57. Внешняя полит-ка Российской Федерации в 1990–е гг.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТ-КА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
Во внешней политике России, начиная с 90–х гг. ХХ в., выделяют два основных направления: отношения с бывшими союзными республиками (так называемое «ближнее зарубежье») и отношения с другими странами (так называемое «дальнее зарубежье»).
Новые независимые гос-ва, возникшие на территории бывшего СССР, получили м/н поддержку. Со второй половины декабря 1991 г. началась полоса дипломатических признаний России. Одними из первых с ней установили дипломатические отношения Норвегия, Финляндия, Румыния, Швеция. К концу декабря о признании Российской Федерации заявили более 40 гос-в. Россия стала правоприемницей Советского Союза в ООН.
Осенью 1996 г. осложнились отношения России с Украиной. 16 октября Госдума приняла закон «О прекращении раздела Черноморского флота», обязывающий российскую сторону прекратить одностороннее сокращение ЧФ, передачу кораблей, авиации, береговой инфраструктуры, предприятий и организаций флота украинской стороне. В ответ на Украине стали громче раздаваться голоса сторонников немедленного вывода российского флота из Севастополя. Компромиссное решение в вопросе раздела ЧФ было найдено во время встречи президентов России и Украины Бориса Ельцина и Леонида Кучмы 24 октября 1996 г., во время которой сторонам удалось договориться по проблемам Черноморского флота.
21 декабря 1996 г. исполнилось 5 лет СНГ – Содружеству Независимых Гос-в. За эти годы у их руководителей развеялись многие иллюзии о легкости автономного существования и помощи Запада. Интересы экономики привели к тому, что отчетливо наметилась тенденция к росту взаимного экспорта стран – членов СНГ. В 1996 г. ведущее место в торговле России со странами СНГ заняла Украина, по объему товарооборота опередившая США и Китай, вместе взятые.
31 мая 1997 г. в Киеве был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве м/у Россией и Украиной. (25 декабря 1998 г. Госдума России, а 17 февраля 1999 г. Совет Федерации Федерального собрания ратифицировали этот договор, обусловив его вступление в силу ратификацией Киевом соглашений по Севастополю и Черноморскому флоту, учитывающих интересы России. 24 марта 1999 г. украинский парламент утвердил эти соглашения, дав таким образом старт российско–украинскому договору).
27 февраля 1998 г. президенты России и Украины подписали в Кремле Договор об эк. сотрудничестве на 1998–2007 гг. В качестве приоритетных отраслей были выделены металлургия, топливно–энергетический комплекс, авиастроение, космическая и химическая промышленность.
Конструктивно складывались у России отношения с Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. 29 марта 1996 г. в Кремле состоялось подписание документов об углублении интеграции четырех стран и создании Межгос-венного совета. Одновременно премьер–министры этих гос-в подписали соглашения о таможенном союзе. 26 февраля 1999 г. к названному договору и соглашению присоединилась республика Таджикистан.
2 апреля 1996 г. состоялось подписание в Москве российско–белорусского договора об образовании Сооб-ва Суверенных Республик. Самым активным сторонником дальнейшей интеграции двух стран выступил президент Белоруссии А.Г. Лукашенко. В своей стране он пытается проводить эк. реформы, избегая ошибок российской приватизации, используя, в частности, опыт современного Китая.
При разности полит. и экономических курсов двух стран идея объединения Белоруссии и России созвучна с мнением большинства и белорусского, и российского народов.
2 апреля 1997 г. Б.Н.Ельцин – и А.Г.Лукашенко подписали договор и устав Союза России и Белоруссии. Ратификация этих документов парламентами обеих стран 10 июня 1997 г. приблизила их реальное объединение в одно эк. и социальное сооб-во.
25 декабря 1998 г. в Москве состоялась очередная встреча А.Г.Лукашенко и Б.Н.Ельцина, на которой была подписана декларация о намерении объединить в ближайшей перспективе две страны – Россию и Белоруссию – в единое союзное гос-во с общими финансами, экономикой и гос-венными структурами. Перед этим в обеих странах в середине 1999 г. должен быть проведен референдум с целью выяснить мнение населения по этому вопросу. С начала 1999 г. началась работа над пакетом проекта договора, а в начале октября проекты были опубликованы для всенародного обсуждения. 8 декабря 1999 г. в Кремле Б.Н.Ельцин и А.Г.Лукшенко подписали Договор о создании Союзного гос-ва. Союзное гос-во представляет собой модель нового типа: объединяются в одно гос-во – федерация (Россия) и унитарное гос-во (Белоруссия), которые сохраняют свое внутреннее гос-венное устройство. При этом эк. полит-ка, социальная сфера, наука, культура, образование, охрана окружающей среды, внешняя полит-ка и др. отнесены в совместное ведение; общая армия не создается. Предусмотрена возможность присоединения к договору новых членов. Высшим органом Союзного гос-ва является коллегиальный Высший гос-венный совет, куда входят главы гос-в и пр-в, руководители палат парламентов. Один из глав гос-в становится председателем совета на основе ротации. Решения принимаются путем голосования: «одно гос-во – один голос». Законодательным и исполнительным органом Союзного гос-ва становится парламент.
