Вопрос 33. Российско-китайские отношения 1992-2004 гг Соглашения о мерах укрепления военного доверия в Центральной Азии
Основополагающими для изменений в советской политике в АТР были выступления Горбачева в июле 86 во Владивостоке и в сент 88 в Красноярске. В этих речах было, в частности, затронуто китайское направление советской политики:
свертывание военного присутствия в Восточной Азии посредством вывода войск из Монголии и сокращения численности сухопутных сил в восточных районах СССР;
нормализация отношений с КНР с учетом позиции КНР относительно «4х препятствий» для улучшения советско-кит отношений (советские войска в Афг; вьетнамские войска в Камбодже; советское присуствие в Монголии и наличие контингентов советских войск на границе с КНР)
Среди основных направлений рос политики в АТР – китайское. В 90х гг. произошло значительное укрепление региональных эк и воен-полит позиций КНР.
1989 г. был решающим для нормализации отношений Москвы и Пекина. Весной 89 советские войска были выведены из Афг, шел вывод войск из Монголии. Вьетнам под давлением СССР официально заявил о намерении вывести свои войска из Камбоджи в сент 89, началось сокращение численности советских войск на границе с КНР. Мнение Пекина относительно «4х препятствий» было учтено.
В мае 89 Горбачев совершил офиц визит в Пекин, в ходе которого были полностью нормализованы как межгос отношения СССР и КНР, так и межпартийные связи КПСС и КПК.
Распад СССР. Необходимость закрепить результаты советско-кит нормализации.
В декабре 92 г. во время визита в Пекин президента РФ Ельцина была подписана Пекинская декларация, в которой принципы развития отношений между 2мя странами были подтверждены в том виде, как они были согласованы во время визита в Пекин Горбачева.
Рос-кит отношения развиваются стабильно на базе мирного сосуществования. С 91 по 99 прошло 6 рос-кит встречи на высшем уровне поочередно в Москве и Пекине.
Достигнуты результаты в области урегулирования пограничны вопросов. В мае 91 было подписано соглашение РФ с КНР о восточном участке рос-кит границы. В нем зафиксирован международный принцип раздела пограничных рек, согласно которому границей между 2мя странами считается середина главного фарватера реки. Соответственно этому принципу была проведена рос-кит граница по пограничным участкам рек Амур, Уссури, Туманная и др. В результате к КНР отошел ряд речных островов, ранее принадлежавших РФ.
Нерешенным остался вопрос о нескольких островах на Амуре близ Хабаровска и Благовещенска.
В 94 г. были урегулированы вопросы, касающиеся западного участка границы. Соответствующий договор прошел ратификацию в июле 95. К 97 рос-кит граница была согласована на 97% линии ее прохождения.
В апр 96 в Шанхае РФ, КНР, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан подписали соглашение о мерах доверия в зоне границы.
Основные положения:
Вооруженные силы Сторон, дислоцированные в районе границы, как составная часть вооруженных сил Сторон, не будут использоваться для нападения на другую Сторону, вести какую-либо военную деятельность, угрожающую другой Стороне и нарушающую спокойствие и стабильность в районе границы.
Стороны обмениваются информацией о согласованных компонентах вооруженных сил и пограничных войск (пограничных частей); не проводят военные учения, направленные против другой Стороны; ограничивают масштабы, географические пределы и количество войсковых учений, уведомляют о крупномасштабной военной деятельности и перемещениях войск вызванных чрезвычайной ситуацией; уведомляют о временном вводе войск и вооружений в 100-километровую географическую зону по обе стороны от линии границы между Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, с одной стороны, и Китаем, с другой стороны; взаимно приглашают наблюдателей на войсковые учения
Соглашение 96 было дополнено в 97 подписанием в Москве во время очередного рос-кит саммита многостороннего соглашения РФ, КНР, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, в результате которого на протяжении 7,5 тыс. км границ создана полоса пониженной военной активности глубиной 100 км по обе стороны линии границы. Согласованные меры не распространяются на зоны Хабаровска и Владивостока. Они не касаются ракетных войск стратегического назначения, дальней авиации, ВМФ и ПВО РФ, а также пограничных войск.
На встрече в Шанхае образовался т.н. шанхайский форум («шанхайская пятерка») – периодически проводимая встреча руководителей 5 стран на высшем уровне для обсуждения проблем пограничного сотрудничества.
