logo
ЗАВЬЯЛОВ

53. От «холодной войны» к разрядке и обратно к конфронтации.

На рубеже 60‑70‑х гг. Москва начала мирное наступление. Весной 1971г. на XXIV съезде КПСС была принята программа борьбы за мир и м/ународное сотрудничество. Программа призывала: к ликвидации военных очагов в Юго–Восточной Азии и на Ближнем Востоке; к окончательному признанию послевоенных границ в Европе; к проведению общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству; к созданию системы коллективной безопасности и ликвидации военных группировок на этом континенте; к запрещению ядерного, химического и бактериологического оружия; к созданию безъядерных зон; к активизации борьбы за прекращение гонки вооружений и т.п.

30 сентября 1971 г. в Вашингтоне СССР и США подписали соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны м/у сверхдержавами, а 12 октября было объявлено о намеченном на май 1972г. визите президента Никсона в Москву, где предстояло подписать важные советско–американские соглашения.

Процесс разрядки был реакцией на агрессию США во Вьетнаме и связанную с ней гонку вооружений. К началу 70‑х гг. на Западе поняли, что СССР достиг примерного паритета в стратегических вооружениях с США и разговаривать с ним с позиции силы теперь уже невозможно. Многие лидеры Западной Европы поняли, что следование в фарватере политики Вашингтона опасно и не соответствует национальным интересам их стран. Так, президент Франции де Голль вывел свою страну из НАТО. А во время его визита в СССР 30 июня 1966г. состоялось подписание Советско–французской декларации, где обе стороны высказывались за установление атмосферы разрядки м/у всеми странами Запада и Востока; за плодотворное сотрудничество м/у всеми европейскими странами, а также за урегулирование во Вьетнаме на основе Женевских соглашений 1954г. М/у Москвой и Парижем были достигнуты соглашения о научно–техническом и эк. сотрудничестве: заключена консульская конвенция и принято решение об установлении прямой связи с Елисейским дворцом (резиденция французских президентов).

В декабре 1966г. в Париже с ответным визитом побывал А.Н.Косыгин. Сотрудничество СССР и Франции продолжалось и после ухода в 1969г. де Голля в отставку. Преемники де Голля Жорж Помпиду и Валери Жискар д'Эстен продолжили его политику, посещая СССР. В октябре 1970г. во время визита Ж.Помпиду в СССР была подписана советско–французская декларация, содержавшая призыв к созыву совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. С 1970г. Брежнев лично возглавлял советско–французские переговоры, посетив Париж в 1971, 1973, 1974 и 1977гг.

Другой страной, сыгравшей значительную роль в переходе от конфронтации к разрядке в Европе, стала ФРГ, где во второй половине 60‑х гг. к власти пришли социал–демократы, сначала, в 1966г. в качестве партнера в пр-ве «большой коалиции» вместе с христианскими демократами (блок ХДС/ХСС), а в 1969г. они возглавили пр-во «малой коалиции», в которую вместе с СДПГ вошла небольшая Свободно–демократическая партия (СВДП). Канцлером ФРГ стал Вилли Брандт (1913–1992гг.), настоящее имя Герберт Карл Фрам.

Следует отметить, что большую роль в создании атмосферы разрядки в Европе сыграли лидеры Социалистического интернационала, основанного в 1951г. Эти политики в конце 60‑х – начале 70‑х гг. возглавляли пр-ва не только в ФРГ, но и в Австрии, Швеции, Англии и в ряде других стран (Бруно Крайски, Улоф Пальме, Гарольд Вильсон и другие). Роль В.Брандта была особенно велика. В 1976–1992гг. В.Брандт был председателем Социнтерна.

