logo
спмо

2.Особенности политической и экономической интеграции постсоветского пространства. Дезинтеграция и реинтеграция евразийского пространства.

Современные концепции теории интеграции представляют собой целый спектр базисных положений, которые отражают представления о причинах, движущих силах, перспективах процесса региональной межгосударственной интеграции.

     В целом теории интеграции начали развиваться в середине прошлого века, когда начался процесс объединения Западной Европы.Этот процесс сегодня можно считать классическим.В своей эволюции он прошел фактически через все стадии — от трактатов мыслителей прошлого, мечтавших о единой Европе, кружков и политических акций активистов интеграционного движения, этапов институционального становления до создания федеративной модели.

После распада СССР на территории Центральной Азии в рамках границ бывших союзных республик образовалось пять суверенных государств — Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.Ни одно из них независимо в таком виде никогда не существовало.В прошлом данный регион представлял собой множество локальных областей, абсолютно не совпадающих ни с политическими, ни с этническими границами современных республик.Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что Центральная Азия — это относительно недавно возникший международный регион, который еще не имеет четкой и внутренне непротиворечивой системы международных институтов и организаций, ведь на определение границ Центральной Азии по-своему влияет каждый из крупных внерегиональных международных акторов (Россия, США и государства ЕС, Китай, Индия, исламские страны).

осударства центрально-азиатского региона входят или активно сотрудничают с региональными международными организациями, представляющими совершенно разные регионы мира:

— Россия и постсоветское пространство (СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, ЕАС);

— Европа (ОБСЕ, «Партнерство во имя мира» и программы сотрудничества с отдельными государствами НАТО, программы технического и экономического содействия ЕС);

— исламский мир (ЭКО, ОИК);

  1. Китай и страны Восточной Азии (программы экономического сотрудничества и транспортной интеграции) и т.д.

  2. По мнению исследователя М.Ш. Губайдуллиной, дальнейшие перспективы интеграции стран Центральной Азии состоят в следующем:

  3. — необходимо четкое определение ядра интеграции, которое должны составить страны, достаточно близкие по типу экономических трансформаций и по уровню жизни;

  4. — самая большая опасность реальной интеграции — это декларативные призывы, а тем более попытки силовой реинтеграции. Опыт эффективной интеграции на пороге XXI в. — это, прежде всего, рычаги экономического и культурного влияния;

  5. — необходимы ясная стратегия и реальные цели. И здесь четкая цель реального интеграционного объединения — единый рынок, единый в смысле отсутствия любых технических и налоговых границ, ставящих барьер свободному движению товаров, капитала, рабочей силы;

  6. — необходимое условие реальной интеграции — признание в качестве приоритетного направления во внешней политике государств Центральной Азии более тесного взаимодействия;

  7. — ключевым условием к интеграции является признание сложившихся политических институтов разных государств;

  8. — другое конструктивное условие интеграции — это однозначное признание территориальной целостности и сложившихся границ. Кроме того, интеграция, которая не будет базироваться на принципе равенства и добровольности, будущего не имеет;

  9. — будущее не детерминировано, объективные закономерности взаимосвязаны с деятельностью конкретных личностей и преломляются через нее. Очень многое будет зависеть от того, насколько лидеры стран Центральной Азии смогут поставить интеграционные наднациональные интересы выше личных амбиций и, более того, национальных интересов;

  10. — интеграция — это не беспроблемный процесс, требующий времени, осмысления, опыта, накопленных ошибок и их разумного преодоления. Скорее всего, потребуется двух- или разноскоростная и многоступенчатая интеграция при формировании своеобразных «интеграционных центров»;

  11. — для дальнейшего продвижения идеи и практики Евразийского Союза можно и необходимо использовать подтвержденный практикой опыт развития Европейского Союза, не отбрасывая исторические уроки сосуществования республик Центральной Азии.

с 1 января 2012 года на постсоветском пространстве стартует важнейший интеграционный проект – Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана.Этот проект позиционируется как историческая веха не только для стран Таможенного союза, сначала – для указанных трех, а в перспективе – для всех государств СНГ, пожелавших войти в Единое экономическое пространство (ЕЭП).

 Фундамент евразийской интеграции и реинтеграции постсоветского пространства заложен

В результате усилий, предпринятых лидерами России, Беларуси и Казахстана, уже к настоящему времени можно утверждать о наличии фундамента евразийской интеграции в виде целого ряда успешных межгосударственных структур – Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.Принят единый Таможенный кодекс трех стран, создан наднациональный орган – Комиссия Таможенного союза. За это время согласовано более 11 тысяч товарных позиций для применения унифицированного тарифа в торговле со странами вне единой таможенной территории.

Деятельность и эффективность Таможенного союза иллюстрируется макроэкономическими показателями, ростом товарооборота трех стран. Прогнозируется, что по итогам 2012 года он превзойдет 100 млрд долларов, то есть заметно превысит показатель минувшего 2011 года. Причем наиболее быстрыми темпами растут объемы приграничной торговли между Казахстаном и Россией – более чем на 40%.

