logo
ЗАВЬЯЛОВ

29. Русская дипломатия после Парижского мира. Сближение России и Франции.

Русская дипломатия после Парижского мира. Сближение России и Франции. Окончание Крымской войны привело к коренному изменению ситуации в Европе. Сложившийся против России англо–австро–французский блок – так называемая Крымская система – был нацелен на сохранение ее политической изоляции и военно–технической отсталости, обеспеченной решениями Парижского конгресса. Россия не утратила своего положения великой державы, но она потеряла право решающего голоса при решении м/н проблем, лишилась возможности оказывать эффективную поддержку народам Балкан. В связи с этим главной задачей рус. дипломатии стала борьба за отмену статьи Парижского договора о нейтрализации Черного моря.

Основные направления внешней политики:

Во–первых, на западном направлении Россия стремилась ликвидировать свою внешнеполитическую изоляцию. Отношения с центрально–европейскими гос-вами определялись традиционными династическими связями, общностью их полит. и идеологических устоев. Царское пр-во было готово и к новым политическим союзам для поддержания европейского равновесия и восстановления своего м/н престижа.

Во–вторых, большое значение приобретало среднеазиатское направление. Русское пр-во выдвинуло и осуществило программу присоединения Ср. Азии, ее дальнейшего освоения и колонизации.

В–третьих, в связи с усилением национально–освободительных движений на Балканах в 70‑е годы XIX в. вновь особое звучание приобрел восточный вопрос. Народы Балканского полуострова развернули борьбу за освобождение от османского ига и создание национальных независимых гос-в. В этом процессе Россия участвовала дипломатическими, политическими и военными методами.

В–четвертых, во второй половине XIX в. дальневосточное направление во внешней политике России постепенно изменяло свой периферийный хар-р. Англо–французская диверсия на Камчатке во время Крымской войны, ослабление Китая и его превращение в страну, зависимую от англо–германо–французского капитала, быстрый рост морских и сухопутных сил Японии показали необходимость усиления российских экономических и военно–стратегических позиций на Дальнем Востоке.

По Айгунскому (1858г.) и Пекинскому (1860г.) договорам с Китаем за Россией была закреплена территория по левому берегу р. Амур и весь Уссурийский край. Русские колонисты при поддержке пр-ва начали быстро осваивать эти земли. Вскоре там возник ряд городов –Благовещенск, Хабаровск, Владивосток и др.

Начали развиваться торговые и дипломатические отношения с Японией. В 1855г. м/у Россией и Японией был заключен Симодский договор о постоянном мире и дружбе. Он закреплял право России на северную часть Курильских островов. Остров Сахалин, принадлежавший России, объявлялся совместным владением. В 1875г. в Петербурге был подписан новый русско–японский договор, по которому остров Сахалин признавался исключительно российским. В качестве компенсации Япония получила Курильские острова. Территория Сахалина и Курил в конце XIX в. продолжала являться источником напряженности в русско–японских отношениях.

Продолжая традиции первой половины XIX в., Россия проводила доброжелательную политику по отношению к США. В отличие от Англии она выступила на стороне Севера в его борьбе против рабовладельческого Юга. Далее она постоянно поддерживала США в м/н делах. В 1867г. Россия продала за 7,2 млн. долларов США полуостров Аляску. Современники полагали, что эти земли не стоят такой суммы, но впоследствии выяснилось, что Аляска богата полезными ископаемыми (золото, нефть и др.). В целом же отношения России с США еще не играли определяющей роли в м/н делах.

После заключения Парижского мира российский МИД возглавил Александр Михайлович Горчаков (1798–1883 гг.), сменивший К.В. Нессельроде. А.М. Горчаков получил образование в Царскосельском лицее, был товарищем А.С. Пушкина. С 1817г. служил в МИД. В 1820–1823 гг. в качестве секретаря Нессельроде участвовал в конгрессах «Священного союза» в Троппау, Лайбахе, Вероне; с 1824г. первый секретарь, затем поверенный в делах русского посольства в Лондоне, с 1828г. советник посольства в Берлине и поверенный в делах русских посольств во Флоренции и Тоскане, с 1833г. – первый советник посольства в Вене, в 1841–1854 гг. чрезвычайный и полномочный посол в германских гос-вах (Вюртемберге и Германском союзе), в 1855–1856 гг. чрезвычайный посланник в Вене. В 1856–1882гг. – министр иностранных дел и одновременно член Гос-венного совета. Добился отмены невыгодных для России условий Парижского мира. Отмена этих условий была закреплена Лондонскими конвенциями 1871г. о проливах. Во время русско–турецкой войны 1877–1878 гг. сыграл большую роль в обеспечении нейтралитета европейских держав. Горчаков отказался участвовать во вмешательстве европейских держав в гражданскую войну в США (1861–1865 гг.) и высказался за поддержку северян против рабовладельцев Юга. В 1875г. помог предотвратить вторичный разгром Франции Германией. В 1879г. по состоянию здоровья фактически отошел от руководства МИД (вместо него был назначен Н.К. Гирс), формально числился министром до 1882г., когда ушел в отставку. Умер в 1883г. в Баден–Бадене (Германия).

