2. Проблемы борьбы с наркотрафиком и торговлей оружием в странах снг. Проблемы сотрудничества.
Состояние преступности в государствах - участниках СНГ по ряду опасных криминальных проявлений сохраняет тенденцию к дальнейшему осложнению. В 2005 году на 100 тысяч человек населения приходилось 1 652 преступления, что на 200 преступлений больше, чем в 2000 году. Около трети всех преступлений относятся к тяжким и особо тяжким преступлениям против личности. Более половины зарегистрированных преступлений составляют противоправные деяния, посягающие на собственность, число которых за год увеличилось на 20 %, в том числе краж - на 16 %, грабежей - на 35 %, разбойных нападений - на 14 %, мошенничеств - на 37 %. По сравнению с 2004 годом на 10 % возросло количество преступлений, связанных с наркотиками, а также фактов взяточничества и хулиганских действий.
Вызывают озабоченность проблемы, связанные с незаконной миграцией, торговлей людьми, прежде всего женщинами и детьми, вывозимыми за границу для принудительного труда и сексуальной эксплуатации, и другими трансграничными преступлениями.
За девять месяцев 2006 года по сравнению с аналогичным периодом 2005 года произошел рост общего количества преступлений на 8 %, при этом, по оценкам экспертов, с учетом латентности динамика преступлений превышает этот показатель в 3-4 раза.
Проблема объединения усилий стран Содружества в борьбе с трансграничной преступностью возникла сразу же после распада единого правового поля противодействия ей, но при этом сохранилось единое криминальное пространство и тесные связи преступного сообщества. Возникшие пограничные и таможенные барьеры, несовершенство и фрагментарность законодательства и ряд других проблем в значительной мере затруднили контакты и совместную деятельность правоохранительных органов. В сложившихся условиях резко активизировали свою деятельность международные преступные группировки, учитывая, что регион СНГ является транзитной территорией между Европой и Азией.
Тем не менее, благодаря усилиям государств – участников СНГ, была создана и в настоящее время успешно функционирует комплексная правовая и организационная система противодействия преступности, актам терроризма и иным проявлениям экстремизма, незаконному обороту наркотических средств, незаконной миграции и торговле людьми.
а) Терроризм
К числу наиболее опасных вызовов и угроз для мирового сообщества относится международный терроризм, особенно в силу его нестандартных действий для обхода традиционных мер обеспечения безопасности.
Современные террористы – это, как правило, члены мощных структур с соответствующим оснащением и финансовыми возможностями. Терроризм превратился в выгодный “бизнес” глобального масштаба со своими правилами и моралью, не совместимыми ни с какими человеческими и демократическими принципами и ценностями.
Ведущая роль в формировании международно-правовой базы сотрудничества государств в борьбе с терроризмом принадлежит Организации Объединенных Наций. В рамках ООН в этой сфере принято 13 базовых конвенций и протоколов. Практически все государства – участники СНГ оформили свое участие в большинстве этих документов. В сентябре 2006 года на 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН внесен проект Резолюции “Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций”, содержащий согласованные меры по противодействию терроризму.
Между тем, международно-правовая практика свидетельствует, что выработанные универсальные правила поведения требуют детализации и учета геополитических особенностей, и в этой связи важной составляющей является региональное сотрудничество государств по противодействию современным угрозам и вызовам.
Приоритетными направлениями в борьбе с терроризмом являются:
- активизация разработки базовых нормативных правовых документов, регламентирующих сотрудничество государств – участников СНГ в противодействии нетрадиционным угрозам безопасности, в том числе кибертерроризму, различным формам терроризма с использованием ядерных, химических, биологических и бактериологических материалов, информационных технологий, а также в пресечении финансирования террористической деятельности;
- гармонизация национального законодательства, особенно в части, касающейся выработки единых согласованных подходов криминализации противоправных деяний, связанных с терроризмом;
- расширение участия государств – участников СНГ в международных нормативных правовых документах в области борьбы с международным терроризмом, заключенных в рамках ООН, ее специализированных учреждений, МАГАТЭ и Совета Европы;
- содействие в подготовке в рамках ООН проекта Единой антитеррористической конвенции, которая содержала бы согласованное в рамках мирового сообщества определение понятия международного терроризма - как международного преступления, посягающего на международный правопорядок и безопасность международного сообщества;
- дальнейшее развитие сотрудничества государств – участников СНГ в рамках информационного обмена о деятельности, связанной с угрозами террористического и диверсионного характера, террористических и экстремистских организаций, представляющих угрозу для государств – участников СНГ, согласование критериев признания организаций террористическими или экстремистскими, а также объема и порядка применения санкций в отношении организаций, включенных в названный список;
-постоянный обмен опытом проведения антитеррористических мероприятий и расследования преступлений антитеррористической направленности и организация обучения специалистов антитеррористических подразделений, регулярное проведение совместных командно-штабных и тактико-специальных учений с участием сил быстрого развертывания ОДКБ, других антитеррористических структур;
-дальнейшее развитие контактов и укрепление взаимодействия с международными организациями и центрами, специализирующимися в борьбе с терроризмом и экстремизмом, а также с Международным авиационным комитетом СНГ.