На заседании Межгос-венного совета «пятерки» в Минске 23 мая 1999 г. российская сторона высказалась за радикальное повышение эффективности сотрудничества и выдвинула инициативу о создании на базе объединения полноценной межгос-венной экономической организации с четкой структурой и эффективно действующим механизмом. В сжатые сроки был подготовлен проект Договора и в октябре 2000 года в Астане президенты России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана подписали Договор об учреждении Евразийского Эк. Сооб-ва (ЕврАзЭС). Целями новой организации провозглашены эффективное продвижение процесса формирования Таможенного союза и Единого эк. пространства, реализация других задач, определенных в ранее подписанных сторонами базовых документах. Договор определяет структуру ЕвраАзЭС. Высшим органом сооб-ва является Межгос-венный совет, заседания которого будут проводиться на уровне глав гос-в–членов не реже одного раза в год и на уровне глав пр-в – не реже двух раз в год. Оснвными задачами постоянно действующего Интеграционного комитета (ИК) определены обеспечение взаимодействия органов Сооб-ва, подготовка предложений и проектов решений по обсуждаемым вопросам, контроль за их исполнением. В состав ИК входят заместители глав пр-в гос-в–участников. Текущую работу Сооб-ва в период м/у заседаниями ИК обеспечивает Комиссия постоянных представителей сторон при ЕврАзЭС, назначаемых главами гос-в. Особенно важна новая для постсоветской практики система принятия решений путем «взвешенного голосования», при которой гос-во с большим экономическим весом располагает и большим количеством голосов. В Интеграционном комитете они распределяются следующим образом: Россия – 40%, Белоруссия и Казахстан – по 20%, Киргизия и Таджикистан – по 10%, причем решения принимаются большинством в 2/3 голосов. Принцип принятия решений на основе формулы «одна сторона – один голос» сохранился.
Внешнеполит. линия Росси в Закавказье направлена на то, чтобы сохранить сложившийся здесь баланс сил, не допустить появления военных структур внерегиональных гос-в у нашей южной границы. В июле 1992 г. автономная республика Абхазия провозгласила свою независимость, что послужило сигналом к началу гражданской войны в Грузии. В 1994 г. в Абхазии были размещены российские миротворческие силы и было достигнуто российско–грузинско–абхазское соглашение о прекращении огня. В дальнейшем Россия выступала за сохранение целостности Грузии. В настоящее время российские представители активно работают с конфликтующими сторонами, с тем чтобы прервать паузу в переговорах и поэтапно продвигаться к полномасштабному урегулированию, включая определение статуса Абхазии.
На фоне других конфликтов на пространстве СНГ ситуация в урегулировании грузино–осетинского конфликта выглядит вполне благополучной. Острота в отношениях м/у Тбилиси и Цхинвали была снята благодаря российскому посредничеству на самом высоком уровне. 16–17 февраля 1999 г. во Владикавказе состоялась первая встреча экспертных групп полномочных делегаций стран в рамках переговорного процесса по урегулированию конфликта. Начата работа над промежуточным документом – Соглашение об основах политико–правовых отношений м/у сторонами в грузино–осетинском конфликте, с инициативой заключения которого российская сторона выступила в мае 1997 года. 31 марта 1999 года в Москве прошло 9–е заседание Смешанной Контрольной Комиссии (СКК). Главным результатом стало согласование и одобрение проекта российско–грузинского межпр-венного соглашения о взаимодействии в восстановлении экономики в зоне грузино–осетинского конфликта и возвращении беженцев. Прорабатывается статус Южной Осетии. Практически готово к подписанию российско–грузинское соглашение о восстановлении экономики в зоне грузино–осетинского конфликта.
В октябре 1987 г. начался нагорно–карабахский конфликт, когда карабахские армяне потребовали воссоединения с Арменией. Лишь конце 1999 г. появилась надежда на то, что конфликт вступил, наконец, в фазу реального урегулирования. В этот период Россия по просьбе Азербайджана и Армении предприняла энергичные действия по активизации переговорного процесса. Удалось добиться определенных подвижек в позициях сторон, приблизить их к выработке компромисса путем взаимных уступок. По инициативе и при участии Президента России В.В.Путина в рамках российских усилий по ликвидации карабахского конфликта 24 января и 21 июня 2000 г. в Кремле состоялись встречи Президента Азербайджана Г.Алиева и Президента Армении Р.Кочаряна по нагорно–карабахскому урегулированию. И хотя в решении карабахской проблемы прорыва не произошло, непосредственные контакты азербайджанского и армянского руководителей доказали свою эффективность. М/у сторонами в конфликте растет взаимное доверие, проводится обмен военнопленными, укрепляется режим прекращения огня. Главное же заключается в том, что лидеры двух стран последовательно стремятся к компромиссной развязке нагорно–карабахского узла, на чем постоянно настаивала российская сторона.
