logo
ФИНАЛ ОТВЕТЫ

Вопрос 27. Боснийский кризис 1992-1995 гг.: международные аспекты урегулирования.

В июне 1991 г. Словения и Хорватия заявили о выходе из СФРЮ. Проживающие в Хорватии сербы, не согласные с решением Загреба, при помощи Белграда начали боевые действия против вооруженных сил провозгласившей независимость респуб­лики. Хорватия обратилась в ООН, и весной 1992 г. Совет Безопасности принял решение о направлении сил по поддержанию мира (ЮНПРОФОР) для наблюдения за заключенным к тому времени перемирием между конфликтующими сторонами.

В марте 1992 г. независимость провозгласила другая республика СФРЮ -Босния. Боснийские сербы при помощи Белграда начали боевые действия против мусульманского правительства Сараево и добились контроля над большей частью территории республики. Аналогичные акции предприняли и боснийские хорваты. В июне 1992 г. Совет Безопасности распространил мандат ЮНПРОФОР на Боснию. Помимо наблюдения за очередным перемирием, которое вскоре было нарушено, миро­творческому контингенту ООН было поручено обеспечение доставки гуманитарных грузов в наиболее бедствующие районы Боснии. В августе Совет Безопасности принял резолюцию 770, санкционирующую принятие «всех необходимых мер» для обеспечения доставки гуманитарной помощи населению в таких районах, а в октябре -резолюцию 781, запрещающую полеты над Боснией любых самолетов участвовавших в конфликте сторон.

Поскольку боевые действия не прекращались, ООН ввела эмбарго на поставки оружия воюющим сторонам, экономические санкции против Союзной Республики Югославии (в которой остались Сербия и Черногория), оказывавшей помощь боснийским сербам, направила миротворческий контингент в отделившуюся к тому времени Македонию для недопущения разрастания конфликта на эту республику, санкционировала усилия представителя ООН, бывшего госсекретаря США С. Вэнса и представителя Европейского сообщества, бывшего министра иностранных дел Великобритании Д. Оуэна по поиску дипломатических путей решения конфликта, а также «контактной группы» в составе России, США, Великобритании, Германии и Франции. Кроме того. Совет Безопасности объявил несколько районов Боснии «безопасными зонами» и санкционировал применение силы в случае нападения на персонал ООН и миротворческий контингент в этих зонах.

Но решения ООН не претворялись в жизнь. ЮНПРОФОР, будучи контингентом «по поддержанию мира», не имел возможности для принуждения к миру. Европейское сообщество укло­нилось от предоставленного мандата на применение силы, а Соединенные Штаты на протяжении длительного времени отка­зывались от принятия на себя той роли, которую они сыграли при осуществлении операции «Буря в пустыне». В свою очередь Российская Федерация, поддерживавшая в Совете Безопасности все решения по Боснии, согласившись в 1994 г. на размещение российского контингента в составе ЮНПРОФОР, тем не менее решительно выступала в последующем против нанесения воздуш­ных ударов по позициям боснийских сербов.

Перелом в боснийской ситуации наступил в начале 1994г. В феврале был обстрелян центральный рынок Маркале в Сараево, в результате чего погибли 68 человек. В марте они начали систематический обстрел Горажде с 65-тысячным, преимущественно мусульманским населением, который был объявлен Советом Безопасности «безопасной зоной». Эти акты, подробно освещавшиеся телекомпаниями, в первую очередь Си-Эн-Эн, вызвали бурную реакцию мирового общественного мнения. США и ряд европейских стран приняли решение выполнить резолюции Совета Безопасности, предусматривающие принуждение к миру с использованием инфраструктуры НАТО в координации с Генеральным секретарем ООН и его представителем в Боснии.

В конце сентября 1994 г. авиация НАТО сбила четыре сербских самолета, нарушивших запрет на полеты над Боснией, а в апреле нанесла несколько ударов по сербской военной технике вблизи Горажде и Сараево. В мае 1995 г. самолеты НАТО нанесли новые удары по позициям боснийских сербов, которые, в свою очередь, захватили и использовали в качестве живого щита несколько сот миротворцев из состава ЮНПРОФОР. В июне боснийские сербы захватили Сребреницу и Зепу. При этом было расстреляно несколько тысяч мусульман. В свою очередь в августе Хорватия начала наступление и изгнала около 150 тысяч сербов, проживавших в Крайне. К более активным действиям против сербов перешли боснийские мусульмане и хорваты, объединившие к тому времени свои усилия. В сочетании с воздушными ударами НАТО это изменило соотношение сил в Боснии, создало условия для согласования в Дейтоне (США) и последующего подписания в Париже 14 декабря 1995г. соглашения о мирном урегулировании в Боснии и о размещении сил ООН по претворению этого соглашения в жизнь (ИФОР) в соответствии с резолюцией Совета Безопасности 1035.

С января 1996 международное сообщество приступило к осуществлению политического контроля над Боснией и Герцеговиной через посредство своего Верховного представителя. С декабря 1995 в условиях широкомасштабного внешнего военного и политического присутствия Босния и Герцеговина фактически превратилась в международный протекторат.

В 1997–1998 у боснийских хорватов и боснийских сербов стала проявляться тенденция к проведению более умеренной политики. Национализм сохранял свое влияние, но большинство жителей Боснии было недовольно коррупцией в политической элите страны. Тем не менее политики националистического уклона находят поддержку среди избирателей каждой из трех этнических общин. Оба государственных образования Боснии и Герцеговины стали взаимодействовать друг с другом только после оказания на них давления со стороны международных представителей.

После Дейтона целостность страны обеспечивалась выполнением соглашения под контролем НАТО. После проходивших 12–13 сентября 1998 в Боснии и Герцеговине парламентских выборов ,удержали политики националистической ориентации.

Важными этапами в процессе боснийского урегулирования стали Боннская (1997 г.) и Мадридская (1998 г.) конференции Совета по выполнению Мирного соглашения (СВМС) В июле 2000 года Конституционный суд БиГ принял ряд решений об обеспечении конституционности трёх народов на всей территории Боснии и Герцеговины. 27 марта 2002 года после многомесячных переговоров руководителей крупнейших партий БиГ (от “националистических” до “мультиэтнических”) достигнут компромисс по конституционной реформе в Образованиях, определяющий механизм обеспечения прав трёх народов в обоих энтитетах.. В 2001 году свыше 90 тыс. чел. вернулись в районы, в которых представители их национальности составляют меньшинство. Трудности при продвижении этого процесса вызваны не только недостаточными гарантиями безопасности, но и отсутствием социально-экономической инфраструктуры, а также нерешённостью вопроса о размещении проживающих в РС сербов - беженцев из Хорватии, что сдерживает возвращение в Республику Сербскую бошняков и хорватов.