6. Мир. Полит. Процесс.
Анализ политики как сложного и многогранного явления может считаться полным лишь в том случае, когда он ведется не только на внутриполитическом уровне, но и на уровне м/ународном.
Под м/ународными отношениями обычно понимают системную совокупность полит., экономических, социальных, дипломатических, правовых, военных и гуманитарных связей и их отношений м/у основными субъектами мир. сооб-ва. Такими субъектами выступают действующие в нем народы, гос-ва, об-венные силы, движения и организации.
Ведущая роль политики в м/н отношениях обусловлена следующим.
Во–первых, м/н политические отношения теснейшим образом связаны, а подчас и переплетены с м/ународными экономическими отношениями. Убедительным примером тому могут служить м/н политические и эк. отношения периода холодной войны, когда по политическим соображениям над созданием средств разрушения, а не созидания работало более половины ученых и технической интеллигенции планеты.
Во–вторых, политические отношения включают в себя наиболее мощные рычаги управления как собственно политическими, так и неполитическими м/ународными процессами. К ним относятся: деятельность ООН, внешнеполит. деятельность суверенных гос-в, об-венных группировок, объединений, союзов.
В–третьих, м/н политические отношения имеют ярко выраженную тенденцию к глобализации, что требует совершенно нового механизма для их регулирования.
В–четвертых, м/н политические отношения оказывают существенное влияние на формирование м/н и мир. порядка, т.е. на обеспечение
нормального функционирования гос-в и других м/н институтов. При этом мир. порядок как систему полит. отношений, значимых для всех гос-в мира, не следует путать с идеологическими схемами типа либерально–демократического, «нового мир. порядка» и т.п.
Сегодня никого не удивляет термин «мир. полит-ка», основные направления которой во многом определяют облик современного мира. Центры социально–полит. или эк. напряжения привлекают внимание всех народов. С другой стороны, политические события в любой, самой маленькой стране могут породить столкновения главных полит. сил планеты.
В мировом политическом процессе выражены реалии, которые структурно выглядят так:
– политически значимая деятельность ООН и других легитимных м/н органов, организаций и учреждений;
– политические акции институтов регионального и субрегионального, т.е. межгос-венного, национального хар-ра, а также соответствующих об-венных группировок, объединений и союзов;
– внешнеполит. деятельность суверенных гос-в, составляющая живую ткань мир. политики, м/н отношений и связей(см. Политология: Курс лекций. М, 1993. С. 180–192).
Весь мир расчленен сегодня на зоны полит. влияния тех или иных группировок, блоков, в сложном взаимодействии которых и формируется мир. полит. процесс.
Доминантой м/н полит. процесса 1980–1990 годов является проблема укрепления м/н безопасности, устранения феномена из жизни человечества.
Важным направлением м/н безопасности является нераспространение ядерного оружия. Возникновение идеи нераспространения относится к концу 50–х – началу 60–х годов, когда м/ународное сооб-во стало сознавать бесперспективность ядерного противостояния, опасность угрозы неконтролируемого расползания смертоносного оружия. Договор о нераспространении ядерного оружия был подписан в 1968 г. в Москве, Вашингтоне и Лондоне (к началу 1991 г. к договору 141 гос-во). Ядро договора составили встречные обязательства гос-в, в соответствии с которыми гос-ва, обладающие ядерным оружием, взяли на себя обязательства не передавать кому бы то ни было ядерное оружие и другие ядерные устройства, а гос-ва, не обладающие таким оружием, – не производить и не приобретать его или другие ядерные устройства.
Контроль за выполнением выполнением обязательств гос-в был возложен на М/ународное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).
Несмотря на эффективность договора, за его пределами находятся две ядерные державы – КНР и Франция, группа «околоядерных» стран – ЮАР, Израиль, Пакистан, Индия, Аргентина, Бразилия. Проблема безопасности не сводится к чисто военной, военно–технической стороне. Она выступает в гораздо больших масштабах – безопасности всех сфер человеческой жизнедеятельности. Речь идет в первую очередь о создании условий для нормального:, эффективного функционирования чел-ка как ценностного начала, ядра отношений
Все человечество оказалось в одной лодке, раскачивание которой одним из субъектов м/н отношении к неминуемой катастрофе всех в ней находящихся. Уходят в прошлое в этих условиях политические амбиции, реализация которых проходила под девизом завоевания «жизненного пространства» («места под солнцем»), мир расстанется с существованием последних империй, военного противоречия и соперничества. И дело не столько в сути конкретных перемен, сколько в логике общечеловеческой эволюции, обозначившей новое качество и новый этап в истории нашей планеты.
