Вопрос 14. Договор снв-2: основные положения и дальнейшая судьба. Договор_снп: основные положения.
* Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений
* Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов
Созданный в течение десятилетий холодной войны арсенал стратегических наступательных вооружений явно превысил необходимые для сдерживания пределы и нуждался в сокращении. Улучшение военно-политической обстановки в мире и российско-американских отношений позволило успешно провести переговоры и заключить соглашение о сокращениях в 2 раза стратегических вооружений - Договор СНВ-1.
Этим договором, вступившим в силу 5 декабря 1994 года, предусмотрено сокращение группировок СНВ к концу 2001 года до уровня не более 6000 боезарядов. И уже на момент заключения Договора СНВ-1 эти уровни стратегических вооружений обеими сторонами расценивались как избыточные, а следовательно — промежуточные.
В совместном заявлении в июне 1990 года СССР и США договорились о том, что будущие договоренности должны укрепить стратегическое ядерное равновесие. Для этого последующие сокращения должны были базироваться на уменьшении количества боезарядов на стратегических носителях и на предпочтении средствам, обладающим повышенной выживаемостью, (мобильные комплексы).
На основе этих принципов, определяющих направления и условия стабилизирующих сокращений, уже в июне 1992 года была достигнута Рамочная договоренность президентов России и США о дальнейших сокращениях СНВ, а затем за короткое время был подготовлен и подписан 3 января 1993 года Договор о дальнейших сокращениях стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Основным в Договоре является обязательство сторон провести более глубокие и быстрые, чем предусматривал Договор СНВ-1, сокращения СНВ (до 3000—3500 боезарядов) к 1 января 2003 года и ликвидировать ракеты с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН) наземного базирования. Важным для России положением Договора СНВ-2, способствующим поддержанию ядерного баланса с США в современных условиях, является ограничение суммарного количества боезарядов морской компоненты ядерной триады (не более 1750 единиц).
Однако можно говорить и о недостатках Договора СНВ-2 (с позиции российской стороны). Это прежде всего: ограничение числа разрешенных к переоборудованию шахтных пусковых установок тяжелых ракет уровнем 90 единиц; излишне сложные, а следовательно затратные процедуры их переоборудования; запрет на переоснащение моноблочной головной частью более 105 ракет РС-18; дополнительные расходы на утилизацию снимаемых вооружений; жесткие сроки реализации Договора СНВ-2 (к 1 января 2003 года), вынуждающие снять с боевого дежурства несколько десятков тяжелых ракет до истечения установленных сроков эксплуатации; а также дисбаланс в возвратных потенциалах в пользу СНС США. В любом случае, больш-во недостатков временные, а затраты на реализацию Договора СНВ-2 не превысят 200 млн. рублей, что более чем на 3 порядка меньше дополнительных затрат для развития группировки СЯС в условиях Договора СНВ-1. Большинство недостатков договора уже сглажены Хельсинкскими соглашениями президентов России и США в марте 1997 года.
СНП
Дог был подписан през США и РФ на саммите в Москве 24 мая 2002 г. Согласно дог обе стороны согласились, что каждая из сторон сокращает и огранич стратегические ядерные боезаряды, т.о., чтобы к 31 дек 2012 года суммар кол-во таких боезарядов не превышало у каждой из Сторон кол-во в 1700-2200 ед. Каждая из сторон сама определяет состав и структуру своих страт наступ вооруж, исходя из установленного суммар предела для кол-ва таких боезарядов. Стороны согласны с тем, что Дог о СНВ остается в силе. Для реализ целей этого Дог стороны созывают Двустор комис по выполнению не реже двух раз в год. Дог подлежит ратифик в соотв с конст процедурами каждой из сторон, и вступ в силу в день обмена ратифик грамотами. Дог остается в силе до 31 дек 2012 г и может быть продлен по соглас сторон или заменен ранее этого срока послед соглаш. Каждая из сторон в осущест своего госо суверен может выйти из дог, письменно уведомив др стор об этом за 3 месяца
Хотя, с юр т з, подписанный документ и является Дог, подлеж ратифик Фед Собр Рос и Сенатом США, де-факто он представляет лишь фикс одностор заявл, сделан презид на ноябр 2001 г. рос-ам саммите в США. Осн недостаток док состоит в том, что его полож могут быть истолк по-разному, поскольку в нем не оговорены ключевые термины и определения. Документ также не конкретизирует процедуры ликвидации сокращаемых воор и верификации этого процесса.
Таким образом, механизм выполнения Договора СНП вероятнее всего не станет органичным продолжением механизма Договора СНВ, на что надеялась российская сторона, а скорее окажется некой "параллельной конструкцией", которая заменит механизм СНВ по окончании срока действия Договора СНВ в 2009 г.
