logo
спмо

1 Проблемы «непризнанных государств» в мо. (Привести примеры по странам и регионам ).

Непри́знанные госуда́рства — общее название регионов, которые провозгласили себя суверенными государствами и обладают такими признаками государственности, как наличие населения, контроля над территорией, системы права и управления, но в то же время не имеют дипломатического признания со стороны государств — членов ООН, а их территория, как правило, расценивается государствами-членами ООН как находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств — членов ООН. Непризнанность государства может проявляться не только в дипломатической плоскости: известен случай, когда суд другого государства при вынесении решения исходил из того, что непризнанное государство юридически не существует, что привело к соответствующей логике при разборе вопроса, который касался исключительно отношений между хозяйствующими субъектами. Паспорта непризнанных государств также, как правило, не являются документами, позволяющими посещать государства-члены ООН. В то же время известны случаи, когда, не признавая независимости, признанное государство признаёт отдельные документы, выдаваемые в соответствии с законодательством непризнанного государства, включая паспорта, а также правосубъектность зарегистрированных там юридических лиц. Непризнанные государства могут характеризоваться другими государствами как сепаратистские образования, отколовшиеся регионы либо оккупированные территории. Точно такие же характеристики получают и частично признанные государства от тех государств и/или международных организаций, которые не поддерживают их признание.

Таким образом, в настоящее время нахождение в ООН в качестве члена или наблюдателя может рассматриваться как признак того, что государство имеет в мире широкое дипломатическое признание. Существуют государства — члены ООН, признанные не всеми другими государствами — членами ООН. Непризнанные государства следует отличать от виртуальных государств — провозглашённых государствами образований, которые, однако, не имеют необходимых признаков государств. Не все непризнанные государства обозначают полную независимость и международное признание как конечную цель своего провозглашения. Часть государств стремится получить юридическое признание для возможного объединения с другим государством (Нагорно-Карабахская Республика с Арменией, Джамму и Кашмир с Пакистаном, Приднестровье с Россией или Украиной). Часть государств рассматривает свой де-факто независимый статус как переходный до заключения соглашения с центральным правительством об условиях существования в качестве автономии внутри единого государства (в начале 90-х Республика Гагаузия в Молдове, многие российские республики; в настоящее время — автономные государства на территории Сомали). Непризнанные государства появляются из-за отсутствия правовой преемственности с предшествующими государственными образованиями. Новый всплеск «самопровозглашения» произошёл на рубеже 1990-х гг. в связи с распадом СССР и Югославии и связанными с этим этнотерриториальными конфликтами (Нагорно-Карабахская Республика, Приднестровская Молдавская Республика, Республика Гагаузия, Республика Южная Осетия, Абхазия, Чеченская Республика Ичкерия, Республика Сербская Краина, Республика Сербская, Республика Косово). Возник феномен постсоветских «непризнанных государств», статус которых не определён, что, однако, не мешает их существованию. Отмечают, что большинство этих образований являются, в сущности, вполне состоявшимися государствами, обладающими эффективным государственным аппаратом, пользующимся массовой поддержкой со стороны населения. В 1995 контроль над территорией, на которую претендовала Сербская Краина, восстановила Хорватия; в 1999 Россия восстановила контроль над территорией, на которую претендовала Чеченская Республика Ичкерия, в 2009 Шри-Ланка восстановила контроль над территорией, на которую претендовал Тамил-Илам[10]. В 2008 году Россия пресекла попытку Грузии восстановить контроль над территорией, на которую претендовала Республика Южная Осетия. В 2001 году постсоветские непризнанные государства создали собственное Содружество непризнанных государств (СНГ-2)[11]. Гагаузия в конце 1994 года вошла в состав Молдавии в качестве автономии.

Список непризнанных и частично признанных государств

Частично признанные государства, фактически контролирующие свою территорию

Турецкая Республика Северного Кипра, Абхазия, Южная Осетия

Частично признанные государства, контролирующие часть территории, на которую претендуют

Китайская Республика, Сахарская Арабская Демократическая Республика, Свободный Кашмир

Непризнанные государства, контролирующие часть территории, на которую претендуют

Приднестровская Молдавская Республика , Нагорно-Карабахская Республика

Территория Сомали

Сомалиленд (с 1991, Пунтленд (с 1998), Джубаленд , Галмудуг , Симан и Сиб (с 2007). Авдаленд (2010-2011). Азания (с 2011)[

Исламские администрации: Аль Сунна Уаляма’а (ASWJ) (с 1991), Джамаат Аш-Шабааб (с 2004), Территория Мьянмы, Государство Ва (с 1989) Государство Шан (с 1996)

Прочие: Вазиристан в Пакистане (с 2006), Исламский эмират Абьян в Йемене (с 2011), Исламский эмират Шабва в Йемене (с 2012),

Демократическая Республика Бакасси в Нигерии (с 2012)

Список частично непризнанных государств

Частично непризнанные государства, контролирующие часть территории, на которую претендуют

Республика Косово , Государство Палестина

Под непризнанными государствами в современной политологической литературе понимают политико-территориальные образования, обладающие ключевыми атрибутами государства без внешней легитимации суверенитета. Отсутствие признания не мешает соответствующим образованиям фактически существовать на политической карте мира и действовать в реальном контексте реальных межгосударственных отношений. Следовательно, и международным организациям, и всей системе международного права приходится иметь дело с подобными субъектами.

Международное сообщество долгое время считало проблему непризнанных государств преходящим явлением и производной от сиюминутной политической реальности – результатом стечения текущих конъюнктурных обстоятельств, частью игры политических интересов мировых игроков, побочным продуктом региональной борьбы за передел сфер влияния. Такой подход не способствовал разрешению ситуации, а только усугублял ее. Основной посыл участников дискуссий вокруг непризнанных государств заключался в недопустимости возобновления вооруженных конфликтов. Утвердилось мнение, согласно которому оптимальной политикой в вопросе непризнанных государств является сохранение правового статус-кво.

Сейчас ситуация меняется. На Западе, например, к мнению лидеров края Косово начинают прислушиваться как к точке зрения глав «настоящих государств». В России довольно много политиков, которые призывают вести себя таким же образом по отношению к руководителям Абхазии и Южной Осетии.

Бытует мнение, что «право непризнанных государств на самоопределение» может претендовать на роль базового принципа современного мироустройства, а принцип нерушимости границ останется скорее договорным, ситуативным. Но ситуативность по своей сути есть проявление «двойных» стандартов: одним народам по не всегда понятным основаниям позволяют реализовать право на самоопределение, а другим – в этом отказывают. Такой подход просматривается и в отношении государств de facto.