Общая цель рос-кит отношений была сформулирована в Москве (апр 97) в двусторонней Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка как установление отношений «равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в 21 веке».
В 1997 году с учетом пожеланий с мест заключено и с 2000 года начало осуществляться российско-китайское Соглашение о совместном хозяйственном использовании островов, которые отходят к другой стороне в результате демаркации.
3 нояб 1998 заключено Соглашение между Правительством РФ, Правительством КНР и Правительством КНДР об определении линии разграничения пограничных водных пространств трех государств на реке Туманная.
В октябре 2001 г. Россию впервые посетил (с рабочим визитом) заместитель Председателя КНР Ху Цзиньтао.
15-18 июля 2001 по приглашению Президента РФ В.В.Путина Председатель КНР Цзян Цзэминь осуществил государственный визит в РФ.
16 июля 2001 в ходе визита Цзян Цзэминя был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР.
Основные положения Договора 2001:
РФ и КНР на долгосрочной основе всесторонне развивают отношения добрососедства, дружбы, сотрудничества, равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия в соответствии с общепризнанными принципами и нормами МП, принципами взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования. (ст.1)
РФ и КНР в своих взаимоотношениях не применяют силу или угрозу силой, не используют друг против друга экономические и иные способы давления и разрешают разногласия между собой исключительно мирными средствами в соответствии с положениями Устава ООН, другими общепризнанными принципами и нормами МП. Договаривающиеся Стороны подтверждают обязательства не применять первыми друг против друга ядерное оружие, а также взаимно не нацеливать стратегические ядерные ракеты. (ст.2)
РФ подтверждает неизменность своей принципиальной позиции по тайваньскому вопросу. РФ признает, что в мире существует только один Китай, Правительство КНР является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань является неотъемлемой частью Китая. РФ выступает против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме. (ст.5)
РФ и КНР не участвуют в каких-либо союзах или блоках, не предпринимают каких-либо действий, включая заключение договоров с третьими государствами, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности другой стороны. Ни одна из Договаривающихся Сторон не допускает использования своей территории третьими государствами в ущерб государственному суверенитету, безопасности и территориальной целостности другой Договаривающейся Стороны. (ст.8)
В случае возникновения ситуации, которая, по мнению одной из Договаривающихся Сторон, может создать угрозу миру, нарушить мир или затронуть интересы ее безопасности, а также в случае возникновения угрозы агрессии против одной из Договаривающихся Сторон Договаривающиеся Стороны незамедлительно вступают в контакт друг с другом и проводят консультации в целях устранения возникшей угрозы. (ст.9)
Договор не направлен против какого-либо третьего гос-ва.
Договор действует в течение 20 лет. Срок действия настоящего Договора автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Договаривающихся Сторон не менее чем за один год до истечения соответствующего периода действия Договора не уведомит в письменной форме другую Договаривающуюся Сторону о своем намерении прекратить его действие
Важное место в рос-кит отношениях занимает тайваньский вопрос. РФ в целом поддерживает КНР по тайваньскому вопросу при понимании того, что проблема воссоединения Тайваня с КНР для Пекина является вопросом нац объединения и территориальной целостности. Позиция России по “тайваньскому вопросу” состоит в том, что существует только один Китай, правительство КНР является единственным законным правительством, представляет весь Китай, а Тайвань неотъемлемая часть Китая. Признавая официальную позицию КНР, РФ установила и поддерживает разнообразные неофициальные связи с Тайванем с 92. В Москве открыто тайваньское представительство, а рос представительство (не имеющее дип статуса) работает в Тайбее.
Основные принципы российско-китайских отношений, главные направления и сферы двустороннего сотрудничества отражены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР, подписанном Президентом В.В.Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем 16 июля 2001 г. в Москве (вступил в силу 28 февраля 2002 года). Практически во всех областях сотрудничества имеются межправительственные, межведомственные и межрегиональные соглашения.
С 1996 г. действует механизм регулярных (раз в год) встреч глав правительств России и Китая (последняя - в августе с.г. в Шанхае). Между Белым домом и Госсоветом КНР также установлена “горячая” линия телефонной связи. В разветвленной системе подготовки встреч премьеров функционируют две комиссии на уровне заместителей глав правительств, курирующие экономический и гуманитарный блоки сотрудничества, и 12 отраслевых подкомиссий на уровне министров или их заместителей. Заседания комиссий и подкомиссий проводятся ежегодно.