Полит-ка ФРГ была такой, что вела к обострению м/н отношений в Европе и поглощению ГДР. Ярким ее проявлением была так называемая «доктрина Хальштайна», в соответствии с которой Бонн автоматически разрывал дипломатические отношения с любой страной, признавшей ГДР. В.Брандт понял опасность и бесперспективность такого пути и разработал «новую восточную политику». Консерваторы в ФРГ считали, что это увековечит раскол Германии. На деле именно эта полит-ка через 20 лет привела к воссоединению страны мирным путем еще при жизни В.Брандта.

В.Брандт резко поменял внешнеполит. курс ФРГ, перешел от конфронтации к разрядке и пошел на подписание в 1970–1973гг. Договоров с СССР, Польшей, ЧССР и ГДР, в которых признавалась нерушимость их границ и нормализация отношений с ними.

В период пребывания у власти в ФРГ социал–демократов м/у Москвой и Бонном укрепились эк. связи, Западная Германия стала главным торговым партнером среди всех западных стран.

Европейская разрядка благотворно отразилась и на советско–американских отношениях. Уже в 1968г. Президент США Никсон высказал намерение улучшить отношения с СССР. В 1970г. начались долгие и трудные переговоры по ограничению стратегических вооружений (ОСВ). Эти переговоры свидетельствовали о готовности новой администрации США отказаться от прежнего курса на достижение решающего перевеса над СССР в области ядерного оружия. Динамика гонки вооружений складывалась следующим образом. В 1961г. США имели 1746 стратегических носителей ядерного оружия, а у СССР было около 300 носителей. К 1967г. США уже имели 2323 носителя, а СССР – около 600. К 1972г. США, сохранив прежнее число носителей, увеличили число ядерных зарядов до 5700, оснастив ракеты наземного и морского базирования разделяемыми боеголовками. СССР за эти годы увеличил число носителей до 2320, что позволяло ему нанести уничтожающий ответный удар и при сохранении отставания от США по числу ядерных зарядов (2500). Таким образом ядерный паритет, с точки зрения гарантированного взаимного уничтожения при любых условиях, был достигнут.

22–30 мая 1972г. Никсон посетил с визитом СССР. Р.Никсон пошел на этот шаг поскольку осенью 1972г. должны были состояться очередные президентские выборы, война во Вьетнаме еще не закончилась, а на избирателей необходимо было произвести соответствующее впечатление. Поэтому подключение к процессу разрядки и улучшение отношений с Москвой и стало таким шагом.

В успехе переговоров были заинтересованы обе стороны и они прошли весьма успешно. 26 мая 1972г. были подписаны бессрочный Договор об ограничении системы противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах по ограничению стратегических наступательных вооружений. В соответствии с Договором по ПРО стороны согласились ограничить число районов размещения противоракетных систем двумя с каждой стороны: по одной –вокруг столиц и по одной – вокруг одного из мест нахождения шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Стороны обязались также не создавать систем ПРО морского, воздушного, космического базирования, не передавать их другим гос-вам и не размещать эти системы за пределами США и СССР.

Временное соглашение по ограничению стратегических наступательных вооружений (ОСВ‑1) предусматривало: отказ с 1 июля 1972г. от строительства новых пусковых установок МБР наземного базирования, ограничения пусковых установок баллистических ракет на подводных лодках и вообще сокращения числа современных подлодок с баллистическими ракетами. Срок действия соглашения –5 лет. При этом и СССР, и США выразили намерение вести переговоры о дальнейших более существенных ограничениях стратегических наступательных вооружений (ОСВ‑2).

Так, впервые за время «холодной войны», СССР и США договорились о реальном ограничении гонки стратегических ядерных вооружений, сокращении расходов на МБР и системы ПРО и намеревались продолжить работу в этом направлении. 29 мая 1972г. был подписан еще один документ – «Основы взаимоотношений м/у СССР и США», в котором высказывалось убеждение, что в ядерный век не существует иной основы для поддержания отношений м/у ними, кроме мирного сосуществования, несмотря на различия в идеологии и социальных системах двух стран.