Президент РФ В.В. Путин согласился с предложениями рабочей группы и 9 марта 2003 года представил в Государственную Думу на ратификацию новый проект федерального закона о ратификации Договора СНП. Государственная Дума приняла этот законопроект 14 мая 2003 г. большинством голосов - 294 депутата проголосовали «за», 134 -- против ратификации. Ратификацию Договора Дума сопроводила двумя заявлениями: "Об обеспечении поддержания боевой готовности и развития стратегических ядерных сил РФ" и "О позиции Госдумы по вопросам сокращения стратегических наступательных потенциалов и мерах по координации деятельности органов госвласти РФ в области сокращения СНП".
Слушания в Сенате США начались летом 2002 г. и Договор был единогласно одобрен 6 марта 2003 г.
После распада СССР, поддержание боевого состава группировки СЯС России на уровне договора СНВ-1 стало проблематичным. Даже если спрогнозировать более чем двукратное продление сроков эксплуатации ракетных комплексов, кол-во боезарядов существующей группировки СЯС уже после 2002 года сократится ниже установленного уровня, а к 2010 году группировка прекратит свое существование. Для ее поддержания требуется создание и ввод в боевой состав новых МБР, в том числе с РГЧ, шахтного и мобильного базирования, нового поколения морских баллистических ракет и подводных лодок, перспективного авиационного комплекса. При этом кооперацию предприятии по разработке и изготовлению тяжелых ракет пришлось бы создавать вновь, поскольку основная часть прежней кооперации оказалась за пределами России.
3 января 1993 г. президентами Ельциным и Бушем подписан договор СНВ-2. Сокращение и ограничение МБР и пусковых установок МБР, БРПЛ, тяжелых бомбардировщиков таким образом, чтобы через 7 лет после вступления договора в силу суммарное кол-во боезарядов для МБР, развернутыми БРПЛ и тяжелыми бомбардировщиками не превышало 3800-4250 единиц. Суммарные ограничения - 2160 единиц для боезарядов БРПЛ; 1200 единиц для боезарядов МБР типов, за к-ми числится более одного боезаряда, 650 единиц для боезарядов, развернутых тяжелыми МБР.
В дальнейшее планируется еще одно сокращение вооружения до следующего уровня в 3000 и 3500 единиц. Кол-во между 1700 и 1750 единицами для боезарядов на БРПЛ; ноль единиц для боезарядов на МБР типов, за к-ми числится более одного боезаряда; и ноль единиц для боезарядов, которые числятся за развернутыми тяжелыми МБР.
Стороны обязывались оказывать друг другу посильную помощь в осуществлении разоружения, предусматривали ликвидацию или переоборудование современного вооружения и пусковых шахт для ракет. К 2003 г. стороны обязались ликвидировать все свои развернутые тяжелые МБР и пусковые контейнеры. Предусматривалось право сторон проводить взаимные инспекции и закреплялось обязательство не передавать ракетные технологии третьим странам. С 2003 г. запрещалось проведение испытаний и производство МБР более чем с одним зарядом. Предусматривался механизм дальнейшего согласования проведения мер по выполнению технических положений соглашения.
В марте 1997 года президенты России и США подписали Хельсинкскими соглашениями, касающиеся реализации СНВ-2. Продление сроков реализации Договора СНВ-2 до 31 декабря 2007 года, намерения по ликвидации корпусов боеголовок и ряд других положений улучшают экономич. условия его реализации, обеспечивают уменьшение дисбаланса в потенциалах США и СЯС России в 4-6 раз.
Одним из наиболее значимых результатов Хельсинкских соглашений является договоренность о базовых параметрах возможного Договора СНВ-3. Кстати, достижение такой договоренности выдвигалось Госдумой и рядом экспертов при рассмотрении Договора СНВ-2 как необходимое условие его ратификации. Данным соглашением предусматривается сокращение СНВ сторон до 2000-2500 боезарядов. Такой уровень стратег. вооружений еще в большей степени соответствует эконом. возможностям России по поддержанию боевого состава СЯС и способствует повышению устойчивости ядерного баланса сторон. Поэтому дальнейшие более глубокие сокращения отвечают долгосрочным интересам России.
Дог СНП был подписан през США и РФ на саммите в Москве 24 мая 2002 г. Обе стороны согласились, что каждая сокращает и огранич стратегические ядерные боезаряды, чтобы к 31 дек 2012 г. их суммар кол-во не превышало 1700-2200 ед. Каждая из сторон сама определяет состав и структуру своих страт наступ вооруж, исходя из установленного суммар предела для кол-ва таких боезарядов.
Для реализ целей этого Дог стороны созывают Двустор комис по выполнению не реже двух раз в год. Дог подлежит ратифик и вступ в силу в день обмена ратифик грамотами. Дог остается в силе до 31 дек 2012 г и может быть продлен или заменен. Каждая из сторон в осущест своего суверен может выйти из него.
Осн недостаток состоит в том, что его полож могут быть истолк по-разному, поскольку в нем не оговорены ключевые термины и определения. Документ также не конкретизирует процедуры ликвидации сокращаемых вооруж и верификации этого процесса. В частности, стороны договорились "уменьшить уровни своих стратегических ядерных боезарядов до 1700-2200 единиц", но так и не достигли компромисса в определении что считать "стратегическим ядерным боезарядом", а следовательно и в методике их подсчета.