Сложные процессы проходили в СНГ В конце 1990–х годов, где должность исполнительного секретаря Содружества после отставки Б. А. Березовского, последовавшей 2 апреля 1999 г., занял Ю.Ф.Яров. Являющаяся объединяющим стержнем Содружества, Россия в последние годы, в силу ряда обстоятельств, все больше уходила на периферию полит. и экономических интересов входящих в него стран. Возникали сложности с реализацией Договора о коллективной безопасности, с процессом экономической интеграции, с оценками внешнеполит. проблем, в том числе деятельности НАТО. Ряд стран Восточного региона в рамках СНГ создали свое объединение на базе экономических и культурных интересов. Решать эти и многие другие проблемы, сглаживать конфликты и вырабатывать общую стратегию развития пытаются Совет глав гос-в СНГ и лидеры этих стран во время регулярных встреч на высшем уровне.
Утверждению м/н авторитета новой России, укреплению и расширению ее м/н связей способствовали визиты Б.Н.Ельцина в Италию, США, Англию, Канаду, Францию в конце 1991 – начале 1992 гг.; Южную Корею, Англию, Китай в ноябре – декабре 1992 г.; Индию – в январе 1993 г.; его регулярные встречи с руководителями ведущих мировых держав. Во время визита российского президента в Венгрию, состоявшегося в ноябре 1992 г., было подписано семь важнейших соглашений, в том числе по наиболее спорным вопросам о расчетах за недвижимость бывшей Южной группы советских войск, об урегулировании вопроса о долгах. Б.Н.Ельцин возложил венок на могилу Имре Надя, казненного в 1958 г., передал пакет документов венгерской стороне из архивов КГБ и ЦК КПСС. Выступая перед депутатами Госсобрания, он принес извинения за советскую военную интервенцию 1956 г.
Рос. руководство предприняло новые инициативы в области ограничения и сокращения вооружения. Россия сняла с боевого дежурства около 600 стратегических ракет, ликвидировала 130 шахтных пусковых установок, приняла решение о прекращении производства отдельных видов тяжелых бомбардировщиков, вдвое сократило количество атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, находящимися на боевом патрулировании, заявила о сокращении на 700 тыс. чел-к Вооруженных сил.
В начале февраля 1992 г. на встрече российского и американского президентов была принята кэмп–дэвидская декларация, которая, по мнению м/н обозревателей, стала «последним гвоздем, вбитым в гроб холодной войны». В ней была зафиксирована новая формула взаимоотношений м/у странами: «Россия и Соединенные Штаты не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Их отношения хар-ризуются отныне дружбой и партнерством, основанном на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе».
3 января 1993 г. в Сочи президенты России и США подписали договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ–2). По его условиям стороны должны к 2003 г. сократить количество ядерных боезарядов до 3500 единиц, т.е. более чем в два раза. В январе 1996 г. американский сенат ратифицировал этот договор. 26 сентября 1997 г. в Нью–Йорке министр иностранных дел России и госсекретарь США подписали протокол к Договору СНВ–2, продлевающим сроки на 5 лет (до 31 декабря
2007 г.). Одновременно были подписаны обменные письма о ранней деактивации – к 31 декабря 2003 г. – стратегических носителей ядерного оружия, которые будут ликвидироваться по этому договору. Крупнейшие отечественные специалисты утверждают, что его ратификация Россией в апреле 2000 г. открыла путь к новым шагам по укреплению мира и стабильности на планете, к более рациональному и масштабному проведению реформ в нашей стране.
Серьезным успехом российской дипломатии явилось вступление страны в Совет Европы в начале 1996 г. Участие в этой авторитетной европейской организации требует от России подписать конвенцию о защите прав чел-ка, сделать более гуманным свое законодательство, в частности отменить смертную казнь, принять закон об альтернативной воинской службе, улучшить условия содержания заключенных, которые хар-ризуются в Европе как «нечеловеческие», реформировать прокурорскую службу и органы безопасности, не препятствовать своим гражданам обращаться в М/н Европейский суд.
С 1994 г. внешняя полит-ка России постепенно менялась, принимая все более державный хар-р, дистанцируясь от ведущих демократических стран. Смена ориентиров была продемонстрирована и кадровыми перестановками. А.Козырева на посту министра иностранных дел сменил Е.Примаков, бывший до этого руководителем Службы внешней разведки.
В связи с успехами исламского движения «Талибан», эскалацией военно–полит. кризиса в Афганистане и ухудшением обстановки на таджикско–афганской границе возникла необходимость усиления военного присутствия России в Центральноазиатском регионе. 29 октября 1996 г. в Душанбе главы военных ведомств стран Содружества, выказав озабоченность развитием обстановки в Центральноазиатском регионе, приняли решение об усилении охраны и обороны таджикско–афганской границы.
