logo
спмо

2. Интересы рф в странах цар. Интересы стран региона в сотрудничестве с сша.

В июле 1997 года правительство США сделало официальное заявление о своей политике в Центральной Азии. Причиной стали предстоящие совместные военные учения войсковых соединений Америки, Казахстана, Кыргызстана, России, Турции и Узбекистана5. Речь заместителя госсекретаря Строба Тэлбота, который участвовал в формировании политики клинтоновской администрации по отношению к странам бывшего СССР, стала выражением двойственной политики США по отношению к региону. Из речи стало ясно, что США как бы нет смысла закрепляться в Центральной Азии, становясь соучастником ныне несуществующей Большой игры6. Предлагалось преодолеть старые предрассудки и страхи и перейти к дипломатии нового уровня. Это, конечно же, полностью противоречит тому, что прозвучало через несколько лет о «закреплении на местности»7. На тот момент интересы Соединённых Штатов были таковыми: Избегать конфликтов, продвигать экономические реформы, содействовать демократии, сотрудничать в обеспечении безопасности. Это было отходом от «игры с нулевой суммой», принципов, популярных во время холодной войны. США всячески пытались доказать, что они не имеют стратегических интересов в данном регионе. Доминирование не было их целью. Но в то же время, чётко провозглашалось, что США не допустят и других заинтересованных лиц в Центральной Азии. Этот регион должен был стать изолированным, развиваясь самостоятельно без вмешательства какой-либо державы, будь то даже региональной. Ведь столкновение интересов США, России, Китая, Индии, Ирана, Пакистана и Турции могло затронуть совсем другие интересы в других местах8. Заявление было не принято ни заинтересованными странами, ни самими Центрально-азиатскими странами. Для политических элит последних была выгодна много векторная политика, в основном за её счёт они оправдывали свою деятельность перед народом, а также получали извне финансирование.