Вопрос 7. Задачи внешней политики сша. В стратегиях национальной безопасности 1996 и 1999 гг.: региональные приоритеты политики сша: их специфика для каждого из регионов мира.
Европа и Евразия. Европа (в которой разгорелись два крупнейших конфликта ХХ века) является ключевым направлением стратегии. Развитые экономики позволяют развитие сотрудничества. Распад социалистических стран и демократизация в них – путь к содействию в создании свободной и неразделенной Европы. Цель – интегрированная и демократизированная Европа, способная к мирному сосуществованию и сотрудничеству с США. 1)военное присутствие, поскольку военные конфликты не исчерпаны с окончанием ХВ (Югославия); 2)развитие и адаптация институциональных форм поддержания мира и безопасности (НАТО, ОБСЕ). Ключевая роль – НАТО: основа участия США в Европе, наиболее приспособленная организация для поддержания мира (наличие ВС, командной структуры и т.д.), открытость НАТО для вступления новых членов. Расширение НАТО позволит вовлечь в сферу поддержания безопасности и Восточную Европу. Необходимо развитие отношений между НАТО и Россией: НАТО не направлено на сохранение разделенной Европы. Второй элемент европейского направления – экономический. США поддерживают развитие интеграционных процессов, важность экономических преобразований на постсоветском пространстве. Третий элемент – развитие демократических тенденций и соблюдение прав человека (трансформация России и т.д.)
Восточная Азия и Тихий океан. США – тихоокеанское государство, участвовавшее в войне на ТО, должно поддерживать свое присутствие и активно участвовать в МО здесь. Ключевой вопрос – борьба с распространением ОМП (С. Корея). США поддерживают создание экономически активного и мощного Китая, придерживаются политики «одного Китая», хотя поддерживают плодотворные отношения и с Тайванем. Большое значение – экономические отношения (особенно с Японией, с которой при кабинете Клинтона подписано 20 соглашений), а также демократизация региона.
Западное полушарие. Большой успех демократических реформ создает возможность для сотрудничества и участия США. Большое значение – НАФТА, внесшее вклад в экономические отношения США, Мексики и Канады. Особо важное внимание следует уделять вопросам демократизации. В центре внимания – Куба (единственное государство, управляемое диктатором).
Ближний Восток, Южная Азия. У США важнейшие национальные интересы в регионе – обеспечение свободного потока нефти при благоприятных ценах. Ирак: политика США – против агрессивных действий правительства, а не народа. Иран: борьба с агрессивными намерениями правительства, недопущение получения омп, борьба с терроризмом. Южная Азия: особое значение имеет вопрос урегулирования отношений между Индией и Пакистаном – обладателями ядерного оружия.
Африка. Один из наиболее проблемных регионов, в котором, однако, тоже наметились демократические тенденции. Ключевые вопросы – содействие экономическому развитию, помощь, демократизация, обеспечение защиты прав человека, гуманитарные операции.
Европа. НАТО – основа поддержания мира и безопасности на европейском континенте. Администрация США планирует содержать 100-тысячный контингент в Европе, который позволит более эффективно регулировать ситуацию. 1999 г. – принята новая стратегическая концепция НАТО, инициатива по ОМП. Важнейшее значение имело и расширение НАТО – принятие Чехии, Венгрии и Польши. Целью расширения является создание единой и неразделенной Европы (включает программу «Партнерство ради мира»). ОБСЕ также играет ключевую роль в регионе: США будут оказывать всемерную помощь и поддержку организации.
