51. Поиски путей к сотрудничеству с Западом: успехи и провалы.
Стремясь ослабить «холодную войну», сразу после смерти Сталина, советская дипломатия начала демонстрировать свои миролюбивые намерения в отношении гос-в НАТО. 30 мая 1953г. Москва заявила Анкаре, что СССР не имеет никаких территориальных претензий к Турции. СССР приветствовал подписание соглашения о перемирии в Корее 27 июля 1953г. В конце декабря 1953г. Кремль поддержал предложение, сделанное на VIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН Эйзенхауэром, о создании м/н организации по атомной энергии под эгидой ООН. 10 мая 1955г. Советское пр-во внесло в ООН предложение о сокращении вооружений, запрещении атомного оружия и устранении угрозы новый войны. 14 мая 1955г. в Варшаве представители Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, создав военно–политическую Организацию Варшавского договора (ОВД). 1955г. оказался годом многих важных м/н событий.
Но главным из них стала встреча на высшем уровне 18–23 июня в Женеве, созванная по инициативе СССР. Делегацию СССР возглавил Н.А.Булганин (в состав ее вошли Хрущев, Жуков, Молотов), делегацию США – Дуайт Эйзенхауэр (1890–1969гг.), английскую – А.Иден, французскую – Э.Фор. На Женевской встрече были рассмотрены вопросы: о германском мирном урегулировании, европейской безопасности, о разоружении и развитии связей м/у Западом и Востоком. По вопросу о германском мирном урегулировании стороны договориться не смогли. СССР боялся, что ФРГ при помощи западных стран сможет поглотить ГДР. По второму вопросу советская делегация внесла предложение заключить сроком на 50 лет договор о коллективной безопасности в Европе, осуществление которого предполагалось в два этапа: в течение первых 2–3–х лет сохранялись НАТО и ОВД, а затем их распускали, заменив системой коллективной безопасности в Европе с участием США. План не поддержали США, Англия и Франция из–за взаимного недоверия. Вопрос о разоружении был поставлен СССР таким образом: СССР, США, Китай в два приема (в течение 1956–1957гг.) сокращают свои вооруженные силы до 1–1,5 млн. чел-к, а Англия и Франция до 650 тыс. Что касается атомного и водородного оружия, то на первом этапе предполагалось запрещение его применения и прекращение испытаний, а на втором – запрещение их производства и изъятие из вооружений.
Президент США Эйзенхауэр предложил сторонам передать друг другу полные данные о вооруженных силах и предоставить взаимное право аэрофотосъемки территорий. Хрущев выступил против этого.
В целом Женевская встреча свидетельствовала о потеплении в м/н отношениях. Уже 13 августа СССР сообщил о первом сокращении в одностороннем порядке своих вооруженных сил на 640 тыс. чел-к.
В сентябре 1955г. состоялся визит в СССР К.Аденауэра – канцлера ФРГ. Были установлены дипломатические отношения м/у Москвой и Бонном. Тогда же был подписан Договор об отношениях м/у СССР и ГДР, предоставлявший Восточной Германии свободу в решении вопросов своей внутренней и внешней политики, включая ее взаимоотношения с ФРГ. Договор предусматривал тесное сотрудничество ГДР и СССР во всех областях об-венно–политической жизни и имел пункт, что он сохраняет силу до восстановления единства Германии.
В октябре 1956г. СССР восстановил дипломатические отношения с Японией. В подписанной в Москве советско–японской декларации говорилось о прекращении состояния войны м/у двумя странами. СССР согласился поддержать просьбы Токио о принятии Японии в ООН, об освобождении и репатриации на родину всех осужденных в СССР японских граждан, а также отказаться от репарационных претензий к этой стране. Более того, СССР выразил готовность передать Японии острова Хабомаи и Шикотан, но только при условии заключения мирного договора. 1956г. для м/н отношений оказался менее удачным из–за событий в Венгрии и Польше (о чем говорилось ранее).
В 1957г. СССР успешно испытал сверхдальнюю межконтинентальную баллистическую ракету. 4 октября СССР запустил первый в мире искусственный спутник Земли. В США эти сообщения вызвали шок – теперь их территория становилась уязвимой для советских ракет.
В 1958г. СССР выступил с целым рядом мирных инициатив. Хрущев, став главой пр-ва СССР предпринял новые шаги для того, чтобы договориться с США о прекращении гонки вооружений. С 31 марта 1958г. СССР в одностороннем порядке прекратил испытания ядерного оружия. Но США и Англия не последовали примеру СССР.
В сентябре 1959г. состоялся первый визит Хрущева в США. Приглашение Хрущева в США через 26 лет после установления дипломатических отношений м/у двумя странами стало мир. сенсацией и признанием того, что в «холодной войне», благодаря усилиям советской дипломатии начиналась оттепель. 18 сентября 1959г. Хрущев выступил на XVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН с предложением о всеобщем и полном разоружении.
