Вопрос 20. Становление Европейского Союза (1992-2004 гг.). Понятие «трех опор» ес.
Перемены в Европе подтолкнули страны ЕС к более радикальным шагам в деле углубления интеграции. 9-10 декабря 1991 г. на встрече лидеров стран ЕС в Маастрихте (Нидерланды) был одобрен проект договора о Европейском союзе, подписанного министрами иностранных дел и финансов 7 февраля 1992 г. и вступившего в силу 1 ноября 1993 г. Договор предусматривает существенное углубление интеграции на ряде направлений:
1. Европейское экономическое сообщество, учрежденное Римским договором 1957г., преобразовано в Европейский союз. Заметно расширена сфера деятельности ЕС. Таможенный союз, общий рынок, общая сельскохозяйственная и внешнеторговая политика с 1999 г. были дополнены Европейским валютным союзом (ЕВС), согласованной политикой в сферах охраны окружающей среды, здравоохранения, образования и социальной сфере.
2. Новым направлением деятельности ЕС стало осуществление совместной внешней политики и политики безопасности (С'ВПБ).
3. Новым направлением стало сотрудничество в сфере внутренней политики.
Сам Маастрихтский договор стал результатом сложных компромиссов между еврооптимистами и евроскептиками внутри союза. Договором была предусмотрена возможность пересмотра и дальнейшего развития его положений межправительственной конференцией стран ЕС, к компетенции которой относилось рассмотрение вопросов дальнейшего развития сотрудничества в областях СВПБ, внутренней политики и юстиции. Конференция открылась 29 марта 1996 г. в Турине (Италия) заседанием Европейского совета на уровне глав государств и правительств и завершилась в Амстердаме 16-17 июня 1997г. принятием Амстердамского договора, подписанного министрами иностранных дел 2 октября 1997 г. Договор оформил продвижение вперед на ряде направлений, в том числе являвшихся предметом разногласий в процессе подготовки Маастрихтского договора. Договор, вступивший в силу 1 мая 1999 г., в частности, предусматривает:
- расширение компетенции ЕС в сфере внутренней политики. Европол, созданный в Гааге в качестве центра по сбору, обработке и обмену информацией, наделяется оперативными функциями.
- регулирование правового положения граждан стран ЕС.
- расширение функций союза в сфере социальной политики.
- укрепление и совершенствование механизма СВПБ. Усовершенствована процедура принятия решений в рамках СВПБ.
- новые функции по регулированию международных кризисов. Амстердамским договором к компетенции ЕС отнесено осуществление гуманитарных акций, а также операций по поддержанию и укреплению мира.
- реформу структур и институтов ЕС. Ее цель - укрепление позиций Европейского парламента и Европейской комиссии, совершенствование правил принятия решений, в том числе путем расширения перечня вопросов, по которым решения принимаются большинством голосов.
15 июля 1997 г. Комиссия ЕС представила «повестку дня 2000», содержащую рекомендации относительно основных направлений реформы в деятельности союза, обусловленных положениями Амстердамского договора и предстоящим расширением ЕС на Восток. Эти рекомендации были одобрены главами государств и правительств стран ЕС на специальном заседании Европейского совета в Берлине 26 марта 1999 г.
Согласование «повестки дня 2000» призвано разрешить противоречия, возникающие в ходе одновременного углубления интеграции и расширения Европейского союза.
Маастрихтский договор 1992 г. трансформировал Сообщества в Европейский Союз путем объединения в единых рамках экономической интеграции, сотрудничества во внешнеполитической и правоохранительной сферах. В конечном итоге Договор о ЕС зафиксировал создание компромиссной конструкции, состоящей из трех "опор", объединенных под "единой крышей", и на еврослэнге обычно называемой "храмовой". При этом три сообщества составили так называемую "первую опору", внешнеполитическая компетенция и вопросы безопасности были вынесены во "вторую", вопросы внутренних дел и юстиции - в "третью", а единство конструкции обеспечивалось общими для всех трех руководящими органам.