Кроме этих документов, в Москве были подписаны соглашения о сотрудничестве в областях: охраны окружающей среды, здравоохранения, исследования космоса, науки и техники, предотвращения инцидентов в открытом море и воздухе. Была создана совместная комиссия по вопросам торговли.

Визит Р.Никсона в Москву явился не только м/н сенсацией, но и свидетельством того, что разрядка м/н напряженности стала свершившимся фактом. М/у Брежневым и Никсоном установились хорошие личные отношения. Брежнев был приглашен посетить США с официальным визитом, который состоялся с 18 по 25 июня 1975г. К этому времени Никсон победил на очередных выборах и закончил войну в Индокитае.

Во время визита Брежнева в США был обсужден широкий круг проблем и подписаны «Основные принципы переговоров о дальнейшем ограничении стратегических наступательных вооружений», «Соглашение о предотвращении ядерной войны» и некоторые другие документы, подтверждавшие и развивавшие дальше советско–американские соглашения 1972г.

В октябре 1973г. советско–американские отношения выдержали испытание еще одной арабо–израильской войной и некоторыми другими событиями, которые невозможно полностью перечислить. Но необходимо упомянуть о третьей в течение двух лет советско–американской встрече на высшем уровне. Встреча состоялась в Москве 27 июня – 3 июля 1974г. Р.Никсон прибыл в Москву с официальным визитом незадолго до своей вынужденной отставки, желая ее предотвратить с помощью внешнеполит. достижений. Советские лидеры стремились использовать благоприятную ситуацию и одновременно помочь Никсону. Поэтому в коммюнике об итогах переговоров подчеркивались достижения лидеров СССР и США в улучшении советско–американских отношений и создании климата разрядки.

Во время визита были заключены важные соглашения. 3 июля 1974 г. был подписан «Договор м/у СССР и США об ограничении подземных испытаний ядерного оружия». Мощность подземных взрывов с 31 марта 1976г. не должна была превышать 150 килотонн, их рекомендовалось производить как можно реже и вообще вести дело к их постепенному полному запрету. Срок действия документа был ограничен пятью годами, но с автоматическим продлением его, если не будет заключено другое соглашение или одна из сторон не пожелает выйти из договора.

3 июля 1974г. был подписан протокол к договору по ПРО от 26 мая 1972г. Теперь СССР и США согласились иметь лишь по одному району размещения систем ПРО вместо двух. Был также подписан ряд документов о сотрудничестве в области экономики, науки и техники. Вернувшись в США Никсон 9 августа 1974г. был вынужден уйти в отставку, не дожидаясь импичмента и суда («Уотергейт»). Президентом стал вице–президент Джералд Форд, который амнистировал Никсона.

Вступив в должность Д.Форд сообщил Брежневу, что прежняя внешнеполит. линия США будет продолжена. В ответ Брежнев предложил встретиться до конца 1974г. Такая встреча состоялась в районе Владивостока 23–24 ноября 1974г. После трудной дискуссии удалось добиться важных договоренностей, которые, казалось, открывали путь к скорейшему подписанию договора ОСВ‑2. Главная трудность, которую должны были преодолеть военные эксперты и политики, состояла в том, во–первых, что американцы не могли вести переговоры от имени англичан и французов, чьи стратегические ядерные ракеты Москва хотела бы учитывать как представляющие угрозу для СССР. Поэтому эти силы выносились как бы за скобки договоренностей. Во–вторых, ввиду разного геополит. положения СССР и США, ракеты среднего радиуса действия, благодаря их размещению на территории союзников США в Европе, были в отношении Советского Союза стратегическими, т.к. могли поражать цели на нашей территории. Кроме того, сложность представляли ядерные ракеты, размещенные на подлодках и бомбардировщиках. Благодаря усилиям, главным образом, Г.Киссинджера, ставшего уже госсекретарем, и А.А.Громыко удалось достичь компромисса:

Во–первых, в новом соглашении ограничению подлежали не только МБР наземного базирования и баллистические ракеты атомных подлодок, но и тяжелые бомбардировщики.

