Вопрос 41. Фактор Ирана в мо
Борьба США с режимами, поддерж терроризм и стремящимися обрести ОМУ, отразилась и на Иране. При Клинтоне связи м\у США и Ираном развивались, несмотря на то, что в силе оставались американские экономические санкции против Ирана. В марте 2000 отменен запрет на импорт ряда иранских товаров. Все больше влиятельных американских политиков и ученых призывали к открытому диалогу м\у двумя странами. Объект особого внимания США – возможный выход Ирана на производство ядерного и ракетного оружия. Даже наметилась напряженность в американо-рос отношениях, когда Вашингтон обвинил Россию в том, что ее сотрудничество с Ираном способствует развитию местной ядерной программы. При администрации Буша-младшего начался новый этап ужесточения американского подхода к Ирану. Продлил экономические санкции. Президент Ирана (с 97) – большая толерантность, идея «диалога цивилизаций». В то же время Иран в ВП не отказывался от поддержки ряда радикальных исламистских организаций, ведущих боевые действия и применяющих террористические методы (Хезболлах – опирается на шиитов и действует на Юге Ливана; палестинский «исламский джихад»). НО не Иран играет ведущую роль в из финансировании, а Саудовская Аравия и Пакистан – союзники США. Довольно традиционно и справедливо обвинение Ирана в антиизраильской позиции. После 9\11 казалось, что Иран может пойти на сближение с США и выйти из международной изоляции. Президент Ирана осудил теракты, заявил о возможном участии в антитер коалиции, но под эгидой ООН. Но Иран осуждал бомбардировки Афганистана, отказался предоставить аэродромы и воздушное пространство для американских ВВС и не разрешил разместить иностранные войска на своей территории. Несмотря на реальную помощь Ирана, Буш-мл причислил Иран к «оси зла», назвал его среди возможных новых целей продолжающейся антитер операции. Отношение к Ирану ужесточилось после войны в Ираке. Вашингтон опасался попыток иранских руководителей усилить свое влияние на иракских шиитов. США полагали, что ядерная программа Ирана может стать важным рычагом воздействия на иранский режим. Но Совет управляющих МАГАТЭ принял 26 ноября 2003 года предложенный ЕС проект резолюции, которая подчеркивала готовность Ирана заморозить работы по обогащению урана, а также подписать Дополнительный протокол, обеспечивающий более тесное сотрудничество с МАГАТЭ и прозрачность ядерной программы.
5 августа 2005 года Махмуд Ахмадинежад был избран президентом Ирана, а уже 6 августа принес присягу в парламенте страны, обещая хранить священную религию шиитского ислама и Исламскую Республику Иран.
Президентство Ахмадинежада не ознаменовалось каким-либо серьезным прорывом в социально-экономической сфере. С трудом формируется даже кабинет министров, в котором до самого последнего времени не было ключевого министра нефти. Видимо, эти неудачи и заставили иранского президента прибегать к неким "компенсаторным актам" во внешне- и внутриполитической риторике. В случае с Ираном они обязательно приобретают религиозный характер.
Предлагали применить к Ирану жесточайшие санкции, или вобще исключить страну из ООН, в связи с негативной риторикой в адрес Израиля.
Консервативные идеи как никогда сильны в Иране, а ядерная программа выступает как национальная идея, так что при новом президенте позиция Ирана на переговорах с ЕС и МАГАТЭ стала ещё более неуступчивой.
Иран заявил, что его ядерная программа – исключительно мирная. Однако большинство экспертов было убеждено в том, что Ирану потребуется мало времени для получения оружейного урана в количестве, достаточном для создания ядерного заряда..
10 августа 2005 года Иранские власти объявили, что снимают пломбы с оборудования на заводе по переработке урана в Исфахане, установленные инспекторами МАГАТЭ.