Окончание холодной войны, исчезновение блокового противостояния в Европе, объединение Германии, начало системной трансформации в ЦВЕ поставили страны ЕС перед новыми вызовами. Перемены в Европе подтолкнули страны ЕС к более радикальным шагам в деле углубления интеграции. 9-10 декабря 1991 г. на встрече лидеров стран ЕС в Маастрихте был одобрен проект договора о Европейском союзе, подписанного министрами иностранных дел и финансов 7 февраля 1992 г. и вступившего в силу 1 ноября 1993 г. Договор предусматривает углубление интеграции на ряде направлений:
1. ЕЭС преобразовано в Европейский союз. Заметно расширена сфера деятельности ЕС. Таможенный союз, общий рынок, общая с/х и ВТ политика с 1999 г. были дополнены Европейским валютным союзом (ЕВС), согласованной политикой в сферах охраны окружающей среды, здравоохранения, образования и социальной сфере. Предусматривается введение института «гражданства ЕС», не отменяющего гражданства отдельных государств.
2. Новым направлением стало осуществление совместной внешней политики и политики безопасности (СВПБ), предусматривающей согласование и осуществление странами ЕС совместных ВП действий на основе единогласно принятых решений.
В конечном итоге Договор о ЕС зафиксировал создание конструкции, состоящей из трех "опор". При этом три сообщества составили так называемую "первую опору", ВП компетенция и вопросы безопасности были вынесены во "вторую", вопросы внутренних дел и юстиции - в "третью".
Сам Маастрихтский договор стал результатом сложных компромиссов между еврооптимистами и евроскептиками внутри союза. Договором была предусмотрена возможность пересмотра и дальнейшего развития его положений межправительственной конференцией стран ЕС. Конференция открылась 29 марта 1996 г. в Турине и завершилась в Амстердаме 16-17 июня 1997г. принятием Амстердамского договора. Договор, вступивший в силу 1 мая 1999 г., в частности, предусматривает:
- расширение компетенции ЕС в сфере внутренней политики. Европол наделяется оперативными функциями. В течение 5 лет должен быть снят контроль на границах между всеми странами ЕС (за исключением Великобритании и Ирландии) и установлены общие стандарты контроля за внешними границами;
- новые функции по регулированию международных кризисов. Амстердамским договором к компетенции ЕС отнесено осуществление гуманитарных акций, а также операций по поддержанию и укреплению мира. ЕС может принимать политические решения, уполномочивающие ЗЕС на проведение таких операций. На саммите ЕС в Кёльне 3-4 июня 1999 г. было принято решение о разработке и реализации в рамках СВПБ совместной европейской политики в области безопасности и обороны (ОЕПБО). Кёльнское решение, предусматривающее предоставление полномочий для самостоятельного осуществления военных операций по обеспечению мира в условиях вооруженных кризисов при опоре на инфраструктуру НАТО, а также создания необходимых для этого органов ЕС, включая комитет по политике безопасности, военный комитет, штаб ЕС и др., по существу означает полную интеграцию ЗЕС в структуры ЕС;
- реформу структур и институтов ЕС. Цель - укрепление позиций Европейского парламента и.
15 июля 1997 г. Комиссия ЕС представила «повестку дня 2000», содержащую рекомендации относительно основных направлений реформы в деятельности союза, обусловленных положениями Амстердамского договора и предстоящим расширением ЕС на Восток. Эти рекомендации были одобрены 26 марта 1999 г. в Берлине. Согласование призвано разрешить противоречия, возникающие в ходе одновременного углубления интеграции и расширения Европейского союза.
Еще в 1993 г. вступило в силу соглашение между странами ЕС и ЕАСТ о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП), фактически позволившее странам ЕАСТ войти в единый рынок ЕС. С 1 января 1995 г. Австрия, Финляндия и Швеция стали членами ЕС.