В результате личной встречи Хрущева и Эйзенхауэра возникла возможность провести совещание на высшем уровне лидеров четырех держав и найти путь к решению ряда м/н проблем.
Усилия советской дипломатии в конце 50‑х – начале 60‑х гг. нашли отклик во Франции, после того, как президентом стал Ш. де Голль, стремившийся к восстановлению величия своей страны. Именно де Голль пригласил в марте 1960г. Хрущева посетить Париж. Французы не забыли вклад СССР в разгром фашизма, де Голль симпатизировал нашей стране и поддерживал в противоборстве с США. Хрущеву был оказан теплый прием, советско–французские отношения с этого времени заметно улучшились и продолжали улучшаться в дальнейшем.
На середину мая 1960г. в Париже была запланирована встреча на высшем уровне руководителей США, СССР, Англии и Франции, а на июнь – ответный визит Д.Эйзенхауэра в СССР. Но 1 мая 1960г., как раз накануне совещания, американский разведывательный самолет «У‑2» нарушил границу СССР и был сбит под Свердловском. Хрущев потребовал извинений. Эйзенхауэр отказался. Встреча «большой четверки» была сорвана. Эта неудача способствовала обострению напряженности в Европе и, в частности, проблемы Зап. Берлина.
И все же, 15 мая 1960г. встреча на высшем уровне в Париже была открыта. Хрущев первым взял слово и обрушился на США. Закончив свое выступление, Хрущев объявил, что Эйзенхауэр больше не является желанным гостем в СССР. После Хрущева слово взял Эйзенхауэр и предложил перейти к обсуждению запланированных вопросов. А в это время советская делегация покинула зал заседаний. Таким образом, несмотря на все усилия де Голля примирить СССР и США, встреча была сорвана самим Хрущевым. Никаких выгод от случившегося ни СССР, ни лично Хрущев не получили.
В это же время в США шла предвыборная президентская кампания, в ходе которой победу одержал кандидат от демократической партии Джон Фитцджеральд Кеннеди (1917–1963гг.). При Кеннеди увеличились военные расходы, были разорваны дипломатические отношения с Кубой, где в 1959г. был свергнут американский ставленник Батиста и к власти пришел Ф.Кастро. 12 апреля 1961г., накануне американского вторжения на Кубу, свой первый полет в космос совершил Ю.Гагарин. Это не только свидетельствовало об успехах СССР в развитии науки и техники, но и подкрепляло политические амбиции Хрущева. Советско–американские отношения не улучшались. Но 3–4 июня 1961г. в Вене состоялась встреча Хрущева с Кеннеди, где произошел обмен мнениями по вопросу советско–американских отношений и по м/ународным проблемам. Еще больше советско–американские отношения испортились в 1961г. в связи с «берлинским кризисом». Его история такова. На протяжении 50‑х гг. канцлер ФРГ К.Аденауэр неоднократно отклонял предложения СССР об объединении Германии при условии создания нейтрального, демилитаризованного гос-ва по примеру Австрии. Он рассчитывал использовать проблему раскола Германии для более радикального пересмотра итогов второй мир. войны в подходящий момент. При этом на первый план выдвигался тезис о необходимости «освобождения от коммунизма» всех стран Восточной Европы. Однако нельзя не заметить, что такое «освобождение» открывало для Германии возможность поставить вопрос о ее восточных границах. Позиция Аденауэра побуждала Хрущева искать пути укрепления положения ГДР. В конце 50‑х гг. советское пр-во предложило превратить Западный Берлин в вольный демилитаризованный город под юрисдикцией ГДР. США и ФРГ отклонили эту инициативу и продолжали использовать Западный Берлин как плацдарм для ведения «холодной войны» против ГДР. Одной из форм этой войны стала кампания по стимулированию «утечки мозгов». В 1961г. на фоне эк. бума в ФРГ резко вырос поток беженцев из ГДР через Западный Берлин. Основную массу беженцев составляли квалифицированные специалисты и молодежь. 13 августа 1961г. пр-во ГДР установило границу вокруг Западного Берлина. Так возникла «Берлинская стена». После некоторой паузы США пошли на обострение ситуации. В октябре советские и американские танки стояли по обе стороны стены в нескольких десятках метров. Опасные акции американских военных не нашли понимания у Франции и Англии. Танки были отведены по инициативе Хрущева. В том же году СССР возобновил испытания ядерного оружия, прекращенные в одностороннем порядке в 1958г.
