14)1.Проблемы регулирования «затяжных» военных конфликтов на территории постсоветского пространства и нормы международного права.( Привести примеры)
Многочисленные вооруженные конфликты в различных районах постсоветского пространства служат напоминанием, что сила по-прежнему является едва ли не последним аргументом при реализации задач внутренней и внешней политики многих государств. Опасность вооруженных конфликтов нового времени заключается прежде всего в том, что у мирового сообщества практически нет механизмов, а то и желания для их предотвращения или быстрого урегулирования. Механизмы ООН стали совершенно неэффективными, а решения Совета Безопасности чаще всего отвечают интересам не жертв вооруженных конфликтов, а их инициаторов. В таких условиях локальные или региональные вооруженные конфликты могут принимать весьма затяжной характер и содержать в себе возможности для их расширения.
Многочисленные вооруженные конфликты в различных районах постсоветского пространства служат напоминанием, что сила по-прежнему является едва ли не последним аргументом при реализации задач внутренней и внешней политики многих государств.
Локальные вооруженные конфликты во многих случаях являлись только началом чего-то гораздо большего. Это в полной мере подтверждается тем, как была развязана первая мировая война. Путь мира ко второй мировой войне также был проложен через локальные вооруженные конфликты и войны в Испании, на Балканах, в Абиссинии, на Дальнем Востоке и целенаправленно сфабрикованные острые военно-политические ситуации. Это правило, судя по тому, каким путем идет сегодня развитие военно-стратегической ситуации в мире, сохраняется и для наших дней.
Опасность вооруженных конфликтов нового времени заключается прежде всего в том, что у мирового сообщества практически нет механизмов, а то и желания для их предотвращения или быстрого урегулирования. Механизмы ООН в условиях, сложившихся после крушения двухполюсного мироустройства, стали совершенно неэффективными. Если Совет Безопасности и принимает или не принимает какие-то решения в кризисных ситуациях, то они чаще всего отвечают интересам не жертв вооруженных конфликтов, а их инициаторов. В таких условиях локальные или региональные вооруженные конфликты могут принимать весьма затяжной характер и содержать в себе возможности для их расширения.
В контексте проблем обеспечения безопасности России локальные вооруженные конфликты, особенно те, которые возникают в зонах наших стратегических интересов, могут являться лишь прикрытием более широких замыслов и планов ведущих военно-политических игроков, создающих прямые угрозы для безопасности России. К замыслам такого рода в первую очередь следует относить расширение НАТО на восток, а также постоянное наращивание связей и взаимодействия НАТО с вооруженными силами и правящими кругами большинства постсоветских государств. По словам министра обороны России Анатолия Сердюкова на расширенной коллегии Минобороны, в 2008 году военно-политическая обстановка характеризовалась стремлением руководства США к наращиванию военного присутствия в регионах, сопредельных с Россией. «В целом, анализ военно-политической обстановки позволяет сделать вывод о возрастании вероятности вооруженных конфликтов и их потенциальной опасности для нашего государства», — подчеркнул Сердюков. Конечно, министр обороны ничего нового не сказал. Это было известно и до него, но хорошо, что он это понимает и говорит об этом. Предупрежден – значит, вооружен!
С учетом вышеизложенного слежение за локальными вооруженными конфликтами, их зарождением и развитием должно стать неотъемлемой и важной частью работы по информационному обеспечению решения задач укрепления национальной безопасности России. Особое значение эта работа приобретает в условиях мирового финансово-экономического кризиса и усиливающейся борьбы ведущих государств мира за природные ресурсы.
Грузия, Южная Осетия, Абхазия
Зона Южного Кавказа с расположенными в ней Абхазией, Грузией и Южной Осетией, а также Арменией и Азербайджаном продолжает генерировать ряд угроз военного и военно-политического характера, которые напрямую или косвенным образом затрагивают интересы национальной безопасности Российской Федерации и ее союзников на Кавказе. Наибольшую тревогу в этом отношении вызывает военная политика Грузии, пытающейся с помощью ряда стран Евросоюза и других государств восстановить свой военный потенциал и взять реванш за унизительное поражение в августе 2008 г. в Южной Осетии и Абхазии.
Ситуация в Южной Осетии после августовской 2008 г. агрессии Грузии по-прежнему остается нестабильной. Югоосетинские власти не раз заявляли о провокациях и обстрелах с грузинской стороны. После нового года в республике уже прозвучало несколько взрывов. В начале марта с.г. на южной окраине Цхинвали от взрыва пострадали двое подростков 10 и 11 лет.
По заявлению лидера Южной Осетии Эдуарда Кокойты, сделанном им в начале марта 2009 г. во время встречи с главой миссии ЕС по расследованию обстоятельств августовского конфликта на Кавказе Хайди Тальявини, возле границ Южной Осетии появляются новые фортификационные сооружения и огневые позиции Грузии. Размещенные в зоне грузино-южноосетинскоого конфликта наблюдатели Евросоюза этому никак не препятствуют, не выполняя таким образом условий соглашения «Медведева-Саркози». По словам Кокойты, на данный момент в зоне ответственности европейских наблюдателей находится 35 грузинских вооруженных постов. В общей сложности в зоне конфликта с грузинской стороны находится около 2500 вооруженных людей.
Незадолго до этого югоосетинский лидер рассказал, что Тбилиси активно восстанавливает свой военный потенциал, получая оружие из Европы и Израиля. «Грузинский милитаризм не усмирен, он снова вооружается. Например, Грузия полностью восстановила свой флот. Более того, ей на вооружение поступило восемь боевых кораблей. Кроме того, оформлены поставки французских комплексов ПВО, систем РЛС, трехкоординатных РЛС - мобильных радаров среднего радиуса действия, а также систем Ground Master-400. Несмотря на ранее заявленное прекращение продажи оружия Грузии, возобновил военные поставки в эту страну Израиль», - сообщил президент Южной Осетии.
