Вопрос 16. Основные этапы становления внешней политики России (1991-2008тг:)
1991-1994 гг. Период раннего Козырева (МИД).
ориентация на Запад, отсутствие противоречий с ним
налаживание связей внутри СНГ.
обвал связей с Восточной Европой
стагнация в отношениях с АТР
уход РФ с Ближнего Востока
принятие первой концепции ВП 1993 г.
1994-1996 гг. Период позднего Козырева. Противоречия с Западом. Разделение Запада на ЕС и Америку. Приоритет – СНГ. Противостояние расширению НАТО на восток.
1997-1999 гг. Период Примакова. Неофициальная доктрина о примате национальных интересов, сбалансированной и многовекторной политике:
диверсификация по направлениям ВП. Концепция многополярного мира. СНГ – приоритет. Остальные направления – ЕС, США и АТР. Союз с Китаем на международной арене. Кризис в Косово, попытки США выйти из договора по ПРО. Вступление РФ в восьмерку. Основополагающий Акт с НАТО, Р возвращается к активной роли в Ближневосточном процессе. Активизация политики на Ближнем Востоке, клуб кредиторов, АТЭС, дали кредит, и при этом благодаря умениям Примакова власти не пришлось уступать свои позиции. Идея демократизации и демилитаризации МО.
однако обстановка в 98 г. вновь обострилась: с одной стороны – дефолт (отказ от обязательств перед Западом), с другой – Косово, обострение в Ираке. Это привело к усилению антизападных и антигегемонистских тенденций в курсе Москвы и резкости заявлений официальных лиц (разворот самолета). В условиях кризиса усиливается обостренность к ущемлению позиций Москвы в мире. Стали искать способы найти управу на гегемонию США – в виде акцента на международное право, особую роль ООН, демократизацию МЭО – т.е. только многополюсный мир будет в состоянии обеспечить интересы России, которая сможет таким образом балансировать на международной арене
1999-2004 гг. Период Путина. Приход Путина означает поворот к прагматизму и попытку улучшить имидж России.
1 период – лето 1999 г. - осень 2001 г. Обострение отношений с США, акцент на сношения с ЕС, формирование блока концептуальных документов.
2 период – осень 2001 г. – н.в. - переломный момент в связи с событиями 11 сентября 2001 г. подчеркнуто Европейский характер России, важность отношений с Западом
размораживание отношений с США. Подписание в мае 2002 г. Договора СНП. Спокойная реакция России на выход США из ПРО-97
стабилизация развития отношений с ЕС. Открывается ряд проблем рабочего характера: Калининград и расширение ЕС
ВП РФ продолжает переживать стадию становления. Становление- разработка принципиальных основ ВП. На фоне самоиндендитификации Р шло становление ВП. 90- провозгл сув-т. Самоопределение- выработка общего мнения по базовым ценностям- общество на основе зап-либерал ценностей: 1-правовое гос; 2-идеологич плюрализм, отсутствие оф идеологии; 3-пол плюрализм, право на оппозицию; 4-экон плюрализм, разные формы соб-ти. 3 направления: 1-неозападники(часть Яблоко, Союз Правых Сил): Р д. от Зап взять лучшее, не повторять ошибок; 2-неославянофилы- Р не годится зап модель раз-я; 3- евразийство- Р особая цив-я, не зап и не вос.
Изменившаяся межд обстановка после ХВ (деидеологизация МО, новые геополит реалии, новые явления в системе – глобализация, транснационализация МО и их противоречивое воздействие на страны мира, эрозия нац суверенитета и активизация новых субъектов МО, новая типология межд конфликтов и т.д.) диктовала перемены и в вп курсе страны. Можно предложить следующию периодизацию эволюции вп курса России с соответствующими направлениями и приоритетами.
1) 91-94-период раннего Козырева(МИД).
1- отсутсвие явных противоречий в отш с Зап, вш\пол ориентация на Зап либеральные ценности с целью использовать финансовую поддержку и обосновать концентрацию ресурсов внутри страны, а также предотвратить внутр реакцию (в ответ Запад безоговорочно поддерживал Ельцина).
2- налаживание дружест связей с СНГ.