В 1997 г., а также весной и летом 1998 г. талибы вели успешные боевые действия против пр-венных войск президента Афганистана Бурхануддина Раббани и союзных ему войск так называемого «северного альянса» (его лидеры – генерал Ахмад Шах Масуд и генерал Абдул Рашид Дустум). Взяв под свой контроль большую часть страны, в том числе стратегические перевалы и ряд городов на севере Афганистана, талибы к осени 1998 г. вышли к таджикской границе в районе дислокации Московского погранот–ряда, создав реальную угрозу южным границам СНГ.
В дальнем зарубежье Россия продолжала выполнять обязательства СССР по выводу войск из Европы и Прибалтики, завершив его в августе 1994 г. Совместно с ООН Россия участвовала в разрешении вооруженных конфликтов в мире.
Являясь противницей расширения НАТО на Восток, Россия противодействовала этой политике, ведущей к нарушению сложившегося в Европе баланса сил, разрушению единого пространства безопасности, усилению военной мощи НАТО и приближению НАТО непосредственно к границам России.
В 1996–1997 гг. одиннадцать стран Центральной и Восточной Европы выразили свое желание присоединиться к НАТО (среди них – Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния, Эстония, Латвия, Литва и др.). 25 октября 1996 г. Гос-венная Дума РФ обратилась с призывом к парламентам европейских гос-в и м/ународным организациям воспрепятствовать этим намерениям, мотивируя тем, что подобные действия неизбежно приведут к новому витку военного соперничества и геополитическому переделу Европы.
27 мая 1997 г. в Париже м/у Россией и НАТО был подписан договор «О взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности м/у РФ и Организацией Североатлантического Договора». НАТО обязалась не размещать ядерное оружие и боевые силы вблизи границ России, однако Россия так и не получила права вето на принимаемые НАТО решения, в том числе и по ее расширению за счет бывших союзников СССР по Варшавскому Договору. В марте 1999 г. Чехия, Польша и Венгрия стали полноправными членами НАТО.
В обозначенный период Россия пыталась выступать за равноправное торгово–эк. и научно–техническое сотрудничество со всеми странами и финансовыми институтами мира, совместную с Североатлантическим альянсом разработку решений, затрагивающих европейскую безопасность, и совместную работу по их выполнению.
В декабре 1996 г. российская делегация во главе в
В.С. Черномырдиным участвовала в работе совещания глав гос-в и пр-в стран–участниц Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходившего в Лиссабоне.
С 20 по 23 июня 1997 г. в американском городе Денвере (штат Колорадо) состоялась очередная, двадцать третья, встреча лидеров ведущих стран мира – так называемой большой «семерки». В ее работе и дискуссиях по политическим и экономическим проблемам принял участие президент РФ, и совещание глав гос-в впервые официально было названо саммитом «восьмерки». По итогам встречи Россия была принята в Парижский клуб кредиторов. Это открыло ей, в частности, возможность вернуть хотя бы часть из тех 140 млрд. долларов, которые должны ей страны «третьего мира». Помимо решения финансовых задач, включение России в этот мир. «суперклуб» носило в основном полит. хар-р – как со стороны России, так и со стороны Западных стран.
В последние годы наметилось явное сближение позиций России и Китая. Оба гос-ва проявляют озабоченность в связи с политикой НАТО и все чаще выражают готовность идти по пути расширения сотрудничества, укрепления взаимной поддержки в м/н организациях и на мир. арене.
Российско–китайские встречи на высшем уровне стали регулярными с 1992 г. Продолжая эти контакты, 23 апреля 1997 г. Москву с пятидневным гос-венным визитом посетил председатель КНР, генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь. В Кремле Цзян Цзэминь и Б. Н. Ельцин подписали совместную Декларацию о многополярном мире и формировании нового м/н порядка. На встрече подчеркивалось, что Россия и КНР предпримут усилия по дальнейшему развитию экономических связей, с тем, чтобы к концу века выйти на товарооборот в 20 млрд. долларов (в 1996 г. товарооборот составил около 7 млрд. долларов).
Обсуждение направлений российско–китайского эк. сотрудничества было продолжено во время официального визита в Москву и Санкт–Петербург премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи 24– 27 февраля 1999 г. По результатам переговоров было подписано одиннадцать соглашений, главными из которых стали совместные энергетические и газонефтяные проекты в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, выгодные как России, так и Китаю.
