Часть IV - руководящие принципы для вооруженных сил североатлантического союза принципы стратегии североатлантического союза
В целях выполнения всего комплекса своих задач Североатлантический союз будет сохранять необходимый военный потенциал. При выполнении этих задач принципы солидарности и стратегического единства сохраняют первостепенную значимость. Вооруженные силы НАТО должны обеспечивать военную эффективность и свободу действий Североатлантического союза. Безопасность всех союзников неделима: нападение на одного из них является нападением на всех. В соответствии со статьей 5 Вашингтонского договора, касающейся коллективной обороны, объединенные вооруженные силы Североатлантического союза должны быть способны сдержать любую потенциальную агрессию, направленную против него, а в случае, если агрессия все же будет совершена, - остановить продвижение агрессора на самых дальних рубежах и обеспечить политическую независимость и территориальную целостность государств-членов. Они должны быть также готовы к участию в предотвращении конфликтов и ведению операций по реагированию на кризис вне статьи 5 Вашингтонского договора. Вооруженные силы НАТО призваны сыграть существенную роль в укреплении сотрудничества и взаимопонимания со странами-партнерами Североатлантического союза и с другими государствами, в частности, в оказании помощи партнерам в подготовке к возможным операциям ПРМ под руководством НАТО. Таким образом они способствуют сохранению мира, защите общих интересов безопасности стран-членов и обеспечению безопасности и стабильности в Евроатлантическом регионе. Осуществляя сдерживание в отношении применения ХБР оружия, они поддерживают усилия союза по предотвращению распространения этих видов оружия и средств его доставки.
Достижение целей Североатлантического союза решающим образом зависит от справедливого распределения обязанностей, риска и ответственности коллективной обороны, а также и выгод от нее. Присутствие обычных и ядерных сил США в Европе сохраняет жизненно важное значение для безопасности Европы, неразрывно связанной с безопасностью Северной Америки. Североамериканские союзники вносят свой вклад в Североатлантический союз, направляя войска для выполнения задач НАТО, широко поддерживая дело международного мира и безопасности, а также предоставляя для подготовки уникальные учебно-тренировочные центры, находящиеся в Северной Америке. Значительный и объемный вклад вносят также европейские союзники. По мере развития процесса ЕСБО в рамках союза европейские государства-члены будут увеличивать свое участие в общей обороне и поддержании международного мира и стабильности, в том числе и многонациональными формированиями.
Принцип коллективных усилий по обороне Североатлантического союза реализуется в практических механизмах, которые позволяют союзникам пользоваться важнейшими преимуществами коллективной обороны в политическом и военном планах, а также в плане обеспечения ресурсами, не допускают ренационализации оборонной политики и вместе с тем не лишают союзников их суверенитета. Эти механизмы также позволяют силам НАТО вести операции по реагированию на кризис вне статьи 5 Вашингтонского договора и являются предпосылкой для четкого реагирования Североатлантического союза на любые неожиданные ситуации. Эти механизмы основаны на процедурах проведения консультаций, объединенной военной структуре и на соглашениях о сотрудничестве. Их важнейшими компонентами являются: коллективное планирование вооруженных сил; совместное финансирование; общее оперативное планирование; многонациональные формирования; командно-штабные структуры; объединенная система противовоздушной обороны; пропорциональное распределение функций и обязанностей между союзниками; размещение и развертывание, в случае необходимости, сил за пределами своей территории; меры по урегулированию кризисов и переброске подкреплений, в том числе планирование; единые стандарты и нормативы для военной техники, подготовки личного состава и материально-технического обеспечения; доктрины для общевойсковых многонациональных сил и проведение их учений по мере необходимости; а также сотрудничество в области инфраструктуры, вооружений и материально-технического обеспечения. Подключение партнеров НАТО к этим механизмам или разработка для них аналогичных механизмов в соответствующих областях также играет ключевую роль в деле расширения сотрудничества и совместных усилий по обеспечению безопасности в Евроатлантическом регионе.
Многонациональное финансирование, в том числе из средств военного бюджета и «Программы инвестиций в обеспечение безопасности», будет продолжать играть важную роль в приобретении и поддержании необходимых ресурсов, сил и средств. При управлении ресурсами необходимо руководствоваться военными потребностями Североатлантического союза по мере их возникновения.
Североатлантический союз поддерживает дальнейшее развитие ЕСБО в рамках союза, в том числе своей готовностью предоставлять ресурсы, силы и средства для ведения операций под политическим контролем и стратегическим управлением либо ЗЕС, либо на основе иных договоренностей.