По информации министерства печати и массовых коммуникаций Южной Осетии, министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили 17 декабря 2008 года обратился к руководству украинской компании «Укрспецэкспорт» с просьбой о поставке целого ряда «специальных изделий». «Перечень испрашиваемых «изделий» впечатляет: в подавляющем большинстве это запрещенные Женевской конвенцией 1980 г. противопехотные мины и мины-ловушки», - отметили в югоосетинском министерстве. В официальном письме, подписанном Джанашвили, указано, что мины предназначены для «внутренних нужд Грузии». «Нет надобности объяснять, что ни одно государство не станет применять подобные виды вооружения на своей территории и против собственных граждан. А это значит, что «внутренняя нужда» Грузии заключается в том, чтобы устанавливать хитроумные и смертельно опасные устройства на каких-то других территориях», - отмечается в заявлении Министерства печати Южной Осетии.
Военно-политическая ситуация вокруг Абхазии. «Суверенитету и независимости Грузии противостоит сильный и опасный враг, который не признает международное право и говорит со всем цивилизованным миром на языке шантажа и запугивания, - заявил Саакашвили во время своего ежегодного обращения к парламенту. - Цель этого врага - окончательно расчленить Грузию, чтобы она исчезла с мировой карты, поэтому наша задача - еще большая интеграция с демократическим миром, максимальное сближение с Европой и НАТО». При этом политик пообещал урегулировать отношения с Москвой, «но только, когда она признает факт, что Грузия имеет право быть независимой и свободной страной».
МИД Грузии выразил обеспокоенность в связи с тем, что, по данным грузинской стороны, продолжается концентрация российских войск в Абхазии и Южной Осетии. «Ситуация крайне сложная, так как продолжается концентрация российских войск в оккупированных грузинских регионах - Абхазии и Южной Осетии, где на сегодняшний день находятся более 7 тысяч российских военных, там строятся пять российских военных баз», - заявил на брифинге директор департамента международных организаций МИД Грузии Серги Капанадзе.
По словам начальника Генерального штаба Вооруженных сил Республики Абхазии генерала Анатолия Зайцева, «в соответствии с договором о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, подписанном между Абхазией и России, в республике находится 3 тысячи 700 российских военнослужащих и ни одним солдатом больше».Правда, в последние дни в российском батальоне, находящемся в Гальском районе Абхазии, проводится ротация, уточняет . «На грузинском берегу границы увидели это движение и восприняли, как ввод дополнительных сил и подняли шум», - отметил начальник штаба абхазской армии.
Военно-политическая ситуация в Грузии демонстрирует явные признаки обострения.
Во-первых, грузинская политическая оппозиция, состоящая в основном из бывших союзников Саакашвили и участников «революции роз», считает политический потенциал нынешнего грузинского президента по управлению страной исчерпанным и настаивает на добровольном уходе нынешнего грузинского лидера в отставку. 15 марта с.г. в Тбилиси на митинг с требованием отставки Саакашвили вышли около пяти тысяч человек. Участники, выступавшие под лозунгом «Миша, уходи!», потребовали от властей и всех политических сил, включая оппозицию принять меры «для установления в стране справедливости, недопущения насилия и вооруженного противостояния между разными политическими и общественными силами и решения всех проблем мирным путем». С 9 апреля лидеры оппозиции начинают массовую политическую кампанию протеста (непрерывные митинги и демонстрации) в Тбилиси с целью склонить Саакашвили к добровольной отставке. «Мишико», что для него характерно, отвергает все претензии оппозиции и ищет любые поводы для дискредитации и преследования ее лидеров. Саакашвили заявляет, что он «не собирается досрочно уходить в отставку и намерен работать на посту президента до начала 2013 года, когда истекает срок его полномочий». В Грузии начались массовые аресты членов партии «Демократическое движение - Единая Грузия». Арестованы уже 7 сторонников оппозиции, в том числе председатель аджарского регионального отделения «Демократическое движение - Единая Грузия» Зураба Авалиани. Своей очереди ожидают экс-спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе и ее супруг, бывший глава пограничной полиции страны Бадри Бицадзе. Набор обвинений властей к арестованным стандартный: подготовка вооруженного переворота, торговля наркотиками и т.п.
Во-вторых, официальный Тбилиси никак не может успокоиться после военного поражения в августе 2008 г. и пытается обратить эти события в аргументы в пользу необходимости восстановления военного потенциала Грузии и принятия ее в НАТО. Именно эти целям будет служить и запланированное на май 2009 г. учение НАТО на территории Грузии.
Азербайджан, Армения, Нагорный Карабах
11 марта 2009 г. начался двухдневный визит в Баку главы МИД России Сергея Лаврова. Накануне поездки российский министр в интервью азербайджанским СМИ сказал, что у него в Баку есть немало тем для обсуждения, в том числе «в которых можно было бы продвигаться вперед быстрее»: это определение правового статуса Каспийского моря и создание многостороннего механизма по обеспечению безопасности на Каспии. Будет обсуждаться подготовка к третьему саммиту каспийских государств (предыдущий состоялся в Иране в октябре 2007 года, а первый - в Туркмении в апреле 2002-го). Еще одна острая тема - карабахское урегулирование. Сергей Лавров объявил, что Москва «готова поддержать компромиссную договоренность» между азербайджанцами и армянами по этому территориальному спору. При этом «Россия выступает против навязывания участникам конфликта каких-либо рецептов извне». Шагом вперед на пути урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха стала Московская декларация о его урегулировании политическими методами. Ее подписали осенью прошлого года президенты России, Азербайджана и Армении - Дмитрий Медведев, Ильхам Алиев и Серж Саргсян.
