logo
спмо

2.Проблема здоровья и гуманизма в мо.

В соответствии с новейшими идеями здоровье — это синтетическая категория, включающая в себя, кроме физиологической, нравственную, интеллектуальную и психическую составляющие. Получается, что больной человек — не только тот, кто имеет хроническую болезнь или физические дефекты, но и тот, кто отличается нравственной патологией, ослабленным интеллектом,

неустойчивой психикой. Такой человек — ослабленный, он не в состоянии полноценно выполнять свои социальные функции. С этой точки зрения почти каждый второй житель планеты нездоров.

Проблема здоровья — очень старая. Наверное, можно говорить о том, что ее глобальный характер проявился даже раньше по сравнению с другими глобальными проблемами. Действительно, еще в эпоху перехода к капиталистической формации,

отмеченную бурным развитием торговых связей и миграции населения, по миру распространились грозные эпидемии и пандемии', против которых национальные меры борьбы и предупреждения были малоэффективны. Потребовались согласованные

международные действия по охране здоровья населения. В 1881 году Луи Пастер обосновал принцип создания невосприимчивости к заразным болезням с помощью вакцин, а первая теория иммунитета была создана И. И. Мечниковым в 1883 году. Эти научные открытия предоставили возможность ликвидации некоторых опасных заболеваний на планете. Однако еще и до сих пор не удалось создать эффективных вакцин против малярии и других паразитарных заболеваний, против гриппа и острых респираторных заболеваний, венерических болезней, стафилококков, не говоря уже о раке и СПИДе. Не найдено вакцин и против ряда

заразных болезней сельскохозяйственных животных. Более того, появились новые болезни. Накапливаются факты о возросшем влиянии вредных выбросов и ядовитых стоков предприятий на наследственность. Это очень опасно. Ежегодно в лабораториях ученых появляются на свет десятки тысяч новых химических соединений. Бывает и сами предприятия производят продукцию,

которая опасна для здоровья. Наивно было бы надеяться, что это может продолжаться бесконечно: процент новорожденных с генетическими отклонениями от нормы растет. Вот почему человечество, чтобы не выродиться и не вымереть,

должно предпринять срочные меры. Позором для нашего времени является сохранение на планете высокой детской

смертности. Специалисты Всемирной организации здравоохранения считают, что если она не уменьшится, то в 90-х годах более 100 млн детей в слаборазвитых странах умрут от болезней и недоедания. Они умрут, задыхаясь от обыкновенной пневмонии, или схваченные железной рукой столбняка, или в лихорадке кори, или от коклюша. Каждое из этих пяти тривиальных заболеваний можно легко предупредить или вылечить. И стоит это недорого. По словам тех же специалистов ВОЗ, это примерная стоимость пяти американских бомбардировщиков “Стеле”. Это сумма, которую человечество тратит ежедневно на военные нужды.

По мнению многих ученых, сегодня уровень цивилизованности страны определяется не развитием, скажем, электронно-вычислительной или космической техники, а продолжительностью жизни населения. Статистика свидетельствует, что наиболее

высокая средняя продолжительность жизни населения в Японии, Норвегии, Нидерландах, США и других (около 80 лет), наиболее низкая — в слаборазвитых странах (около 50 лет).

Весомую помощь молодым государствам оказала Всемирная организация здравоохранения, которая взяла на себя координацию всех мер, направленных на борьбу с болезнями. Любопытно, что в приемной генерального директора ВОЗ в скромной рамке висит меморандум, извещающий о великой победе мировой медицины: “Оспы в мире больше нет”. Это действительно так.

Но остается, например, малярия — самая распространенная тропическая болезнь в мире. Интересно, что в середине 60-х годов в большинстве стран Азии и Латинской Америки малярия считалась фактически побежденной. Однако впоследствии здесь разразилась не одна вспышка этой болезни. Значительно хуже обстояло дело в Африке, где население рассеяно на обширных территориях, плохо связанных между собой, что всегда затрудняло проведение противомалярийных мероприятий.

Второе место по распространению в тропиках занимает шистозоматоз. Это паразитарное заболевание, возбудители которого развиваются в пресноводных моллюсках, за исключением одной стадии, которую проводят в организме человека. Эта болезнь сравнительно редко служит причиной смерти, но зато резко снижает работоспособность взрослых, физическое и умственное развитие детей.