В целях защиты мира, предотвращения войны или любой формы принуждения Североатлантический союз будет в обозримом будущем поддерживать надлежащее сочетание ядерных и обычных сил, размещенных в Европе, и находящихся, где необходимо, на уровне современных требований, но на минимальном уровне достаточности. Учитывая разнородность потенциальных угроз, с которыми может сталкиваться Североатлантический союз, он должен поддерживать вооруженные силы на должном уровне для обеспечения надежного сдерживания и широкого спектра вариантов реагирования обычными средствами. Однако достичь внушительного сдерживания с помощью одних только обычных вооруженных сил союза невозможно. Ядерное оружие обладает уникальным свойством превращать агрессию против Североатлантического союза в неприемлемый риск с непредсказуемыми последствиями. Поэтому ядерное оружие продолжает оставаться необходимым инструментом сохранения мира.
ПОСТРОЕНИЕ СИЛ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО СОЮЗА
Задачи вооруженных сил Североатлантического союза
Основной задачей вооруженных сил Североатлантического союза является защита мира и обеспечение территориальной целостности, политической независимости и безопасности государств-членов. Для ее выполнения вооруженные силы Североатлантического союза должны быть способны эффективно обеспечивать сдерживание, оборону, сохранение или восстановление территориальной целостности государств-членов и - в случае конфликта - максимально быстрое прекращение войны путем принуждения противника к пересмотру своего решения, прекращения наступления и отвода своих сил. Вооруженные силы НАТО должны сохранять способность обеспечивать коллективную оборону, при одновременном и действенном выполнении операций вне статьи 5 Вашингтонского договора по реагированию на кризис.
Поддержание безопасности и стабильности в Евроатлантическом регионе имеет первостепенное значение. Важной целью Североатлантического союза и его вооруженных сил является отдаление рисков, путем преодоления потенциальных кризисов на ранних этапах их развития. В случае возникновения кризисов, ставящих под угрозу стабильность в Евроатлантическом регионе и могущих нанести ущерб безопасности государств-членов, вооруженные силы Североатлантического союза могут быть призваны провести операции по реагированию на кризис. Они могут быть также призваны принять участие в сохранении международного мира и безопасности путем проведения операций в поддержку других международных организаций, дополняя и подкрепляя политические действия в рамках широкого подхода к безопасности.
В ходе военных операций при содействии в урегулировании кризисов вооруженным силам Североатлантического союза придется иметь дело с множеством сложных и различных по характеру участников, факторов риска, ситуаций и требований, включая чрезвычайные ситуации гуманитарного характера. Некоторые операции по реагированию на кризис вне статьи 5 Вашингтонского договора могут быть столь же сложными, как и некоторые задачи коллективной обороны. Наличие хорошо подготовленных и хорошо оснащенных сил, находящихся на надлежащих уровнях готовности и в достаточной численности для любых вариантов обстановки, а также наличие соответствующих структур поддержки, средств планирования, способности обеспечить командование и управление являются существенно важными для эффективного участия вооруженных сил в решении этих задач. Североатлантическому союзу следует быть также готовым обеспечивать, на основе принципа отделимых, но не раздельных сил и средств, операции, проводимые под политическим контролем и стратегическим управлением ЗЕС или в соответствии с иными договоренностями. Возможное участие государств-партнеров и других стран, не входящих в НАТО, в операциях под руководством НАТО, а также возможность проведения совместных операций с Россией станут ценными составляющими дальнейшего вклада НАТО в урегулирование кризисных ситуаций, влияющих на евроатлантическую безопасность.
Вооруженные силы Североатлантического союза способствуют укреплению стабильности во всем Евроатлантическом регионе еще и тем, что участвуют в контактах между военными и в других видах сотрудничества и учениях в рамках «Партнерства ради мира», а также в мероприятиях, организованных с целью углубления отношений с Россией, Украиной и со странами Средиземноморского диалога. Они вносят вклад в обеспечение стабильности и взаимопонимания, участвуя в мероприятиях по укреплению мер доверия, в том числе в тех, которые способствуют большей транспарентности и общению; а также в проверке выполнения соглашений по контролю над вооружениями и в проведении гуманитарных операций по разминированию. Ключевыми областями консультаций и сотрудничества могли бы, среди прочих, стать: тренировки и учения, оперативная совместимость, военно-гражданские отношения, разработка концепций и доктрин, военное планирование, урегулирование кризисов, вопросы распространения ОМП, сотрудничество в области вооружений, а также участие в оперативном планировании и операциях.
Руководящие принципы построения сил Североатлантического союза
Для выполнения первостепенных задач Североатлантического союза в области безопасности и принципов его стратегии надлежит продолжать приведение вооруженных сил в соответствие с требованиями всего круга задач, стоящих перед союзом, и необходимостью отвечать на будущие вызовы. Построение сил Североатлантического союза, опирающееся на сильные стороны различных национальных оборонных структур, будет соответствовать руководящим принципам, излагаемым в нижеследующих параграфах.