Осенью 1962г. разразился еще более острый Карибский кризис, связанный со стремлением правящих кругов США устранить кубинское пр-во Ф.Кастро, которое проводило реформы, затрагивавшие интересы американских монополий. Попытки оказать на Ф.Кастро эк. и полит. давление успеха не имели. Напротив, они способствовали радикализации кубинской революции, которая постепенно приобрела социалистическую направленность. В апреле 1961г. ЦРУ организовало высадку на Кубе вооруженного десанта из числа кубинских эмигрантов. Однако они не получили поддержки населения и были разбиты. Правые круги США восприняли эту неудачу как опасный удар по американскому престижу и требовали реванша. Летом 1962г. Ф.Кастро, будучи уверенным в неизбежности американского вторжения, принял предложение Хрущева о размещении на Кубе советских ракет среднего радиуса действия с ядерными боезарядами. Советское руководство полагало, что иного средства спасти кубинскую революцию нет. Кроме того, появление ракет на Кубе позволяло достичь паритета с США по степени уязвимости для ядерного оружия. Дело в том, что США, окружившие СССР сетью военных баз, обладали многократным стратегическим преимуществом перед СССР (16,6:1 по числу боезарядов стратегического назначения), который не имел ни одной базы в западном полушарии.
Обнаружив 14 октября советские ракеты на Кубе, пр-во США потребовало их немедленного вывоза и установило морскую блокаду острова. Хрущев заявил о готовности убрать ракеты при условии принятия американской стороной обязательства не нападать на Кубу и убрать свои ракеты средней дальности из Италии и Турции. 29 октября, после того как над Кубой был сбит американский самолет–разведчик, ситуация обострилась. Правые круги в США требовали немедленного бомбового удара по кубинской территории. Президент Д.Кеннеди, проявив волю и ответственность, отклонил вариант силового решения проблемы. Хрущев также пошел на компромисс: миру было объявлено о согласии СССР убрать ракеты в обмен на американские гарантии о ненападении на Кубу. Что касается американских ракетных баз в Европе, то Хрущев удовлетворился устным конфиденциальным обещанием Д.Кеннеди убрать их через несколько месяцев. Обещание было выполнено.
Непосредственные итоги кризиса были явно более благоприятными для Кубы и СССР, чем для США. Однако кубинские события, в ходе которых американцы впервые почувствовали свою уязвимость от внешней угрозы, позволили ВПК США раскрутить такую гонку вооружений, которую СССР мог выдержать только путем постоянного отвлечения огромных ресурсов на оборонные нужды. Следует отметить, что в 1963г. опасность такого рода не ощущалась. Напротив, решение Хрущева и Д.Кеннеди подписать Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой (договор подписала и Англия, подписание происходило в Москве 5 августа 1963г.), последовавшие вслед за этим Договор о невыводе на орбиту космических объектов с ядерным оружием и небольшие сокращения расходов на оборону создавали впечатление о готовности великих держав идти по пути разрядки напряженности. Эта тенденция была прервана в результате загадочного убийства Д.Кеннеди осенью 1963г. Новый президент США Л.Джонсон (1908–1973гг.) занял жесткие позиции в м/н вопросах.
При президенте Джонсоне внешнеполит. курс США стал более агрессивным. Под давлением ЦРУ, Пентагона, ВПК и правых кругов была развязана война против ДРВ в 1964–1965гг. 6 августа СССР в специальном заявлении осудил действия США в ДРВ и потребовал их прекращения. 10 августа пр-во СССР выступило в защиту Кубы, которую Организация американских гос-в, под давлением США, обвинило в «агрессии»и «вмешательстве в дела другого гос-ва». Это была последняя дипломатическая акция пр-ва Н.С.Хрущева.
В октябре 1964г. весь мир с удивлением узнал, что I секретарь ЦК КПСС и глава пр-ва СССР был снят со всех постов и отправлен на пенсию «в связи с преклонным возрастом».
Подводя итоги следует признать, что, несмотря на непоследовательность и зигзаги советской внешней политики, вызванные, с одной стороны, ее дуализмом и сложностью положения дел в «соцлагере», а, с другой стороны, политикой стран Запада во главе с США, стремившихся остановить распад колониальной системы, и то, что в Вашингтоне именовали «происками Москвы», а в СССР считали «поддержкой мир. революционного процесса», в ходе «холодной войны» произошли серьезные изменения. Несмотря на то, что она продолжалась, обе стороны делали попытки снизить ее накал, наблюдалось временное потепление отношений м/у СССР и США.
Одним из серьезных достижений в этот период было то, что СССР удалось в целом несколько изменить течение «холодной войны», доказав, что при обоюдном желании обе сверхдержавы могут договариваться м/у собой и преодолевать кризисы, вызванные взаимными политическими ошибками. Хрущев стремился показать миролюбие СССР, о чем свидетельствуют его последние визиты в 1964г. в Данию, Швецию и Норвегию.