б) Незаконный оборот наркотических средств
Мировое сообщество под эгидой ООН определило наркоагрессию как одну из основных угроз человечеству в XXI веке.
На сегодняшний день свыше 180 млн. человек (4,2 % населения земного шара старше 15 лет) употребляют наркотики различного рода, при этом наркотики опийной группы употребляют – 13,5 млн. человек, из которых потребители героина составляют 9 млн. Стимуляторами амфетаминового ряда злоупотребляют около 30 млн. человек.
Мировой доход от распространения наркотиков достиг 320 млрд. долларов США, что превышает ВВП почти 90 стран мира.
Значительную угрозу национальной безопасности стран Содружества представляет тенденция масштабного распространения наркотических средств. Вовлечение территорий все большего количества государств в нелегальный оборот наркотиков сопровождается расширением масштабов криминализации общества, увеличением числа людей, страдающих от наркозависимости и других заболеваний, связанных с употреблением наркотических средств (СПИД, гепатит). По оценкам экспертов, в государствах Содружества насчитывается от 600 до 700 тысяч наркозависимых лиц и до 10 млн. чел. имеют склонность к употреблению наркотиков. Ежегодно их прирост составляет до 10 %.
Комплексное решение проблем международно-правового предотвращения незаконного оборота наркотических средств, относящегося к наиболее серьезным угрозам и вызовам, является актуальным, в последние годы, для государств – участников Содружества Независимых Государств.
Стремительно увеличивается поток в страны Содружества “тяжелых” наркотиков (героина) с территории Афганистана. Это приграничное со странами Содружества государство уже вышло на первое место в мире по производству героина (до 90 %), который поставляется через территории государств – участников СНГ.
По оценкам международных экспертов, объем производства героина увеличивается из года в год. Если в 2003 году в Афганистане было произведено 360 тонн героина, в 2004 году – 420 тонн, в 2005 году – до 410 тонн, то в 2006 году – 610 тонн. В целом в Афганистане в текущем году произведено 92 % всей мировой выработки опийного мака. При этом основными поставщиками наркотиков являются регионы центра Афганистана, а также районы этой страны, соседствующие с Пакистаном. Значительная доля этих посевов сосредоточена в приграничных с Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменистаном районах, особенно в провинции Бадахшан – 13100 га (рост площадей посевов возрос на 77 %).
Межпарламентской Ассамблеей государств – участников СНГ разработан проект модельного закона “О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах” с рекомендациями, направленными на дальнейшую гармонизацию национальных законодательств государств – участников Содружества в противодействии этому наиболее опасному виду преступлений.
Учитывая, что на пространстве СНГ вопросами противодействия наркотрафику с территории Афганистана занимаются Управление ООН по наркотикам и преступности, СНГ, ОДКБ, ШОС, а также Совет Россия – НАТО, каждая из которых имеет свои планы, проекты, программы, необходимо консолидировать их деятельность под эгидой Управления ООН по наркотикам и преступности с целью выработки согласованных действий по решению этой проблемы.
Представляется необходимым укрепить потенциал соответствующих служб на первом (КНР, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Иран, Пакистан) и на втором (Россия, Казахстан, Кыргызстан и др.) “поясах безопасности” вокруг Афганистана и установить на постоянной основе тесные контакты между правоохранительными органами этих стран со своими афганскими коллегами и международными присутствиями в Афганистане.
В целях повышения уровня координации и эффективности сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с наркотрафиком целесообразно сосредоточить это направление деятельности в рамках специализированного координационного органа Содружества, о необходимости создания которого было заявлено в ходе совместного заседания Совета МПА СНГ и руководителей правоохранительных органов и специальных служб государств – участников СНГ по вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом, состоявшегося 16 ноября 2006 года в г. Санкт-Петербурге.
Кроме того, сложившаяся ситуация требует более тесного сотрудничества в устранении социально-экономических причин распространения наркомании в обществе, привлечении возможностей международных фондов и активной пропаганде здорового образа жизни.