Между тем в Вене продолжалось заседание Совета управляющих МАГАТЭ, созванное по требованию "европейской тройки", ведущей переговоры с Ираном от имени ЕС. Европейцы настаивали на полном прекращении Ираном работ по обогащению урана, который может быть использован не только как топливо для АЭС, но и для создания ядерного оружия. Однако Тегеран отклонил предложения ЕС по развитию технологического, торгового и политического сотрудничества в обмен на отказ от самостоятельного производства ядерного топлива.
Совет управляющих МАГАТЭ рассматривал возможность передачи "иранского досье", как настаивают в США, Совету безопасности ООН, который обладает правом ввести против страны-нарушителя международные санкции.
Париж, 3 мая 2006. Пять стран-постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германии на переговорах в столице Франции не смогли решить, как убедить Иран свернуть свою ядерную программу.
Участники переговоров пришли к выводу, что ядерная программа Ирана несовместима с требованиями международного сообщества, однако им так и не удалось выработать единый подход к решению вопроса иранского атома.
США, Великобритания, Франция и Германия выступают за принятие новой более жесткой резолюции Совбеза в отношении Ирана, которая грозит наложением санкций, если Тегеран не остановит работы по обогащения урана.
И Москва, и Пекин неоднократно призывали Иран прислушаться к призывам международного сообщества. Тем не менее, они настаивают на поисках дипломатического пути решения конфликта и выступают против применения санкций.
Тегеран отрицает, что обогащает уран в военных целях, и обвиняет Вашингтон в том, что тот намерен нанести удары по его ядерным объектам.
США обвиняют Иран в том, что он тайно ведёт работы по созданию ядерного оружия. Ещё в 2002 г. президент США Джордж Буш причислил Иран к странам «оси зла», которые финансируют террористов и стремятся завладеть ядерным оружием.
Мировое сообщество возражает против того, чтобы Иран обогащал уран на своей территории, опасаясь, что в этом случае Тегеран непременно приступит к созданию ядерного оружия. Иран же отказывается идти на какие-либо компромиссы и подчёркивает свое право на развитие ядерной программы. Москва пытается действовать в качестве посредника — ещё осенью 2005 года Россия предложила Тегерану перенести процесс обогащения урана на российскую территорию и осуществлять его силами совместного предприятия.
Тегеран длительное время фактически отвергает российское предложение, демонстративно игнорируя советы Москвы проявлять сдержанность и не провоцировать мировое сообщество на жёсткие меры. После обнародования идеи Москвы о создании СП по обогащению урана Тегеран в течение нескольких месяцев делает вид, что никакого предложения не получал. Его позиция меняется лишь в начале января 2006 года — 7-8 января в ходе визита в Тегеран российской делегации во главе с заместителем секретаря Совета безопасности РФ Валентином Соболевым проходит первый раунд переговоров, однако стороны только договариваются продолжить консультации.
Тем временем в начале января Иран уведомляет МАГАТЭ о том, что возобновляет свои ядерные исследования. 10 января власти Ирана в присутствии представителей МАГАТЭ снимают пломбы с ядерных исследовательских центров страны в Натанзе, Парсе и Фараянде.
Через несколько часов после этого встретившиеся в Лондоне Россия, Евросоюз, США и Китай приходят к согласию о передаче ядерного досье Ирана в Совет Безопасности ООН. Правда, Москва и Пекин добиваются ещё одной отсрочки — пока СБ ООН будет лишь «проинформирован» об иранской ядерной программе, но никаких санкций против Ирана не будет вводить по крайней мере до марта.
- Вопрос 1. Новая структура международных отношений после распада биполярного мира: важнейшие факторы, движущие силы.
- Вопрос 2. Глобализация и ее воздействие на международные отношения
- Вопрос 3. Представление об основных тенденциях мирового развития по ф. Фукуяме и с. Хантингтону. Сторонники и критики этих взглядов.