Горчаков изложил основы своей внешнеполитической программы и в докладе Александру II тотчас после своего назначения, и в циркулярных нотах от 21 августа 1856г., которыми оповестил Европу о предстоящей дипломатической роли России:

– Россия воздерживается от активного вмешательства в европейские дела;

– Россия оправляется от потерь и понесенных жертв;

– Россия отныне не намерена жертвовать своими интересами для поддержания принципов Священного союза и считает себя совершенно свободной в выборе своих будущих друзей.

Решение этих задач требовало поиска новых путей и дипломатических комбинаций.

Горчаков подготовил специальную записку Александру II, где раскрывал истинные цели французов и внешнеполитические интересы России. Война, в которую стремился втянуть Россию Наполеон III, потребовала бы от нее большого напряжения сил. Взамен, может быть, в зависимости от обстоятельств, России обещали поддержку.

В итоге переговоров в Париже 19 февраля 1859г. был подписан секретный договор, согласно которому Россия обещала придерживаться «благожелательного нейтралитета». Взамен Наполеон III в очень туманной форме намекал на возможность пересмотра трактата 1856г. Франко–русский союз, однако, не привел к желаемому Россией результату по отмене Парижского мира.

В это же время венский двор ввиду предстоящей войны с Францией делает попытки восстановить прежние отношения с Россией и высказывает готовность пойти навстречу ее пожеланиям. Но Горчаков хорошо понимал, что для пересмотра Парижского мира при негативной позиции Англии и Франции недостаточно было бы согласия одной Австрии.

Итак, в 1859г. еще не сложились условия для отмены нейтрализации Черного моря. Но Горчаков не терял надежды. Положительным результатом сближения России с Францией было установление сотрудничества на Балканах. Это сотрудничество оказалось наиболее результативным в 1856–1859 гг. Начав с согласованных действий в поддержку Черногории, Россия и Франция вместе выступили в вопросе об объединении Дунайских княжеств (1859г.) и расширении их автономии. Когда Турция в ответ на избрание правителем княжеств Александра Кузы стала готовить интервенцию против молодого румынского гос-ва, то Горчаков решительно предупредил ее о недопустимости таких действий. Горчаков понимал, что объединение княжеств, ослабляя Турцию, наносит удар и по Парижскому миру, в котором фиксировалось их обособление.

А.М. Горчаков неоднократно поднимал вопрос о необходимости созыва м/н конференции для обсуждения положения христианских подданных Османской империи. Однако предложения Горчакова наталкивались не только на отказ Англии, но и на пассивность Франции.

Петербургский кабинет приложил немало усилий для укрепления полит. статуса Сербского княжества и развития его вооруженных сил. Подъем национально–осободительной борьбы югославянских народов сопровождался обострением черногорско–турецких и сербско–турецких отношений, готовых вылиться в вооруженные конфликты. В 1862г. при участии Горчакова конфликт Сербии с Турцией был разрешен в пользу первой и была остановлена турецкая агрессия против Черногории.

М/у тем в пр-венных кругах росло недовольство внешнеполитическим курсом Горчакова, направленным на сближение с Францией. Становились все более явными враждебность к России участников крымской коалиции и их стремление навсегда закрепить унизительные для нее условия Парижского мира. Согласованные действия России с Францией кончились во время польского восстания 1863г. В ходе польского восстания определились две основные политические силы: 1 –демократические элементы (буржуазия и шляхта, часть дворянской интеллигенции, рабочие, ремесленники), настроения которых выражала партия «красных», 2 – польская аристократия (земельные магнаты и крупная буржуазия) – партия «белых». «Красные» опирались на революционно настроенную городскую молодежь и ставили своей целью связать борьбу за освобождение Польши с борьбой за интересы крестьянства, предлагали отменить оброк и барщину и наделить крестьян землей без выкупа. Ошибкой в требованиях «красных» было требование восстановить Польшу в границах 1772г., т.е. вернуть в состав независимой Польши Литву, Белоруссию, Правобережную Украину – области, населенные другими народами. «Красные» готовили Польшу к восстанию. Партия «белых» враждебно относилась к постановке крестьянского вопроса, связывала восстановление независимой Польши не со всенародным движением, а с различными дипломатическими комбинациями. «Белые» надеялись на помощь западноевропейских гос-в, главным образом Франции и Англии. Эти страны хотели использовать «польский вопрос» для достижения собственных полит. целей, ослабления России. Восстание в Польше показало расстановку сил в Европе.