Наиболее сложным и спорным был вопрос о вступлении в ЕС стран ЦВЕ. В течение ряда лет после краха коммунистических режимов в Европе ЕС не занимал ясной позиции по этому вопросу, хотя уже на раннем этапе им была разработана стратегия более тесного сотрудничества со странами ЦВЕ на основе соглашений об ассоциации, известных как «европейские соглашения». Первыми такие соглашения с ЕС 16 декабря 1991 г. подписали Венгрия, Польша и Чехословакия. Впоследствии они были подписаны со всеми 10 государствами ЦВЕ.
«Европейские соглашения» предоставили странам статус ассоциированных членов и предполагают возможность их вступления в ЕС, регулируют полит. и эконом. отношения с союзом, включая установление режима свободной торговли. Лишь на заседании в Копенгагене в июне 1993 г. Европейский совет принял политическое решение о том, что «ассоциированные страны ЦВЕ, желающие того, станут членами ЕС».
В июне 1993 г. на саммите в Копенгагене Европейский совет утвердил набор критериев, к-ым должны были соответствовать страны-кандидаты для принятия в Евросоюз. «Копенгагенские критерии» предполагали, что страны-кандидаты обладают способностью обеспечить стабильность демократических институтов, верховенство законов, эффективную работу рыночной экономики, соответствие своих законов стандартам ЕС. 16 июля 1997 г. европейская Комиссия назвала страны-кандидаты на вступление в союз. В первой группе значились Кипр, Польша, Словения, Эстония, Венгрия и Чехия. Группу «второй очереди» составили Латвия, Литва, Словакия и Мальта. В третью группу вошли Румыния и Болгария. Предполагалось, что страны третьей группы смогут вступить в ЕС не ранее 2010-2011 гг.
14 декабря 2002 г. в Копенгагене на очередном саммите ЕС было принято решение о принятии в ЕС 10 новых членов — Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии и Эстонии, с которыми с 2003 г. были начаты переговоры о подготовке договоров о вступлении. 25 мая 2004 года эти 10 стран вошли в состав ЕС. На этой же встрече рассматривался вопрос о принятии в ЕС Турции, но по этой проблеме решение принято не было.
29 октября 2004 г. официальные представители 25 членов ЕС подписали Договор, учреждающий Конституцию для Европы. Новый документ призван заменить все ныне действующие учредительные договоры, относящиеся к Сообществам и Союзу. Конституционный договор подлежит ратификации всеми его участниками в соответствии с национальными конституционными процедурами. Его вступление в силу намечается на 2006 г. Конституционный договор остается документом, в решающей степени раскрывающим основные тенденции правовой эволюции ЕС.
Проект Конституции ЕС был разработан в относительно короткий срок. Еще при подписании Ниццского договора была одобрена Декларация о будущем ЕС. Европейский Совет на заседании в декабре 2004 г. принял решение о созыве Конвента, к-му было поручено уточнить разграничение полномочий ЕС и членов; дать рекомендации относительно слияния учредительных договоров и наделения ЕС статусом юридического лица; упростить инструментарий деятельности ЕС; рекомендовать меры по углублению демократии, открытости и повышению эффективности ЕС. Конвент пришел к выводу о необходимости разработать и предложить Конституцию ЕС.
В работе Конвента приняли участие представители гос.-членов (15 государств) и кандидатов на присоединение (13 гос-в, в числе к-ых фигурировали также Болгария, Румыния и Турция, не вошедшие пока в ЕС). Председателем Конвента стал бывший Президент Франции Валери Жискар д'Эстен. Проработка каждого отдельного круга вопросов осуществлялась одиннадцатью рабочими группами. 10 июня 2003 г. Конвент завершил свою работу, одобрив проект Конституции квалифицированным большинством голосов. Текст был торжественно передан Европейскому Совету и Парламенту.
- Вопрос 1. Новая структура международных отношений после распада биполярного мира: важнейшие факторы, движущие силы.
- Вопрос 2. Глобализация и ее воздействие на международные отношения
- Вопрос 3. Представление об основных тенденциях мирового развития по ф. Фукуяме и с. Хантингтону. Сторонники и критики этих взглядов.