3- наиб резкий обвал связи с ЦВЕ. Освобождение от груза советск дипломатии, готовность к признанию прошлых ошибок. Измен в пол-ке Р в отш ВЕ, коммунист режимов, гос 3 мира. Не нужд в «ВЕ буфере», неприятие коммун режимов ВЕ.
- стагнация в отш с АТР, которые активиз-сь в послед годы при Горбачеве
- Р уходит из регионов Ср и БлВос. 91 Ельцин запретил всю помощь заруб странам(Китаю)
- принятие 1-ой концепции ВШП РФ 1993г- вводило в офиц оборот понятие ВШП, нац интересы, цели, задачи, понятие нац без-ти. Теория бесконфликт-ти развития Р и Зап. Р проводит сбалансированную и прагматическую вп, но при примате нац интересов. Глобал Приоритетами : безопасность и стабильность в РФ, защита интересов россиян, сохранение влияния в мире, использование вп связей для укрепления внешн и внутр позиций. Регион приоритеты: 1- СНГ на первом месте; 2- контроль над вооружениями и меж без-ть, курс на разоружение; 3- США- Р б. добиваться устойч раз-я отш с США с установкой на стратег партнерство, а в перспективе –на союзничество по всем сферамю; практические усилия сконцентрированы на: рос-ам отш. СНВ-2 1993г.; 4- Европа.
- становление вш\пол сообщества РФ. 1993 принятие новой Конституции. Президентский статус ВШП, ВШП определяет президент, стратегическое решенеие принимает президент. К огранич права парл в сф ВШП. Единств-ое право парл- ратиф или нет договор. Косвен- принятие бюджета на ВШП Дея-ть.
2) 94-96-период позднего Козырева.
- накаплив противор в отш с Зап(США)
- само понятие Зап диверсифец (США-Европа)
- отсутствие идеолог противор не означ отсут межгос-х противоречий
- очищение МИДа, Служб вш разведки от политич назначенцев, которые пришли в нач 90-х.
- 95- оф закрепл координ роль МИДа в сф ВШП
- приоритет направление- СНГ.
-При этом 1 из важ направл- пол-ка на европейск направл. 2 эл-та: 1-пол в отш НАТО, Р против процесс расширения 2-вз\д-е с ЕС. 94-СОгл о Прат и Сотруд м\у Р и ЕС. Отш с Зап ослож 1 чечен компан янв95.
-Другие направления осваиваем: АТР, Китай, Яп
-БлВос- пол-ка Р в стагнации.
3) 97-99- с приходом в начале 96 в МИД Примакова, с которым ассоциируется неофиц доктрина о примате нац интересов, сбалансированной и многовекторной политике :
- диверсиф по направ ВШП. Появление в кач оф концепции РФ- конц многополяр мира.
- СНГ сохран свою выс роль среди др приорит, но некая стагнация.Затем следуют три равновеликие направления
-АТР. Можно говорить о пол союзе Р и Китая. активно развив отш с Яп.
-Европа(наращ отш с ЕС. С 1 дек 97- в силу Соглаш СПС в 94),
-США (наиб пробл- отш с США. Возн попытки выйти из ПРО, война в Косово), но вместе с тем наметилась линия на противостояние гегемонизму США путем использования противовеса в качестве ЕС (ось Москва-Берлин-Париж) и 3-го мира (Москва-Пекин-Дели)
В целом в 96-97-х внешн и внутр обстоятельства были благоприятными. В ответ на продолжение демократ курса Запад принял Россию в 8-ку, Основополагающий Акт с НАТО, Р возвращ-ся к активн роли в Бл Вос процессе, Актив пол-ки на БлВ и СВ, вз\д с Ираном, клуб кредиторов, АТЭС, дали кредит, и при этом благодаря умениям Примакова власти не пришлось уступать свои позиции.
Что внес Примаков: 1- уравновсил зап и вос вектор, активиз-я на БлВ, сопредседатель мир процесса; 2- правовой подход к МО, отставив принцип МП, УООН; 3- идея демократизации, демилитариз МО.