Очередным важным этапом совместной деятельности по противодействию наркобизнесу в рамках СНГ является разработка и утверждение Советом глав государств СНГ очередной Программы государств – участников Содружества Независимых Государств по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Перспективными направлениями в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств являются также:
-расширение и углубление сотрудничества с Управлением ООН по наркотикам и преступности и его представительством в городах Москве и Ташкенте, Международным комитетом по контролю над наркотиками, Комиссией по наркотическим средствам, Исполнительным директором Программы ООН по международному контролю над наркотиками, другими международными организациями, специализирующимися по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков, а также с государствами – членами Европейского Союза, в целях максимального привлечения финансовых средств и технических возможностей для создания необходимых условий, позволяющих эффективно пресекать наркотрафик на границах стран СНГ с Афганистаном;
-активизация сотрудничества специализированных структур СНГ: БКБОП, АТЦ и их оперативных групп в городах Душанбе и Бишкеке с Центральноазиатским региональным информационным координационным центром (ЦАРИКЦ) и компетентными органами стран СНГ;
-разработка единой методики таможенного досмотра транзитных грузов;
-создание Совета (комиссии) руководителей (представителей) органов государств - участников СНГ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также по осуществлению борьбы с их незаконным оборотом;
-постоянное осуществление мониторинга предложений по вопросам укрепления международного сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, выдвигаемых на международных форумах.
- 3.Киотский протокол к Рамочной конвенции оон об изменении климата. Киото.11 декабря 1997 г.
- 15)1.Проблемы борьбы с транснациональным терроризмом в современных мо.
- 3.Договор о Европейском Союзе. Маастрихт. 7 февраля 1992 г. («Маастрихтский договор»).
- Раздел I. Общие условия
- Раздел V. Положения об общей внешней политике и политике безопасности
- 16)1.Интересы Ирана в странах цар. Интересы государств региона в сотрудничестве с Ираном.
- 2. Проблемы сепаратизма в мо. Привести примеры по странам и регионам.
- 3.Создание общего рынка между Аргентиной, Федеративной Республикой Бразилией, Республикой Парагвай и Восточной Республикой Уругвай. (меркосур.«Асунсьонский договор»)
- 1 Проблемы «непризнанных государств» в мо. (Привести примеры по странам и регионам ).
- 2. Интересы Турции в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с Турцией.
- 3. Политика «двойных стандартов» в мо. Привести примеры по странам и событиям.
- 1.Проблемы международного вооруженного вмешательства на примере Ирака 2003 г. Реализация сша «Доктрины свержения и замены режимов»
- 2.Интересы кнр в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с кнр.
- 1.Проблемы транспортной дипломатии в мо. (Привести примеры по странам или регионам – ца,ес,снг,атр и др.) – все что нашла в инете нету
- 2.Интересы государств исламского мира в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с исламскими странами.
- Часть I . Цель и задачи североатлантического союза
- Часть II. Стратегические перспективы: развитие стратегической обстановки
- Часть III - подход к безопасности в XXI веке
- Часть IV - руководящие принципы для вооруженных сил североатлантического союза принципы стратегии североатлантического союза
- Заявление
- "Двенадцати" о будущем статусе россии
- И других бывших республик
- (Брюссель, Гаага, 23 декабря 1991 года)
- О критериях ес для признания новых государств в восточной европе и на территории советского союза
- 1)1 Проблемы «непризнанных государств» в мо. (Привести примеры по странам и регионам ).
- 1)2Интересы Турции в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с Турцией.
- 1)3.Политика «двойных стандартов» в мо. Привести примеры по странам и событиям.
- 2)1.Проблемы международного вооруженного вмешательства на примере Ирака 2003 г. Реализация сша «Доктрины свержения и замены режимов»
- 2)2.Интересы кнр в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с кнр.
- 2)3.Международно-правовой режим ядерного нераспространения со 2 пол.20-го века. Проблемы создания Зон Свободных от Ядерного Оружия.
- 3)1.Проблемы транспортной дипломатии в мо. (Привести примеры по странам или регионам – ца,ес,снг,атр и др.)
- 3)2.Интересы государств исламского мира в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с исламскими странами.
- 3)3.Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества. Шанхай. 15 июня 2001
- Перспективы шос
- 4)1. Проблемы мирного урегулирования международных споров в международном праве и в международных отношениях. Анализ основных механизмов ( Привести примеры ).
- 4)2.Международно-правовая охрана окружающей среды и трудности реализации конвенций и соглашений ( Привести примеры).
