logo
спмо

19)1.Проблемы миротворчества в международных отношениях. Нормы международного права в реализации миротворчества. Привести примеры по странам.

Миротворчество есть вид общественной деятельности, направленной на уничтожение угрозы войны или же на её прекращение. Лицо, занимающееся миротворческой деятельностью, слывёт миротворцем .

Неожиданно для себя оказавшись после смерти отца во главе крупнейшей державы мира, Николай Александрович Романов начал свою внешнеполитическую деятельность в роли миротворца и обратился к руководителям государств с соответствующей нотой

Также он, впервые в новейшей истории, будучи главой государства, напрямую обратился к международной общественности с предложением высказаться в пользу разоружения путём сбора подписей в его пользу.

В решении этой проблемы Николаю содействовала королева Нидерландов Вильгельмина, вместе с которой он организовал первую в мировой истории международную конференцию в Гааге в 1899 году. В этом же направлении действовал и Президент Соединённых Штатов Америки Теодор Рузвельт, получивший Нобелевскую премию мира в связи со своим посредничеством в заключении после Русско-Японской войны Портсмутского мира.

После Первой мировой войны Президент США Вудро Вильсон сформулировал свои 14 пунктов, лёгших в основу послевоенного мирного урегулирования и создания первой международной организации — Лиги Наций.

Нобелевскую премию мира получили в 1926 году министр иностранных дел Франции АристидБриан и рейхсканцлер и министр иностранных дел ВаймарскойреспубликиГуставШтреземан, за заключённую в Локарно договорённость об установлении окончательных государственных границ в Европе. Годом ранее Гитлер пишет свою книгу «Майн кампф», в которой излагает своё видение проблемы европейских границ: «Границы устанавливаются людьми и людьми же отменяются». И вскоре начинает его реализацию при фактическом отсутствии противодействия.

В последние годы существенно возрастают усилия мирового сообщества, направленные на содействие мирному урегулированию внутренних вооруженных конфликтов, вплоть до проведения миротворческих операций. Миротворческие операции определяются как совокупность политико-дипломатических, военных и иных форм и методов коллективных международных усилий по восстановлению международного мира и стабильности в конфликтных регионах посредством системы скоординированных мер по предотвращению, снижению остроты, разрешению и ликвидации последствий международных и немеждународных конфликтов.

Миротворчество как смягчение, предотвращение и урегулирование конфликтов, предоставление посреднических услуг всегда было частью международных отношений. Однако только после окончания холодной войны стало возможно применять более действенные методы — произошел переход от простого наблюдения за перемириями к многоплановым операциям по поддержанию мира и миростроительству. Появилась возможность достижения консенсуса относительно учреждения более крупных и сложных миротворческих миссий, перед которыми ставилась задача оказания помощи в осуществлении всеобъемлющих мирных соглашений между основными участниками внутригосударственных конфликтов. Кроме того, всё чаще стали использовать невоенные компоненты — силы поддержания правопорядка, специалисты по урегулированию чрезвычайных гуманитарных ситуаций, специалисты по проблемам беженцев,, экономического развития, прав человека. Миротворческие силы оказывают помощь в налаживании экономической, социальной и политической жизни в стране (например, обеспечение безопасности проведения выборов в органы местного самоуправления). Миротворцы сотрудничают с неправительственными гуманитарными организациями, оказывающими помощь местному населению. Весь этот комплекс мероприятий известен как послеконфликтноемиростроительство.

Ожидается, что в ближайшие годы масштабы миротворческой деятельности будут увеличиваться. Практика свидетельствует, что миротворчество становится все более востребованным. В последние годы проблема внутренних вооруженных конфликтов приобретает более высокую приоритетность в глобальной повестке дня международной безопасности. В мировом сообществе растет понимание необходимости уделять повышенное внимание урегулированию таких конфликтов в Африке и Азии, которые раньше рассматривались как периферийные или второстепенные.

Юридической базой гуманитарного движения за мир является Международное право,претерпевающее изменение и совершенствование в процессе развития человеческого общества. Наиболее серьёзные коррективы были вызваны Второй мировой войной и шагами, предпринятыми мировым сообществом для предотвращения мировых войн в дальнейшем.

Посвященная миру международная конференция в Гааге не смогла решить принципиального вопроса о мирном урегулировании конфликтов между странами. Результатом явилось лишь достижение договоренности по некоторым аспектам гуманизации боевых действий. В конференции участвовало 26 стран, и на ней было достигнуто соглашение по применению решений проведённой ранее в Женеве конференции в области войны на море. В этом отношении сделан был дальнейший шаг по развитию принципов швейцарской конференции 1864 года, созванной по инициативе основателя Красного Креста Анри Дюнана (HenriDunant) и регламентирующий вопрос нанесения увечий во время проведения боевых действий. В частности принятой декларацией было запрещено применение разрывных пуль («дум-дум»).

В 1907 году на конференцию в Гааге прибыло уже 44 представителя из различных стран. Результатом было выработка соглашение по ведению боевых действий на сухопутных театрах военных действий. Были сформулированы права военнопленных и правила обращения с населением на оккупированной территории, а также подтверждено запрещение некоторых боевых средств, в частности — газов. Впервые было указано на необходимость защиты гражданского населения и его имущества. Фактически были запрещены воздушные бомбардировки (но лишь с воздушных шаров)

Для мирного урегулирования спорных международных вопросов был учреждён постоянно действующий международный третейский суд с резиденцией в Гааге. Решения Гаагской конференции стали документом бессрочного времени действия и пользования и сохраняют своё действие и в настоящее время. Причём эти решения распространяются и на государства, не поставившие свои подписи. [4] Окончательный текст решений был согласован и нашёл свое отражение в дополнительном протоколе на прошедшей после 1945 года конференции Красного Креста.

Послевоенные инициативы

Важным шагом в проблеме мира стало образование в 1919 году по инициативе американского Президента Вудро Вильсона Лиги Наций, сформулировавшего свои 14 тезисов. Причём США на основании решения Сената отказались участвовать в работе этой организации. Отказ наиболее сильной в экономическом плане страны, последовательно проводившей принципы демократизма, позволил агрессивно настроенным силам в Европе и Азии начать Вторую мировую войну.

С использованием опыта Лиги Наций, в 1949 году была создана Организация Объединенных Наций, имеющая многочисленные подразделения, специализированные на решении конкретных вопросов. В этой организации представлены большинство стран мира.