Отношения СССР со странами «третьего мира» были, в основном, очень хорошими из–за той помощи и поддержки, которую оказывала наша страна этим странам в их национально–освободительной борьбе.
Положение в соцлагере и комдвижении в эти годы существенно осложнилось. Несмотря на нормализацию отношений с Югославией не удалось вновь ее включить в систему социалистических гос-в, в ОВД, а в СЭВе югославы участвовали на правах ассоциированного члена. Оказав давление на ГДР, Польшу и Венгрию удалось их сохранить в сфере влияния СССР. С Китаем, наоборот, обострилось соперничество, которое привело к расколу среди социалистических стран и в коммунистическом движении. Все это осложняло и без того непростую м/н обстановку. Таковы были, вкратце, итоги «великого десятилетия».
- 1. Понятия «дипломатия», «внешняя политика», «геополитика». Основные источники.
- 2. Особенности Вестфальской геополитической эпохи.
- 3. Венская геополит. Эпоха.
- 4. Версальско–Вашингтонская система устройства мира после Первой мир. Войны.
- 5. Понятие «м/н отношения».
- 6. Мир. Полит. Процесс.
- 7. Типология конфликтов.
- 8. М/ународное положение Древней Руси.
- 9. Удельные княжества и особенности их внешней политики.
- 10. Русские княжества в период монголо–татарского нашествия.
- 11. Внешняя полит-ка Великого Новгорода.
- 12. Внешняя полит-ка русских княжеств в XIII – первой половине XV вв.
- 13. Эпоха Ивана III. Объединение Великороссии. Падение татарского ига.
- 14. Возвышение власти московского государя. Москва – «третий Рим».
- 15. Отношения России с Западом. Василий III.
- 16. Эпоха Ивана Грозного.
- 17. Основные направления внешней политики Русского гос-ва в эпоху смутного времени.
- 18. Особенности внешней политики при Михаиле Федоровиче.
- 19. Основные задачи российской внешней политики в 50–70 годы XVII века.
- 20. Русско–турецкие войны в XVII веке.
- 21. Новые явления в дипломатической практике Русского гос-ва.
- 22. Колонизация Сибири.
- 23. Внешняя полит-ка Петра Великого.
- 24. Российская внешняя полит-ка при преемниках Петра Великого (1725–1762 гг.).
- 25. Российская дипломатия при Екатерине II и Павле I.
- 26. Внешняя полит-ка России в начале XIX в.
- 27. Отечественная война 1812г. Борьба за освобождение Европы. Александр I и «Священный союз».
- 28. Восточный вопрос в царствование Николая I. Крымская война.
- 29. Русская дипломатия после Парижского мира. Сближение России и Франции.
- 30. Расширение границ Российской империи (Ср. Азия, Кавказ, Дальний Восток).
- 31. Русско–турецкая война 1877–1878 гг. Освобождение Болгарии от турецкого ига.
- 32. Ухудшение русско–германских отношений. Заключение русско–французского союза.
- 33. Формирование противостоящих военно–полит. Союзов в Европе (Антанта и Тройственный союз).
- 34. Столкновение интересов России и Японии на Дальнем Востоке. Русско–японская война 1904–1905 гг.
- 35. Великие державы накануне всемирной схватки. Военные приготовления и подготовка об-венного мнения.
- 37. Западные союзники и Россия в 1917 году.
- 38. Выход России из войны – Брестский мир.
- 39. Мирное наступление советской дипломатии. «Прорыв» в Рапалло.
- 40. Советская внешняя полит-ка в 20–х – 30–х гг.
- 41. Ссср в борьбе за коллективную безопасность в Европе.
- 42. Начало войны в Европе. Дипломатия западных держав. «Странная война».
- 43. Советско–финская война 1939–1940гг. И ее последствия.
- 44. Расширение фашистской агрессии (май 1940 – июнь 1941гг.).
- 45. Советский Союз в Великой Отечественной войне.
- 46. Распад антигитлеровской коалиции. Новая роль ссср и сша в послевоенном мире.
- 47. Начало «холодной войны».
- 48. Решение германской проблемы. Позиции ссср и бывших союзников.
- 49. Эпоха н.С.Хрущева. Взаимоотношения со странами социализма и мировым коммунистическим движением.
- 50. Советский Союз и национально–освободительное движение.
- 51. Поиски путей к сотрудничеству с Западом: успехи и провалы.
- 52. Агрессия сша во Вьетнаме – очередной этап «холодной войны».
- 53. От «холодной войны» к разрядке и обратно к конфронтации.
- 54. Советский Союз и региональные конфликты.
- 55. Кризис мир. Социализма и коммунистического движения.
- 56. Концепция «нового полит. Мышления» и ее реализация администрацией м.С. Горбачева.
- 57. Внешняя полит-ка Российской Федерации в 1990–е гг.