Численность, боеготовность, наличие и дислокация вооруженных сил Североатлантического союза будут соответствовать его обязательствам по коллективной обороне и проведению операций реагирования на кризис, иногда по первому требованию, в удалении от мест постоянного базирования, в том числе за пределами территории союзников. Характеристики сил Североатлантического союза будет также отражать соответствующие положения соглашений по контролю над вооружениями. Вооруженные силы Североатлантического союза должны быть достаточными по своей численности и потенциалу для сдерживания и отражения агрессии против любого из государств-союзников. Они должны быть оперативно совместимыми и иметь соответствующие доктрины и технологии. Они должны находиться на требуемом уровне боеготовности и готовности к развертыванию и быть способны к достижению военного успеха в широком диапазоне сложных операций, выполняемых многонациональными общевойсковыми формированиями, с возможным участием государств-партнеров и стран, не входящих в НАТО.
Это, в частности, означает, что:
общая численность сил союзников будет поддерживаться на наиболее низких уровнях, соответствующих требованиям коллективной обороны и другим задачам Североатлантического союза; они будут находиться на соответствующих и дифференцированных уровнях готовности;
географическое распределение сил в мирное время будет обеспечивать достаточное военное присутствие на всей территории Североатлантического союза, включая размещение и развертывание сил за пределами своей территории и территориальных вод и передовое базирование сил по мере необходимости. Необходимо будет учитывать региональные и, в частности, геостратегические соображения в рамках Североатлантического союза, поскольку нестабильность на периферии НАТО может вызывать кризисы или конфликты, требующие от союза военных ответных мер в предположительно короткие сроки предупреждения;
структура командования НАТО будет способна осуществлять командование и управление выполнением всего комплекса военных задач, стоящих перед союзом, в том числе путем использования способных к развертыванию многонациональных общевойсковых органов управления, в частности, штабов МОС, для командования и управления многонациональными общевойсковыми силами. Она также сможет обеспечивать операции, проводимые либо под политическим контролем и стратегическим управлением ЗЕС, либо в соответствии с другими договоренностями, способствуя тем самым развитию ЕСБО в рамках союза, и проводить операции по реагированию на кризис вне статьи 5 Вашингтонского договора, в которых смогут участвовать государства-партнеры и другие страны;
в целом, для выполнения всего комплекса задач в ближайшей и долгосрочной перспективе, Североатлантическому союзу потребуется существенные оперативные возможности, такие как способность вести эффективные боевые действия; готовность к развертыванию и мобильность; выживаемость сил и инфраструктуры; и способность к длительным действиям, включая материально-техническое обеспечение и ротацию войск. Для реализации всего потенциала этих возможностей при проведении многонациональных операций большое значение будет иметь оперативная совместимость, в том числе человеческие факторы, использование соответствующей передовой технологии, поддержание информационного превосходства в военных операциях, а также наличие высококвалифицированного личного состава, обладающего широким диапазоном навыков и умений. Необходимыми факторами повышения боевой эффективности будут служить достаточные силы и средства для обеспечения командования, управления и связи, а также ведения разведки и наблюдения;
в любое время ограниченная, но в военном отношении существенная часть сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил будет находиться в состоянии готовности к реагированию так скоро, как это потребуется при различных изменениях обстановки, в том числе немедленно после нападения на любого из союзников. Элементы сил большей численности на соответствующих уровнях боеготовности для ведения продолжительных операций будут в наличии для действий на территории союза или за его пределами, в том числе на основе ротации развернутых сил. Совокупно эти силы должны обладать достаточными характеристиками качества, количества и боеготовности для содействия сдерживанию и обеспечения обороны против ограниченных по масштабу нападений на Североатлантический союз;
Североатлантический союз должен обладать способностью наращивать более крупные силы, как в целях реагирования на кардинальные изменения обстановки в области безопасности, так и для выполнения ограниченных задач, за счет подкреплений, мобилизации резервов или восстановления боеспособности сил по мере необходимости. Такая способность должна быть пропорциональна потенциальным угрозам безопасности союза, в том числе возможным событиям отдаленного будущего. Она должна быть основана на возможности значительного совершенствования уровней готовности и потенциала вооруженных сил на периферии территории союза. Возможности своевременного подкрепления и пополнения материальных запасов, как внутри Европы и Северной Америки, так и из них, продолжают сохранять свою актуальность, что еще раз указывает на необходимость высокой степени готовности к развертыванию, мобильности и гибкости;
соответствующие структуры вооруженных сил и процедуры, в том числе обеспечивающие наращивание, развертывание и свертывание сил быстро и избирательно, необходимы для возможности осуществления взвешенных, гибких и своевременных видов реагирования с целью снижения и разрядки напряженности. Эти механизмы должны регулярно отрабатываться в мирное время;
построение обороны Североатлантического союза должно обеспечивать способность надлежащим образом и эффективно реагировать на факторы риска, связанные с распространением ХБЯ оружия и средств его доставки, которые также представляют угрозу для населения, территории и вооруженных сил союзников. Необходимо сбалансированное сочетание сил, потенциала реагирования и укрепление системы обороны;
вооруженные силы Североатлантического союза и инфраструктура должны быть защищены от нападений террористов.