Шагом вперед в развитии российско–японских отношений стали официальное предложение министра иностранных дел Евгения Примакова о совместной экономической деятельности на Южных Курилах, сделанное 15 ноября 1996 г., и согласие японской стороны изучить российские инициативы. Эти тенденции в 1997–1999 гг. были закреплены официальными и неофициальными (так называемые «встречи без галстуков») взаимными визитами и переговорами лидеров России и Японии. Российская сторона выступила за принятие Договора о мире, дружбе и сотрудничестве, в котором предполагалось обозначить направленность совместной работы по выходу на решение проблемы пограничного размежевания, а непосредственно саму линию границы м/у Россией и Японией зафиксировать в отдельном документе в будущем. В сентябре 1999 г. в Токио состоялось заседание российско–японской межпр-венной комиссии по торгово–экономическим вопросам, на котором было достигнуто договоренность о размораживании приостановленного после августа 1998 г. предоставления Росси траншей в рамках объявленного ранее кредита 1,5 млрд. долл. (всего до конца 1999г. было переведено 925 млрд. долл.). 3–5 сентября 2000 г. состоялся визит В.В.Путина в Японию. Были проведены два раунда переговоров с премьер–министром Японии И. Мори, которые завершились весомыми результатами. Впервые в истории двусторонних отношений было подписано Совместное заявление о взаимодействии России и Японии в м/н делах. Этот документ фиксирует общие подходы сторон, заключающиеся в признании необходимости совместных усилий для становления нового мироустройства с сохранением многообразия национальных, духовных и иных ценностей различных гос-в. Не менее важным стало подписание высшими руководителями Японии и России Программы углубления сотрудничества в торгово–экономической отрасли м/у двумя странами. Обсуждалась и проблема мирного договора, включая аспект пограничного размежевания. С японской стороны было вновь разъяснено содержание ее предложения от апреля
1998 г., предусматривающего проведение российско–японской границы к северу от острова Итуруп и сохранение административного контроля России над Южными Курилами в течение определенного срока. Президент России, в свою очередь, изложил подход российской стороны в пользу целесообразности поиска взаимоприемлемого решения проблемы, подтвердил желание России заключить широкий договор о дружбе и сотрудничестве. В совместном заявлении стороны подтвердили необходимость продолжения переговоров с целью выработки мирного договора путем решения вопроса о принадлежности Курильских островов.
27 сентября 1998 г. в Германии – основном торговом партнере России в Европе, с которой Россию связывают традиционные эк. отношения, в результате парламентских выборов в бундестаг победу одержала ведущая оппозиционная сила страны – социал–демократическая партия. Шестнадцать лет правившая страной полит. коалиция ХДС–ХСС во главе с Гельмутом Колем уступила власть социал–демократам, лидер которых – Герхард Шредер стал федеральным канцлером Германии. Таким образом, Германия стала очередной ведущей страной Западной Европы – после Италии, Франции, Великобритании, – пр-во которой возглавили левые, социал–демократические силы.
16 октября 1998 г. Герхард Шредер после поездок во Францию и Великобританию прибыл с официальным визитом в Россию, где провел переговоры с Е.М.Примаковым и Б.Н.Ельциным о перспективах полит. и экономических отношений м/у Германией и Россией. Было подтверждено, что курс на активное эк. сотрудничество м/у обеими странами будет продолжен.
18 февраля 1999 г. Шредер вновь побывал в Москве, где принял участие в переговорах на высшем уровне м/у Россией и Европейским Союзом (ЕС). На встрече было подчеркнуто, что Россия была и остается самым важным партнером Европейского сооб-ва и отношения м/у ними «являются основополагающим фактором мира и стабильности на Европейском континенте».
Участники встречи договорились о том, что программы сотрудничества ЕС–России должны быть в ближайшем будущем сориентированы на стабилизацию эк. положения России. В июне 1999 г. На саммите ЕС в Кельне была принята общая стратегия Европейского союза в отношении России, где ЕС признал, «что будущее России является основополагающим элементом для будущего континента и представляет стратегический интерес для Европейского союза». Особое внимание в стратегии уделяется консолидации демократии, правового гос-ва и гос-венных институтов в России; интеграции России в общее европейское эк. и социальное пространство; сотрудничеству в интересах укрепления стабильности и безопасности в Европе и за ее пределами на основе усиления полит. диалога. Для России отношения с ЕС являются важнейшим направлением ее внешней политики. В октябре 1999 г. была принята Стратегия развития отношений Российской Федерации с ЕС на среднесрочную перспективу (2000–2010 гг.), в которой определены важнейшие направления сотрудничества и партнерства РФ и ЕС.
Важным направлением внешней политики России в эти годы по–прежнему являлась проблема ядерного разоружения. Еще 20 апреля 1996 г. в Москве состоялось принятие лидерами Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции, Японии и России «Декларации по вопросам ядерной безопасности» и «Заявления о подписании договора о полном прекращении ядерных испытаний». А 25 сентября 1996 г. в Нью–Йорке был подписан Договор о запрещении ядерных испытаний во всех средах, одобренный 158 гос-вами. 27 мая 2000 г. Президент РФ
В.В. Путин подписал Федеральный закон о ратификации этого Договора.