Примечательно, что Таможенный союз Казахстана, России, Белоруссии, Кыргызстана и Таджикистана, созданный в 2000 году, вырос именно из Евразийского экономического сообщества.Он постепенно трансформируется в Единое экономическое пространство, которое, по мнению руководителей трех стран, не должно останавливаться в своем развитии по пути углубления интеграции.

Факты свидетельствуют, что с учетом глобального финансово-экономического кризиса весьма своевременным стало создание Евразийского банка и антикризисного фонда.В формате Таможенного союза трех стран быстро возникают отраслевые ассоциации производителей, работают Евразийский медиафорум, Евразийская ассоциация телевидения и радио, то есть идет процесс вертикальной интеграции, пронизывающей различные слои жизни всех стран – участников Таможенного союза.

То обстоятельство, что руководители трех государств – членов Таможенного союза приняли единовременное и политически значимое участие в дискуссии о принципах функционирования с 1 января 2012 года Единого экономического пространства и углубления интеграционных процессов между республиками бывшего СССР, свидетельствует о значительных экономических, социально- политических и геополитических подвижках как в постсоветском и евразийском пространстве, так и в мире в целом.

Вместе с тем двадцатилетний опыт сотрудничества стран СНГ в экономической сфере не выявил осязаемых преимуществ в успешности этой формы взаимодействия для развития национальных экономик ныне независимых государств.Многие из них переживают спад производства, разрушение целых отраслей, особенно в условиях нынешнего глобального кризиса, поразившего и гораздо более мощные экономические союзы, например Европейский союз.

Поэтому с объективной неизбежностью ведущие страны СНГ – Россия, Беларусь, Казахстан и др. – подошли к необходимости усиления экономической интеграции, срочному восстановлению существовавшей между ними в СССР кооперации, разделения труда и производства, фактически к реальной реинтеграции в экономической сфере.

Об этом говорилось бесчисленное множество раз на многочисленных политических и экономических форумах, но только в нынешних жестких условиях пришло осознание того, что настало время иной динамики, и лидеры трех стран подтвердили твердое намерение ускорить объединительные тенденции.

Действительно, прошедшее со времен разрушения СССР двадцатипятилетие – огромный по нынешним меркам срок.Это, по существу, половина того периода, в течение которого существует ЕС – экономическое сообщество Европы, достигшее, при суверенитете всех входящих в него государств, такой степени экономического взаимосближения, которая позволяет в период длительной рецессии и финансового кризиса, постигшего многие страны, противостоять распаду, находить средства и способы сохранения союза.

Необходимость экономического сотрудничества и наличие общих угроз подтолкнули страны – бывшие союзные республики – еще в декабре 1991 года к экономической и политической интеграции в пределах, не нарушающих их национальный суверенитет.Тогда в СНГ вошли все республики, кроме трех прибалтийских.Это, тем не менее, не создало тесной привязки стран друг к другу и не препятствовало их вхождению в другие экономические и политические блоки.

Так, в 1992 году было принято решение о создании региональной системы безопасности в рамках СНГ.В Договор о коллективной безопасности (ОДКБ) первоначально вошли Россия, Казахстан, Белоруссия, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Азербайджан, Грузия и Армения.В 1996 году Узбекистан вышел из этой организации, а в 1999 году ее покинули Азербайджан и Грузия.Туркмения соблюдает нейтралитет и очень вяло участвует во всех коллективных мероприятиях СНГ.Эти же две страны не входят в Евразийское экономическое сообщество.

Нельзя не учитывать, что сегодня всё большее значение приобретает стратегическое видение лидерами стран СНГ, их «командами» и поддерживающими их или оппонирующими им интеллектуальными, деловыми и политическими элитами перспектив национального развития в глобализирующемся мире.Новое стратегическое видение проблемы, в данном случае интеграционного будущего СНГ, должно выводить и на новое формулирование своих национальных интересов, и, тем более, на новые действия.Социально-экономические основания в пользу интеграции налицо, они носят объективный характер.Вопрос сейчас состоит в практической реализации имеющихся возможностей СНГ.

Но именно здесь мы видим серьезные проблемы: весь смысл подписанных соглашений и договоров пропадает без их разрешения. В Содружестве по-прежнему продолжается политика «дела неделанья», преобладают центробежные процессы.Внутри СНГ возникают субрегиональные объединения типа ГУУАМа.Здесь сказываются не только субъективные подходы отдельных лидеров стран СНГ и их «негативно-выжидательная» политика, но и объективная разность интересов и экономических потенциалов стран – членов Содружества.В самих этих странах первое десятилетие постсоветского развития прошло в обстановке эйфории самостоятельности и «незалежности», в активных поисках новых «партнеров» и «покровителей».Вот почему всеобщей интеграции в рамках СНГ в обозримой перспективе пока не предвидится.

Однако можно утверждать, что уже в настоящее время Содружество представляет определенную ценность как единственная структура, связывающая постсоветские республики.Механизму периодических встреч и консультаций глав государств и правительств, ведущих министерств и других органов государственного управления в рамках СНГ альтернативы нет