Характеристики обычных вооруженных сил
Необходимо, чтобы вооруженные силы союзников обладали надежной способностью выполнять весь комплекс задач Североатлантического союза. Это требование имеет значение для структур сил, уровней численности и оснащенности; боеготовности, наличия и способности к ведению длительных действий; тренировок и учений; определения вариантов развертывания и применения, а также способности к наращиванию и мобилизации сил. Целью должно быть достижение оптимального сочетания сил - сил, находящихся в высокой степени готовности и способных быстро, а если необходимо, немедленно приступить к коллективной обороне или к выполнению операций по реагированию на кризис вне статьи 5; сил, находящихся на разных уровнях боеготовности и составляющих основную часть сил, необходимых для коллективной обороны, ротации сил, участвующих в операциях по реагированию на кризис, или новых подкреплений в определенном районе; и сил наращивания и резерва долгосрочной комплектации, используемых в худшем и маловероятном варианте обстановки с ведением крупномасштабных операций по коллективной обороне. Большая часть вооруженных сил Североатлантического союза будет способна выполнять более чем одну из указанных функций.
Структура вооруженных сил союза будет отражать многонациональный и общевойсковой характер выполняемых задач. Самыми важными будут задачи по контролированию, защите и обороне территории; обеспечению беспрепятственного использования морских, воздушных и наземных коммуникаций; контролю над морскими акваториями и защите дислокации союзных сил сдерживания морского базирования; проведению отдельных и совместных воздушных операций; обеспечению безопасности воздушного пространства и эффективной и противовоздушной обороны на широком фронте; наблюдению; разведке; рекогносцировке и радиоэлектронной борьбе; стратегическим переброскам; и по обеспечению эффективных и гибких средств командования и управления, в том числе способных к развертыванию штабов многонациональных общевойсковых сил.
Построение обороны Североатлантического союза для противодействия факторам риска и угрозе распространения ХБЯ оружия и средств его доставки должно продолжать совершенствоваться, в том числе за счет совершенствования систем противоракетной обороны. Поскольку вооруженным силам НАТО может быть поручено вести операции за пределами границ НАТО, силы и средства для преодоления опасности распространения должны быть гибкими, мобильными, быстро развертываемыми и способными к длительным действиям. Доктрины, планирование, принципы боевой подготовки и учений также должны обеспечивать готовность союза к сдерживанию и защите от ХБР оружия. Цель таких мероприятий состоит в том, чтобы еще больше снизить уязвимость сил НАТО с точки зрения их способности к оперативным действиям и сохранить при этом их гибкость и эффективность в условиях присутствия, применения ХБР оружия или угрозы его применения.
Стратегия Североатлантического союза не предусматривает наличия химического и бактериологического военного потенциала. Союзники поддерживают всеобщую приверженность соответствующим режимам разоружения. Но даже в случае достижения дальнейшего прогресса в деле запрещения химического и бактериологического оружия, меры предосторожности оборонительного характера будут оставаться существенными.
При снижении общей численности вооруженных сил и ограниченности ресурсов способность к тесному взаимодействию будет оставаться сугубо важной для выполнения Североатлантическим союзом своих задач. Механизмы коллективной обороны, в которых для всех заинтересованных сторон ключевую роль играет объединенная военная структура, в этом отношении имеют особую важность. Различные направления военного планирования НАТО требуют четкой координации на всех уровнях с тем, чтобы гарантировать готовность вооруженных сил и структур обеспечения выполнить свои функции в полном объеме. Обмен информацией между союзниками по планам военного строительства способствует определению наличия сил и средств, необходимых для выполнения этих функций. Консультации в связи с важными изменениями в планах национальной обороны государств также сохраняют серьезную значимость. Сотрудничество в разработке новых оперативных концепций будет весьма важным при реагировании на возникающие проблемы безопасности. Подробные практические договоренности, которые разработаны как часть ЕСБО в рамках Североатлантического союза, способствуют тесному сотрудничеству союзников без ненужного дублирования ресурсов, сил и средств.