В Баку отмечают, что Лавров приезжает через месяц после визита в Москву турецкого президента Абдуллаха Гюля. После того визита Анкара начала заявлять о своей уверенности в том, что Россия играет и будет играть позитивную роль в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Турецкие газеты написали, что Россия и Турция будут теснее координировать свою посредническую деятельность на этом направлении.
В азербайджанских СМИ отмечают наличие вопросов, на которые Азербайджан хотел бы получить ответ из первых уст. Это в том числе появившиеся в этом году слухи о том, что Москва якобы передала Еревану оружия на 800 млн. долл. И хотя Россия эту информацию всегда опровергала, визит Лаврова призван окончательно успокоить Баку.
Украина
Бывший посол США на Украине Стивен Пайфер навязывает администрации Барака Обамы свою точку зрения относительно перспектив российско-украинских отношений. В частности, в своем докладе экс-посол прогнозирует возможность вооруженных столкновений между Россией и Украиной в Крыму.
«Националистические круги в руководстве России в ближайшие годы будут всячески подогревать сепаратистские настроения в Крыму, и это может привести к столкновениям на полуострове. В худшем случае, российские войска окажутся втянуты в конфликт с украинскими силовиками»- считает Стивен Пайфер. «Самым большим риском могут стать столкновения между манифестантами-сепаратистами и украинскими внутренними силами безопасности», - указывает экс-посол в докладе для Совета по международным отношениям. «Присутствие Черноморского флота обеспечило бы готовые средства для России, чтобы защитить местных этнических русских, создавая опасную ситуацию, в которой российская военно-морская пехота и подразделения внутренних украинских сил безопасности могут войти в прямые столкновения с непредсказуемыми последствиями», – пишет Пайфер.
«Настойчивые российские усилия в поощрении крымского сепаратизма или возобновлении связей между Крымом и Россией могут стать главным пунктом повестки дня дебатов между США и Россией, - констатирует дипломат. - Ведь последствия могут затмить результаты конфликта между Россией и Грузией 2008 года». По мнению Стивена Пайфера, Вашингтону следует активно взяться за урегулирование противоречий между Москвой и Киевом. «Президент Барак Обама и американское правительство заинтересованы в политике, которая смягчила бы внутренние трения в Украине и минимизировала перспективы конфронтации между Украиной и Россией», - указывает он. «Помня опыт Грузии, Вашингтон должен гарантировать абсолютную ясность в Киеве относительно того, какой поддержки может ожидать Киев, если войдет в конфронтацию с Москвой», – поучает Пайфер.
* * *
В процессе анализа состояния и изменений военной и военно-политической ситуации на постсоветском пространстве в любых их проявлениях следует исходить из того, что все происходящее в этой сфере в большей или меньшей степени отражается на национальных интересах и безопасности России. Без этого весь военно-политический анализ теряет практический смысл. Ряд регионов Российской Федерации испытывает на себе влияние различных внешних факторов - как позитивных, так и негативных. К последним в первую очередь следует относить этносепаратизм и экстремизм, проявления международного терроризма, подрывную работу против России со стороны ряда конкретных иностранных государств, а также прямое вмешательство во внутренние дела нашей страны из-за рубежа. Поэтому включение в аналитическое обозрение оценок ситуации в ряде российских регионов является не только уместным, но и просто необходимым. Наибольшее внимание при этом должно быть уделено Северному Кавказу как наиболее нестабильному и беспокойному региону на юге России.
Северный Кавказ
Специалистам российского аналитического сообщества и большинству рядовых граждан хорошо известно, что обстановка на Северном Кавказе многие годы развивалась и продолжает оставаться сегодня под весьма ощутимым негативным влиянием упомянутых выше внешних факторов. Это подтверждается новыми событиями и данными апреля 2009 г.
Серьезные угрозы для национальной безопасности России в целом и военно-политической обстановки на Северном Кавказе, в частности, по-прежнему представляют инспирируемые и поддерживаемые из-за рубежа действия в ряде северокавказских субъектов РФ экстремистских сил и террористического подполья. Практически ничего в такой сфере как терроризм и подрывная деятельность сегодня не происходит без денег. Денежные средства для бандформирований на Северном Кавказе доставляют курьеры, проникающие через приграничные государства - Грузию и Азербайджан, говорится в докладе генерального прокурора РФ Юрии Чайки об укреплении законности и правопорядка в РФ в 2008 году. Отмечается, что в большинстве случаев для финансирования боевиков на Кавказе используются каналы, минующие кредитно-финансовую систему страны.
«В связи с этим особую актуальность приобретает работа по выявлению и пресечению должностных злоупотреблений и коррупции в органах исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование и контроль на госгранице», - отмечает Чайка.
Среди потенциальных источников получения финансовых средств для экстремистской и террористической деятельности в докладе называется «добровольные пожертвования» предпринимателей и коммерсантов, денежные средства, похищенные из бюджета, средства от нелегального оборота нефтепродуктов, доходы, получаемые от таких преступлений, как изготовление и реализация фальшивых денежных знаков, незаконное предпринимательство.
Работа правоохранительных органов по выявлению и пресечению каналов и источников финансирования террористической деятельности не полной мере эффективна. В 2007 году не был осужден ни один человек за финансирование терроризма, в 2008 году только один человек осужден по этой статье.
«В настоящее время перед Генпрокуратурой РФ стоит задача активизировать предпринимаемые усилия по экстрадиции наиболее одиозных организаторов и финансистов организованной террористической деятельности, находящихся за рубежом», - отмечается в докладе Генпрокурора.
По данным ФСБ России, на территории РФ в 2008 году были предотвращены 97 террористических преступлений, в том числе 50 террористических актов, которые могли быть осуществлены в местах массового пребывания людей.
Доклад генпрокурора поступил в Совет Федерации и будет официально оглашен Чайкой на пленарном заседании верхней палаты 13 мая.
