logo
ЗАВЬЯЛОВ

14. Возвышение власти московского государя. Москва – «третий Рим».

Внешняя полит-ка Московского гос-ва формировалась под воздействием комплекса факторов геополит., эк. и идеологического хар-ра. Непрерывный колонизационный процесс, которым отмечена вся история России, объективно поставил перед гос-вом задачу распространить его пределы до естественных границ Рус. равнины – гор и морей. Нечто похожее наблюдалось повсеместно в Европе, где в XVII в. в результате Тридцатилетней войны (1618–1648гг.) утвердилась идея естественных границ как наиболее приемлемый для всех принцип национально–гос-венного размежевания.

Особенность русского колонизационного процесса состояла в том, что он долгое время (по крайней мере, до середины XVI в.) протекал на «ничьих» территориях, то есть либо на незаселенных, либо на таких, где не существовало гос-венности.

С созданием и укреплением Московского гос-ва колонизация стала национальной внешней политикой, сознательно и целенаправленно решавшей задачу не только обретения естественных гос-венных границ, но и объединения русского народа, разобщенного в период феодальной раздробленности и по существу разделившегося на три самостоятельные ветви: собственно великороссов, украинцев (малороссов) и белорусов. Отсюда и непрерывные войны с Ливонским орденом, Польшей и Литвой, захватившими в разное время исконные русские территории.

Растущее значение во внешней политике страны приобретали эк. соображения. Развивавшиеся в стране товарно–денежные отношения, формирование всероссийского рынка создавали все более острую потребность в прямых внешних экономических связях, а это, в свою очередь, побуждало московское пр-во всеми силами добиваться выхода к морям.

Важную роль во внешней политике Московской Руси играл идеологический фактор. Падение Византии в 1453г. автоматически привело к возрастанию полит. и морального значения Москвы, объявившей себя центром всего православного мира, а некоторое время спустя и защитницей православного славянства не только от Османской империи, но и от католицизма. Московский князь становился как бы главой всего православного мира – «царем православия». Псковский монах «старец» Филофей первым высказал ясно эту мысль о всемирном значении Москвы. Филофей назвал Москву «третьим Римом», объявив, что столица крепнущего Московского княжества заняла место Древнего Рима, разоренного варварами, Второго Рима – Константинополя, завоеванного турками.

Постоянное чувство опасности, состояние перманентной осады, в котором формировалась Россия, оторванность от остальной Европы не могли не сказаться на русском национальном хар-ре с его приверженностью к сильной гос-венной (царской) власти –защитнице от внешних врагов и «обид» местной администрации. Общепризнанные черты русского национального хар-ра –патриотизм, самоотверженность, широта души и великое терпение, позволяло России, словно сказочной птице Феникс, всякий раз возрождаться после самых тяжелых поражений. Сильная приверженность русского об-венного сознания к гос-венной идее имела и оборотную сторону: она мешала развитию гражданского об-ва в стране. Зачатки об-венных свобод, существовавшие в Древней Руси, не получили развития, они были раздавлены гос-вом.

Не прошло бесследно для формирования русского национального хар-ра и многовековое общение со степными народами. Азиатское влияние проникло в язык, бытовую культуру и т.д. В сочетание с многовековым политическим и экономическим бесправием личности это влияние выражалось в грубости нравов и приступах неоправданной жестокости, столь странных для отзывчивой и великодушной рус. национальной природы. Однако азиатское влияние не сказалось на главном – на открытости и духовности русского чел-ка. И здесь, безусловно, сыграли свою роль православные этические нормы, которым издавна следовал русский чел-к.