Однако обстановка в 98 вновь обострилась. С одной стороны – дефолт (отказ от обязательств перед Западом), с другой – Косово, обострение в Ираке. Это привело к усилению анти-западных и анти-гегемонистских тенденций в курсе Москвы и резкости заявлений офиц лиц (разворот самолета). В условиях кризиса усиливается обостренность к ущемлению позиций Москвы в мире. Стали искать способы найти управу на гегемонию США – в виде акцента на межд право, особую роль ООН, демократизацию МЭО – т.е. только многополюсный мир будет в состоянии обеспечить интересы России, которая сможет таким образом балансировать на межд арене.
4) Период Путина-Иванова. Приход Путина означает поворот к прагматизму и попытку улучшить имидж России.
1 период-лето99-осень 2001.
- повыш вним рук-ва к ВШП
- чрезв обостр пробл в отш с США и сохран предвыбор риторики( критика Клинтона)
- акт раз отш с Евр. 1 приор- ЕС
- актив П в отш СНГ
Бл и СВ впервые появл нов акцент. При Примакове возобнов контакт с быв араб союзным СССР. Сейчас- исламская тер-я, проблема. Израиль продемонст солидар с РФ в Косово и Чечен конф.
- формиров действ блока концепт док. 2000- К нац без-ти, к ВШП РФ, военная доктрина, доктрина инф без-ти.
2 период-переломный момент в связи с событиями 11 сент2001г. Новые акценты ВШП расставил Путин в реш в Греман бундегстаге: Что нам не хватает для эф-го сотр-ва? Все ещ ен удалось выработать эф мех-м вз\д-я. Сегодня реш зачастую приним в принципе без участия Р. М ы д. раз и навсегда заявить: с ХВ покончено. Мы находимся на новом этапе раз-я. Без современ, прочной, устойч архитектуры без-ти нам никогда не создать на континенте атмосферу доверия. Отныне будем совместно обесп без-ть населения Ев и мира в целом.
- подчеркнул Европ-й хар-р Р, важность отш с Зап
- намер выстраивать отш и с Евр, и с США. Размороз отш с США. Подпис май 2002 Дог СНП. Спойная рекция Р о выходе США из ПРО97
-стабил развит отш с ЕС. Открыв ряд проблем рабоч хар-ра: Калининград и расширение ЕС
- Азия: межгос договора: с Кит, Монг, Вьетн, КНДР
- БлВ
- приоритет- ЮА, Пакист, Индия.
Вопрос 17. Эволюция внешнеполитических приоритетов России в 1990-е - 2000-е годы (на основе внешнеполитических документов РФ - концепций внешней политики 1992 и 2000 гг., концепций национальной безопасности 1997 и 2000 гг., и Военной доктрины 2000 г.)
Задачи внешней политики России по концепций внешней политики 1992. Долгосрочные задачи возрождния России. Важнейшими внешнеполитическими зачами были – прекращение вооружнных столкновений и конфликтов вокруг России и сохранения единства и территориальной целостности России.
Приоритеты и принципы ВП – обеспечение национальных интересов страны.
Обеспечение безопасности РФ, защита прав и свобод граждан, формирование новых равнопроавных отношений с СНГ, обеспечение за РФ роли в МО.
Основные направления ВП.
Сотрудничество в рамках СНГ, Сотрудничество в военной сфере, проиводействие, при опора на МП, усиления военного присутстивия 3 их стран в сопредельных с РФ государствах.
Контроль за вооружениями и международная безопасность. Основные задачи. Заключение международных соглашений об ограничении вооружений, привести военный потенциал в соответствие новым вызовам. СНВ 2. Усиление взаимодействия с НАТО. Отношения с США – приоритетное направление ВП. Устойчивое развитие отношении на основе равенства, сотрудничество в сфере безопасности и реализация СПВ 1 и СНВ 2. Признание США ведущей роли РФ на территории бывшего СССР.
По отношению к Европе. Тесное сотрудничестов в различных сферах.По отношению к ЦВЕ. Развитие отношений на основе равноправия и взаимной выгоды.
АТР. Укрепление позиций в регионе. Развитие всесторонних отношений с КНР. Сбалансированная дипломатие и развитие отношений со всеми.
Африка. Первоочередное сотрудничество со странами перспективными рынками сбыта российских товаров.Использование потенциалов международных организаций для решения задач ВП РФ.