Российские спецслужбы уничтожили в Кабардино-Балкарии лидера бандподполья Зейтуна Султанова, причастного к серии терактов в республике и входившего в террористическую группировку «Ярмук». Он также являлся близким человеком уничтоженных ранее главарей террористов Басаева и Хаттаба. В операции, которая была проведена в поселке Хасанья 22 апреля, также был уничтожен его пособник Алим Бозиев.
С 2002 года Султанов входил в группировку «Ярмук», но уже в 2005 году создал собственную бандгруппу, специализировавшуюся на совершении убийств сотрудников правоохранительных органов и террористических акций в Кабардино-Балкарии.
После нейтрализации в октябре 2008 года бандглаваря Рустама Мамеева Султанов координировал деятельность террористических группировок на значительной территории Кабардино-Балкарии. Установлены его связи с руководителями преступных организаций Ингушетии, Чечни, Дагестана, Северной Осетии и Карачаево-Черкесии. Кроме того, Султанову оказывали содействие эмиссары международных террористических организаций, регулярно получавшие видеоотчеты о деятельности бандформирований и снабжавшие их всем необходимым.
В горно-лесистой местности республики боевики организовали разветвленную сеть хорошо замаскированных баз, на которых правоохранительные органы обнаружили веские доказательства снабжения бандитов из-за рубежа.
«Султанов и его банда причастны к совершению серии тяжких преступлений. В период с 2006 по 2008 год ими совершены убийства начальника Черекского РОВД полковника милиции Конакова, начальника УБОП МВД по КБР полковника милиции Кярова и оперуполномоченного ОМСН КМ МВД по КБР лейтенанта милиции Рахаева, а также девятерых охотников и егерей, случайно наткнувшихся в 2007 году на банду вблизи села Лечинкай», - считают в ЦОС ФСБ.
Кроме того, бандиты спланировали и осуществили более 20 вооруженных нападений на сотрудников органов внутренних дел, в том числе с применением мощных взрывных устройств, в окрестностях села Хасанья, примыкающего к Нальчику.
С учетом особой опасности Султанова и его банды ФСБ совместно с МВД России был проведен ряд специальных операций, направленных на нейтрализацию их преступной деятельности. Так, в августе 2008 года в окрестностях села Белая Речка были уничтожены учебный центр и основная база террористов, на которой были обнаружены более 20 готовых к использованию взрывных устройств, значительное количество огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
В феврале 2009 года в районе села Герпегеж спецподразделения ФСБ и МВД России в ходе боестолкновения ликвидировали семь активных членов банды.
Охота на «волков» осуществляется и в других регионах Северного Кавказа. Так, в ходе спецоперации в дагестанском городе Дербент в одном из жилых домов, расположенных по улице Оскара, 6, был заблокирован член незаконных вооруженных формирований. На предложение сдаться боевик открыл стрельбу. Ответным огнем он был уничтожен. Убитый оказался лидером действующей на территории Сулейман-Стальского района республики бандгруппы Закиром Наврузовым, находящимся в федеральном розыске за многочисленные покушения на сотрудников правоохранительных органов.
Тем временем Оперативным штабом Чеченской Республики отмечается активность членов незаконных вооруженных формирований, действующих на территории Шалинского, Шатойского и Веденского районов Чечни. В связи с этим принято решение о проведении с 0.00 23 апреля контртеррористической операции на территории горной части Шалинского района, исключая населенные пункты Шали, Новые Атаги, Чири-юрт, Сержень-юрт, а также на всей горной территории Шатойского и Веденского районов.
Решение о проведении контртеррористической операции на этих территориях принято также в связи с тем, что «в ходе проводимых в апреле текущего года спецмероприятий на территории этих районов, подразделения федеральных сил и правоохранительных органов республики трижды натолкнулись на вооруженное сопротивление бандгрупп».
Известно, что были вскрыты и уничтожены десять мест базирования экстремистов, шесть тайников со значительными запасами оружия, боеприпасов и продуктов питания, задержаны три вооруженных преступника и пять пособников.
В Веденском районе из обнаруженного тайника были изъяты три приготовленные к применению самодельных взрывных устройства большой поражающей мощности, значительное количество взрывчатых веществ и компонентов взрывных устройств, которые предназначались к закладке на вероятных маршрутах следования кортежей руководства Чечни.
Азербайджан, Армения, Нагорный Карабах
Судя по событиям апреля 2009 г., главными темами в отношениях России с Азербайджаном и Арменией являются меры по наращиванию экономического сотрудничества, а также урегулирование проблемы Нагорного Карабаха.
17 апреля в Москве президент Дмитрий Медведев провел переговоры со своим азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым. Главной темой встречи стала ситуация вокруг Нагорного Карабаха. Медведев пообещал помощь в урегулировании ситуации. В обмен на это российская сторона попросила Ильхама Алиева прекратить военно-техническое сотрудничество с Грузией. Россия стремится утвердиться в роли главного посредника между Баку и Ереваном. Об этом говорил на встрече с И.Алиевым Д.Медведев: «Россия готова к выполнению собственного мандата. Мы всегда старались способствовать этому процессу и если такого рода контакты будут продолжены, а другой альтернативы не существует — я уверен, что эту проблему можно будет урегулировать, именно исходя из интересов двух народов». Президент Азербайджана выразил благодарность России за попытки сблизить позиции сторон, но признался, что между Баку и Ереваном еще есть разногласия. «На протяжении почти 20 лет территория Азербайджана под оккупацией, - сказал Алиев. - Мы надеемся, что в ближайшие месяцы сможем добиться решения, которое бы отвечало интересам всех стран».
Посетивший в третьей декаде апреля 2009 г. Россию президент Армении Серж Саргсян поблагодарил Россию и лично Дмитрия Медведева за помощь в урегулирование проблемы Нагорного Карабаха, отметил рост товарооборота между двумя странами и увеличение инвестиций. К настоящему времени российские компании вложили около двух с половиной миллиардов долларов в экономику Армении. С учетом реализации запланированных проектов, строительства новой атомной станции мощностью 1200 киловатт и разработки урановых рудников объем инвестиций в ближайшие три-четыре года может быть доведен до 5 и более миллиардов долларов.