Для того, чтобы обладать способностью гибкого реагирования на возможные внезапные изменения обстановки и эффективно выполнять свои задачи, Североатлантический союз нуждается в достаточном потенциале материально-технических средств, включая транспортные средства, медицинское обеспечение, а также запасы для развертывания и успешного обеспечения действий всех видов сил. Стандартизация будет служить делу укрепления сотрудничества и экономической эффективности тылового обеспечения союзных сил. Проведение и обеспечение операций за пределами территории государств-союзников при отсутствии или минимальной поддержке страны пребывания войск будет создавать особые проблемы материально-технического обеспечения. Способность сосредотачивать крупные, хорошо оснащенные и подготовленные силы своевременно и на уровне, необходимом для выполнения полного объема задач союза, будет также служить важным вкладом в дело урегулирования кризисов и обороны. Сюда входит способность укрепить любой угрожаемый район и создать международное присутствие тогда и там, где это необходимо. Различные типы сил с разным уровнем боеготовности будут способны к гибкому применению как силы внутриевропейского и трансатлантического усиления. Для этого необходимы контроль над коммуникациями и соответствующие мероприятия по обеспечению и учениям.
Взаимодействие между силами союзников и гражданской сферой (включая правительственные и неправительственные организации) там, где проводятся операции, имеет первостепенное значение для успеха операций. В сотрудничестве между собой, гражданские и военные структуры взаимозависимы: военные средства все чаще привлекаются для оказания помощи гражданским властям; в то же самое время обеспечение военных операций гражданскими ресурсами важно для материально-технического обеспечения, связи, медицинского обеспечения и контактов с общественностью. Соответственно, сотрудничество между военными и гражданскими органами Североатлантического союза будет сохранять свою важность.
Способность Североатлантического союза выполнять весь комплекс поставленных задач будет все больше опираться на многонациональные силы, дополняющие национальные силы заинтересованных союзников, выделенные НАТО. Такие силы, которые могут быть использованы для выполнения всего диапазона задач союза, демонстрируют решимость Североатлантического союза обеспечить надежную коллективную оборону; усиливают единство союза; укрепляют трансатлантическое партнерство и ЕСОБ в рамках союза. Многонациональные силы, в частности те, которые способны к быстрому развертыванию в целях коллективной обороны или реагирования на кризис вне статьи 5 Вашингтонского договора, укрепляют солидарность. Кроме того, они могут предоставлять возможность развертывания формирований, имеющих больший потенциал, чем те, что укомплектованы на чисто национальной основе, и тем самым способствовать более рациональному использованию ограниченных оборонных ресурсов. Сюда же можно отнести высокоинтегрированный и многонациональный подход к выполнению конкретных задач и функций, подход, лежащий в основе реализации концепции МОС. Многонациональные формирования и другие варианты компоновки сил с включением партнеров для операций по поддержанию мира будут весьма ценными. Для наиболее полного использования преимуществ многонациональных формирований, огромное значение приобретает повышение оперативной совместимости, достигаемое, среди прочего, за счет достаточной боевой подготовки и учений.
Характеристики ядерных сил
Основная цель, достигаемая с помощью ядерных сил союзников, -- политическая: сохранение мира, предотвращение принуждения и любой войны. Ядерные силы будут продолжать выполнять свою главную роль, создавая неуверенность у любого агрессора относительно характера реагирования Североатлантического союза на военную агрессию. Они ясно указывают на то, что любая агрессия является неразумным вариантом действий. Самой надежной гарантией безопасности союзников являются стратегические ядерные силы Североатлантического союза, в особенности те, которые принадлежат Соединенным Штатам; отдельные ядерные силы Соединенного Королевства и Франции, выполняющие самостоятельную функцию сдерживания, дополняют общий потенциал сдерживания и безопасности союзников.
Эффективность ядерного построения Североатлантического союза и демонстрация солидарности и общей приверженности союза делу предотвращения войны продолжают требовать широкого участия европейских союзников, связанных с планированием коллективной обороны в качестве ядерных государств, в размещении ядерных сил на своей территории в мирное время и в механизмах командования, управления и консультаций. Ядерные силы, размещенные в Европе и приданные НАТО, обеспечивают чрезвычайно важную политическую и военную связь между европейскими и североамериканскими членами Североатлантического союза. По этой причине союз будет поддерживать в Европе надлежащие ядерные силы. Эти силы должны обладать надлежащими характеристиками и необходимой гибкостью и выживаемостью с тем, чтобы играть роль надежного и действенного элемента стратегии союза по предотвращению войны. Они будут поддерживаться на минимальном уровне, достаточном для сохранения мира и стабильности.