КВП 2000.
Высшим приоритетом является защита интересов личности общества и государства.
Формирование многополярного мира и усиление коллективных механизмов решения кризисных ситуаций. Проведение ВП на основе прагматизма и взаимовыгодности сторон. Усиление роли ООН. Снижение фактора силы в МО – сокращение вооружений, предотвращение распространения ОМУ.
По регионам приоритеты.
СНГ – разноскоростная и разноуровневая интеграция, Европа, НАТО – сохранение егативного отношения к НАТО.
Азия – упор на участие в интеграционных группировках – ШО и АСЕАН.
Военная доктрина 2000.
Снижение военной угрозы, но усиление терроризма, распространение ОМУ. Дестабилизирующие факторы – попытка принизить роль ООН и СБ.
Угрозы безопасности РФ.
Угроза прямой военной агрессии низка. НО – терроризм, территориалтные притензии, ввод группировок иностранных войск на территорию сопредельных стран, наличие очагов вооруженных конфликтов вблизи границ РФ.
Обеспечение военной безопасности.
За режим нераспространения,ядерное оружие как фактор сдерживания агрессии.
Концепция национальной безопасности 2000.
Формирование многополярного мира, сотрудничество с мировыми финансовыми институтами, осуждение терроризма. Национальные интересы в сфере ВП - обеспечение суверенитета, развитие взаимовыгодных отношений со всеми странами, прежде всего СНГ.
Основные угрозы в международной сфере.
Расширение НАТО на восток, снижение роли ООН и ОБСЕ, распространение ОМУ.
Важнейшие задачи в ВП.
Проведение активного внешнеполитического курса, обеспечение благоприятных условий для развития страны, сокращение и ликвидация ОМУ, сотрудничество в борьбе с терроризмом. Применения ядерного оружия только в случае невозможности дать адекватный ответ обычными силами. Необходимость военного присутствия РФ в стратегически важных районах мира.
Положение в мире характеризуется трансформацией системы МО. Возобладали две взаимоисключающие тенденции. Первая проявляется в укреплении экономических и политических позиций многих государств, их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. Вторая проявляется через попытки создания структуры МО, основанной на доминировании развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики.
Россия является одной из крупнейших стран мира. Она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.
Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений способны подорвать международную безопасность и стабильность.
Во внутриполитической сфере национальные интересы состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия и т.д. В социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа. В духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала. В международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как одного из влиятельных центров многополярного мира. В военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, предотвращении военной агрессии против России и ее союзников. В пограничной сфере заключаются в создании условий для обеспечения надежной охраны государственной границы.
В сфере экономики угрозы обусловлены сокращением ВВП, снижением инвестиционной, инновационной активности, стагнацией аграрного сектора, ростом государственного долга. Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов РФ. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России.
Угроза криминализации общественных отношений приобретает особую остроту. Идет рост преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.
Угрозу НБ в социальной сфере создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы. Угрозой являются кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ. Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни.
Угрозы в международной сфере обусловлены:
стремлением отдельных государств принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, ООН и ОБСЕ;
опасностью ослабления политического, экономического и военного влияния России;
укреплением военно-политических блоков, расширением НАТО на восток;
распространением ОМУ;
ослаблением интеграционных процессов в СНГ;
притязаниями на территорию РФ.
Серьезную угрозу представляет терроризм. Международным терроризмом развязана кампания в целях дестабилизации ситуации в России. Усиливаются угрозы в информационной сфере.
Возрастают масштабы угроз в военной сфере. Увеличивающийся технологический отрыв ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений нового поколения создают предпосылки нового этапа гонки вооружений. Угрозы в пограничной сфере обусловлены экспансией сопредельных государств на российскую территорию, активизацией трансграничной организованной преступности, террористических организаций.
КНБ-2000 не является окнчательным вариантом, отдельные её позиции будут и дальше меняться в зависимости от внешней и внутренней среды международной безопасности.
Сравнительная характеристика КНБ-97 и КНБ-2000: внутренние и внешние факторы изменения КНБ.
КНБ-97 базировалась на следующем основном принципе – 3-единая формула - Национальные интересы России – единство интересов личности, общества и государства.