Из вышеизложенного следует, что проблема урегулирования ситуации с Нагорным Карабахом по-прежнему будет оставаться в подвешенном состоянии, но консультации и переговоры могут быть продолжены.
Молдова и Приднестровье
В апреле 2009 г. в Молдове произошли события, в очередной раз подтвердившие наличие серьезных угроз для политической стабильности страны и ее суверенитета. 5 апреля в Молдове состоялись парламентские выборы, на которых правящая Коммунистическая партия, получила 49,9% голосов избирателей, а оппозиционные Либерально-демократическая партия, Либеральная партия и альянс «Наша Молдова» набрали в совокупности около 35% голосов.
Основные партии политической оппозиции в Молдове:Либерально-демократическая партия (лидер - Влад Филат), Либеральная партия (Михай Гимпу), Альянс «Наша Молдова» (Серафимом Урекяну), Народно-республиканская партия(Николай Андроник), Демократическая партия Молдовы (Дмитрий Дьяков), движение «Народное действие» (Серджиу Мокану).
Об отсутствии нарушений на выборах с редким единодушием заявили все наблюдатели — и от СНГ, и от Совета Европы. Тем не менее, оппозиция посчитала себя несправедливо обойденной, обозлилась и выступила с заявлениями о нелегитимности прошедших выборов ввиду якобы имевших место при их проведении нарушений и потребовала отмены их официальных результатов. Оппозиции и стоящим за ее спиной прорумынским силам удалось привлечь к участию в своих антиправительственных акциях до 20 тыс. человек и организовать 7 апреля блокирование зданий высших органов власти Молдовы. Подстрекательские призывы лидеров оппозиции способствовали быстрому перерастанию этих акций в погромы. Погромщиками на короткое время были захвачены резиденция президента Воронина и здание парламента. Беспорядки чинили сторонники Либерально-демократической, Либеральной партии, альянса «Наша Молдова», а также ряд мелких унионистских организаций и студенты.
Итогом беспорядков стали не только перевернутые машины, разграбленные здания парламента и президентской резиденции, но и люди. В ходе столкновений между участниками антиправительственных выступлений и полицией пострадали 60 человек среди нападавших. За медицинской помощью обратились 118 представителей правоохранительных органов, из которых 40 человек госпитализированы.
Интересными и показательными были лозунги демонстрантов и бунтовщиков: «Молдова проснулась», «Мы хотим в Европу», «Мы хотим объединения с Румынией» и т.п. В руках нападавших были государственные флаги соседней Румынии и Евросоюза, которые, в частности, после захвата резиденции президента Воронина были укреплены на входе в здание и на его шпиле. Ряд каналов местного кабельного телевидения во время беспорядков в молдавской столице демонстрировали румынские фильмы подстрекательского характера и румынские репортажи из Кишинева. «В том, что происходит сегодня в Молдавии, торчат уши западных спецслужб, которые до этого проводили аналогичные «операции» и в других местах», - заявил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. «Это, прикрываясь выборами, работают провокаторы, а за ними стоят сегодня те же, кто стоял за оранжевыми на Украине и за Саакашвили в Грузии», - подчеркнул он.
Молдавские власти, занимавшие в первый день путча оборонительные позиции, после захвата погромщиками оппозиции правительственных зданий предприняли жесткие меры и относительно быстро овладели ситуацией. Спецназ полиции очистил от погромщиков захваченные здания государственной власти. Под усиленный контроль были взяты Центризбирком, МВД, МИД, министерство юстиции, а также Национальное общественное телевидение. «Румыны», как обычно, разбежались, встретив жесткий отпор, а лидеры оппозиции стали открещиваться от причастности к провокациям.
Дальше пошли оценки происходящего.
Президент Воронин обвинил организаторов акций протеста и погромов в преднамеренной попытке дестабилизировать обстановку в стране. «Этот протест хорошо продуман, организован и хорошо оплачен. Мы установим всех, кто подготовил эти акции, учитывая, что о возможном непризнании выборов говорилось еще за месяц до голосования», - пообещал президент. «Лидеры проигравших партий встали на путь захвата власти. Политические инструменты в обстановке путча более не приемлемы, власть Молдавии становится на решительную защиту демократического выбора нашего народа», - подчеркнул Воронин. Молдавские власти не сомневаются, что следы беспорядков ведут в Бухарест. Владимир Воронин на встрече с представителями общественности заявил, что Молдавия сейчас вводит визовый режим с Румынией. По мнению президента, Бухарест имел отношение к организации беспорядков. Демонстрации в Кишиневе шли под флагами Румынии и лозунгами объединения Молдавии с соседним румынским государством. Кишинев отозвал своего посла Лидию Гуцу из Бухареста для консультаций. Персонами нон-грата объявлены несколько румынских дипломатов, в том числе глава дипмиссии Филипп Теодореску и министр-советник Иоанн Габарян.
Глава государства пригрозил применить силу, если беспорядки повторятся: «Я постарался не допустить кровь в 1989 и 1991 годах, когда был министром внутренних дел. Но вчера я был на грани». Повторив это спецпредставителю Европейского союза по Молдавии Кальману Мижею, с которым вместе осматривал разгромленное здание парламента, Воронин напомнил, что «в 1991 году в Москве в аналогичных акциях были жертвы».
Реакция европейских структур оказалась достаточно предсказуемой. Комиссар Евросоюза Бенита Ферреро-Вальднер призвала обе стороны прекратить насилие. Министр иностранных дел Испании Мигель Моратинос и председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы Луис Мариа де Пуч в совместном заявлении выразили обеспокоенность «событиями в Кишиневе»: «Штурм государственных зданий неприемлем». При этом они подчеркнули «важность обеспечения осуществления права людей на мирные собрания» и призвали «всех политических лидеров страны к диалогу во избежание продолжения насилия». Осудила вспышки насилия и миссия ОБСЕ в Молдавии.