Во–вторых, каждая из сторон могла иметь в сумме не более 2400 единиц носителей стратегического оружия.

В–третьих, каждая из сторон обязывалась иметь не более 1320 баллистических ракет наземного и морского базирования с разделяющимися боеголовками.

Таким образом, вне будущего договора оставались англо–французские ракеты и американские средства передового базирования. Это была уступка со стороны СССР. США со своей стороны отказались от требования ограничений на советские тяжелые МБР и на их оснащение разделяющимися головными частями (РГЧ). Участники переговоров во Владивостоке полагали, что в ближайшее время будет подписан договор ОСВ‑2.

Апогеем разрядки явился третий, завершающий этап Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе на высшем уровне в Хельсинки 30 июля – 1 августа 1975г. Ему предшествовали два общеевропейских (с участием США и Канады) совещания министров иностранных дел – в Хельсинки (июль 1973г.) и в Женеве (с сентября 1973 по июнь 1975гг. с перерывами).

Лидеры 33‑х европейских и 2‑х североамериканских стран подписали 1 августа 1975г. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Документ подписали президенты, премьеры, генсеки: У.К.Кекконен (Финляндия), Дж.Форд, Л.И.Брежнев, Г.Шмидт (ФРГ), Э.Хонеккер (ГДР), В.Жискар д'Эстен, А.Моро (Италия), Г.Вильсон (Англия) и другие.

Соблюдение пунктов соглашения позволило бы навсегда покончить с «холодной войной». Заключительный акт предусматривал периодические встречи стран–участниц СБСЕ с целью контроля за исполнением принятых решений. В документе были сформулированы десять принципов взаимоотношений 35 стран: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету, не применение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность гос-ва; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав чел-ка и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество м/у гос-вами; добросовестное выполнение обязательств по м/ународному праву. Для СССР был важен пункт, где признавалась нерушимость послевоенных границ в Европе.

Однако постепенно на Западе стала нарастать критика политики разрядки, которую называли «улицей с односторонним движением», т.е. политикой односторонних уступок в пользу СССР. Наибольшее недовольство вызывала поддержка, которую оказывал СССР антиимпериалистической политике стран «третьего мира» и национально–освободительному движению. В 1973г. в ходе 4‑й арабо–израильской войны СССР вновь помогал Египту и Сирии. Используя советский фактор, впервые применили эк. санкции против западных стран, поддерживавших Израиль, а также национализировали активы ряда западных нефтяных компаний. На фоне санкций цены на нефть в 1973–1974гг. выросли в 3–4 раза, что привело к развитию эк. кризиса в США и Европе в 1974–1975гг.

В 1974–1975 гг. рухнула последняя крупная колониальная империя: Португалия после нескольких лет войны была вынуждена признать независимость Гвинеи–Бисау, Мозамбика и Анголы. В 1974г. в Лиссабоне произошла «революция алых гвоздик», покончившая с фашистским режимом в Португалии. К власти там пришли социалисты и другие левые. СССР предоставлял выше названным африканским колониям Португалии оружие и иную помощь. Развитие национально–освободительного движения серьезно задевало эк. и политические позиции Запада. Страны «третьего мира» стали требовать установления «нового эк. порядка», который предусматривал бы более эквивалентный экономический обмен с развитыми капиталистическими странами.

В 1974г. в Греции пал антинародный режим «черных полковников» и к власти пришли левые силы. В 1975г. в Испании скончался Франко и тут же рухнул фашистский режим. Испания стала конституционной монархией. Главную роль в стране стала играть социалистическая партия. Социалисты Испании и Португалии получали помощь от Социнтерна и СДПГ, находившейся у власти в ФРГ.