Кроме этой трактовки, национальные интересы детализируются по областям жизнедеятельности личности, общества и государства (экономические, военные и т.д.). Национальные интересы РФ бывают внутренние и внешние, т.е. в международной сфере.
Важно подчеркнуть, что сама 3-единая формула (личность-общество-государство) останется неизменной. Но в КНБ-2000 изменилась детализация. Например, национальные интересы в экономике до и после дефолта сильно изменились.
Итак, рассмотрим внутренние и внешние факторы изменения КНБ:
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ:
дефолт
основные макроэкономические показатели (1997г - относительное благополучие, 1998г - обвал в экономике).
незавершенность экономических реформ и структурной перестройки российской экономики
рост терроризма – после событий в Дагестане международный терроризм вплотную приблизился к России – Чечня, Таджикистан, Киргизия + Албания-97, Косово-97-98. Т.е. терроризм стал постоянным фактором среды безопасности.
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ:
меджународные последствия Косовского кризиса – 99 (проявление стратегической концепции НАТО). Вместо привычных норм МП появляются новые – гуманитарная интервенция и ограниченный суверенитет – односторонние действия одного государства (США)
война обычными высокоточными средствами - новый военно-технический вызов (Косово). Вместо ядерного оружия – новый комплекс оружия, качественно новый тип войны. Россия к этому не готова.
Стремление США развернуть национальную ПРО.
Информационный вызов (почему нет россиского Интернета, российских операционных систем?)
Т.О. Эти новые внутренние и внешние факторы 1997-2000гг необходимо учитывать в новых условиях при составлении концепции национальной безопасности.
Вопрос 18. Приоритеты внешней политики РФ на современном этапе (по материалам выступления Президента РФ на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности от 10.02.07 и выступления Президента РФ в Бухаресте от 4.04.2008 г. Послания Президента РФ Федеральному собранию от 26.04.07)
26 апреля 2007 года,
Послание Федеральному Собранию Российской Федерации
Упор на согласование ДОВСЕ.
В этой связи считаю целесообразным объявить мораторий на исполнение Россией этого Договора. Во всяком случае, до тех пор, пока все страны НАТО без исключения не ратифицируют его и так, как это сегодня делает фактически в одностороннем порядке Россия, не начнут его строго исполнять.
Предлагаю обсудить эту проблему в Совете Россия–НАТО и в случае отсутствия прогресса в переговорах рассмотреть возможность прекращения наших обязательств по ДОВСЕ.
И второе. Обращаю внимание на то, что впервые в Европе могут появиться элементы американского стратегического оружия. Очевидно, что такие планы Соединенных Штатов по размещению системы противоракетной обороны в Европе не являются проблемой исключительно российско-американских отношений.
Пора наполнить деятельность ОБСЕ реальным содержанием, повернуть организацию лицом к проблемам, действительно волнующим народы Европы.
Уважаемые коллеги! Наша внешняя политика направлена на совместную, прагматичную и неидеологизированную работу по решению насущных для нас проблем. В более широком плане речь идет об основанной на международном праве культуре международных отношений – без навязывания моделей развития и форсирования естественного хода исторического процесса. И здесь особую роль приобретают вопросы демократизации международной жизни, новой этики общения государств и народов, а также расширения экономического и гуманитарного взаимодействия между странами.
Россия и дальше намерена играть инициативную роль в процессах экономической интеграции на пространстве СНГ, а в более широком плане – и на всем евразийском пространстве. Надо укреплять интеграционные процессы и в ЕврАзЭС, в Шанхайской организации сотрудничества. Подчеркну: это как раз тот случай, когда экономика является синонимом безопасности, в том числе безопасности наших границ.
Отмечу также, что все более конструктивным становится наше партнерство с Евросоюзом. Полагаем, что весь позитив наших отношений следует закрепить и развивать в новом базовом договоре о стратегическом партнерстве Россия–ЕС.
10 февраля 2007 года,
Мюнхен
Выступление на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности
Глобальное противостояние отодвигало на периферию международных отношений и повестки дня крайне острые экономические и социальные вопросы. И, как всякая война, «война холодная» оставила нам и «неразорвавшиеся снаряды», образно выражаясь. Имею в виду идеологические стереотипы, двойные стандарты, иные шаблоны блокового мышления.