А вот заявления России и США по событиям в Кишиневе заметно разнились по духу. Если американское посольство в Молдавии подчеркнуло, что «граждане демократического государства имеют право на собрание и выражать собственные взгляды мирным путем», то российский МИД высказался более определенно. «Судя по провозглашаемым на площадях лозунгам, обилию румынских флагов в руках устроителей бесчинств, их цель состоит в том, чтобы опорочить достижения последних лет в укреплении суверенитета Молдавской Республики, возможно, каким-то образом повлиять и на результаты выборов», - говорится в заявлении российского внешнеполитического ведомства. «Возникает ощущение, что заготовки сценариев агитационной борьбы, мобилизации средств «демократии уличного штурма» остались без режиссеров, которые надеялись их инсценировать под своим руководством», - полагают в МИД России. «Требования о проведении новых выборов, о пересмотре результатов состоявшегося голосования абсолютно беспочвенны, учитывая, что все международные наблюдатели от самых различных международных организаций пришли к совпадающим оценкам о том, что выборы прошли в полном соответствии с демократическими и правовыми нормами», - заявил глава МИД Сергей Лавров.
События в Молдове требует выяснения отношения к ним Румынии.
Президент Румынии Траян Бэсеску на совместном заседании обеих палат румынского парламента выступил с посланием о ситуации в Молдове. Его речь транслировалась в прямом телеэфире, перемежаясь с кадрами акций протеста в Кишиневе. «В эту трудную минуту для Республики Молдова, - заявил президент Бэсеску, - мы не можем остаться в стороне. С Молдовой Румынию роднит общая история, культура и язык, и с ней ее разлучили в результате фашистского пакта Риббентропа-Молотова». Он подчеркнул, что верная принципам ООН, Румыния «не намерена требовать назад территории, потерянные в прошлом, но наше моральное право состоит в том, чтобы не забыть тех, кто говорит с нами на одном языке, независимо от их национальности». «Румыния первой признала независимость Республики Молдова» и «является ее неоплаченным адвокатом в процессе европейской интеграции», напомнил румынский лидер. «Молодые должны знать: будущее принадлежит им, а тоталитарный коммунистический режим относится к прошлому. Вызывает сожаление, что нынешние молдавские власти ведут страну назад, к советскому прошлому».Траян Бэсеску высказался за внесение поправок в закон о гражданстве, чтобы «снять все бюрократические проволочки». По его словам, жители Молдавии и потомки тех, кто жил на этой территории до 1940 года, когда Молдавия входила в состав Румынии, имеют право на получение румынского гражданства: «Все, кто имеет право получить гражданство Румынии, должны реально получить такую возможность. Эти жители на левом берегу реки Прут должны находиться под защитой Румынии и Европейского союза». Румыния, подчеркнул Бэсеску, никогда не примет тот факт, что «румыны преследуются только за то, что они румыны». Румыния никогда не согласится с тем, чтобы «румыны по ту сторону Прута подвергались унижению за то, что борются против враждебного режима»,- отметил он. «Румыния не позволит превратить Прут в новый «железный занавес». Эта река - лишь временная линия разграничения до тех пор, когда Молдова не войдет в Евросоюз».
Яснее не скажешь. Бухарест буквально бредит мечтами о «великой Румынии». О его причастности к молдавским событиям говорят в Кишиневе. Например, лидер молдавского движения «Равноправие» Валерий Клименко заявил газете «Время новостей», что к «разжиганию протестного костра» Бухарест, несомненно, причастен. Активными участниками беспорядков в Кишиневе стали бывшие выпускники вузов Румынии, в которой ежегодно обучалось до 5 тыс. студентов из Молдавии. «Плоды просвещения» продемонстрировали в ходе погромов и здешние выпускники европейских вузов, ассоциация которых функционирует при посольстве США», - отметил Клименко.
Безусловно важно понять причины очередного резкого обострения военно-политической обстановки на молдавском направлении. Термин «военно-политическая обстановка» сегодня более чем уместен, так как события в Молдавии оказывают негативное влияние на состояние безопасности и стратегической стабильности в восточной Европе, усложняют решение проблемы Приднестровья и условия решения задач миротворческими силами России в этом районе.
Представляется, что сегодня можно говорить о следующих причинах обострения ситуации в Молдове. Активная часть населения республики недовольна политикой правящего режима, использующего порой весьма жесткие меры при решении внутренних проблем страны. Молдова – бедное государство, что вызывает недовольство населения и не добавляет популярности правящей компартии и ее лидеру Воронину. В Молдове активно действуют прорумынские силы и румынская агентура. Население Молдавии, испытывающее на себе сильное давление неблагоприятной экономической конъюнктуры, дезориентировано прорумынской и проевропейской пропагандой и агитацией. Следует также отметить, что непоследовательная и двойственная внешняя политика властей Молдовы способствует возникновению в стране условий для политической нестабильности. Президент Воронин постоянно манипулирует своими обещаниями и подписями под государственными документами, что подрывает доверие к его политике.
Открытые антиправительственные выступления оппозиции в Молдове на сегодня подавлены. Но факторы нестабильности сохранились, и вероятность повторных политических кризисов сохраняется.
- 3.Киотский протокол к Рамочной конвенции оон об изменении климата. Киото.11 декабря 1997 г.
- 15)1.Проблемы борьбы с транснациональным терроризмом в современных мо.
- 3.Договор о Европейском Союзе. Маастрихт. 7 февраля 1992 г. («Маастрихтский договор»).
