Вопрос 15. Внешнеполитические ресурсы рф.
Принято считать, что РФ по своим ВП ресурсам многократно уступает СССР. Признавая их ограниченность, следует заметить, что не все изменения последнего десятилетия имели однозначно негативную направленность; по ряду параметров Россия своих позиций не теряла или даже сумела их укрепить.
Внешнеполитические ресурсы подразделяются на материальные и нематериальные.
К материальным ресурсам относятся:
— географигеские
— демографигеские
— экономигеские
— военные
Нематериальные ресурсы включают в себя:
— политигеские
— социальные
— репутационные
— идеологигеские и культурные
— информационные
— наугные, наугно-технигеские и образовательные
Географические ресурсы:
Россия по-прежнему является самой крупной страной в мире. Страна оказалась пространственно «отодвинутой» от Зап. и Центр. Европы, Ближнего и Среднего Востока, Южной Азии, потеряла непосредственный выход на границы многих гос-в этих регионов.
Геополитическое окружение России никогда не отличалось спокойствием и миролюбием. Сейчас от многих традиционных источников нестабильности Россия отделена новыми независимыми гос-ми, но геополитическое соседство по-прежнему далеко от оптимального. В некоторых из бывших союзных республик вспыхнули политические и этнические конфликты, породившие потоки беженцев в Россию. Впервые в истории мы столкнулись с проблемой сообщения с эксклавной территорией (Калининград).
Осложнилась ситуация с движением товаропотоков с многими торговыми партнерами. Транспортные пути теперь пересекают новые независимые государства. От России в значительной степени зависят транзитные коридоры в Евразии. Постоянная борьба за альтернативные пути транспортировки энергоносителей отражает уже существующую ключевую роль России. В последние годы возникла возможность развития новых транзитных маршрутов. В стране плохие порты, изношенные флот и парк подвижного состава; нет ни одной автомобильной магистрали международного уровня.
Географическое положение обрекает Россию на то, чтобы быть ВП актором если не на глобальном уровне, то как минимум в масштабе северного полушария.
Демографические ресурсы: В 1990-е гг. Россия пережила ситуацию, которую демографы называют «черный крест»: увеличение смертности при сокращении рождаемости. В последние годы ситуация стала выравниваться. Перепись 2002 г. установила, что в РФ проживают более 145 млн человек. Падение численности населения было бы еще более заметным, если бы не массовая миграция в Россию.
Россия сильно отличается от СССР по этноконфессиональному составу. В РФ русские составляют больше 80% жителей. Подобное изменение дало основание говорить о трансформации России в нацию-государство. Это изменение может означать как вероятность обретения новой идентичности на национальной основе, так и опасность развития националистич. настроений.
Экономические ресурсы: Россия (по ППС) представляет собой девятую крупнейшую экономику мира с перспективой к 2015 г. выйти на 6 место. Ситуация в экономике улучшилась. С 1999 г. ВВП рос в среднем на 6,5% в год.
Россия обладает самыми большими в мире запасами минеральных и энергетических ресурсов. С учетом природного газа Россия уже стала самым крупным поставщиком энергоносителей в мире. На Западе все больше осознают, что Россия является более стабильным и надежным партнером в энергетической сфере, чем производители на Ближнем и Среднем Востоке.
Россия продвинулась по пути интеграции в систему мирохозяйственных связей. Страна вступила в Парижский клуб, реструктуризировала долг Лондонскому клубу, серьезно продвинулась в вопросе о членстве в ВТО. В 2002 г. Россия была признана США и ЕС страной с рыночной экономикой. Вместе с тем включение России в мирохозяйственную систему имеет однобокий характер. Только энергетические, сырьевые и некоторые оборонные предприятия выпускают продукцию, способную выдерживать конкуренцию на мировых рынках.
Военные ресурсы: Россия сохраняет огромный военный потенциал. Оборонные расходы, постоянно снижаясь, к 2001 г. меньше, чем у европейских членов НАТО и в 6 раз меньше, чем у США. Россия — ядерная сверхдержава. Но она не в состоянии заметно модернизировать или поддерживать в прежнем состоянии потенциал сдерживания.