- Вопрос 4. Представление об основных тенденциях мирового развития по взглядам политических реалистов: 36. Бжезинский, г. Киссинджер. Сторонники и критики этих взглядов
- Раздел II. Продвижение интересов сша через расширение и участие
- Раздел II. Обеспечение национальных интересов сша
- Вопрос 7. Задачи внешней политики сша. В стратегиях национальной безопасности 1996 и 1999 гг.: региональные приоритеты политики сша: их специфика для каждого из регионов мира.
- Вопрос 8. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2002 г. Задачи формирования и укрепления коалиций в борьбе с терроризмом.
- Вопрос 9. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба против распространения оружия массового уничтожения.
- Вопрос 10. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба за распространение демократии.
- Вопрос 11. Задачи внешней политики сша в стратегиях национальной безопасности 2002, 2006 гг.: формирование новых отношений с региональными центрами силы.
- Вопрос 12. Эволюция взглядов администрации сша на изменение военно-стратегической ситуации в мире: новые подходы к роли ядерного оружия.
- Вопрос 13. Отход сша от сложившейся концепции стратегической стабильности: курс на создание нпро
- Вопрос 14. Договор снв-2: основные положения и дальнейшая судьба. Договор_снп: основные положения.
- Вопрос 15. Внешнеполитические ресурсы рф.
- Вопрос 16. Основные этапы становления внешней политики России (1991-2008тг:)
- Вопрос 19. Проблема адаптации сбсе / обсе к постбиполярным условиям: от Парижской хартии для новой Европы 1990 года до Хартии европейской безопасности 1999 года.
- Вопрос 20. Становление Европейского Союза (1992-2004 гг.). Понятие «трех опор» ес.
- 21. Формирование Общей внешней политики и политики безопасности ес в 1991-2007 гг. Овпб ес после Косовского (1999 г.) и Иракского (2003 г.) кризиса.
- Вопрос 26. Отношения России и нато: основополагающие документы 1994 – 2008 гг.
- Вопрос 27. Боснийский кризис 1992-1995 гг.: международные аспекты урегулирования.
- Вопрос 28. Косовский кризис 1998-1999 годов: международные аспекты урегулирования. Воздействие Косовского -кризиса на международные отношения.
- Вопрос 29. Мировое развитие и современные международные отношения. Развивающиеся страны и проблема Север-Юг.
- Вопрос 30. Интеграционные процессы в бассейнах Тихого и Индийского океанов, основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 31. Интеграционные процессы в Западном полушарии; основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 32. Кнр в современных международных отношениях.
- Вопрос 33. Российско-китайские отношения 1992-2004 гг Соглашения о мерах укрепления военного доверия в Центральной Азии
- Вопрос 34. Деятельность Шанхайской организации сотрудничества. Принятие Хартии шос.
- Вопрос 35.. Япония в современных международных отношениях. Российско-японские отношения 1992-2006гг.
- Вопрос 36. Международные отношения на Корейском полуострове. Ядерная проблема. Отношения рф с государствами полуострова (1992-2006 гг.).
- Вопрос 37. Юго-Восточная Азия в системе современных мо. Роль и место асеан в международных отношениях в атр. Диалоговые структуры асеан. Значение арф для мо в регионе
- Вопрос 38. Южная Азия а системе современных международных отношений. Ядерный фактор в региональных международных отношениях. Российско-индийские отношения 1992-2006 гг.
- Вопрос 41. Фактор Ирана в мо
- Вопрос 42 Проблема политического урегулирования на Ближнем Востоке в 90-е гг. Мадридский переговорный процесс.
- Вопрос 44. Проблема Ирака в современных международных отношениях. Обострение международных отношений вокруг Ирака в 2002-2003 гг. Современное состояние проблемы. Рф и иракский кризис.
- Вопрос 45. Латинская Америка в современных международных отношениях. Сша и Латинская Америка. Латинская Америка и ес. Отношения рф с государствами региона.