К осени 1998 г. резко обострилась национально–гос-венная обстановка на Балканах – в Союзной Республике Югославия (СРЮ). Еще в начале 1990–х годов национальные вооруженные конфликты привели к развалу бывшую СФРЮ и выделению из нее ряда независимых гос-в. Затем конфликты на национальной почве начались м/у албанским и сербским населением югославского края Косово. Попытки мирным путем урегулировать требования албанского населения (составлявшего более 60% населения края) о предоставлении автономии Косово не дали результата. Межнациональные вооруженные столкновения к началу 1999 г. приняли массовый хар-р и велись уже м/у сербской армией и т. н. Освободительной армией Косово (OAK).
Насилие с той и другой стороны привело к политическому, а затем и военному кризису. Несмотря на давление со стороны США, руководство Югославии не согласилось на ввод в Косово миротворческих сил НАТО. После серии ультимативных требований и угроз 24 марта 1999 г. США и их союзники по блоку начали воздушные бомбардировки военных объектов Югославии. Пр-во России выступило с протестом против подобных действий и заявило, что Россия сворачивает свое сотрудничество с НАТО. Совет безопасности ООН фактически поддержал военную акцию НАТО.
30 марта в Белград с миротворческой миссией вылетели премьер–министр Российского пр-ва Е. М. Примаков, министр иностранных дел И. С. Иванов и министр обороны
И.Д. Сергеев, которые провели переговоры с президентом Югославии Слободаном Милошевичем. Затем в этот же день Примаков и сопровождавшие его министры вылетели в Германию, где провели консультации с канцлером ФРГ, председателем Европейского союза (ЕС) Г. Шредером, который поддержал действия НАТО.
Переговоры не смогли приостановить бомбардировки, получившие название операция «Решительная сила». Удары ВВС НАТО продолжались и в апреле, и в мае. Они наносились теперь не только по сербским объектам провинции Косово, но и по военным объектам в Белграде и других городах СРЮ, с целью подорвать ее военный и экономический потенциал и заставить вывести сербские войска из Косово. К этому времени число албанских беженцев из Косово составило более 500 тыс. чел-к, от бомбардировок погибли сотни мирных жителей с той и другой стороны.
В апреле Россия по линии МЧС направила в Югославию автоколонну из нескольких десятков машин с грузом гуманитарной помощи. Оказание такой помощи продолжалось и в последующий период.
В середине апреля руководство и парламент Югославии приняли решение добиваться присоединения СРЮ к Союзу России и Белоруссии. Эта непростая – прежде всего с точки зрения м/н отношений – инициатива получила одобрение и поддержку Госдумы РФ и парламента Белоруссии.
В начале мая в конфликт на Балканах был вовлечен и Китай – после того, как авиация НАТО разбомбила посольство КНР в Белграде.
Назначенный специальным представителем президента РФ по урегулированию конфликта в Югославии В. С. Черномырдин в конце апреля – середине мая провел серию переговоров с лидерами стран НАТО, Югославии и Китая с целью перевести военное противостояние в русло полит. решений и договоренности.
Продолжившийся в мае переговорный процесс не привел к урегулированию кризиса. К середине мая число беженцев из Косово достигло 750 тысяч чел-к (до начала бомбежек в Косово жили около 2 млн. албанцев). Дальнейшее углубление кризиса могло привести к дестабилизации всей системы м/н безопасности. 9 июня 1999 г. представители Белграда и НАТО подписали соглашение о прекращении военных действий и вводе в Косово м/н миротворческих сил под эгидой НАТО и при участии российского контингента.
23 июля 1999 г. состоялось первое после замораживания отношений с НАТО заседание Совместного постоянного совета (СПС), а 6 сентября – заседание Совместного постоянного военного комитета (СПВК), посвященные исключительно вопросам оценки ситуации в Косово, а также в Боснии и Герцеговине, улучшения степени взаимодействия российско–натовских воинских контингентов в указанных районах.
Тем не менее, отношения м/у Россией и НАТО оставались напряженными. В сентябре 1999 г. на Генеральной Ассамблее ООН Б. Клинтон и лидеры стран НАТО в конкретном плане изложили идеологию и практику нового миропорядка, в котором параллельно с Советом Безопасности создается еще один центр в НАТО, облаченный правом принимать решения по кардинальным проблемам безопасности. Было объявлено, что права личности имеют приоритет над гос-венным суверенитетом, гос. границы не являются более неприкосновенными в случае вероятности «гуманитарной катастрофы» и т.д. Планы вызвали резкую критику со стороны России, Китая, Индии и др.
