Вопрос 12. Эволюция взглядов администрации сша на изменение военно-стратегической ситуации в мире: новые подходы к роли ядерного оружия.
ЯО играет важнейшую роль в системе обороны США, их союзников и друзей. Оно обеспечивает военные возможности для сдерживания широкого круга угроз, включая ОМП и обычные ВС. Этот ядерный потенциал обладает уникальными свойствами, к-ые позволяют США решать важные стратег. и политич. задачи.
Однако ядерные силы не подходят для большей части тех ситуаций, к к-ым готовятся США. Интересы США и их союзников необязательно потребуют нанесения ядерных ударов. Нужна новая комбинация ядерных, неядерных и оборонит. сил для отражения самых различных противников и неожиданных угроз, с к-ми США могут столкнуться в ближайшие десятилетия.
По сравнению с периодом ХВ требуется большая гибкость в отношении ядерных сил и планирования. Хотя кол-во вооружений, необходимых для сдерживания, сократилось, ядерные силы США по-прежнему должны быть способны к сдерживанию угроз. Эти силы являются главным средством проведения эффективной стратегии сдерживания в отношении потенциальных противников. Возможности нанесения ядерных ударов будут дополнены др. военными средствами. Такая комбинация обеспечит разнообразие возможностей надежного сдерживания противника.
Создание новой триады. Чтобы достичь целей национальной обороны в XXI в., США разрабатывают новую триаду. Первый компонент триады - наступательный - МБР, БРПЛ и бомбардировщики. будут по-прежнему играть важную роль наряду с новыми неядерными стратегич. силами.
Второй компонент включает развертывание активной и пассивной обороны. Признается факт, что сами по себе наступательные силы не в состоянии сдержать агрессию в XXI в. События 11 сентября 2001 г. подтверждают это. Оборона сможет предотвратить нападение и создать новые возможности для урегулир. кризисных ситуаций, способствовать обеспечению сдерживания и защиты от нападения, сохранить свободу действий и повысить надежность наших союзнических обязательств
Третий компонент - это гибкая оборонительная инфраструктура. После окончания ХВ оборонит. система США подверглась сокращению и стала слабее. Нужны новые подходы к разработке и закупкам новой техники. Ядерная инфраструктура должна быть восстановлена.
Ядерные ВС США по-прежнему будут обеспечивать гарантии безопасности своим партнерам в случае военных действий. Эти гарантии ослабят у дружественных стран мотивы к обладанию собственным ЯО. Ядерные силы также гарантируют, что США не будут объектом насилия.
Можно разделить непредвиденные обстоятельства, к к-ым США должны быть готовы, на немедленные, потенциальные и неожиданные. Немедленные угрозы представляют собой хорошо узнаваемые текущие опасности (нападение Ирака на Израиль или его соседей, нападение С. Кореи на Южную или военная конфронтация по поводу статуса Тайваня). Потенциальные угрозы - это вероятные, но не немедленные опасности (возникновение враждебной военной коалиции против США или их союзников, в к-ой один из членов обладает ОМУ). Неожиданные угрозы - это внезапные и непредсказуемые вызовы безопасности, подобные кубинскому ракетному кризису (внезапная смена режима, в результате к-ой ядерный арсенал попадает в руки новой враждебной руководящей группы).
С. Корея, Ирак, Иран, Сирия и Ливия - страны, к-ые могут иметь отношение к немедленным, потенциальным или неожиданным угрозам. Все они в течение многих лет враждебно настроены к США и их партнерам. Все они спонсируют или укрывают террористов.
Китай может представлять немедленную или потенциальную угрозу. Россия сохраняет самые мощные после США ядерные силы и значительные обычные силы. США стремятся к более тесному взаимодействию с Россией. В результате угроза с участием России не ожидается, хотя и возможна. Однако ядерные силы и программы России по-прежнему вызывают озабоченность.
Размер оперативно-развернутых ядерных сил должен отвечать требованиям обороны в контексте немедленных и неожиданных угроз. 1700-2200 боеголовок, к-ые США собираются развернуть в 2012 г., составят оперативно развернутые силы. Резервные ядерные силы предназначены для усиления оперативно развернутых сил, чтобы противостоять потенциальным угрозам.