Стороны условились продолжить переговоры с целью выработки взаимоприемлемых вариантов решений по двум несогласованным участкам границы (острова Тарабаров и Большой Уссурийский близ Хабаровска и остров Большой на р.Аргунь). До этого на данных участках сохраняется статус-кво, т.е. они находятся под российским фактическим контролем.
Весной 1996 г. было подписано шанхайского коммюнике о мерах доверия в районе бывшей советско-китайской границы. Кроме России и Китая документ подписали Казахстан, Киргизия и Таджикистан. В коммюнике констатируется, что стороны рассматривают СНГ как важный фактор стабильности и развития в Евразии. В 1997 в Москве подписано Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, к-ое подписали руководители России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Китая. Значение этого док-та в том, что впервые пяти соседним странам АТР удалось путем решить целый комплекс проблем, относящихся к столь деликатной области, как национальная безопасность. Фактически была подведена черта под целым периодом конфронтации и военного противостояния в обширной приграничной зоне.
Стороны поставили цель поддерживать на совместной границе обстановку спокойствия, добрососедства и сотрудничества, соответствующую высокому уровню доверия и дружбы. Зоной применения соглашения была избрана 200-километровая полоса (по 100 километров по обе стороны границы). Принципиально важно и то, что за рамки соглашения выведены ракетные войска стратегич. назначения, дальняя авиация, ВМФ и ПВО, что означает признание сторонами взаимной ненаправленности друг против друга наиболее мощного потенциала сдерживания.
Общая цель рос-китайских отношений была сформулирована в двусторонней Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка (апрель 1997 г.), подписанной в Москве, как установление отношений равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI в. В этой же Декларации стороны осудили гегемонизм как явление междунар. жизни.
Не менее существенно согласие, к к-му пришли стороны по главным проблемам мировой политики. Россия и Китай заняли сходные или близкие позиции по всем основным междунар. вопросам, в том числе по косовскому кризису 1999 г., констатировали общее понимание содержания нынешнего этапа МО как движения к многопол. миру, недопущения диктата и доминирования одной державы.
Крупные результаты принес визит Цзян Цзэминя в Москву в июле 2001 г. Стороны подписали Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, рассчитанный на 20 лет. Они условились о продолжении консультаций для нахождения взаимоприемлемого решения судьбы спорных о-вов, остающихся под юрисдикцией РФ. В ходе официального посещения Китая Путиным в конце 2002 г. отмечался существенный прогресс, достигнутый гос-ми в различных областях двустор. отношений. Самые заметные сдвиги наблюдались в торговле, эконом. взаимодействии и в сфере военно-техн. связей.
Взаимная торговля на первых порах была неустойчивой. На показателях товарооборота сказывались трудности учета российского импорта. Между тем регистрируемый товарооборот вплоть до 1999 г. не превышал $6-8 млрд. и лишь в последующие годы произошел заметный рывок. В 2001 г. объем торговли приблизился к $11 млрд., а в 2002 г. превзошел эту отметку. Российский экспорт превышал китайский, и положительное торговое сальдо РФ за 1992-2001 гг. составило более $26 млрд. В 2003 г. объем товарооборота между Россией и Китаем достиг $15,7 млрд.
В то время как обороты взаимной торговли в начале XXI в. вышли на новые рубежи, в эконом. сотрудничестве рывок еще не произошел. Китайские инвестиции в российскую экономику не превышают $300 млн. Россия оказывает Китаю содействие в области ядерной энергетики — сооружении атомной электростанции в провинции Цзянсу и разработке урановых рудников. Наиболее перспективным представляется сотрудничество в разработке нефтегазовых месторождениq Сибири и Дальнего Востока и прокладке трубопроводов для снабжения энергетич. сырьем с-в провинций КНР.
Весьма успешно развивается сотрудничество в военно-техн. области. КНР стала ведущим покупателем российскою вооружения.
2005 – Совместная декларация «О новом миропорядке в 21 веке»
2006 – март – 22 – визит Путина в КНР…. Переговоры, соглашения
2006 г – год РФ в КНР
2007 – год КНР в РФ
--------- стратегическое сотрудничество направленное в 21 век, взаимное доверие, и т.д.