В Африке, многие страны получившие независимость, объявляли о «социалистической ориентации» своей политики и получали в этой связи всестороннюю поддержку со стороны СССР. Особенно тяжелым испытанием для разрядки стали события в Анголе, где возникла борьба м/у тремя группировками: МПЛА – Народное движение за освобождение Анголы (лидер Нето), которую поддерживали СССР и Куба, ФНЛА – Национальный фронт освобождения Анголы (лидер Роберто) – эта организация поддерживалась США и КНР и, наконец, УНИТА (Национальный союз за полную независимость Анголы), которую возглавлял Савимби, опиравшийся на поддержку ЮАР.

В августе 1975г. войска ЮАР вторглись в Анголу с юга, а отряды Савимби начали наступление на столицу Луанду, бывшую оплотом сил МПЛА. США не выразили протеста по этому поводу, кроме того, в войсках ЮАР находились офицеры связи ЦРУ. Спустя три недели, не проинформировав Москву, Ф.Кастро перебросил в Анголу десант, для помощи МПЛА. В результате таких действий Кастро СССР был вынужден послать туда свою военную помощь. США заявили, что СССР нарушил «правила разрядки».

В это же время в США набирала обороты предвыборная президентская гонка. Дж.Форд был вынужден учитывать настроения против разрядки среди влиятельных кругов США, и подписание ОСВ‑2 было отложено. Выборы 1976г. Форд проиграл, победу одержал губернатор штата Джорджия Джеймс Картер. Вступив в должность Картер внес такие предложения по ОСВ‑2, которые перечеркнули договоренности во Владивостоке. Картер предлагал еще больше сократить вооружения. СССР был шокирован отказом Картера от договоренностей во Владивостоке и не смог найти с ним общего языка. Только в 1979г. в Вене Картер и Брежнев подписали Договор ОСВ‑2 на условиях, близких к договоренностям во Владивостоке. Но ратификация его не состоялась, т.к. именно в этом году произошли революции в Иране и в Афганистане, конфликт м/у НАТО и ОВД в связи с размещением советских ракет «СС‑20» в Центральной Европе и решения НАТО о стационировании американских ракет «Першинг‑2» и «крылатых ракет» в Западной Европе.

Таким образом, начался новый тур гонки вооружений в рамках ОСВ‑1. С 1975г. началось увеличение военных расходов СССР и США. К 1980г. число ядерных боеголовок на стратегических носителях у США выросло до 10 тыс., у СССР – до 7 тыс. Подписанный в 1979г. договор ОСВ‑2, хотя и вносил качественные ограничения, тем не менее оставлял возможность для дальнейшей гонки вооружений. Размещение в Европе советских ракет «СС‑20» позволило США получить разрешение на развертывание в 1983г. в Западной Европе новых американских ракет средней дальности. В результате СССР оказался в проигрыше и с политической и с военной точки зрения.

Конец разрядки и возврат к «холодной войне» сопровождался приходом к власти в конце 70‑х – начале 80‑х гг. консерваторов, сменивших либералов и социал–демократов. Консерваторы ввели режим строгой экономии, сохранялась безработица (10–12%), сокращались расходы на социальные нужды. В 1979г. главой английского пр-ва стала М.Тэтчер, в январе 1981г. президентом США – Р.Рейган, в 1982г. канцлером ФРГ – Г.Коль и только во Франции в 1981г. к власти пришел социалист Ф.Миттеран, но и его пр-во стало вскоре осуществлять политику жесткой экономии.

После ввода в 1979г. советских войск в Афганистан мир. об-венность осудила СССР за этот шаг. Р.Рейган ввел эк. санкции против СССР, отказался от ратификации ОСВ‑2, добился принятия программы милитаризации космоса (СОИ), что означало новый виток гонки вооружений. В этих осложнившихся м/н отношениях СССР действовал негибко и консервативно, что укрепило на Западе тезис о «советской военной угрозе». К середине 80‑х гг. сложилась ситуация, которая требовала от СССР нового внешнеполит. мышления и новых инициатив, способных переломить неблагоприятные внешнеполитические тенденции.