СНБ – 2006.
Рассматриваются две стратегические цели при решении проблемы нераспространения оружия массового уничтожения.
Первая цель предполагает удержание государств от овладения возможностями по производству расщепляющихся материалов, пригодных для создания ядерного оружия.
(Конкретные и последовательные шаги по достижению данной цели явно прослеживаются сегодня в отношении Ирана. Не секрет, что в средствах массовой информации в последнее время появились настораживающие, хотя и не носящие официального характера, сведения о возможной подготовке к нанесению превентивных ударов США по атомным объектам данной страны с использованием тактического ядерного оружия. Это не может не волновать общественность России как сопредельного государства, ответственного за глобальную, региональную и собственную безопасность.)
Вторая цель - не допустить, запретить или предотвратить передачу подобных материалов от стран, обладающих соответствующими технологическими возможностями, "безответственными" государствами или террористам.
"Стратегия" содержит в качестве направлений антитеррористической деятельности борьбу с созданием и распространением биологического и химического оружия, которое приобретает повышенную опасность в связи с развитием соответствующих технологий и относительной, по сравнению с ядерным оружием, простотой производства.
ДНЯО был подписан в 1968 г. и вступил в силу с 1970 г сроком на 25 лет. По окончании данного срока было предусмотрено два варианта – прекращение действие и продление в бессрочной форме. Вариант выработки нового договора не устраивал ядерные державы, поскольку неядерные государства выражали недовольство тем, что ядерные державы не выполняют обязательство осуществить ядерное разоружение. В 1995 г. при участии США договор был продлен, однако ядерные страны обещали прекратить ядерные испытания. Созданный ДНЯО режим нераспространения продолжает существовать. В последнее время с МАГАТЭ активно сотрудничают Ливия и Иран, подписавший дополнительный протокол, предусматривающий возможность проведения инспекций без уведомления. Сейчас сохраняется ряд проблем – ядерные проекты на постсоветском пространстве. В связи с иракской кампанией США выдвигают идею необходимости создания ядерного оружия малой мощности.
В итоге в сентябре 1996 г. был подписан ДОВЗЯИ (Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний) – запрещение ядерных испытаний и глобальной системы мониторинга. В мае 1998 г. Индия и Пакистан провели испытания ядерного оружия. А в октябре 1998 г. США отказались ратифицировать ДВЗЯИ. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний ратифицировали уже 112 государств. Для вступления Договора в силу необходима его ратификация всеми 44 государствами из списка, утвержденного Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). К настоящему времени из этого списка его ратифицировали 32 страны. Разумеется, Россия, ратифицировав договор в 2000 г. США, Китай, КНДР, Индия, Пакистан, Израиль и ряд других стран этот Договор до сих пор не ратифицировали. Таким образом, можно предполагать, что к середине-концу 2005 года из 44 стран, ратификация которыми ДВЗЯИ необходима для его вступления в силу, 34-36 вполне вероятно ратифицируют договор. Дальнейшая же судьба и сроки вступления ДВЗЯИ в силу будут зависеть от политической воли сравнительно небольшой группы государств. Не менее важным направлением, несмотря, а, скорее, вследствие фиаско с ДВЗЯИ в Сенате США, является продолжение диалога с этой ключевой для судьбы договора страной в целях формирования позитивного большинства в поддержку ратификации ДВЗЯИ. Предстоящие в США президентские выборы, разумеется, могут внести коррективы в эти планы. Вместе с тем представляется, что при любом их исходе в отношении к ДВЗЯИ со стороны США отнюдь не поставлена точка. Позиция Египта, Израиля и Ирана в отношении ратификации договора взаимосвязана, во многом подвержена влиянию общей ситуации на Ближнем Востоке и до настоящего времени здесь сохраняется большая степень неопределенности.
- Вопрос 1. Новая структура международных отношений после распада биполярного мира: важнейшие факторы, движущие силы.