Балканы: нестабильность в регионе угрожает ситуации в Европе в целом, поэтому США заинтересованы в продвижении демократических реформ, урегулировании кризисных ситуаций, усилении кооперации с НАТО. Косово: после успешной интервенции НАТО ситуация по-прежнему напряженная, сохраняется опасность возобновления конфликта. Операции НАТО в 1999 г. – три цели: вывод военных сил Сербии из Косово, участие международных сил безопасности с участием НАТО для защиты косовских граждан, возврат беженцев. Цели были достигнуты – теперь НАТО, ООН и международное сообщество должны создать условия для становления демократических условий. Окончательной целью является интеграция Сербии в демократическое сообщество, что, однако, невозможно, пока С. Милошевич находится у власти. Босния и Хорватия: полное применение Дейтонских соглашений – единственный способ укрепления ситуации; США и НАТО должны принимать активнейшее участие в процессе урегулирования и демократизации в регионе. Прибалтика: 1998 г. Хартия о партнерстве – включение стран в трансатлантические отношения. Северная Ирландия: необходимость применения Соглашения Доброй Пятницы (1999). Россия и СНГ: несмотря на то что процесс демократизации продолжается, страны сталкиваются с различными демократическими и политическими проблемами; проблема Чечни – меры, применяемые Россией, не отвечают м-п нормам – осуждаются; конечная цель – интеграция России в единую и неразделенную, свободную Европу; развитие отношений с НАТО, несмотря на противоречия по поводу расширения Альянса и Косовского кризиса. Важнейшие цели США в регионе: углубление экономического сотрудничества (Европа – является ключевым партнером США по торговле): в 1998 г. был достигнут ряд соглашений о Трансатлантическом экономическом сотрудничестве – снижение ограничений, торговых барьеров и т.д. Важным вопросом является сотрудничество и оказание содействия в развитии новым независимым государствам. Каспийский регион играет большую роль (нефть) – необходимость урегулирования таких кризисов, как Нагорный Карабах и т.д. Важна и гуманитарная составляющая – продвижение демократических принципов и защиты прав человека.
Восточная Азия и Тихий океан. Основа поддержания безопасности – японско-американский союз безопасности. 1998 г. – принятие новых Руководящих принципов и ряда сопутствующих документов – реформирование союза. Союз не направлен против какой-либо страны, а на поддержание безопасности в регионе в целом. Северная Корея – необходимость исключения ядерной программы, демократизация страны, продвижение диалога с Южной Кореей. Развитый, процветающий Китай, соблюдающий нормы международного права и уважающий права человека, отвечает интересам США: необходимость поддержания стабильности в Тайваньском проливе в рамках политики США «одного Китая», развитии диалога между Пекином и Тайпеем. В отношении Ю-В Азии США придерживается двух основных направлений: 1 – развитие многостороннего сотрудничества в рамках АСЕАН; 2 – поддержание диалога с отдельными государствами с целью содействия демократизации и сдерживания таких проблем, как поток наркотиков (Бирма) и т.д.
Западное полушарие. Завершение вооруженных конфликтов, демократические и рыночные преобразования сделали регион одним из наиболее перспективных. Одним из ключевых инструментов для развития сотрудничества является ОАГ (Организация Американских Государств). В экономической сфере – НАФТА и Зона свободной торговли Америк, которая должна быть создана к 2005 году.
Южная Азия и Ближний Восток. Израильско-палестинский конфликт – в целом наметились положительные тенденции: возобновление переговоров, заключение ряда соглашений, однако пока еще целью остается окончательное урегулирование ситуации в регионе. Ливия – необходимость препятствия шагам страны на пути к получению ОМП. Ирак – 3 основные составляющие политики США: экономические санкции, гуманитарная помощь гражданам, поддержка сил, выступающих за свержение С. Хусейна. Иран – борьба с попытками правительства заполучить ОМП и терроризмом. Южная Азия – важнейшее значение – урегулирование Индо-Пакистанского конфликта, недопущение перерастания его в конфликт, недопущение использования ОМП.
Африка - Болезни, войны, разруха и отчаяние. Борьба с терроризмом и угрозы правам человека. Становлений демократий в регионе и его процветание как цель американской политики. Необходимо оказывать всестороннюю помощь слабым и отсталым африканским державам. Три цели в регионе – 1) пристальное внимание к богатым странам (Кения, ЮАР, Эфиопия). 2) конструктивное посредничество и помощь в урегулировании региональных конфликтов. 3) Укрепление организаций регионального характера в Африке.
- Вопрос 1. Новая структура международных отношений после распада биполярного мира: важнейшие факторы, движущие силы.