Заинтересованные союзники полагают, что благодаря коренным изменениям в обстановке безопасности, в том числе за счет снижения уровней обычных вооруженных сил в Европе и увеличения времени реагирования, способность НАТО добиваться разрядки кризиса дипломатическими и иными средствами или, в случае необходимости, путем успешной организации обороны с помощью обычных вооруженных сил значительно возросла. Поэтому чрезвычайно маловероятны такие обстоятельства, при которых вопрос о любом применении ими ядерного оружия требовал бы рассмотрения. По этой причине, начиная с 1991 года, союзники предприняли целый ряд мер, в которых нашла свое отражение та обстановка безопасности, которая сложилась после окончания «холодной войны». Среди этих мер - значительное сокращение субстратегических сил НАТО по типам и количеству, в том числе полная ликвидация ядерной артиллерии и ядерных ракет малой дальности наземного базирования; значительное снижение критериев боеготовности сил, имеющих ядерное назначение; а также отмена постоянных планов действий в особой ядерной обстановке в мирное время. Ядерное оружие НАТО более не нацелено ни на одно государство. Тем не менее НАТО будет поддерживать на минимальном уровне, соответствующем сложившейся в данный момент обстановке в области безопасности, надлежащие субстратегические силы, размещенные в Европе, которые обеспечат необходимую связь со стратегическими ядерными силами, усиливающими трансатлантические связи. Эти силы будут состоять из самолетов двойного назначения и небольшого количества боеголовок «Трайдент», базирующихся в Соединенном Королевстве. Однако в обычной обстановке субстратегическое ядерное оружие не будет размещаться на надводных кораблях и ударных подводных лодках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вступая в шестое десятилетие своего существования, Североатлантический союз должен быть готовым к решению сложных задач и использованию возможностей нового века. В Стратегической концепции вновь подтверждается выдержавшая проверку временем цель существования союза и излагаются его основополагающие задачи в области обеспечения безопасности. На основании этой концепции преобразованная НАТО сможет внести свой вклад в формирующуюся в сфере безопасности обстановку, поддерживая безопасность и стабильность силой своей коллективной приверженности делу демократии и мирного разрешения споров. В своей политике в области безопасности и обороны, в своих оперативных концепциях, в построении ядерных и обычных сил и в мероприятиях по коллективной обороне Североатлантический союз будет руководствоваться Стратегической концепцией, которая будет пересматриваться в зависимости от развития обстановки в области безопасности. В обстановке неопределенности, складывающейся в мире, сохраняется потребность в надежной обороне, но подтверждая это обязательство, союз будет также по-прежнему использовать любую возможность участия в создании неразделенного континента, поддерживая и претворяя в жизнь мечту о Европе, единой и свободной.
- 3.Киотский протокол к Рамочной конвенции оон об изменении климата. Киото.11 декабря 1997 г.
- 15)1.Проблемы борьбы с транснациональным терроризмом в современных мо.
- 3.Договор о Европейском Союзе. Маастрихт. 7 февраля 1992 г. («Маастрихтский договор»).
- Раздел I. Общие условия
- Раздел V. Положения об общей внешней политике и политике безопасности
- 16)1.Интересы Ирана в странах цар. Интересы государств региона в сотрудничестве с Ираном.
- 2. Проблемы сепаратизма в мо. Привести примеры по странам и регионам.
- 3.Создание общего рынка между Аргентиной, Федеративной Республикой Бразилией, Республикой Парагвай и Восточной Республикой Уругвай. (меркосур.«Асунсьонский договор»)
- 1 Проблемы «непризнанных государств» в мо. (Привести примеры по странам и регионам ).
- 2. Интересы Турции в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с Турцией.
- 3. Политика «двойных стандартов» в мо. Привести примеры по странам и событиям.
- 1.Проблемы международного вооруженного вмешательства на примере Ирака 2003 г. Реализация сша «Доктрины свержения и замены режимов»
- 2.Интересы кнр в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с кнр.
- 1.Проблемы транспортной дипломатии в мо. (Привести примеры по странам или регионам – ца,ес,снг,атр и др.) – все что нашла в инете нету
- 2.Интересы государств исламского мира в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с исламскими странами.
- Часть I . Цель и задачи североатлантического союза
- Часть II. Стратегические перспективы: развитие стратегической обстановки
- Часть III - подход к безопасности в XXI веке
- Часть IV - руководящие принципы для вооруженных сил североатлантического союза принципы стратегии североатлантического союза
- Заявление
- "Двенадцати" о будущем статусе россии
- И других бывших республик
- (Брюссель, Гаага, 23 декабря 1991 года)
- О критериях ес для признания новых государств в восточной европе и на территории советского союза
- 1)1 Проблемы «непризнанных государств» в мо. (Привести примеры по странам и регионам ).
- 1)2Интересы Турции в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с Турцией.
- 1)3.Политика «двойных стандартов» в мо. Привести примеры по странам и событиям.
- 2)1.Проблемы международного вооруженного вмешательства на примере Ирака 2003 г. Реализация сша «Доктрины свержения и замены режимов»
- 2)2.Интересы кнр в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с кнр.
- 2)3.Международно-правовой режим ядерного нераспространения со 2 пол.20-го века. Проблемы создания Зон Свободных от Ядерного Оружия.
