного полушария, способного занять ведущие позиции в мировой эк-ке.
Идея экономического сближения с северными соседями стала оживленно обсуждаться в Латинской америке в 1990 г. Президент США Буш 27 июня 1990 г. выступил с идеей “нового экономического партнерства” в Западном полушарии. Он предложил создать ЗСТ и инвестиций в составе США. Канады и Лат. Ам, к-ая бы заложила основы Межамериканского общего рынка. В Межамериканском банке развития предполагалось создать специальный фонд для финансирования эконом. программ в латиноамер. странах и частично списать долг тех стран, к-ые встанут на путь либерализации эк-ки и ВТ. Позитивная реакция.
Мексика в 1990-1991 гг. начала переговоры с США о создании НАФТА с участием Мексики, США и Канады. Договоренность об этом достигнута в 1992 г., вступила в силу 1 января 1994 г. Появляется возможность без ограничения вкладывать капиталы и перенести неэкологически чистое производство в Мексику. + Дешевая рабочая сила там. Тем самым создается новый рынок капитала и рынок сбыта. Для Мексики это означало приток капиталов, технологий, открытие емких рынков товаров. Ряд латиноамер. республик изъявил намерение подключиться к этой зоне через систему 2-сторонних и многосторонних договоров о свободе торговли с Мексикой и в перспективе с США.
В 1991 г. были подписаны соглашения о свободе торговли Мексики и Центр. Ам, Между Мекс. и Чили, а в 1993 г. между Мексикой и Венесуэлой. В декабре президент Аргентины Менем заявил, что приоритетной целью МЕРКОСУР должна стать интеграция этой организации с НАФТА и создание в дальнейшем общеконтинент. интеграц. объединения.
В 1994 г. состоялась встреча в Майями лидеров Западного полушария, решение о создании ЗСТ в западном полушарии к 2005 г.
США-Латинская Америка. Джордж Буш (1989-1993) - политика дальнейшего обострения конфликта вокруг Центр. Ам вплоть до смены режима в Никарагуа в 1990 г. Интервенция против Панамы. Самая крупная воздушно-десантная операция со времен 2-й мировой войны и самая значительная военная акция после Вьетнама. Цель - свержение и захват Норьеги и установления угодного режима. Новый президент Эндара присягал на военной базе зоне канала.
Билл Клинтон (1993-1997). Основа - НАФТА, усилия по финансовой стабилизации Мексики, интервенция на Гаити 1993 г. Клинтона, он в отличие от своих предшественников не выдвинул очередной доктрины, регулирующей отношения с Лат. Ам странами. Гос. секретарь Бейкер в 1993 г. даже не упомянул Лат. Ам в числе основных ВП приоритетов США, хотя продолжает играть важную роль.
В Лат. Америке складывается парадоксальная ситуация – США несут бремя и главного помощника, и архизлодея. На настоящий момент это выражается прежде всего в сокращении помощи. Свои эк. беды латиноам. страны не без основания связывают с противоречивой политикой США. Прекращение кредитов при том, что внешняя задолженность региона не сократилась, а возросла.
В отношении Кубы. Независимо от пристрастий политика США по отношению к Кубе в последние 30 лет с полным основание можно квалифицировать как чрезвычайно жесткую. Основной аспект силовой политики - торгово-эк. и финансовая блокада о-ва. Одновременно сущ. и тенденция, направленная на нормализацию отношений с Кубой. Урегулирован непростой иммиграционный вопрос, власти США согласились на некоторое расширение контактов, особенно в гуманитарной сфере, организацию телефонной связи. О-ов стал объектом инвестиционного бума. Только в январе 1996 г. 60 американских фирм, зафиксирвали свое присутствие на о-ве.
Латинская Америка-ЕС Отдельное сотрудничество с Мексикой, Бразилией, Арг. Механизм сотрудничества с гос-ми Карибского Бассейна, с Андского пакта, МЕРКОСУР. Соглашения о сотрудничестве и торговле, переход к сотрудничеству в сфере ВП.
ЕС активизируют свою деятельность в латиноам. регионе. Особую заинтересованность проялвяют Испания и Португалия. Еще в 1987 г. Севет ЕС одобрил предложения КЕС о “Новых ориентирах в развитии отношний с Лат Ам”, где впервые указыватся на необходимость осуществления “целостной согласованной стратегии по укреплению отношений и сотрудничества между сообществом и его членами, с одной стороны, и Лат Ам и гос-ми этого региона с др.
Основные направления сотрудничества - активизация торгвых отношений, содействие проектам региональной интеграции, поощрение контактов на уровне предпринимателей, у величение помощи ЕС на развитие с/х и производства продовольствия. Особый акцент - на развитие промышленного сотруд-ва со странами Лат Ам., проведение совместных научно-тех исследований.
Латинская Америка-Россия. Начальный этап (первая пол. 1990-х гг.) характериз. преимущественно пассивной адаптацией к ослаблению наших позиций в регионе после СССР, маргинализацией региона в общем контексте ВП РФ. Второй этап (вторая пол. 1990-х гг.) в значительной мере ассоциируется с исправлением перекосов первого. Он отмечен активизацией дипломат. диалога и ВП взаимодействия с латиноамер. и карибскими гос-ми, повышением уровня и статуса двустор. отношений, расширением сотрудничества с Россией. Политическая стабилизация в нашей стране, выход ее на траекторию эконом. роста, связанные с началом президентства Путина, дают основание для выделения третьего, современного этапа в развитии РЛО.