- Вопрос 4. Представление об основных тенденциях мирового развития по взглядам политических реалистов: 36. Бжезинский, г. Киссинджер. Сторонники и критики этих взглядов
- Раздел II. Продвижение интересов сша через расширение и участие
- Раздел II. Обеспечение национальных интересов сша
- Вопрос 7. Задачи внешней политики сша. В стратегиях национальной безопасности 1996 и 1999 гг.: региональные приоритеты политики сша: их специфика для каждого из регионов мира.
- Вопрос 8. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2002 г. Задачи формирования и укрепления коалиций в борьбе с терроризмом.
- Вопрос 9. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба против распространения оружия массового уничтожения.
- Вопрос 10. Задачи внешней политики сша в стратегии национальной безопасности 2006 г.: борьба за распространение демократии.
- Вопрос 11. Задачи внешней политики сша в стратегиях национальной безопасности 2002, 2006 гг.: формирование новых отношений с региональными центрами силы.
- Вопрос 12. Эволюция взглядов администрации сша на изменение военно-стратегической ситуации в мире: новые подходы к роли ядерного оружия.
- Вопрос 13. Отход сша от сложившейся концепции стратегической стабильности: курс на создание нпро
- Вопрос 14. Договор снв-2: основные положения и дальнейшая судьба. Договор_снп: основные положения.
- Вопрос 15. Внешнеполитические ресурсы рф.
- Вопрос 16. Основные этапы становления внешней политики России (1991-2008тг:)
- Вопрос 19. Проблема адаптации сбсе / обсе к постбиполярным условиям: от Парижской хартии для новой Европы 1990 года до Хартии европейской безопасности 1999 года.
- Вопрос 20. Становление Европейского Союза (1992-2004 гг.). Понятие «трех опор» ес.
- 21. Формирование Общей внешней политики и политики безопасности ес в 1991-2007 гг. Овпб ес после Косовского (1999 г.) и Иракского (2003 г.) кризиса.
- Вопрос 26. Отношения России и нато: основополагающие документы 1994 – 2008 гг.
- Вопрос 27. Боснийский кризис 1992-1995 гг.: международные аспекты урегулирования.
- Вопрос 28. Косовский кризис 1998-1999 годов: международные аспекты урегулирования. Воздействие Косовского -кризиса на международные отношения.
- Вопрос 29. Мировое развитие и современные международные отношения. Развивающиеся страны и проблема Север-Юг.
- Вопрос 30. Интеграционные процессы в бассейнах Тихого и Индийского океанов, основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 31. Интеграционные процессы в Западном полушарии; основные тенденции и перспективы развития
- Вопрос 32. Кнр в современных международных отношениях.
- Вопрос 33. Российско-китайские отношения 1992-2004 гг Соглашения о мерах укрепления военного доверия в Центральной Азии
- Вопрос 34. Деятельность Шанхайской организации сотрудничества. Принятие Хартии шос.
- Вопрос 35.. Япония в современных международных отношениях. Российско-японские отношения 1992-2006гг.
- Вопрос 36. Международные отношения на Корейском полуострове. Ядерная проблема. Отношения рф с государствами полуострова (1992-2006 гг.).
- Вопрос 37. Юго-Восточная Азия в системе современных мо. Роль и место асеан в международных отношениях в атр. Диалоговые структуры асеан. Значение арф для мо в регионе
- Вопрос 38. Южная Азия а системе современных международных отношений. Ядерный фактор в региональных международных отношениях. Российско-индийские отношения 1992-2006 гг.
- Вопрос 41. Фактор Ирана в мо
- Вопрос 42 Проблема политического урегулирования на Ближнем Востоке в 90-е гг. Мадридский переговорный процесс.
- Вопрос 44. Проблема Ирака в современных международных отношениях. Обострение международных отношений вокруг Ирака в 2002-2003 гг. Современное состояние проблемы. Рф и иракский кризис.
- Вопрос 45. Латинская Америка в современных международных отношениях. Сша и Латинская Америка. Латинская Америка и ес. Отношения рф с государствами региона.