Таким образом, механизм выполнения Договора СНП вероятнее всего не станет органичным продолжением механизма Договора СНВ, на что надеялась российская сторона, а скорее окажется некой "параллельной конструкцией", которая заменит механизм СНВ по окончании срока действия Договора СНВ в 2009 г.
ГосДума приняла законопроект о ратификации СНП 14 мая 2003 г. Слушания в Сенате США начались летом 2002 г. и Договор был единогласно одобрен 6 марта 2003 г.
- Вопрос 1. Новая структура международных отношений после распада биполярного мира: важнейшие факторы, движущие силы.
- Вопрос 2. Глобализация и ее воздействие на международные отношения
- Вопрос 3. Представление об основных тенденциях мирового развития по ф. Фукуяме и с. Хантингтону. Сторонники и критики этих взглядов.
- Вопрос 4. Представление об основных тенденциях мирового развития по взглядам политических реалистов: 36. Бжезинский, г. Киссинджер. Сторонники и критики этих взглядов
- Раздел II. Продвижение интересов сша через расширение и участие
- Раздел II. Обеспечение национальных интересов сша
- Вопрос 7. Задачи внешней политики сша. В стратегиях национальной безопасности 1996 и 1999 гг.: региональные приоритеты политики сша: их специфика для каждого из регионов мира.
- Вопрос 8. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2002 г. Задачи формирования и укрепления коалиций в борьбе с терроризмом.
- Вопрос 9. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба против распространения оружия массового уничтожения.
- Вопрос 10. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба за распространение демократии.
- Вопрос 11. Задачи внешней политики сша в стратегиях национальной безопасности 2002, 2006 гг.: формирование новых отношений с региональными центрами силы.
- Вопрос 12. Эволюция взглядов администрации сша на изменение военно-стратегической ситуации в мире: новые подходы к роли ядерного оружия.
- Вопрос 13. Отход сша от сложившейся концепции стратегической стабильности: курс на создание нпро
- Вопрос 14. Договор снв-2: основные положения и дальнейшая судьба. Договор_снп: основные положения.
- Вопрос 15. Внешнеполитические ресурсы рф.
- Вопрос 16. Основные этапы становления внешней политики России (1991-2008тг:)
- Вопрос 19. Проблема адаптации сбсе / обсе к постбиполярным условиям: от Парижской хартии для новой Европы 1990 года до Хартии европейской безопасности 1999 года.
- Вопрос 20. Становление Европейского Союза (1992-2004 гг.). Понятие «трех опор» ес.
- 21. Формирование Общей внешней политики и политики безопасности ес в 1991-2007 гг. Овпб ес после Косовского (1999 г.) и Иракского (2003 г.) кризиса.
- Вопрос 26. Отношения России и нато: основополагающие документы 1994 – 2008 гг.
- Вопрос 27. Боснийский кризис 1992-1995 гг.: международные аспекты урегулирования.
- Вопрос 28. Косовский кризис 1998-1999 годов: международные аспекты урегулирования. Воздействие Косовского -кризиса на международные отношения.
- Вопрос 29. Мировое развитие и современные международные отношения. Развивающиеся страны и проблема Север-Юг.
- Вопрос 30. Интеграционные процессы в бассейнах Тихого и Индийского океанов, основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 31. Интеграционные процессы в Западном полушарии; основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 32. Кнр в современных международных отношениях.
- Вопрос 33. Российско-китайские отношения 1992-2004 гг Соглашения о мерах укрепления военного доверия в Центральной Азии
- Вопрос 34. Деятельность Шанхайской организации сотрудничества. Принятие Хартии шос.
- Вопрос 35.. Япония в современных международных отношениях. Российско-японские отношения 1992-2006гг.
- Вопрос 36. Международные отношения на Корейском полуострове. Ядерная проблема. Отношения рф с государствами полуострова (1992-2006 гг.).
- Вопрос 37. Юго-Восточная Азия в системе современных мо. Роль и место асеан в международных отношениях в атр. Диалоговые структуры асеан. Значение арф для мо в регионе
- Вопрос 38. Южная Азия а системе современных международных отношений. Ядерный фактор в региональных международных отношениях. Российско-индийские отношения 1992-2006 гг.
- Вопрос 41. Фактор Ирана в мо
- Вопрос 42 Проблема политического урегулирования на Ближнем Востоке в 90-е гг. Мадридский переговорный процесс.
- Вопрос 44. Проблема Ирака в современных международных отношениях. Обострение международных отношений вокруг Ирака в 2002-2003 гг. Современное состояние проблемы. Рф и иракский кризис.
- Вопрос 45. Латинская Америка в современных международных отношениях. Сша и Латинская Америка. Латинская Америка и ес. Отношения рф с государствами региона.