- 3)1.Проблемы транспортной дипломатии в мо. (Привести примеры по странам или регионам – ца,ес,снг,атр и др.)
- 3)2.Интересы государств исламского мира в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с исламскими странами.
- 3)3.Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества. Шанхай. 15 июня 2001
- Перспективы шос
- 4)1. Проблемы мирного урегулирования международных споров в международном праве и в международных отношениях. Анализ основных механизмов ( Привести примеры ).
- 4)2.Международно-правовая охрана окружающей среды и трудности реализации конвенций и соглашений ( Привести примеры).
- 4)3.Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества..Астана. 10 октября 2000 г. (ЕврАзЭс).
- 5)1.Проблемы использования альтернативных источников энергии.
- 5)2.Международный режим нераспространения биологического оружия. Основные трудности реализации Конвенции о нераспространения бо.
- 5)3.Заявление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта. Москва. 4 апреля 1994 г.
- 6)1.Продовольственная проблема в современном мире. Прогнозы и перспективы решения проблемы.
- 6)2.Принцип «самоопределения наций » в международных отношениях и в международном праве. Основные проблемы и трудности реализации.. (Приведите примеры).
- 6)3.Устав Содружества Независимых Государств. Минск. 23 января 1993 г.
- 7)1.Приднестровский конфликт в Молдавии и пути его решения в современный период.
- 7)2.Проблемы торговли людьми в современном мире. Сотрудничество стран и совместные инициативы государств. (Привести примеры по странам и регионам).
- 7)3.Рекомендации «группы восьми» по противодействию терроризму. Уистлер (Канада). 13 июня 2002 г.
- 8)1. Проблемы сепаратизма в современном мире и основные нормы международного права. (Сделать анализ на примере сепаратизма в стране или )
- 8)2.Проблемы «экспортного контроля» в мо. Национальная и международная правовые базы осуществления экспортного контроля.
- 8)3.Договор о Европейском Союзе. Маастрихт. 7 февраля 1992 г. («Маастрихтский договор»).
- 9) 1. Проблема водных ресурсов вмежгосударственных отношениях стран Центральной Азии. Основные трудности и инициативы решения.
- 2.Режим контроля над ракетными технологиями от 1987 года. Проблемы реализации обязательств участников. Современное состояние режима.
- 3.Конвенция оон , по борьбе с транснациональной организованной преступностью. Нью-Йорк. 15 ноября 2000 г
- 10)1. «Каспийская дилемма» в межгосударственных отношениях прикаспийских стран. Основные трудности и инициативы решения.
- 2.Международное гуманитарное право в международных конфликтах.
- 3.Декларация тысячелетия оон. Нью-Йорк. 8.09.2000 г.
- 11)1.Проблемы борьбы с транснациональной организованной преступностью в современных международных отношениях. Совместное сотрудничество и основные соглашения.
- 2.Условия подписания и проблемы функционирования дняо 1967г. Трудности реализации статей договора в современных мо
- 3. Окинавская Хартия глобального информационного общества. Наха (Япония). 22 июля 2000
- 12)1.Проблемы индо – пакистанского противостояния во 2 пол.20-го в. – начале 2000-х г. (Основные проблемы возникшие в ходе конфликта и их решение.
- 2. Проблемы борьбы с наркотрафиком и торговлей оружием в странах снг. Проблемы сотрудничества.
- 3.Политическая декларация оон.(по наркотикам). Нью-Йорк. 8—10 июня 1998 г.
- Часть I. Сокращение спроса и связанные с этим меры.
- Часть II. Сокращение предложения и связанные с этим меры.
- Часть III. Борьба с отмыванием денег и расширение сотрудничества в правоохранительной области в целях укрепления международного сотрудничества.
- 13)1.Проблемы Арабо- израильского противостояния во 2 пол.20-го в. – начале 2000-х г. (Основные проблемы возникшие в ходе конфликта и их решение.
- 2.Условия создания и проблемы функционирования шос в цар. Трудности борьбы участников с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом.
- 3.Римский статут Международного уголовного суда.Рим. 17 июля 1998 г
- 14)1.Проблемы регулирования «затяжных» военных конфликтов на территории постсоветского пространства и нормы международного права.( Привести примеры)
- 2. Условия создания и проблемы функционирования коллективной безопасности на постсоветском пространстве. ( Структура одкб от 2002г.)
- 3.Киотский протокол к Рамочной конвенции оон об изменении климата. Киото.1997 г.
- 15)1.Проблемы борьбы с транснациональным терроризмом в современных мо.
- 2.Институционализация международной безопасности (Создание и деятельность военных блоков, союзов, организаций во пол.20-го века и в современный период).
- 3.Договор о Европейском Союзе. Маастрихт. 7 февраля 1992 г. («Маастрихтский договор»).