18–19 ноября 1999 г. в Стамбуле прошел саммит гос-в участников ОБСЕ, главными проблемами которого стало создание Хартии европейской безопасности и роль ОБСЕ. Западные страны выступили за превращение Хартии в декларативное приложение к новой стратегической концепции НАТО, ОБСЕ отводилась роль «надзирателя» за процессами на постсоветском и балканском пространстве. Российская делегация, возглавлял которую
Б.Н. Ельцин, внесла 11 проектов разделов документа. Во многом благодаря ее участию, на саммите была принята Хартия европейской безопасности, основанная на приверженности Уставу ООН и хельсинскому Заключительному акту. Подтверждены принципы: уважение суверенного равенства гос-в, их территориальной целостности, неприменение силы и угрозы силой, невмешательство во внутренние дела и др. На саммите было также подписано Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) (ноябрь 1990). Осуществлен переход от зонально–групповой системы ограничений по 5 категориям обычных вооружений к системе национально–территориальных лимитов.
Постепенному улучшению отношений м/у Россией и Североатлантическим союзом способствовало и вступление в должность Генерального секретаря НАТО в октябре 1999 г. Джорджа Робертсона, который неоднократно заявлял о готовности НАТО придать натовско–российским отношениям стабильный хар-р. В феврале 2000 г. он посетил с визитом Москву. В ходе переговоров была подтверждена взаимная готовность внести вклад в построение стабильной и неразделенной Европы на благо всех ее народов. При этом было отмечено, что эта работа должна основываться на нормах и принципах м/н права, прежде всего Устава ООН, хельсинского Заключительного акта, Хартии европейской безопасности, а также на Основополагающем акте, подписанном Россией и НАТО. В месте с тем Россия так и не получила четких заверений руководства Североатлантического союза в том, что НАТО никогда не повторит печального югославского опыта.
3–5 июня 2000 г. состоялись переговоры Б. Клинтона и
В.В. Путина в Москве. Ключевыми стали вопросы укрепления м/н безопасности и стабильности, в первую очередь проблема СНВ/ПРО. Российская сторона открыто выразила неприятие планов развертывания США национальной системы противоракетной обороны и выступила с программой дальнейшего сокращения СНВ, создание системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий (ГСК). В итоге переговоров было подтверждено сохранение Договора по ПРО; Клинтон заявил о том, что будет стремиться к ратификации сенатом США пакета нью–йоркских соглашений 1997 г. по разграничению стратегических и нестратегических ПРО, что необходимо для вступления в силу СНВ–2. Стороны также договорились продолжить взаимодействие по вопросам нераспространения оружия массового поражения.
Посредником в переговорах Россия выступила и в конфликте на Ближнем Востоке м/у Израилем, Сирией и Ливаном. В январе–феврале произошла эскалация вооруженной конфронтации м/у израильской армией и «Хизбаллой» в нарушение т.н. «апрельского 1996 г. взаимопонимания» о ненанесении ударов по гражданским объектам. Под угрозу были поставлены перспективы мирных переговоров Израиля с Сирией и Ливаном. В инициативном порядке Россия в качестве коспонсора провела контакты со всеми заинтересованными сторонами, чтобы провести заседание «Группы содействия» – центрального координационного органа многосторонних переговоров. 1 февраля 2000 г. состоялось заседание Группы содействия. Встреча проходила под председательством министра иностранных дел России И.С. Иванова и госсекретаря США М. Олбрайт. Центральным моментом заседания стало выступление и.о. Президента РФ В.В. Путина об основных направлениях внешней политики России и отношении к проблемам Ближнего Востока, где он подчеркнул необходимость стабильного и конструктивного диалога в решении внешнеполит. проблем. Встреча дала старт многосторонним переговорам, приняты решения о проведении пленарных заседаний рабочих групп по региональному эк.у развитию, беженцам, экологии, водным ресурсам. Итоги Московской встречи закреплены в совместном заявлении участников, в котором подчеркнуто стремление активно продвигать многосторонне направление мирного процесса, считая региональное сотрудничество эффективным средством, стимулирующим прогресс на двусторонних переговорах. В принятом Россией и США заявлении коспонсоров подтверждены их обязательства добиваться установления справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке. Однако, 16 февраля 2001 г. авиация США и Великобритании нанесла мощный ракетно–бомбовый удар по территории Ирака. Представители Пентагона заявили, что операция являлась вынужденной мерой самозащиты, поскольку в последнее время участились случаи обстрелов иракскими ПВО самолетов союзников. Президент РФ В.В. Путин выступил с осуждением действий США и Великобритании, подтверждая неизменную позицию России, что «урегулирование может и должно быть только политическим и основываться на строгом соблюдении соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН».