Что же касается СПИДа — о нем отдельный разговор. Обуявший человечество страх перед этой болезнью не исчезает, а данное ей

название “чума XX века” не утрачивает своей зловещей актуальности. СПИД стремительно распространяется по миру и не желает признавать национальных границ. В 1990 году его эпидемия охватывала уже 156 стран, расположенных на всех континентах, а общее количество больных этой страшной болезнью составляло около 300 тыс. человек. Более того, по мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), реальная цифра больных СПИДом превышала 600 тыс. человек, так как во многих развивающихся странах надежной статистики по этому вопросу просто не существует. Пожар эпидемии разгорается все сильнее, пламя охватывает все новые и новые регионы мира. При этом больше всего больных в Америке (около половины), затем идут в порядке очередности Африка, Европа, Азия и Австралия. К 2000 году ожидается наличие примерно 20 млн носителей вируса СПИДа (в 1990 году их было около 8 млн человек), многие из которых окажутся его жертвами.

Гуманизм — это мировоззрение, в центре которого человек как высшая и приоритетная по отношению к себе ценность, но равноправная в ряду других фундаментальных ценностей — общества, животного мира и космоса.

Новая политическая и экономическая ситуации не могли не сказаться на культуре. Кардинальным образом изменились ее взаимоотношения с властью. Исчез общий стержень культурной жизни – централизованная система управления и единая культурная политика. Определение путей дальнейшего культурного развития стало делом самого общества и предметом разногласий. Отсутствие объединительной социокультурной идеи и отступление общества от идей гуманизма привели к глубокому кризису, в котором оказалась российская культура к началу XXI века. Выбор темы настоящего доклада продиктован острой необходимостью обсуждения данной проблемы. Гуманизм традиционно определяется как система воззрений, признающих ценность человека как личности, его право на свободу, счастье и развитие, и объявляющих нормой отношений между людьми принципы равенства и человечности. Родиной гуманизма в учебниках и энциклопедиях объявляется Западная Европа, а его корни в мировой истории прослеживаются еще со времен античности. Среди ценностей традиционной русской культуры важное место занимали ценности гуманизма (добро, справедливость, нестяжательство, поиск правды – что нашло отражение в русском фольклоре, русской классической литературе, обществено-политической мысли). В настоящее время идеи гуманизма в течение последних 15 лет испытали в нашей стране определенный кризис. Гуманизму были противопоставлены идеи собственничества и самодостаточности (культ денег) В качестве идеала россиянам был предложен “self-made ma ” – человек, сделавший себя сам и не нуждающийся ни в какой внешней поддержке. Идеи справедливости и равенства – основа гуманизма – утратили былую привлекательность и ныне даже не включаются в программные документы большинства российских партий и правительства России. Наше общество постепенно начало превращаться в нуклеарное, когда отдельные его члены стали замыкаться в рамках своего дома и собственной семьи. Весьма активно гуманистические традиции российского общества расшатывает ксенофобия, укреплению которой способствует деятельность многих отечественных средств массовой информации. Недоверие к “инородцам” и боязнь выходцев с Кавказа или стран Средней Азии у многих россиян (по крайней мере, москвичей) перешли в ненависть к огромным социальным группам. После взрывов в Москве осенью 1999 года город находился на пороге погромов, жертвами которых могли стать не только чеченцы, но и мусульмане вообще. Аналитические статьи, посвященные прояснению миротворческой сущности ислама или доказывающие, что далеко не все жители Кавказа причастны к терактам, остались большинством обывателей незамеченными, тогда как националистические передачи на телевидении были доступны всем. Такой путь развития неизбежно ведет общество в тупик. В Европе и США это поняли уже после второй мировой войны. Европа была потрясена Холокостом и истреблением цыган в гитлеровской Германии. В США после громких акций протеста чернокожего населения в 1950–1960-е годы официальная идеология “mel i g-po ” (плавильного горшка, в котором все проживающие в стране народы переплавляются в единую нацию американцев) была заменена на идеологию “salad-bowl” (салатницы, где все народы объединены в рамках одной страны, но каждый сохраняет самобытность).