Пруссия, в лице Бисмарка, сначала думала, что Россия будет вынуждена отказаться от Польши, но когда этого не случилось, то в Петербурге 8 февраля (27 января) 1863г. была подписана конвенция, по которой русским войскам позволялось преследовать польских повстанцев даже на прус. территории. В России понимали, что Бисмарк преследует какие–то свои цели. Бисмарк вскоре обнародовал конвенцию, но таким образом, как будто есть еще какие–то секретные пункты.

Англия и Франция немедленно решили начать с Россией переговоры по поводу Польши. Французское пр-во под предлогом заступничества за Польшу желало развязать войну, чтобы совершить территориальные захваты на левом берегу Рейна и упрочить гегемонию Франции в Европе. Франция начала переговоры с Австрией по польскому вопросу. Австрия, выступая с какими–либо протестами, ставила себя в неловкое положение, поскольку сама была участницей разделов Польши. 17 апреля французский и английский послы вручили свои ноты Горчакову, 19 апреля – австрийцы.

Резче всех выступила Англия. С 1 июля 1859г. министром иностранных дел стал лорд Джон Россель, который уже давно догадывался о внутренней слабости русского гос-венного организма. Лорд Россель, уверенный в том, что Россия в 1863г. не в состоянии вести новую войну против Англии и Франции, решил действовать методами устрашения.

В результате долгих совещаний и консультаций было принято решение ноты отклонить, а участникам восстания обещали амнистию. Послы Англии и Франции сообщали своим пр-вам, что Россия без вооруженной борьбы не уступит и советовали не развивать опасную идею. Вместо прекращения давления на Россию Англия и Франция направили новые ноты. От России не только требовали согласия на созыв конгресса великих держав для решения польского вопроса, но и в виде предварительных мер царю рекомендовали:

1. провозгласить в Польше общую амнистию, независимо от окончания восстания; 2. созвать там представительное собрание; 3. даровать Польше местную автономию; 4. обеспечить права католической церкви; 5. ввести польский язык в пр-венные учреждения и учебные заведения в Царстве Польском; 6. издать удовлетворяющие поляков новые правила о рекрутских наборах.

Горчаков ноты принял и объявил, что державы получат от него письменный ответ. В июле 1869г., примерно через месяц, русским послам последовали три ответные депеши. Ответ был резко отрицательным, польский вопрос объявлялся делом, касающимся исключительно России, но не Европы, все требования отклонялись решительно и безусловно.

Англия и Франция попали в трудное положение и хотели еще раз припугнуть Россию, т.к. своими действиями они толкнули поляков на отказ от амнистии и на продолжение восстания, после чего репрессии царского пр-ва усилились. Чтобы спастись от полного дипломатического поражения Англия и Франция направили ноты русскому пр-ву 3 августа, где заявили, что считают Россию единственным виновником восстания в Польше. Дело кончилось тем, что Франция не пошла на поводу у Англии и не разорвала с Россией отношений и не начала войну.

Лорд Россель и стоявший за его спиной Пальмерстон нашли простой выход, заявив 26 сентября 1863г., что «ничто не заставит нас начать из–за Польши войну с Россией».

Снова на повестку дня стал вопрос: кто может помочь в отмене нейтрализации Черного моря? Таким гос-вом оказалась Пруссия. Пруссия была заинтересована в поддержке со стороны России. Бисмарк первый начал предпринимать шаги к сближению двух стран. Как уже говорил ранее почвой для этого послужило польское восстание. Горчаков, стремившийся путем либеральных уступок разрядить обстановку в Польше, был против соглашения с Пруссией. Однако Александр II, которому были по душе традиционные династические связи с этой державой, решил по–своему. 27 января 1863г. министру иностранных дел пришлось подписать конвенцию с Пруссией.

А.М. Горчаков понимал, что возникновение сильного милитаристского германского гос-ва под эгидой Пруссии могло оказаться опасным для самой России. У министра были серьезные сомнения и колебания, но он не находил другого выхода: только соглашение с Пруссией могло создать противовес участникам крымской коалиции.

Когда царское пр-во поставило в известность Бисмарка о своем согласии начать переговоры, это вызвало немедленный отклик. В августе 1866г. в Петербург прибыл прусский генерал Мантейфель. В ходе объяснений с ним была достигнута устная договоренность о том, что Пруссия поддержит требования России об отмене наиболее тяжелых статей Парижского мира, когда этот вопрос будет поставлен рус. дипломатией. Взамен царское пр-во соглашалось придерживаться нейтралитета во время объединения Германии. В 1868г. последовало устное соглашение, фактически имевшее силу договора.