Численность военнослужащих действительной службы составила 1004 тыс. чел. Страна обладает относительно крупными и неплохо оснащенными обычными вооруж. силами, однако они не модернизировались в течение десятилетия. РФ входит в число ведущих экспортеров вооружений, являясь основным поставщиком современного оружия в Китай и Индию.
Политические ресурсы: Особенностью политич. режима, который возник в 1991 г., эксперты называли отсутствие консолидированной власти. Это приводило к неупорядоченности в гос. делах, уменьшению способности проводить активную ВП. Эти недостатки компенсировались ресурсом исторического наследия. Он состоит в наличии политического класса, привыкшего мыслить глобальными категориями; граждан, считающих Россию великой державой; сохраняющемся в мире восприятии страны как важнейшего фактора мировой политики.
Россия сохранила немалые, хотя и ослабленные после распада СССР внутренние институциональные ресурсы. Междунар. институциональные ресурсы России весьма велики. Она унаследовала от СССР членство в авторитетных междунар. и региональных организациях и многост. институтах. Россия сохранила статус постоянного члена СБ ООН. РФ — влиятельный участник ОБСЕ.
Присутствуя на заседаниях «группы восьми» с начала 1990-х гг., Россия только в 2002 г. на саммите в Кананаскисе (Канада) впервые получила статус полноправного участника по всему кругу вопросов, включая и экономические. РФ имеет соглашение о сотрудничестве с НАТО в формате «двадцатки», предусматривающее возможность совместной выработки решений. Для РФ у ЕС предусмотрен такой формат отношений, как проведение ежегодных саммитов Россия-ЕС. Все более зримую роль Россия начинает играть на саммитах организации АТЭС.
У России ослабла возможность полагаться на ресурсы союзных государств. Наша страна не располагает системой эконом. и военно-полит. союзов, сопоставимых с Советом СЭВ, ОВД. Взаимодействие в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ДКБ не приобрело характер полноценных и обязывающих союзнических отношений.
Вместе с тем у России появился такой ресурс, как отсутствие врагов. Нет государств и их альянсов, целенаправленно проводящих антироссийскую политику.
Социальные ресурсы: Современное российское общество оказалось дезориентировано, дезорганизовано, расколото мировоззренчески. Самая существенная слабость российского общества — отсутствие национально-государственной идентичности. В России выбор политической, экономической, ценностной системы еще не состоялся. Гражданское общество весьма слабо, чтобы стать весомым фактором на междунар. сцене.
Репутационные ресурсы: Имидж РФ страдал как от остаточных фобий времен ХВ, так и от новых: страна в состоянии распада, деградации и нищеты, управляемая некомпетентными, обуреваемая планами «возрождения империи». Репутации серьезный урон нанесли чеченская война, «дело ЮКОСа».
Однако в последние годы отношение к России за рубежом меняется в лучшую сторону. Это объясняется готовностью Москвы и столиц западных стран окончательно оставить в прошлом наследие ХВ, осознанием общности интересов в противодействии глобальным угрозам.
Идеологические и культурные ресурсы: В России отсутствует мировоззренческое единство. Ни одна из идеологий не является доминирующей. В роли объединяющей идеи нередко предлагаются лозунги «Великой России». Они способны консолидировать общество, но приемлемы исключительно для внутреннего потребления.
Довольно ограничены возможности использования ресурсов культурного воздействия. Россия остается доминирующим культурным фактором в СНГ, но уже далеко не безусловным. На поле массовой культуры Россия не способна составить конкуренцию Голливуду и другим гигантам шоу-бизнеса.
- Вопрос 1. Новая структура международных отношений после распада биполярного мира: важнейшие факторы, движущие силы.
- Вопрос 2. Глобализация и ее воздействие на международные отношения
- Вопрос 3. Представление об основных тенденциях мирового развития по ф. Фукуяме и с. Хантингтону. Сторонники и критики этих взглядов.