Однако что же такое однополярный мир означает на практике только одно: это один центр власти, один центр силы, один центр принятия решения.
Считаю, что для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна.
Сегодня мы наблюдаем почти ничем не сдерживаемое, гипертрофированное применение силы в международных делах, военной силы, силы, ввергающей мир в пучину следующих один за другим конфликтов. В результате не хватает сил на комплексное решение ни одного из них. Становится невозможным и их политическое решение.
Доминирование фактора силы неизбежно подпитывает тягу ряда стран к обладанию оружием массового уничтожения. Больше того, появились принципиально новые угрозы, которые и раньше были известны, но сегодня приобретают глобальный характер, такие как терроризм.
И здесь надо отталкиваться от поиска разумного баланса между интересами всех субъектов международного общения. Тем более сейчас, когда «международный ландшафт» столь ощутимо и столь быстро меняется – меняется за счет динамичного развития целого ряда государств и регионов.
Не стоит сомневаться, что экономический потенциал новых центров мирового роста будет неизбежно конвертироваться в политическое влияние и будет укреплять многополярность.
В этой связи серьезно возрастает роль многосторонней дипломатии. Открытость, транспарентность и предсказуемость в политике безальтернативны, а применение силы должно быть действительно исключительной мерой так же, как и применение смертной казни в правовых системах некоторых государств.
Убежден: единственным механизмом принятия решений по использованию военной силы как последнего довода может быть только Устав ООН. И когда ООН будет реально объединять силы международного сообщества, которые действительно могут реагировать на события в отдельных странах, когда мы избавимся от пренебрежения международным правом, то ситуация может измениться.
Потенциальная опасность дестабилизации международных отношений связана и с очевидным застоем в области разоружения. Россия выступает за возобновление диалога по этому важнейшему вопросу.
Мы договорились с Соединенным Штатами Америки о сокращении наших ядерных потенциалов на стратегических носителях до 1700–2200 ядерных боезарядов к 31 декабря 2012 года. Россия намерена строго выполнять взятые на себя обязательства.
Россия строго придерживается и намерена в дальнейшем придерживаться Договора о нераспространении ядерного оружия и многостороннего режима контроля за ракетными технологиями. Принципы, заложенные в этих документах, носят универсальный характер.
Сегодня такие ракеты уже имеет целый ряд стран: Корейская Народно-Демократическая Республика, Республика Корея, Индия, Иран, Пакистан, Израиль. Многие другие государства мира разрабатывают эти системы и планируют поставить их на вооружение. И только Соединенные Штаты Америки и Россия несут обязательства не создавать подобных систем вооружений.
Милитаризация космоса, по мнению России, может спровоцировать непредсказуемые для мирового сообщества последствия – не меньшие, чем начало ядерной эры.
Нас также не могут не тревожить планы по развертыванию элементов системы противоракетной обороны в Европе
И, находясь здесь, в Германии, не могу не упомянуть и о кризисном состоянии Договора об обычных вооруженных силах в Европе.
Адаптированный Договор об обычных вооруженных силах в Европе был подписан в 1999 году. Он учитывал новую геополитическую реальность – ликвидацию Варшавского блока. С тех пор прошло семь лет, и только четыре государства ратифицировали этот документ, включая Российскую Федерацию.
Мы однозначно выступаем и за укрепление режима нераспространения. Существующая международно-правовая база позволяет создавать технологии по выработке ядерного топлива для использования его в мирных целях. И многие страны с полным на то основанием хотят создавать собственную ядерную энергетику как основу их энергетической независимости.
Считаю, что Россия и США объективно и в одинаковой степени заинтересованы в ужесточении режимов нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Именно наши страны, являющиеся лидерами по ядерному и ракетному потенциалу, должны стать и лидерами в разработке новых, более жестких мер в сфере нераспространения. Россия готова к такой работе. Мы ведем консультации с нашими американскими друзьями.