- Раздел I. Общие условия
- Раздел V. Положения об общей внешней политике и политике безопасности
- 16)1.Интересы Ирана в странах цар. Интересы государств региона в сотрудничестве с Ираном.
- 2. Проблемы сепаратизма в мо. Привести примеры по странам и регионам.
- 3.Создание общего рынка между Аргентиной, Федеративной Республикой Бразилией, Республикой Парагвай и Восточной Республикой Уругвай. (меркосур.«Асунсьонский договор»)
- 1 Проблемы «непризнанных государств» в мо. (Привести примеры по странам и регионам ).
- 2. Интересы Турции в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с Турцией.
- 3. Политика «двойных стандартов» в мо. Привести примеры по странам и событиям.
- 1.Проблемы международного вооруженного вмешательства на примере Ирака 2003 г. Реализация сша «Доктрины свержения и замены режимов»
- 2.Интересы кнр в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с кнр.
- 1.Проблемы транспортной дипломатии в мо. (Привести примеры по странам или регионам – ца,ес,снг,атр и др.) – все что нашла в инете нету
- 2.Интересы государств исламского мира в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с исламскими странами.
- Часть I . Цель и задачи североатлантического союза
- Часть II. Стратегические перспективы: развитие стратегической обстановки
- Часть III - подход к безопасности в XXI веке
- Часть IV - руководящие принципы для вооруженных сил североатлантического союза принципы стратегии североатлантического союза
- Заявление
- "Двенадцати" о будущем статусе россии
- И других бывших республик
- (Брюссель, Гаага, 23 декабря 1991 года)
- О критериях ес для признания новых государств в восточной европе и на территории советского союза
- 1)1 Проблемы «непризнанных государств» в мо. (Привести примеры по странам и регионам ).
- 1)2Интересы Турции в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с Турцией.
- 1)3.Политика «двойных стандартов» в мо. Привести примеры по странам и событиям.
- 2)1.Проблемы международного вооруженного вмешательства на примере Ирака 2003 г. Реализация сша «Доктрины свержения и замены режимов»
- 2)2.Интересы кнр в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с кнр.
- 2)3.Международно-правовой режим ядерного нераспространения со 2 пол.20-го века. Проблемы создания Зон Свободных от Ядерного Оружия.
- 3)1.Проблемы транспортной дипломатии в мо. (Привести примеры по странам или регионам – ца,ес,снг,атр и др.)
- 3)2.Интересы государств исламского мира в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с исламскими странами.
- 3)3.Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества. Шанхай. 15 июня 2001
- Перспективы шос
- 4)1. Проблемы мирного урегулирования международных споров в международном праве и в международных отношениях. Анализ основных механизмов ( Привести примеры ).
- 4)2.Международно-правовая охрана окружающей среды и трудности реализации конвенций и соглашений ( Привести примеры).
- 4)3.Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества..Астана. 10 октября 2000 г. (ЕврАзЭс).
- 5)1.Проблемы использования альтернативных источников энергии.
- 5)2.Международный режим нераспространения биологического оружия. Основные трудности реализации Конвенции о нераспространения бо.
- 5)3.Заявление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта. Москва. 4 апреля 1994 г.
- 6)1.Продовольственная проблема в современном мире. Прогнозы и перспективы решения проблемы.
- 6)2.Принцип «самоопределения наций » в международных отношениях и в международном праве. Основные проблемы и трудности реализации.. (Приведите примеры).
- 6)3.Устав Содружества Независимых Государств. Минск. 23 января 1993 г.
- 7)1.Приднестровский конфликт в Молдавии и пути его решения в современный период.
- 7)2.Проблемы торговли людьми в современном мире. Сотрудничество стран и совместные инициативы государств. (Привести примеры по странам и регионам).
- 7)3.Рекомендации «группы восьми» по противодействию терроризму. Уистлер (Канада). 13 июня 2002 г.
- 8)1. Проблемы сепаратизма в современном мире и основные нормы международного права. (Сделать анализ на примере сепаратизма в стране или )
- 8)2.Проблемы «экспортного контроля» в мо. Национальная и международная правовые базы осуществления экспортного контроля.
- 8)3.Договор о Европейском Союзе. Маастрихт. 7 февраля 1992 г. («Маастрихтский договор»).
- 9) 1. Проблема водных ресурсов вмежгосударственных отношениях стран Центральной Азии. Основные трудности и инициативы решения.
- 2.Режим контроля над ракетными технологиями от 1987 года. Проблемы реализации обязательств участников. Современное состояние режима.
- 3.Конвенция оон , по борьбе с транснациональной организованной преступностью. Нью-Йорк. 15 ноября 2000 г
- 10)1. «Каспийская дилемма» в межгосударственных отношениях прикаспийских стран. Основные трудности и инициативы решения.
- 2.Международное гуманитарное право в международных конфликтах.
- 3.Декларация тысячелетия оон. Нью-Йорк. 8.09.2000 г.
- 11)1.Проблемы борьбы с транснациональной организованной преступностью в современных международных отношениях. Совместное сотрудничество и основные соглашения.
- 2.Условия подписания и проблемы функционирования дняо 1967г. Трудности реализации статей договора в современных мо
- 3. Окинавская Хартия глобального информационного общества. Наха (Япония). 22 июля 2000
- 12)1.Проблемы индо – пакистанского противостояния во 2 пол.20-го в. – начале 2000-х г. (Основные проблемы возникшие в ходе конфликта и их решение.
- 2. Проблемы борьбы с наркотрафиком и торговлей оружием в странах снг. Проблемы сотрудничества.
- 3.Политическая декларация оон.(по наркотикам). Нью-Йорк. 8—10 июня 1998 г.
- Часть I. Сокращение спроса и связанные с этим меры.
- Часть II. Сокращение предложения и связанные с этим меры.
- Часть III. Борьба с отмыванием денег и расширение сотрудничества в правоохранительной области в целях укрепления международного сотрудничества.