- Вопрос 4. Представление об основных тенденциях мирового развития по взглядам политических реалистов: 36. Бжезинский, г. Киссинджер. Сторонники и критики этих взглядов
- Раздел II. Продвижение интересов сша через расширение и участие
- Раздел II. Обеспечение национальных интересов сша
- Вопрос 7. Задачи внешней политики сша. В стратегиях национальной безопасности 1996 и 1999 гг.: региональные приоритеты политики сша: их специфика для каждого из регионов мира.
- Вопрос 8. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2002 г. Задачи формирования и укрепления коалиций в борьбе с терроризмом.
- Вопрос 9. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба против распространения оружия массового уничтожения.
- Вопрос 10. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба за распространение демократии.
- Вопрос 11. Задачи внешней политики сша в стратегиях национальной безопасности 2002, 2006 гг.: формирование новых отношений с региональными центрами силы.
- Вопрос 12. Эволюция взглядов администрации сша на изменение военно-стратегической ситуации в мире: новые подходы к роли ядерного оружия.
- Вопрос 13. Отход сша от сложившейся концепции стратегической стабильности: курс на создание нпро
- Вопрос 14. Договор снв-2: основные положения и дальнейшая судьба. Договор_снп: основные положения.
- Вопрос 15. Внешнеполитические ресурсы рф.
- Вопрос 16. Основные этапы становления внешней политики России (1991-2008тг:)
- Вопрос 19. Проблема адаптации сбсе / обсе к постбиполярным условиям: от Парижской хартии для новой Европы 1990 года до Хартии европейской безопасности 1999 года.
- Вопрос 20. Становление Европейского Союза (1992-2004 гг.). Понятие «трех опор» ес.
- 21. Формирование Общей внешней политики и политики безопасности ес в 1991-2007 гг. Овпб ес после Косовского (1999 г.) и Иракского (2003 г.) кризиса.
- Вопрос 26. Отношения России и нато: основополагающие документы 1994 – 2008 гг.
- Вопрос 27. Боснийский кризис 1992-1995 гг.: международные аспекты урегулирования.
- Вопрос 28. Косовский кризис 1998-1999 годов: международные аспекты урегулирования. Воздействие Косовского -кризиса на международные отношения.
- Вопрос 29. Мировое развитие и современные международные отношения. Развивающиеся страны и проблема Север-Юг.
- Вопрос 30. Интеграционные процессы в бассейнах Тихого и Индийского океанов, основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 31. Интеграционные процессы в Западном полушарии; основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 32. Кнр в современных международных отношениях.
- Вопрос 33. Российско-китайские отношения 1992-2004 гг Соглашения о мерах укрепления военного доверия в Центральной Азии
- Вопрос 34. Деятельность Шанхайской организации сотрудничества. Принятие Хартии шос.
- Вопрос 35.. Япония в современных международных отношениях. Российско-японские отношения 1992-2006гг.
- Вопрос 36. Международные отношения на Корейском полуострове. Ядерная проблема. Отношения рф с государствами полуострова (1992-2006 гг.).
- Вопрос 37. Юго-Восточная Азия в системе современных мо. Роль и место асеан в международных отношениях в атр. Диалоговые структуры асеан. Значение арф для мо в регионе
- Вопрос 38. Южная Азия а системе современных международных отношений. Ядерный фактор в региональных международных отношениях. Российско-индийские отношения 1992-2006 гг.
- Вопрос 41. Фактор Ирана в мо
- Вопрос 42 Проблема политического урегулирования на Ближнем Востоке в 90-е гг. Мадридский переговорный процесс.
- Вопрос 44. Проблема Ирака в современных международных отношениях. Обострение международных отношений вокруг Ирака в 2002-2003 гг. Современное состояние проблемы. Рф и иракский кризис.
- Вопрос 45. Латинская Америка в современных международных отношениях. Сша и Латинская Америка. Латинская Америка и ес. Отношения рф с государствами региона.