Вопрос 36. Международные отношения на Корейском полуострове. Ядерная проблема. Отношения рф с государствами полуострова (1992-2006 гг.).
Корейский п-ов оказался расколотым на 2 гос-ва, следствием чего явилось жесткое противостояние Севера и Юга, к-ое в 1950-53 вылилось в войну, она добавила антагонизма в отношения между гос-ми. Периодически обостряясь, ситуация на п-ове и вокруг него представляет немалую угрозу безопасности в АТР. А с учетом того, что в Корее присутствует и ядерный фактор, что там пересекаются интересы мировых держав, становится особенно очевидной не только сложность решения проблемы, но и актуальность ее урегулир.
Для России урегулирование имеет особое значение. Развитие ситуации в последние годы указывают на то, что проблема безопасности на КП теснейшим образом связана с проблемой нац. безопасности России.
Отношения России с Южной и Северной Кореей эволюционировали от радикально-романтич. типа к прагматике. Дисбаланс в сторону Северной Кореи, наблюдавшийся в советский период, сменился на противоположный с рубежа 1980-90-х гг. Вслед за признанием Республики Корея в 1990 г. Москва сделала акцент на развитии сотруднич. с ней. Еще в 1991 г. Сеул предоставил крупные кредиты, стимулир. взаимную торговлю. Вслед за официальным визитом Ельцина в Респ. Корея в 1992 г. последовало ответное посещение РФ корейским президентом Ким Ен Самом. Однако надежды на планомерное и глубокое взаимодействие деловых кругов в полной мере не оправдались.
Взаимная торговля к 1997 г. достигла пика в $3,3 млрд. и в последующем оставалась на уровне 2-3 млрд. Определенный толчок развитию двустор. связей дали инициативы президента Ким Дэ Джуна, к-ый посетил РФ с официальным визитом в 1999 г. В ходе ответного визита Путина в Сеул в феврале 2001 г. стороны констатировали наличие прогресса в различных областях. Однако возможности взаимовыгодной эконом. кооперации еще ждут своей реализации.
В то же время сложившаяся в начале 1990-х гг. односторонняя ориентация на Ю. Корею неблагоприятно отразилась на участии России в решении значимых для ее национальных интересов проблем Корейского полуострова. В 1994 г. она оказалась сторонним наблюдателем процесса заключения договоренности между КНДР и США о прекращении КНДР военной ядерной программы в обмен на помощь ей в развитии атомной энергетики. В 1996 г. РФ не пригласили для участия в переговорах по новому мирному урегулированию на п-ове), в к-ых участвовали США, КНР и две Кореи.
Поэтому с сер. 1990-х гг. Россия предприняла усилия по возобновлению прерванных контактов с КНДР. Туда направляется специальный представитель Президента и делегация Госдумы. Результаты этих усилий сказались лишь спустя несколько лет. В феврале 2000 г. состоялся официальный визит министра иностранных дел России Иванова в С. Корею, в ходе к-ого был подписан новый Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве взамен договора 1961 г.
Летом 2000 г. КНДР посетил Путин, к-ый после переговоров с Ким Чен Иром заявил о готовности Пхеньяна отказаться на определенных условиях от дальнейших работ по созданию ракет дальнего радиуса действий (испытание такой ракеты в 1998 г. вызвало нервную реакцию в мире). В 2001 г. лидер С. Кореи нанес ответный визит, совершив путешествие в Москву по железной дороге, а летом 2002 г. посетил Приморский край.
Несмотря на то что России удалось разморозить отношения с КНДР, последние находятся на низком уровне. Главная причина в политике Пхеньяна, к-ый оставляет страну закрытой для мира и нередко прибегает к явному шантажу, угрожая широким возобновлением своей военной ядерной программы.
Российская сторона пыталась убедить Пхеньян отказаться от намерения возобновить ядерную программу, прерванную по соглашению с США в 1994 г., а также присоединиться к ДВЗЯИ. Несмотря на это, КНДР осенью 2002 г. объявила, что выходит из соглашения 1994 г., вновь запускает ранее остановленный ядерный реактор и установку по переработке ядерного топлива, приступает к сооружению двух более крупных реакторов.