- Вопрос 2. Глобализация и ее воздействие на международные отношения
- Вопрос 3. Представление об основных тенденциях мирового развития по ф. Фукуяме и с. Хантингтону. Сторонники и критики этих взглядов.
- Вопрос 4. Представление об основных тенденциях мирового развития по взглядам политических реалистов: 36. Бжезинский, г. Киссинджер. Сторонники и критики этих взглядов
- Раздел II. Продвижение интересов сша через расширение и участие
- Раздел II. Обеспечение национальных интересов сша
- Вопрос 7. Задачи внешней политики сша. В стратегиях национальной безопасности 1996 и 1999 гг.: региональные приоритеты политики сша: их специфика для каждого из регионов мира.
- Вопрос 8. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2002 г. Задачи формирования и укрепления коалиций в борьбе с терроризмом.
- Вопрос 9. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба против распространения оружия массового уничтожения.
- Вопрос 10. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба за распространение демократии.
- Вопрос 11. Задачи внешней политики сша в стратегиях национальной безопасности 2002, 2006 гг.: формирование новых отношений с региональными центрами силы.
- Вопрос 12. Эволюция взглядов администрации сша на изменение военно-стратегической ситуации в мире: новые подходы к роли ядерного оружия.
- Вопрос 13. Отход сша от сложившейся концепции стратегической стабильности: курс на создание нпро
- Вопрос 14. Договор снв-2: основные положения и дальнейшая судьба. Договор_снп: основные положения.
- Вопрос 15. Внешнеполитические ресурсы рф.
- Вопрос 16. Основные этапы становления внешней политики России (1991-2008тг:)
- Вопрос 19. Проблема адаптации сбсе / обсе к постбиполярным условиям: от Парижской хартии для новой Европы 1990 года до Хартии европейской безопасности 1999 года.
- Вопрос 20. Становление Европейского Союза (1992-2004 гг.). Понятие «трех опор» ес.
- 21. Формирование Общей внешней политики и политики безопасности ес в 1991-2007 гг. Овпб ес после Косовского (1999 г.) и Иракского (2003 г.) кризиса.
- Вопрос 26. Отношения России и нато: основополагающие документы 1994 – 2008 гг.
- Вопрос 27. Боснийский кризис 1992-1995 гг.: международные аспекты урегулирования.
- Вопрос 28. Косовский кризис 1998-1999 годов: международные аспекты урегулирования. Воздействие Косовского -кризиса на международные отношения.
- Вопрос 29. Мировое развитие и современные международные отношения. Развивающиеся страны и проблема Север-Юг.
- Вопрос 30. Интеграционные процессы в бассейнах Тихого и Индийского океанов, основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 31. Интеграционные процессы в Западном полушарии; основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 32. Кнр в современных международных отношениях.
- Вопрос 33. Российско-китайские отношения 1992-2004 гг Соглашения о мерах укрепления военного доверия в Центральной Азии
- Вопрос 34. Деятельность Шанхайской организации сотрудничества. Принятие Хартии шос.
- Вопрос 35.. Япония в современных международных отношениях. Российско-японские отношения 1992-2006гг.
- Вопрос 36. Международные отношения на Корейском полуострове. Ядерная проблема. Отношения рф с государствами полуострова (1992-2006 гг.).
- Вопрос 37. Юго-Восточная Азия в системе современных мо. Роль и место асеан в международных отношениях в атр. Диалоговые структуры асеан. Значение арф для мо в регионе
- Вопрос 38. Южная Азия а системе современных международных отношений. Ядерный фактор в региональных международных отношениях. Российско-индийские отношения 1992-2006 гг.
- Вопрос 41. Фактор Ирана в мо
- Вопрос 42 Проблема политического урегулирования на Ближнем Востоке в 90-е гг. Мадридский переговорный процесс.
- Вопрос 44. Проблема Ирака в современных международных отношениях. Обострение международных отношений вокруг Ирака в 2002-2003 гг. Современное состояние проблемы. Рф и иракский кризис.
- Вопрос 45. Латинская Америка в современных международных отношениях. Сша и Латинская Америка. Латинская Америка и ес. Отношения рф с государствами региона.