В этой связи подробнее остановлюсь на международном энергетическом сотрудничестве. Госпожа Федеральный канцлер тоже об этом коротко, но упомянула, затронула эту тему. В энергетической сфере Россия ориентируется на создание единых для всех рыночных принципов и прозрачных условий. Очевидно, что цена на энергоносители должна определяться рынком, а не являться предметом политических спекуляций, экономического давления или шантажа.
Экономическая безопасность – это сфера, где всем следует придерживаться единых принципов. Мы готовы честно конкурировать.
Далее. Как вы знаете, процесс присоединения России к ВТО вышел на финальную стадию. Отмечу, что в ходе долгих непростых переговоров мы не раз слышали слова о свободе слова, о свободе торговли, о равных возможностях, но почему-то исключительно, применительно к нашему, российскому рынку.
OUTLINE.
Критика однополярного мира. Призыв к действиям в рамках ООН, осуждение непринятия ДОВСЕ, осуждение распространения НАТО на восток. Обеспокоенность в сфере сокращения ОМУ и его распространения, терроризм, сотрудничестов в экономической сфере., борьба с бедностью, критика одностороних действий ОБСЕ.
Мюнхен Однополярный мир не состоялся. Считаю, что для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна. РФ- независимая, демократичная, конкурентная. Мы видим все большее пренебрежение основополагающими принципами международного права, гипертрофированное применение силы - катализатором гонки вооружений. Необходим поиск разумного баланса между интересами всех субъектов международного общения; возрастает роль многосторонней дипломатии; Открытость, транспарентность и предсказуемость в политике безальтернативны, а применение силы должно быть действительно исключительной мерой. Единственным механизмом принятия решений по использованию военной силы как последнего довода может быть только Устав ООН. Мы рассчитываем на то, что ОБСЕ будет руководствоваться своими непосредственными задачами и выстраивать отношения с суверенными государствами на основе уважения, доверия и транспарентности, а не быть инструментом обеспечения внешнеполитических интересов отдел стран.РФ за укрепление режима нераспространения, за возобновление диалога в области разоружения. Россия намерена в дальнейшем придерживаться ДНЯО и многостороннего режима контроля за ракетными технологиями. И надеетя что партнеры США не будут откладывать на склады сокращ боезаряды по дог. Милитаризация космоса, , может спровоцировать начало ядерной эры. - недопущение оружия в космос, против ПРО, РФ мораторий на ДОВСЕ пока все не ратифицируют. Россия ориентируется на создание единых для всех рыночных принципов и прозрачных условий на международном энергетическом сотрудничестве. процесс присоединения России к ВТО
Обращение. обещании пересмотреть свои обязательства по сокращению обычных вооружений в Европе, если партнеры не ратифицируют соответствующий договор - Не ратифицируя под надуманным предлогом ДОВСЕ, они используют сложившуюся ситуацию для наращивания возле наших границ системы военных баз. Более того - они еще планируют разместить элементы противоракетной обороны в Чехии и Польше. Предлагаю обсудить эту проблему в Совете Россия-НАТО. И в случае отсутствия прогресса в переговорах - рассмотреть возможность прекращения наших обязательств по ДОВСЕ. Пут считает планы США по размещению системы ПРО в Европе требуют обсуждения в ОБСЕ в рамках военно-политического измерения.
Пора наполнить деятельность ОБСЕ реальным содержанием. не слишком прозрачное, судя по словам Путина, финансирование ряда общественных организаций с политическим уклоном . Вопросы демократизации международной жизни, новой этики общения государств и народов. А также - расширения экономического и гуманитарного взаимодействия между странами. Отсюда и то внимание, которое мы должны уделять укреплению общего гуманитарного пространства в рамках СНГ, повышению эффективности работы с соотечественниками за рубежом. Россия и дальше намерена играть инициативную роль в процессах экономической интеграции на пространстве СНГ. А в более широком плане - и на всем евразийском пространстве. Надо укреплять интеграционные процессы и в ЕврАзЭС, и в Шанхайской организации сотрудничества. Подчеркну - это как раз тот случай, когда экономика является синонимом безопасности, в том числе - безопасности наших границ. Россия открыта к любым формам и моделям интеграции по строительству Союзного государства России и Белоруссии.
- Вопрос 1. Новая структура международных отношений после распада биполярного мира: важнейшие факторы, движущие силы.