- 13)1.Проблемы Арабо- израильского противостояния во 2 пол.20-го в. – начале 2000-х г. (Основные проблемы возникшие в ходе конфликта и их решение.
- 2.Условия создания и проблемы функционирования шос в цар. Трудности борьбы участников с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом.
- 3.Римский статут Международного уголовного суда.Рим. 17 июля 1998 г
- 14)1.Проблемы регулирования «затяжных» военных конфликтов на территории постсоветского пространства и нормы международного права.( Привести примеры)
- 2. Условия создания и проблемы функционирования коллективной безопасности на постсоветском пространстве. ( Структура одкб от 2002г.)
- 3.Киотский протокол к Рамочной конвенции оон об изменении климата. Киото.1997 г.
- 15)1.Проблемы борьбы с транснациональным терроризмом в современных мо.
- 2.Институционализация международной безопасности (Создание и деятельность военных блоков, союзов, организаций во пол.20-го века и в современный период).
- 3.Договор о Европейском Союзе. Маастрихт. 7 февраля 1992 г. («Маастрихтский договор»).
- 16)1.Интересы Ирана в странах цар. Интересы государств региона в сотрудничестве с Ираном.
- 2. Проблемы сепаратизма в мо. Привести примеры по странам и регионам.
- 3.Создание общего рынка между Аргентиной, Федеративной Республикой Бразилией, РеспубликойПарагвай и Восточной Республикой Уругвай. (меркосур.«Асунсьонский договор»).
- 2.Проблемы безопасности в Южной и Юго-Восточной Азии в современных международных отношениях.
- 3.Стратегическая концепция Североатлантического союза. Вашингтон. 24 апреля 1999 г.
- Часть I . Цель и задачи североатлантического союза
- Часть II. Стратегические перспективы: развитие стратегической обстановки
- Часть III - подход к безопасности в XXI веке
- Часть IV - руководящие принципы для вооруженных сил североатлантического союза принципы стратегии североатлантического союза
- 18)1.Проблемы безопасности на Ближнем и Среднем Востоке в современных международных отношениях.
- 2.Проблема современных локальных вооруженных конфликтов в международных отношениях. Проблемы их локализации и регулирования (Приведите примеры).
- 3.Совет Евроатлантического партнерства. Основной документ. Синтра (Португалия). 30 мая 1997 г.
- 19)1.Проблемы миротворчества в международных отношениях. Нормы международного права в реализации миротворчества. Привести примеры по странам.
- 2.Проблема здоровья и гуманизма в мо.
- 3.Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между рф и нато. Париж. 27 мая 1997 г.
- 20)1. Экологические проблемы современности. Анализ проблемы и сложности разрешения на примере страны и региона.
- 2.Инициативы неядерных государств по идее глобального ядерного разоружения.(Инициативы стран снг , Латинской Америки, Индии и др.)
- 3.Партнерство ради мира. Рамочный документ. Брюссель.10 января 1994 г.
- 21)1.Демографические проблемы в международных отношениях. Анализ проблемы и сложности разрешения на примере страны и региона.
- 2. Интересы рф в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с сша.
- 3. Алма-Атинская декларация. Алма-Ата. 21 декабря 1991 г.
- 22)1.Проблемы международного вооруженного вмешательства на примере Афганистана 2001г. Мвв с целью проведения «антитеррористической операции».
- 2.Международный режим химического разоружения. Проблемы реализации обязательств по кхо от 1993г. Деятельность озхо..
- 23)1.Кризис нато и югославский конфликт 1999г.
- 2. Проблемы сотрудничества стран цар в сфере борьбы за улучшение экологии.
- 3. Алма-Атинская декларация. Алма-Ата. 21 декабря 1991 г. Алма – Атинская декларация от 21 декабря 1991 года. Основные положения, анализ содержания.
- 24)1.Проблема реформирования оон в 1990-2000-е г. Прогнозы и перспективы.
- 2.Проблемы ядерного распространения в странах не участвующих в дняо. Анализ их ядерных программ, степени влияния на современные региональные и глобальные мо.
- 3.Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Вискули. 8 декабря 1991 г. («Беловежское соглашение»).
- 25)1.Проблемы международного вооруженного вмешательства на примере Ирака 1991г. Мвв с «целью пресечения агрессии».
- 2.Проблемы миграций в странах снг. Сотрудничество стран снг в решении проблем.
- 3.Стратегическая концепция Североатлантического союза. Вашингтон. 24 апреля 1999 г.
- 26)1.Принцип «нелигитимности авторитарных режимов» в мо.
- 2.Особенности взаимного сотрудничества стран в сфере безопасности в рамках обсе на современном этапе. Взаимодействие обсе и др. Интеграционных объединений Европы ( Совет Европы, нато, снг, шос).
- 3. Критерии признания новых государств в Восточной Европе и на территории бывшего Советского Союза.. 16декабря1991г.(«Брюссельский минимум»).
- О критериях ес для признания новых государств в восточной европе и на территории советского союза
- 27) 1. Принцип гуманитарного вмешательства в международных отношениях.
- 2.Особенности политической и экономической интеграции постсоветского пространства. Дезинтеграция и реинтеграция евразийского пространства.
- 3. Римская декларация сессии совета нато о миреи сотрудничестве. Рим.8ноября 1991 г.
- 3.Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества. Шанхай. 15 июня 2001
- Перспективы шос
- Международно-правовая охрана окружающей среды и трудности реализации конвенций и соглашений (Привести примеры).
- Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. Астана. 10 октября 2000 г. (ЕврАзЭс).
- Проблемы использования альтернативных источников энергии
- Международный режим нераспространения биологического оружия. Основные трудности реализации Конвенции о нераспространения бо.
- Заявление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта (Москва, 4 апреля 1994 года)
- Продовольственная проблема в современном мире. Прогнозы и перспективы решения проблемы.