2005 год – урегулирование пограничного вопроса
Проблемы: миграция, серый импорт, ширпотреб….. нефть….
- Вопрос 1. Новая структура международных отношений после распада биполярного мира: важнейшие факторы, движущие силы.
- Вопрос 2. Глобализация и ее воздействие на международные отношения
- Вопрос 3. Представление об основных тенденциях мирового развития по ф. Фукуяме и с. Хантингтону. Сторонники и критики этих взглядов.
- Вопрос 4. Представление об основных тенденциях мирового развития по взглядам политических реалистов: 36. Бжезинский, г. Киссинджер. Сторонники и критики этих взглядов
- Раздел II. Продвижение интересов сша через расширение и участие
- Раздел II. Обеспечение национальных интересов сша
- Вопрос 7. Задачи внешней политики сша. В стратегиях национальной безопасности 1996 и 1999 гг.: региональные приоритеты политики сша: их специфика для каждого из регионов мира.
- Вопрос 8. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2002 г. Задачи формирования и укрепления коалиций в борьбе с терроризмом.
- Вопрос 9. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба против распространения оружия массового уничтожения.
- Вопрос 10. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба за распространение демократии.
- Вопрос 11. Задачи внешней политики сша в стратегиях национальной безопасности 2002, 2006 гг.: формирование новых отношений с региональными центрами силы.
- Вопрос 12. Эволюция взглядов администрации сша на изменение военно-стратегической ситуации в мире: новые подходы к роли ядерного оружия.
- Вопрос 13. Отход сша от сложившейся концепции стратегической стабильности: курс на создание нпро
- Вопрос 14. Договор снв-2: основные положения и дальнейшая судьба. Договор_снп: основные положения.
- Вопрос 15. Внешнеполитические ресурсы рф.
- Вопрос 16. Основные этапы становления внешней политики России (1991-2008тг:)
- Вопрос 19. Проблема адаптации сбсе / обсе к постбиполярным условиям: от Парижской хартии для новой Европы 1990 года до Хартии европейской безопасности 1999 года.
- Вопрос 20. Становление Европейского Союза (1992-2004 гг.). Понятие «трех опор» ес.
- 21. Формирование Общей внешней политики и политики безопасности ес в 1991-2007 гг. Овпб ес после Косовского (1999 г.) и Иракского (2003 г.) кризиса.
- Вопрос 26. Отношения России и нато: основополагающие документы 1994 – 2008 гг.
- Вопрос 27. Боснийский кризис 1992-1995 гг.: международные аспекты урегулирования.
- Вопрос 28. Косовский кризис 1998-1999 годов: международные аспекты урегулирования. Воздействие Косовского -кризиса на международные отношения.
- Вопрос 29. Мировое развитие и современные международные отношения. Развивающиеся страны и проблема Север-Юг.
- Вопрос 30. Интеграционные процессы в бассейнах Тихого и Индийского океанов, основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 31. Интеграционные процессы в Западном полушарии; основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 32. Кнр в современных международных отношениях.
- Вопрос 33. Российско-китайские отношения 1992-2004 гг Соглашения о мерах укрепления военного доверия в Центральной Азии
- Вопрос 34. Деятельность Шанхайской организации сотрудничества. Принятие Хартии шос.
- Вопрос 35.. Япония в современных международных отношениях. Российско-японские отношения 1992-2006гг.
- Вопрос 36. Международные отношения на Корейском полуострове. Ядерная проблема. Отношения рф с государствами полуострова (1992-2006 гг.).
- Вопрос 37. Юго-Восточная Азия в системе современных мо. Роль и место асеан в международных отношениях в атр. Диалоговые структуры асеан. Значение арф для мо в регионе
- Вопрос 38. Южная Азия а системе современных международных отношений. Ядерный фактор в региональных международных отношениях. Российско-индийские отношения 1992-2006 гг.
- Вопрос 41. Фактор Ирана в мо
- Вопрос 42 Проблема политического урегулирования на Ближнем Востоке в 90-е гг. Мадридский переговорный процесс.
- Вопрос 44. Проблема Ирака в современных международных отношениях. Обострение международных отношений вокруг Ирака в 2002-2003 гг. Современное состояние проблемы. Рф и иракский кризис.
- Вопрос 45. Латинская Америка в современных международных отношениях. Сша и Латинская Америка. Латинская Америка и ес. Отношения рф с государствами региона.