В начале 2001 года осложнились отношения и с Парижским клубом кредиторов (ПКК). В федеральном бюджете на 2001 год средства на выплаты по долгам ПКК не были заложены, а в январе 2001 года впервые за полтора года бюджет РФ будет исполнен с дефицитом. В связи с этим и были одобрены предложенные Минфином меры по осуществлению в I квартале 2001 года платежей по долгам бывшего СССР не в полном объеме, что вызвало недовольство членов ПКК. 9 февраля 2001 г. президент России Владимир Путин заявил, что Россия «платит по долгам бывшего СССР, не отказывается по ним платить и будет продолжать это делать». В связи с необходимостью выплаты Россией внешнего долга был принят депутатский законопроект о перераспределении дополнительных доходов бюджета текущего года. 23 февраля 2001 г. премьер–министр России Михаил Касьянов и Герхард Шредер объявили о достижении сенсационной договоренности: немецкая часть долга СССР парижскому клубу может быть погашена передачей немецким предприятиям долевого участия в российских. Как сказал Михаил Касьянов, долг РФ может быть обменян на акции РАО «ЕЭС» и «газпрома».
58. Мир в начале ХХI века.
59. Россия и «восточная» полит-ка в начале ХХI века.
60. Россия – Запад в начале ХХI века.
- 1. Понятия «дипломатия», «внешняя политика», «геополитика». Основные источники.
- 2. Особенности Вестфальской геополитической эпохи.
- 3. Венская геополит. Эпоха.
- 4. Версальско–Вашингтонская система устройства мира после Первой мир. Войны.
- 5. Понятие «м/н отношения».
- 6. Мир. Полит. Процесс.
- 7. Типология конфликтов.
- 8. М/ународное положение Древней Руси.
- 9. Удельные княжества и особенности их внешней политики.
- 10. Русские княжества в период монголо–татарского нашествия.
- 11. Внешняя полит-ка Великого Новгорода.
- 12. Внешняя полит-ка русских княжеств в XIII – первой половине XV вв.
- 13. Эпоха Ивана III. Объединение Великороссии. Падение татарского ига.
- 14. Возвышение власти московского государя. Москва – «третий Рим».
- 15. Отношения России с Западом. Василий III.
- 16. Эпоха Ивана Грозного.
- 17. Основные направления внешней политики Русского гос-ва в эпоху смутного времени.
- 18. Особенности внешней политики при Михаиле Федоровиче.
- 19. Основные задачи российской внешней политики в 50–70 годы XVII века.
- 20. Русско–турецкие войны в XVII веке.
- 21. Новые явления в дипломатической практике Русского гос-ва.
- 22. Колонизация Сибири.
- 23. Внешняя полит-ка Петра Великого.
- 24. Российская внешняя полит-ка при преемниках Петра Великого (1725–1762 гг.).
- 25. Российская дипломатия при Екатерине II и Павле I.
- 26. Внешняя полит-ка России в начале XIX в.
- 27. Отечественная война 1812г. Борьба за освобождение Европы. Александр I и «Священный союз».
- 28. Восточный вопрос в царствование Николая I. Крымская война.
- 29. Русская дипломатия после Парижского мира. Сближение России и Франции.
- 30. Расширение границ Российской империи (Ср. Азия, Кавказ, Дальний Восток).
- 31. Русско–турецкая война 1877–1878 гг. Освобождение Болгарии от турецкого ига.
- 32. Ухудшение русско–германских отношений. Заключение русско–французского союза.
- 33. Формирование противостоящих военно–полит. Союзов в Европе (Антанта и Тройственный союз).
- 34. Столкновение интересов России и Японии на Дальнем Востоке. Русско–японская война 1904–1905 гг.
- 35. Великие державы накануне всемирной схватки. Военные приготовления и подготовка об-венного мнения.
- 37. Западные союзники и Россия в 1917 году.
- 38. Выход России из войны – Брестский мир.
- 39. Мирное наступление советской дипломатии. «Прорыв» в Рапалло.
- 40. Советская внешняя полит-ка в 20–х – 30–х гг.
- 41. Ссср в борьбе за коллективную безопасность в Европе.
- 42. Начало войны в Европе. Дипломатия западных держав. «Странная война».
- 43. Советско–финская война 1939–1940гг. И ее последствия.
- 44. Расширение фашистской агрессии (май 1940 – июнь 1941гг.).
- 45. Советский Союз в Великой Отечественной войне.
- 46. Распад антигитлеровской коалиции. Новая роль ссср и сша в послевоенном мире.
- 47. Начало «холодной войны».
- 48. Решение германской проблемы. Позиции ссср и бывших союзников.
- 49. Эпоха н.С.Хрущева. Взаимоотношения со странами социализма и мировым коммунистическим движением.
- 50. Советский Союз и национально–освободительное движение.
- 51. Поиски путей к сотрудничеству с Западом: успехи и провалы.
- 52. Агрессия сша во Вьетнаме – очередной этап «холодной войны».
- 53. От «холодной войны» к разрядке и обратно к конфронтации.
- 54. Советский Союз и региональные конфликты.
- 55. Кризис мир. Социализма и коммунистического движения.
- 56. Концепция «нового полит. Мышления» и ее реализация администрацией м.С. Горбачева.
- 57. Внешняя полит-ка Российской Федерации в 1990–е гг.