В декабре 2002 г. из страны были высланы сотрудники МАГАТЭ, наблюдавшие за выполнением взятых Пхеньяном обязательств. В начале 2003 г. КНДР объявила о намерении выйти из ДНЯО. Планы Пхеньяна встревожили мировую общественность. Серьезность ситуации объясняется тем, что у экспертов нет сомнений, что КНДР уже обладает возможностями для производства ограниченного числа, ядерных боезарядов. Известно, что Пхеньян располагает БР-ми. В 1998 г. КНДР произвела запуск трехступенчатой ракеты с целью вывода на околоземную орбиту своего спутника. Хотя попытка была не вполне успешной, ракета пролетела над Японией, вызвав там большое беспокойство.
Стремление США решить вопрос в одиночку окончилось неудачей. Пхеньян требует от Вашингтона подписать формальное соглашение о ненападении. США, полагая, что власти Северной Кореи нарушают свои обещания, отказываются пойти на это. Пхеньян со своей стороны обвиняет Вашингтон в нарушении его обязательств по тому же соглашению. КНДР также хочет получить гарантии, что в ответ на отказ от ядерной программы, к-ая позволила бы решить энергетические проблемы страны, США предоставят ей экономическую помощь.
Убедившись в безрезультатности односторонних действий, Вашингтон согласился с предложением начать многостор. процесс выработки приемлемых условий для решения проблемы. 27-29 августа 2003 г. в Пекине прошли шестистор. переговоры с участием дипломат. представителей двух Корей, Китая, Японии, России и США. Встреча не привела к каким-либо конкретным договоренностям, но показала намерение стран искать согласованные пути выхода из тупика. Стороны договорились о продолжении переговоров в том же составе. Официальная Москва выразила удовлетворение началом переговорного процесса, подчеркнув стремление содействовать установлению безъядерного статуса Корейского п-ва.
В июле 2005 после длительных неофициальных консультаций КНДР согласилась вернуться за стол шестисторонних переговоров по своей ядерной программе в Пекине. В качестве условия КНДР выдвинула одно требование - чтобы США "признали Северную Корею в качестве партнёра и относились к ней с уважением".
Четвёртый раунд переговоров прошёл в июле-августе 2005, пятый - 9-11 ноября 2005.
Северная Корея в ходе пятого раунда переговоров заявила о готовности приостановить испытания ядерного оружия. Пхеньян пообещал отложить испытания ядерного оружия в качестве первого шага в рамках программы постепенного превращения Корейского полуострова в безъядерную зону.
----------20 сентября 2004 года президент Южной Кореи Но Му Хён, начиная визит в Россию, отметил в интервью газете «Известия», что в 2004 году отмечается 120-я годовщина Договора о дружбе и торговле между Россией и Кореей и 140-летие переселения корейцев в Россию.
Президент отметил, что Россия и Республика Корея заключили соглашение о сотрудничестве в области космоса и создали совместный исследовательский центр. РК осуществила запуск своего искусственного спутника земли с помощью российских технологий и планирует запустить второй спутник. Россия окажет Республике Корее поддержку при подготовке космонавтов.
13 августа 1994 в Женеве представители США и КНДР подписали соглашение об оказании Северной Корее технической помощи в мирном использовании ядерной энергии сроком на 5 лет. КНДР согласилась заморозить осуществление своей ядерной программы и возобновить членство в ДНЯО. США обязались не применять и не угрожать применением ЯО против КНДР, а Северная Коря – принять меры для осуществления условия Декларации о создании безъядерной зоны на Юге и возобновить для этих целей диалог с Югом.
21 октября 1994 КНДР подписала с США «Рамочное соглашение» (Agreed Framework. Согласно этому соглашению КНДР приняла на себя следующие обязательства:
прекратить строительство и использование реакторов в Нёнбёне и на предприятии по обогащению урана;
отказаться от извлечения плутония из топливных сборок реакторов;
вывезти отработанное ядерное топливо за пределы КНДР;
принять меры по демонтажу всех объектов, чье назначение вызывало опасение с точки зрения ядерного нераспространения.
- Вопрос 1. Новая структура международных отношений после распада биполярного мира: важнейшие факторы, движущие силы.