- 4)3.Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества..Астана. 10 октября 2000 г. (ЕврАзЭс).
- 5)1.Проблемы использования альтернативных источников энергии.
- 5)2.Международный режим нераспространения биологического оружия. Основные трудности реализации Конвенции о нераспространения бо.
- 5)3.Заявление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта. Москва. 4 апреля 1994 г.
- 6)1.Продовольственная проблема в современном мире. Прогнозы и перспективы решения проблемы.
- 6)2.Принцип «самоопределения наций » в международных отношениях и в международном праве. Основные проблемы и трудности реализации.. (Приведите примеры).
- 6)3.Устав Содружества Независимых Государств. Минск. 23 января 1993 г.
- 7)1.Приднестровский конфликт в Молдавии и пути его решения в современный период.
- 7)2.Проблемы торговли людьми в современном мире. Сотрудничество стран и совместные инициативы государств. (Привести примеры по странам и регионам).
- 7)3.Рекомендации «группы восьми» по противодействию терроризму. Уистлер (Канада). 13 июня 2002 г.
- 8)1. Проблемы сепаратизма в современном мире и основные нормы международного права. (Сделать анализ на примере сепаратизма в стране или )
- 8)2.Проблемы «экспортного контроля» в мо. Национальная и международная правовые базы осуществления экспортного контроля.
- 8)3.Договор о Европейском Союзе. Маастрихт. 7 февраля 1992 г. («Маастрихтский договор»).
- 9) 1. Проблема водных ресурсов вмежгосударственных отношениях стран Центральной Азии. Основные трудности и инициативы решения.
- 2.Режим контроля над ракетными технологиями от 1987 года. Проблемы реализации обязательств участников. Современное состояние режима.
- 3.Конвенция оон , по борьбе с транснациональной организованной преступностью. Нью-Йорк. 15 ноября 2000 г
- 10)1. «Каспийская дилемма» в межгосударственных отношениях прикаспийских стран. Основные трудности и инициативы решения.
- 2.Международное гуманитарное право в международных конфликтах.
- 3.Декларация тысячелетия оон. Нью-Йорк. 8.09.2000 г.
- 11)1.Проблемы борьбы с транснациональной организованной преступностью в современных международных отношениях. Совместное сотрудничество и основные соглашения.
- 2.Условия подписания и проблемы функционирования дняо 1967г. Трудности реализации статей договора в современных мо
- 3. Окинавская Хартия глобального информационного общества. Наха (Япония). 22 июля 2000
- 12)1.Проблемы индо – пакистанского противостояния во 2 пол.20-го в. – начале 2000-х г. (Основные проблемы возникшие в ходе конфликта и их решение.
- 2. Проблемы борьбы с наркотрафиком и торговлей оружием в странах снг. Проблемы сотрудничества.
- 3.Политическая декларация оон.(по наркотикам). Нью-Йорк. 8—10 июня 1998 г.
- Часть I. Сокращение спроса и связанные с этим меры.
- Часть II. Сокращение предложения и связанные с этим меры.
- Часть III. Борьба с отмыванием денег и расширение сотрудничества в правоохранительной области в целях укрепления международного сотрудничества.
- 13)1.Проблемы Арабо- израильского противостояния во 2 пол.20-го в. – начале 2000-х г. (Основные проблемы возникшие в ходе конфликта и их решение.
- 2.Условия создания и проблемы функционирования шос в цар. Трудности борьбы участников с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом.
- 3.Римский статут Международного уголовного суда.Рим. 17 июля 1998 г
- 14)1.Проблемы регулирования «затяжных» военных конфликтов на территории постсоветского пространства и нормы международного права.( Привести примеры)
- 2. Условия создания и проблемы функционирования коллективной безопасности на постсоветском пространстве. ( Структура одкб от 2002г.)
- 3.Киотский протокол к Рамочной конвенции оон об изменении климата. Киото.1997 г.
- 15)1.Проблемы борьбы с транснациональным терроризмом в современных мо.
- 2.Институционализация международной безопасности (Создание и деятельность военных блоков, союзов, организаций во пол.20-го века и в современный период).
- 3.Договор о Европейском Союзе. Маастрихт. 7 февраля 1992 г. («Маастрихтский договор»).
- 16)1.Интересы Ирана в странах цар. Интересы государств региона в сотрудничестве с Ираном.
- 2. Проблемы сепаратизма в мо. Привести примеры по странам и регионам.