- Вопрос 2. Глобализация и ее воздействие на международные отношения
- Вопрос 3. Представление об основных тенденциях мирового развития по ф. Фукуяме и с. Хантингтону. Сторонники и критики этих взглядов.
- Вопрос 4. Представление об основных тенденциях мирового развития по взглядам политических реалистов: 36. Бжезинский, г. Киссинджер. Сторонники и критики этих взглядов
- Раздел II. Продвижение интересов сша через расширение и участие
- Раздел II. Обеспечение национальных интересов сша
- Вопрос 7. Задачи внешней политики сша. В стратегиях национальной безопасности 1996 и 1999 гг.: региональные приоритеты политики сша: их специфика для каждого из регионов мира.
- Вопрос 8. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2002 г. Задачи формирования и укрепления коалиций в борьбе с терроризмом.
- Вопрос 9. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба против распространения оружия массового уничтожения.
- Вопрос 10. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба за распространение демократии.
- Вопрос 11. Задачи внешней политики сша в стратегиях национальной безопасности 2002, 2006 гг.: формирование новых отношений с региональными центрами силы.
- Вопрос 12. Эволюция взглядов администрации сша на изменение военно-стратегической ситуации в мире: новые подходы к роли ядерного оружия.
- Вопрос 13. Отход сша от сложившейся концепции стратегической стабильности: курс на создание нпро
- Вопрос 14. Договор снв-2: основные положения и дальнейшая судьба. Договор_снп: основные положения.
- Вопрос 15. Внешнеполитические ресурсы рф.
- Вопрос 16. Основные этапы становления внешней политики России (1991-2008тг:)
- Вопрос 19. Проблема адаптации сбсе / обсе к постбиполярным условиям: от Парижской хартии для новой Европы 1990 года до Хартии европейской безопасности 1999 года.
- Вопрос 20. Становление Европейского Союза (1992-2004 гг.). Понятие «трех опор» ес.
- 21. Формирование Общей внешней политики и политики безопасности ес в 1991-2007 гг. Овпб ес после Косовского (1999 г.) и Иракского (2003 г.) кризиса.
- Вопрос 26. Отношения России и нато: основополагающие документы 1994 – 2008 гг.
- Вопрос 27. Боснийский кризис 1992-1995 гг.: международные аспекты урегулирования.
- Вопрос 28. Косовский кризис 1998-1999 годов: международные аспекты урегулирования. Воздействие Косовского -кризиса на международные отношения.
- Вопрос 29. Мировое развитие и современные международные отношения. Развивающиеся страны и проблема Север-Юг.
- Вопрос 30. Интеграционные процессы в бассейнах Тихого и Индийского океанов, основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 31. Интеграционные процессы в Западном полушарии; основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 32. Кнр в современных международных отношениях.
- Вопрос 33. Российско-китайские отношения 1992-2004 гг Соглашения о мерах укрепления военного доверия в Центральной Азии
- Вопрос 34. Деятельность Шанхайской организации сотрудничества. Принятие Хартии шос.
- Вопрос 35.. Япония в современных международных отношениях. Российско-японские отношения 1992-2006гг.
- Вопрос 36. Международные отношения на Корейском полуострове. Ядерная проблема. Отношения рф с государствами полуострова (1992-2006 гг.).
- Вопрос 37. Юго-Восточная Азия в системе современных мо. Роль и место асеан в международных отношениях в атр. Диалоговые структуры асеан. Значение арф для мо в регионе
- Вопрос 38. Южная Азия а системе современных международных отношений. Ядерный фактор в региональных международных отношениях. Российско-индийские отношения 1992-2006 гг.
- Вопрос 41. Фактор Ирана в мо
- Вопрос 42 Проблема политического урегулирования на Ближнем Востоке в 90-е гг. Мадридский переговорный процесс.
- Вопрос 44. Проблема Ирака в современных международных отношениях. Обострение международных отношений вокруг Ирака в 2002-2003 гг. Современное состояние проблемы. Рф и иракский кризис.
- Вопрос 45. Латинская Америка в современных международных отношениях. Сша и Латинская Америка. Латинская Америка и ес. Отношения рф с государствами региона.