Обстановка в Европе еще не позволяла России поднять вопрос об отмене нейтрализации Черного моря. России по–прежнему противостояла коалиция западных держав – участниц Парижского мира. Внутренние трудности также побуждали рос. пр-во избегать военных конфликтов. В этих условиях Горчаков проявлял большую осторожность, стараясь обходить «острые углы» и не предпринимать действий, которые могли бы привести к войне. Россия отказалась, в частности, заключить военный союз с Пруссией и воздержалась от вмешательства в австро–прусскую войну.

В начале 70‑х годов обстановка в Европе еще больше обострилась. Разбив Австрию, Пруссия готовилась начать войну против Франции. Горчаков продолжал проводить осторожную политику. Однако он не собирался чинить препятствий Пруссии. Ведь торжество Наполеона III могло закрепить ограничительные условия Парижского мира. Незадолго до франко–прус. войны царь еще раз подтвердил Бисмарку свое обещание: в случае вмешательства Австро–Венгрии Россия выдвинет к ее границе 300 тыс. армию и, если понадобится, даже «займет Галицию». В августе 1870г. Бисмарк, в свою очередь, сообщил в Петербург, что Россия может рассчитывать на поддержку в пересмотре Парижского трактата.

В ходе франко–прус. войны французская армия потерпела катастрофическое поражение, которое коренным образом изменило политическую обстановку в Европе. Внимание Англии и Австрии было приковано к конфликту. Наступил момент, когда Россия могла приступить к решению своей важнейшей внешнеполитической задачи. 19 октября 1870г. циркуляр Горчакова о решении России не соблюдать часть статей Парижского мира был направлен в российские посольства для вручения пр-вам гос-в, подписавших этот договор.

В своем циркуляре Россия заявляла, что Парижский договор 1856г. неоднократно нарушался державами, подписавшими его. Трактат ставил Россию в несправедливое и опасное положение, т.к. Турция, Англия и Франция сохраняли право содержать свои военные эскадры в Средиземном море. Появление в военное время с согласия Турции иностранных судов в Черном море делало Причерноморское побережье открытым для нападения. Поэтому, отмечалось в циркуляре, Россия «не может долее считать себя связанной» положениями трактата, которые ограничивают ее суверенные права и безопасность на Черном море. В то же время царское пр-во заявляло о намерении соблюдать все остальные пункты Парижского договора.

Циркуляр Горчакова произвел в Европе впечатление «разорвавшейся бомбы». Главной заботой Горчакова стало закрепление объявленного в циркуляре освобождения России от обязательств по нейтрализации Черного моря. В ответных нотах, разосланных всем европейским пр-вам, канцлер старался найти убедительные аргументы для каждой державы и соглашался на созыв м/н конференции. Она открылась 5 января 1871г. в Лондоне. 1 марта 1871г. была подписана Лондонская конвенция, которая отменила все ограничения для России, Турции и других прибрежных стран на Черном море. Отныне Россия могла содержать там военный флот и строить военно–морские базы. В мирное время проливы признавались закрытыми для военных судов всех стран (с предоставлением султану права открывать их для кораблей дружественных и союзных держав в специальных целях поддержания постановлений Парижского мира 1856г.).

Отмена унизительных статей Парижского трактата явилась крупным успехом рус. дипломатии. Победа России на конференции укрепила ее м/н позиции. Отмена нейтрализации Черного моря упрочила безопасность южных границ гос-ва, способствовала эк.у развитию страны, прогрессу и во внешней торговле и ускорила освоение Новороссийского края. Россия вновь смогла оказывать помощь народам Балканского полуострова в их освободительном движении.

В 70‑е годы XIX в. м/ународная ситуация в Европе претерпела значительные изменения. Франция была сильно ослаблена после франко–прус. войны. В центре европейского континента сложилось новое гос-во, сильное в эк. и военном отношении –Германская империя. С самого начала своего существования она проводила агрессивную внешнюю политику, желая обеспечить доминирующее влияние в Европе, создать и расширить свои колониальные владения. М/у Германией, с одной стороны, Францией и Англией, с другой, сложился комплекс противоречий. Активизировала свою внешнюю политику на Балканах Австро–Венгрия.

В этих условиях Россия, стремясь избежать изоляции и не надеясь на Францию, потерявшую свой м/н престиж, стала искать сближения с центрально–европейскими гос-вами. Германия охотно пошла на союз с Россией в расчете окончательно изолировать Францию. В 1872г. в Берлине состоялась встреча императоров и министров иностранных дел России, Германии и Австро–Венгрии. На ней была достигнута договоренность об условиях и принципах будущего союза. В 1873г. был подписан трехсторонний договор м/у Россией, Германией и Австро–Венгрией – Союз трех императоров. Три монарха обещали друг другу устранять разногласия м/у собой путем полит. консультаций, а при угрозе нападения какой–либо державы на одну из сторон союза договариваться о совместных действиях.