- 16)1.Интересы Ирана в странах цар. Интересы государств региона в сотрудничестве с Ираном.
- 2. Проблемы сепаратизма в мо. Привести примеры по странам и регионам.
- 3.Создание общего рынка между Аргентиной, Федеративной Республикой Бразилией, РеспубликойПарагвай и Восточной Республикой Уругвай. (меркосур.«Асунсьонский договор»).
- 2.Проблемы безопасности в Южной и Юго-Восточной Азии в современных международных отношениях.
- 3.Стратегическая концепция Североатлантического союза. Вашингтон. 24 апреля 1999 г.
- Часть I . Цель и задачи североатлантического союза
- Часть II. Стратегические перспективы: развитие стратегической обстановки
- Часть III - подход к безопасности в XXI веке
- Часть IV - руководящие принципы для вооруженных сил североатлантического союза принципы стратегии североатлантического союза
- 18)1.Проблемы безопасности на Ближнем и Среднем Востоке в современных международных отношениях.
- 2.Проблема современных локальных вооруженных конфликтов в международных отношениях. Проблемы их локализации и регулирования (Приведите примеры).
- 3.Совет Евроатлантического партнерства. Основной документ. Синтра (Португалия). 30 мая 1997 г.
- 19)1.Проблемы миротворчества в международных отношениях. Нормы международного права в реализации миротворчества. Привести примеры по странам.
- 2.Проблема здоровья и гуманизма в мо.
- 3.Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между рф и нато. Париж. 27 мая 1997 г.
- 20)1. Экологические проблемы современности. Анализ проблемы и сложности разрешения на примере страны и региона.
- 2.Инициативы неядерных государств по идее глобального ядерного разоружения.(Инициативы стран снг , Латинской Америки, Индии и др.)
- 3.Партнерство ради мира. Рамочный документ. Брюссель.10 января 1994 г.
- 21)1.Демографические проблемы в международных отношениях. Анализ проблемы и сложности разрешения на примере страны и региона.
- 2. Интересы рф в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с сша.
- 3. Алма-Атинская декларация. Алма-Ата. 21 декабря 1991 г.
- 22)1.Проблемы международного вооруженного вмешательства на примере Афганистана 2001г. Мвв с целью проведения «антитеррористической операции».
- 2.Международный режим химического разоружения. Проблемы реализации обязательств по кхо от 1993г. Деятельность озхо..
- 23)1.Кризис нато и югославский конфликт 1999г.
- 2. Проблемы сотрудничества стран цар в сфере борьбы за улучшение экологии.
- 3. Алма-Атинская декларация. Алма-Ата. 21 декабря 1991 г. Алма – Атинская декларация от 21 декабря 1991 года. Основные положения, анализ содержания.
- 24)1.Проблема реформирования оон в 1990-2000-е г. Прогнозы и перспективы.
- 2.Проблемы ядерного распространения в странах не участвующих в дняо. Анализ их ядерных программ, степени влияния на современные региональные и глобальные мо.
- 3.Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Вискули. 8 декабря 1991 г. («Беловежское соглашение»).
- 25)1.Проблемы международного вооруженного вмешательства на примере Ирака 1991г. Мвв с «целью пресечения агрессии».
- 2.Проблемы миграций в странах снг. Сотрудничество стран снг в решении проблем.
- 3.Стратегическая концепция Североатлантического союза. Вашингтон. 24 апреля 1999 г.
- 26)1.Принцип «нелигитимности авторитарных режимов» в мо.
- 2.Особенности взаимного сотрудничества стран в сфере безопасности в рамках обсе на современном этапе. Взаимодействие обсе и др. Интеграционных объединений Европы ( Совет Европы, нато, снг, шос).
- 3. Критерии признания новых государств в Восточной Европе и на территории бывшего Советского Союза.. 16декабря1991г.(«Брюссельский минимум»).
- О критериях ес для признания новых государств в восточной европе и на территории советского союза
- 27) 1. Принцип гуманитарного вмешательства в международных отношениях.
- 2.Особенности политической и экономической интеграции постсоветского пространства. Дезинтеграция и реинтеграция евразийского пространства.
- 3. Римская декларация сессии совета нато о миреи сотрудничестве. Рим.8ноября 1991 г.
- 3.Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества. Шанхай. 15 июня 2001
- Перспективы шос
- Международно-правовая охрана окружающей среды и трудности реализации конвенций и соглашений (Привести примеры).
- Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. Астана. 10 октября 2000 г. (ЕврАзЭс).
- Проблемы использования альтернативных источников энергии
- Международный режим нераспространения биологического оружия. Основные трудности реализации Конвенции о нераспространения бо.
- Заявление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта (Москва, 4 апреля 1994 года)
- Продовольственная проблема в современном мире. Прогнозы и перспективы решения проблемы.