Все большее значение приобретает разрешение такого противоречия мир. I развития, как растущее разнообразие мира и функционирующих в нем социально–экономических и полит. систем и одновременно всего существующего разнообразия в интересах человечества как единого целого. Основу такого единения составляет цивилизаторский подход к этапам и содержанию об-венного развития, пришедший на смену противопоставлению капитализма и социализма. Единение человечества означает вместе с тем углубление свободы человеческой практики, свободы выбора и ориентации в направлении прогресса.1
Необходимо подчеркнуть тот факт, имеющий особое звучание при рассмотрении его в эк. аспекте, что современная мир. полит-ка представляет собой не что woe, как процесс управления м/ународными отношениями, что делает ее особенно близкой по инструментарному приложению к мир. экономике.
Сложность и специфичность м/н отношений как объекта социально–эк. управления обусловили включение рассмотрения данной проблемы в курсе политологии для экономистов.
- 1. Понятия «дипломатия», «внешняя политика», «геополитика». Основные источники.
- 2. Особенности Вестфальской геополитической эпохи.
- 3. Венская геополит. Эпоха.
- 4. Версальско–Вашингтонская система устройства мира после Первой мир. Войны.
- 5. Понятие «м/н отношения».
- 6. Мир. Полит. Процесс.
- 7. Типология конфликтов.
- 8. М/ународное положение Древней Руси.
- 9. Удельные княжества и особенности их внешней политики.
- 10. Русские княжества в период монголо–татарского нашествия.
- 11. Внешняя полит-ка Великого Новгорода.
- 12. Внешняя полит-ка русских княжеств в XIII – первой половине XV вв.
- 13. Эпоха Ивана III. Объединение Великороссии. Падение татарского ига.
- 14. Возвышение власти московского государя. Москва – «третий Рим».
- 15. Отношения России с Западом. Василий III.
- 16. Эпоха Ивана Грозного.
- 17. Основные направления внешней политики Русского гос-ва в эпоху смутного времени.
- 18. Особенности внешней политики при Михаиле Федоровиче.
- 19. Основные задачи российской внешней политики в 50–70 годы XVII века.
- 20. Русско–турецкие войны в XVII веке.
- 21. Новые явления в дипломатической практике Русского гос-ва.
- 22. Колонизация Сибири.
- 23. Внешняя полит-ка Петра Великого.
- 24. Российская внешняя полит-ка при преемниках Петра Великого (1725–1762 гг.).
- 25. Российская дипломатия при Екатерине II и Павле I.
- 26. Внешняя полит-ка России в начале XIX в.
- 27. Отечественная война 1812г. Борьба за освобождение Европы. Александр I и «Священный союз».
- 28. Восточный вопрос в царствование Николая I. Крымская война.
- 29. Русская дипломатия после Парижского мира. Сближение России и Франции.
- 30. Расширение границ Российской империи (Ср. Азия, Кавказ, Дальний Восток).
- 31. Русско–турецкая война 1877–1878 гг. Освобождение Болгарии от турецкого ига.
- 32. Ухудшение русско–германских отношений. Заключение русско–французского союза.
- 33. Формирование противостоящих военно–полит. Союзов в Европе (Антанта и Тройственный союз).
- 34. Столкновение интересов России и Японии на Дальнем Востоке. Русско–японская война 1904–1905 гг.
- 35. Великие державы накануне всемирной схватки. Военные приготовления и подготовка об-венного мнения.
- 37. Западные союзники и Россия в 1917 году.
- 38. Выход России из войны – Брестский мир.
- 39. Мирное наступление советской дипломатии. «Прорыв» в Рапалло.
- 40. Советская внешняя полит-ка в 20–х – 30–х гг.
- 41. Ссср в борьбе за коллективную безопасность в Европе.
- 42. Начало войны в Европе. Дипломатия западных держав. «Странная война».
- 43. Советско–финская война 1939–1940гг. И ее последствия.
- 44. Расширение фашистской агрессии (май 1940 – июнь 1941гг.).
- 45. Советский Союз в Великой Отечественной войне.
- 46. Распад антигитлеровской коалиции. Новая роль ссср и сша в послевоенном мире.
- 47. Начало «холодной войны».
- 48. Решение германской проблемы. Позиции ссср и бывших союзников.
- 49. Эпоха н.С.Хрущева. Взаимоотношения со странами социализма и мировым коммунистическим движением.
- 50. Советский Союз и национально–освободительное движение.
- 51. Поиски путей к сотрудничеству с Западом: успехи и провалы.
- 52. Агрессия сша во Вьетнаме – очередной этап «холодной войны».
- 53. От «холодной войны» к разрядке и обратно к конфронтации.
- 54. Советский Союз и региональные конфликты.
- 55. Кризис мир. Социализма и коммунистического движения.
- 56. Концепция «нового полит. Мышления» и ее реализация администрацией м.С. Горбачева.
- 57. Внешняя полит-ка Российской Федерации в 1990–е гг.