- Вопрос 2. Глобализация и ее воздействие на международные отношения
- Вопрос 3. Представление об основных тенденциях мирового развития по ф. Фукуяме и с. Хантингтону. Сторонники и критики этих взглядов.
- Вопрос 4. Представление об основных тенденциях мирового развития по взглядам политических реалистов: 36. Бжезинский, г. Киссинджер. Сторонники и критики этих взглядов
- Раздел II. Продвижение интересов сша через расширение и участие
- Раздел II. Обеспечение национальных интересов сша
- Вопрос 7. Задачи внешней политики сша. В стратегиях национальной безопасности 1996 и 1999 гг.: региональные приоритеты политики сша: их специфика для каждого из регионов мира.
- Вопрос 8. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2002 г. Задачи формирования и укрепления коалиций в борьбе с терроризмом.
- Вопрос 9. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба против распространения оружия массового уничтожения.
- Вопрос 10. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба за распространение демократии.
- Вопрос 11. Задачи внешней политики сша в стратегиях национальной безопасности 2002, 2006 гг.: формирование новых отношений с региональными центрами силы.
- Вопрос 12. Эволюция взглядов администрации сша на изменение военно-стратегической ситуации в мире: новые подходы к роли ядерного оружия.
- Вопрос 13. Отход сша от сложившейся концепции стратегической стабильности: курс на создание нпро
- Вопрос 14. Договор снв-2: основные положения и дальнейшая судьба. Договор_снп: основные положения.
- Вопрос 15. Внешнеполитические ресурсы рф.
- Вопрос 16. Основные этапы становления внешней политики России (1991-2008тг:)
- Вопрос 19. Проблема адаптации сбсе / обсе к постбиполярным условиям: от Парижской хартии для новой Европы 1990 года до Хартии европейской безопасности 1999 года.
- Вопрос 20. Становление Европейского Союза (1992-2004 гг.). Понятие «трех опор» ес.
- 21. Формирование Общей внешней политики и политики безопасности ес в 1991-2007 гг. Овпб ес после Косовского (1999 г.) и Иракского (2003 г.) кризиса.
- Вопрос 26. Отношения России и нато: основополагающие документы 1994 – 2008 гг.
- Вопрос 27. Боснийский кризис 1992-1995 гг.: международные аспекты урегулирования.
- Вопрос 28. Косовский кризис 1998-1999 годов: международные аспекты урегулирования. Воздействие Косовского -кризиса на международные отношения.
- Вопрос 29. Мировое развитие и современные международные отношения. Развивающиеся страны и проблема Север-Юг.
- Вопрос 30. Интеграционные процессы в бассейнах Тихого и Индийского океанов, основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 31. Интеграционные процессы в Западном полушарии; основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 32. Кнр в современных международных отношениях.
- Вопрос 33. Российско-китайские отношения 1992-2004 гг Соглашения о мерах укрепления военного доверия в Центральной Азии
- Вопрос 34. Деятельность Шанхайской организации сотрудничества. Принятие Хартии шос.
- Вопрос 35.. Япония в современных международных отношениях. Российско-японские отношения 1992-2006гг.
- Вопрос 36. Международные отношения на Корейском полуострове. Ядерная проблема. Отношения рф с государствами полуострова (1992-2006 гг.).
- Вопрос 37. Юго-Восточная Азия в системе современных мо. Роль и место асеан в международных отношениях в атр. Диалоговые структуры асеан. Значение арф для мо в регионе
- Вопрос 38. Южная Азия а системе современных международных отношений. Ядерный фактор в региональных международных отношениях. Российско-индийские отношения 1992-2006 гг.
- Вопрос 41. Фактор Ирана в мо
- Вопрос 42 Проблема политического урегулирования на Ближнем Востоке в 90-е гг. Мадридский переговорный процесс.
- Вопрос 44. Проблема Ирака в современных международных отношениях. Обострение международных отношений вокруг Ирака в 2002-2003 гг. Современное состояние проблемы. Рф и иракский кризис.
- Вопрос 45. Латинская Америка в современных международных отношениях. Сша и Латинская Америка. Латинская Америка и ес. Отношения рф с государствами региона.