- 3.Создание общего рынка между Аргентиной, Федеративной Республикой Бразилией, РеспубликойПарагвай и Восточной Республикой Уругвай. (меркосур.«Асунсьонский договор»).
- 2.Проблемы безопасности в Южной и Юго-Восточной Азии в современных международных отношениях.
- 3.Стратегическая концепция Североатлантического союза. Вашингтон. 24 апреля 1999 г.
- Часть I . Цель и задачи североатлантического союза
- Часть II. Стратегические перспективы: развитие стратегической обстановки
- Часть III - подход к безопасности в XXI веке
- Часть IV - руководящие принципы для вооруженных сил североатлантического союза принципы стратегии североатлантического союза
- 18)1.Проблемы безопасности на Ближнем и Среднем Востоке в современных международных отношениях.
- 2.Проблема современных локальных вооруженных конфликтов в международных отношениях. Проблемы их локализации и регулирования (Приведите примеры).
- 3.Совет Евроатлантического партнерства. Основной документ. Синтра (Португалия). 30 мая 1997 г.
- 19)1.Проблемы миротворчества в международных отношениях. Нормы международного права в реализации миротворчества. Привести примеры по странам.
- 2.Проблема здоровья и гуманизма в мо.
- 3.Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между рф и нато. Париж. 27 мая 1997 г.
- 20)1. Экологические проблемы современности. Анализ проблемы и сложности разрешения на примере страны и региона.
- 2.Инициативы неядерных государств по идее глобального ядерного разоружения.(Инициативы стран снг , Латинской Америки, Индии и др.)
- 3.Партнерство ради мира. Рамочный документ. Брюссель.10 января 1994 г.
- 21)1.Демографические проблемы в международных отношениях. Анализ проблемы и сложности разрешения на примере страны и региона.
- 2. Интересы рф в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с сша.
- 3. Алма-Атинская декларация. Алма-Ата. 21 декабря 1991 г.
- 22)1.Проблемы международного вооруженного вмешательства на примере Афганистана 2001г. Мвв с целью проведения «антитеррористической операции».
- 2.Международный режим химического разоружения. Проблемы реализации обязательств по кхо от 1993г. Деятельность озхо..
- 23)1.Кризис нато и югославский конфликт 1999г.
- 2. Проблемы сотрудничества стран цар в сфере борьбы за улучшение экологии.
- 3. Алма-Атинская декларация. Алма-Ата. 21 декабря 1991 г. Алма – Атинская декларация от 21 декабря 1991 года. Основные положения, анализ содержания.
- 24)1.Проблема реформирования оон в 1990-2000-е г. Прогнозы и перспективы.
- 2.Проблемы ядерного распространения в странах не участвующих в дняо. Анализ их ядерных программ, степени влияния на современные региональные и глобальные мо.
- 3.Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Вискули. 8 декабря 1991 г. («Беловежское соглашение»).
- 25)1.Проблемы международного вооруженного вмешательства на примере Ирака 1991г. Мвв с «целью пресечения агрессии».
- 2.Проблемы миграций в странах снг. Сотрудничество стран снг в решении проблем.
- 3.Стратегическая концепция Североатлантического союза. Вашингтон. 24 апреля 1999 г.
- 26)1.Принцип «нелигитимности авторитарных режимов» в мо.
- 2.Особенности взаимного сотрудничества стран в сфере безопасности в рамках обсе на современном этапе. Взаимодействие обсе и др. Интеграционных объединений Европы ( Совет Европы, нато, снг, шос).
- 3. Критерии признания новых государств в Восточной Европе и на территории бывшего Советского Союза.. 16декабря1991г.(«Брюссельский минимум»).
- О критериях ес для признания новых государств в восточной европе и на территории советского союза
- 27) 1. Принцип гуманитарного вмешательства в международных отношениях.
- 2.Особенности политической и экономической интеграции постсоветского пространства. Дезинтеграция и реинтеграция евразийского пространства.
- 3. Римская декларация сессии совета нато о миреи сотрудничестве. Рим.8ноября 1991 г.
- 3.Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества. Шанхай. 15 июня 2001
- Перспективы шос
- Международно-правовая охрана окружающей среды и трудности реализации конвенций и соглашений (Привести примеры).
- Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. Астана. 10 октября 2000 г. (ЕврАзЭс).
- Проблемы использования альтернативных источников энергии
- Международный режим нераспространения биологического оружия. Основные трудности реализации Конвенции о нераспространения бо.
- Заявление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта (Москва, 4 апреля 1994 года)
- Продовольственная проблема в современном мире. Прогнозы и перспективы решения проблемы.