- Вопрос 2. Глобализация и ее воздействие на международные отношения
- Вопрос 3. Представление об основных тенденциях мирового развития по ф. Фукуяме и с. Хантингтону. Сторонники и критики этих взглядов.
- Вопрос 4. Представление об основных тенденциях мирового развития по взглядам политических реалистов: 36. Бжезинский, г. Киссинджер. Сторонники и критики этих взглядов
- Раздел II. Продвижение интересов сша через расширение и участие
- Раздел II. Обеспечение национальных интересов сша
- Вопрос 7. Задачи внешней политики сша. В стратегиях национальной безопасности 1996 и 1999 гг.: региональные приоритеты политики сша: их специфика для каждого из регионов мира.
- Вопрос 8. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2002 г. Задачи формирования и укрепления коалиций в борьбе с терроризмом.
- Вопрос 9. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба против распространения оружия массового уничтожения.
- Вопрос 10. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба за распространение демократии.
- Вопрос 11. Задачи внешней политики сша в стратегиях национальной безопасности 2002, 2006 гг.: формирование новых отношений с региональными центрами силы.
- Вопрос 12. Эволюция взглядов администрации сша на изменение военно-стратегической ситуации в мире: новые подходы к роли ядерного оружия.
- Вопрос 13. Отход сша от сложившейся концепции стратегической стабильности: курс на создание нпро
- Вопрос 14. Договор снв-2: основные положения и дальнейшая судьба. Договор_снп: основные положения.
- Вопрос 15. Внешнеполитические ресурсы рф.
- Вопрос 16. Основные этапы становления внешней политики России (1991-2008тг:)
- Вопрос 19. Проблема адаптации сбсе / обсе к постбиполярным условиям: от Парижской хартии для новой Европы 1990 года до Хартии европейской безопасности 1999 года.
- Вопрос 20. Становление Европейского Союза (1992-2004 гг.). Понятие «трех опор» ес.
- 21. Формирование Общей внешней политики и политики безопасности ес в 1991-2007 гг. Овпб ес после Косовского (1999 г.) и Иракского (2003 г.) кризиса.
- Вопрос 26. Отношения России и нато: основополагающие документы 1994 – 2008 гг.
- Вопрос 27. Боснийский кризис 1992-1995 гг.: международные аспекты урегулирования.
- Вопрос 28. Косовский кризис 1998-1999 годов: международные аспекты урегулирования. Воздействие Косовского -кризиса на международные отношения.
- Вопрос 29. Мировое развитие и современные международные отношения. Развивающиеся страны и проблема Север-Юг.
- Вопрос 30. Интеграционные процессы в бассейнах Тихого и Индийского океанов, основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 31. Интеграционные процессы в Западном полушарии; основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 32. Кнр в современных международных отношениях.
- Вопрос 33. Российско-китайские отношения 1992-2004 гг Соглашения о мерах укрепления военного доверия в Центральной Азии
- Вопрос 34. Деятельность Шанхайской организации сотрудничества. Принятие Хартии шос.
- Вопрос 35.. Япония в современных международных отношениях. Российско-японские отношения 1992-2006гг.
- Вопрос 36. Международные отношения на Корейском полуострове. Ядерная проблема. Отношения рф с государствами полуострова (1992-2006 гг.).
- Вопрос 37. Юго-Восточная Азия в системе современных мо. Роль и место асеан в международных отношениях в атр. Диалоговые структуры асеан. Значение арф для мо в регионе
- Вопрос 38. Южная Азия а системе современных международных отношений. Ядерный фактор в региональных международных отношениях. Российско-индийские отношения 1992-2006 гг.
- Вопрос 41. Фактор Ирана в мо
- Вопрос 42 Проблема политического урегулирования на Ближнем Востоке в 90-е гг. Мадридский переговорный процесс.
- Вопрос 44. Проблема Ирака в современных международных отношениях. Обострение международных отношений вокруг Ирака в 2002-2003 гг. Современное состояние проблемы. Рф и иракский кризис.
- Вопрос 45. Латинская Америка в современных международных отношениях. Сша и Латинская Америка. Латинская Америка и ес. Отношения рф с государствами региона.