В первой половине 1990-х гг. латиноамер. и карибские гос-ва де-факто отодвинулись на периферию ВП деятельности РФ. Ее нацеленность на поиск понимания преимущественно с Вашингтоном, внезапное свертывание нашего присутствия на Кубе, пассивность в отношениях с др. латиноамер. странами — все это не внушало оптимизма относительно перспективы российско-латиноам. связей.
Второй этап характеризовался более активным и целенаправленным подключением МИД к поддержке торгового, технолог. и инвестиц. сотрудничества с зарубежными партнерами.
Несмотря на краткость времени с начала президентства Путина, данный период наполнен весьма значительным содержанием. Выражается это в возросшей интенсивности полит. контактов. Этапу присущи крутые повороты мировой политики, к-ые явно повлияли на отношения и взаимодействие РФ со странами Лат Ам.
Латино-Карибская Америка представляет для России существенный стратегический резерв. Здесь Россия может найти дополнит. точки опоры усилиям по укреплению своих позиций на междунар. сцене, в отстаивании идеи многополюсного мира. Для российской экономики ЛКА — перспективный платежеспос. рынок, где относительно высоки шансы сбыта нашей машинно-технич. продукции и технологич. разработок. Импорт из ЛКА способен заполнить ряд пробелов в продовольственном и ресурсном обеспечении нашей страны.
- Вопрос 1. Новая структура международных отношений после распада биполярного мира: важнейшие факторы, движущие силы.
- Вопрос 2. Глобализация и ее воздействие на международные отношения
- Вопрос 3. Представление об основных тенденциях мирового развития по ф. Фукуяме и с. Хантингтону. Сторонники и критики этих взглядов.
- Вопрос 4. Представление об основных тенденциях мирового развития по взглядам политических реалистов: 36. Бжезинский, г. Киссинджер. Сторонники и критики этих взглядов
- Раздел II. Продвижение интересов сша через расширение и участие
- Раздел II. Обеспечение национальных интересов сша
- Вопрос 7. Задачи внешней политики сша. В стратегиях национальной безопасности 1996 и 1999 гг.: региональные приоритеты политики сша: их специфика для каждого из регионов мира.
- Вопрос 8. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2002 г. Задачи формирования и укрепления коалиций в борьбе с терроризмом.
- Вопрос 9. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба против распространения оружия массового уничтожения.
- Вопрос 10. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба за распространение демократии.
- Вопрос 11. Задачи внешней политики сша в стратегиях национальной безопасности 2002, 2006 гг.: формирование новых отношений с региональными центрами силы.
- Вопрос 12. Эволюция взглядов администрации сша на изменение военно-стратегической ситуации в мире: новые подходы к роли ядерного оружия.
- Вопрос 13. Отход сша от сложившейся концепции стратегической стабильности: курс на создание нпро
- Вопрос 14. Договор снв-2: основные положения и дальнейшая судьба. Договор_снп: основные положения.
- Вопрос 15. Внешнеполитические ресурсы рф.
- Вопрос 16. Основные этапы становления внешней политики России (1991-2008тг:)
- Вопрос 19. Проблема адаптации сбсе / обсе к постбиполярным условиям: от Парижской хартии для новой Европы 1990 года до Хартии европейской безопасности 1999 года.
- Вопрос 20. Становление Европейского Союза (1992-2004 гг.). Понятие «трех опор» ес.
- 21. Формирование Общей внешней политики и политики безопасности ес в 1991-2007 гг. Овпб ес после Косовского (1999 г.) и Иракского (2003 г.) кризиса.
- Вопрос 26. Отношения России и нато: основополагающие документы 1994 – 2008 гг.
- Вопрос 27. Боснийский кризис 1992-1995 гг.: международные аспекты урегулирования.
- Вопрос 28. Косовский кризис 1998-1999 годов: международные аспекты урегулирования. Воздействие Косовского -кризиса на международные отношения.
- Вопрос 29. Мировое развитие и современные международные отношения. Развивающиеся страны и проблема Север-Юг.
- Вопрос 30. Интеграционные процессы в бассейнах Тихого и Индийского океанов, основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 31. Интеграционные процессы в Западном полушарии; основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 32. Кнр в современных международных отношениях.
- Вопрос 33. Российско-китайские отношения 1992-2004 гг Соглашения о мерах укрепления военного доверия в Центральной Азии
- Вопрос 34. Деятельность Шанхайской организации сотрудничества. Принятие Хартии шос.
- Вопрос 35.. Япония в современных международных отношениях. Российско-японские отношения 1992-2006гг.
- Вопрос 36. Международные отношения на Корейском полуострове. Ядерная проблема. Отношения рф с государствами полуострова (1992-2006 гг.).
- Вопрос 37. Юго-Восточная Азия в системе современных мо. Роль и место асеан в международных отношениях в атр. Диалоговые структуры асеан. Значение арф для мо в регионе
- Вопрос 38. Южная Азия а системе современных международных отношений. Ядерный фактор в региональных международных отношениях. Российско-индийские отношения 1992-2006 гг.
- Вопрос 41. Фактор Ирана в мо
- Вопрос 42 Проблема политического урегулирования на Ближнем Востоке в 90-е гг. Мадридский переговорный процесс.
- Вопрос 44. Проблема Ирака в современных международных отношениях. Обострение международных отношений вокруг Ирака в 2002-2003 гг. Современное состояние проблемы. Рф и иракский кризис.
- Вопрос 45. Латинская Америка в современных международных отношениях. Сша и Латинская Америка. Латинская Америка и ес. Отношения рф с государствами региона.