logo
спмо

24)1.Проблема реформирования оон в 1990-2000-е г. Прогнозы и перспективы.

В настоящее время в процессе реформирования ООН сложился блок из нескольких проблем:

  1. Недостаток представительности в отношении развивающихся стран. Страны «Юга», у них отсутствуют материальные средства для поддержки функционирования ООН и возможности влиять на Совет Безопасности ООН, поэтому развивающиеся страны делают ставку на ограничение права вето постоянных членов Совет Безопасности. Эти страны предъявляют требования большего участия в процессе принятия решений ООН, расширения числа постоянных и до 11 стран на основе соблюдения принципа равного географического представительства, всего Совет Безопасности должен состоять из 26 стран.

  2. Привилегированное положение постоянных членов Совета Безопасности.Cтраны регионального значения такие, как Италия, Испания, Турция, Малайзия и некоторые скандинавские и латиноамериканские, объединенные в так называемый «кофейный клуб», хотят формализовать свой статус, путем отмены запрета на переизбрание «полупостоянного» членства в нём. Высокоразвитые страны, Германия и Япония, а также представители всех трех региональных групп развивающегося мира (Индия, Пакистан и Индонезия в Азии, ЮАР, Египет и Нигерия в Африке и Бразилия, Аргентина и Мексика в Латинской Америке), претендуют на звание постоянных членов СБ.Наконец, пять действующих постоянных членов Совета едины в стремлении сохранить свой нынешний статус, включая право вето,

  3. Тенденция к созданию однополярной структуры мира при доминировании США. США всегда активно выступали за реформу ООН для увеличения числа своих союзников в организации. Вашингтон ещё в 70-е годы выдвинул идею «квикфикс» включения в СБ Германии и Японии на правах постоянных членов. Это увеличило бы количество союзников американцев в Совбезе и одновременно снизило бы размер взносов США в бюджет ООН, невыплата которых стала главной финансовой проблемой Организации. В 90-е годы под давлением развивающихся государств Вашингтон меняет «квикфикс» на формулу «2+3» (Япония и Германия, плюс по одной стране от каждого региона развивающегося мира). В 2000 г. администрация Клинтона согласилась на расширение СБ до количества более 23 членов. Первоначально, исходя из обязательств, данных Японии и ГерманииБ. Ельциным, поддерживались только эти две кандидатуры. Впоследствии позиция России заключалась в том, что СБ должен включать как промышленно развитые, так и развивающиеся страны. Число членов расширенного СБ, по мнению России, не должно превышать 20-21.

  4. Необходимость разрешения проблемы финансового кризиса Организации с единственным выходом предоставлением богатым экономически развитым странам статуса постоянных или «полупостоянных» членов Совета Безопасности.

В настоящее время Совет Безопасности ООН состоит из 15 членов. Пятеро из них — Великобритания, КНР, Россия, США и Франция — постоянные, остальные десять меняются раз в два года по принципу регионального представительства. Последние избираются Генеральной Ассамблеей ООН, но выдвижение в кандидаты происходит по региональным группам, причём избираться на два срока подряд непостоянный член Совет Безопасности не может.

Совет Безопасности ООН является единственным органом ООН, решения (резолюции) которого обязательны для всех членов ООН. Решения всех остальных органов, включая Генеральную Ассамблею, носят лишь рекомендательный характер. Для принятия решения Совета Безопасности по существу вопроса требуется девять голосов, однако каждый из постоянных членов Совет Безопасности обладает правом вето: если он голосует против, решение не принимается [6, c. 210].

Устав ООН возлагает на Совет Безопасности основную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и наделяет его следующими функциями [7, c. 109]:

  1. расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;

  2. выносить рекомендации относительно методов урегулирования указанных споров или условий их разрешения;

  3. вырабатывать определения существования угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации о необходимых мерах;

  4. в целях предупреждения или прекращения агрессии призывать членов ООН к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы;

  5. предпринимать военные действия против агрессора;

  6. выносить рекомендации относительно приема новых членов и условий, на которых государства могут стать участниками Статута Международного суда;

  7. осуществлять функции ООН по опеке;

  8. рекомендовать Генеральной Ассамблее кандидатуру на пост генерального секретаря;

  9. выбирать судей Международного суда.

В настоящее время дискуссии о реформировании ООН идут по нескольким векторам:

  1. расширение Совета Безопасности ООН;

  2. право вето;

  3. трансформация.